Проект театр мод «Имидж»
методическая разработка на тему

Проценко Елена Николаевна

 

Аннотация: данный проект направлен на приобщение детей к миру костюма, участие в театрализованных показах мод, развитее эстетического взгляда на мир. Способствует социальной адаптации в условиях современного мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obosnovanie_voznikshey_problemy.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Проект театр мод «Имидж»

Проценко Е.Н.

БОУ г. Омска «Гимназия№159»

Сайт

Аннотация: данный проект направлен на приобщение детей к миру костюма, участие в театрализованных показах мод, развитее эстетического взгляда на мир. Способствует социальной адаптации в условиях современного мира.  

Развитее творческого потенциала учащихся, абстрактного мышления, чувства равновесия и сочетания коллекции. Приобретение знаний из истории моды, которые в свою очередь способствуют познаниям о тенденциях прошлых лет.

Приобретение коммуникативных навыков, умение работать в группе, работать самостоятельно и при этом прислушиваться к мнению окружающих. Данный проект способствует развитию индивидуальности учащихся, позволяет проявлять себя и реализовывать свои замыслы по средствам создания коллекций.

На базе данного проекта было создано 13 коллекций; разработан план занятий с участниками театра мод; ежегодное участие в конкурсах областного, городского и районного типа.

Тезисы.

Сегодняшний покупатель, имея большой объём информации о модной одежде, стал более требовательным. Мало шить просто качественно, современная одежда должна быть на полшага впереди с точки зрения актуальности, интересного, стильного решения модели, качества ткани; обеспечивать хорошую посадку на фигуре. Развитие производства одежды выдвинуло свои жёсткие и во многом уже чётко определённые требования. На предприятиях нужны художники, способные оперативно создавать модели по возникающей в ходе работы необходимости. Художник должен быть знатоком технологии, конструирования текстиля и фурнитуры, типологических особенностей всех групп потребителей и многого другого, с чем неразрывно связан дизайн одежды.

Многочисленные проблемы, все более очевидно проявляющиеся в общем и профессиональном образовании во многих странах мира, подтолкнули педагогов к поиску новых путей развития. Это обусловлено тем, что на современном этапе развития постиндустриального общества особенно актуальна потребность в таких специалистах, которые могли бы находить эффективные решения с учетом сложности и неоднозначности окружающей нас реальности.

 Если говорить об общеобразовательной школе, то современный выпускник должен не только хорошо владеть знаниями, умениями и навыками в рамках школьной программы, но и ориентироваться в той ситуации неопределенности, в которую он попадает, выходя из школы. Для этого он должен уметь предвидеть проблемы и находить пути их решения, искать информацию, продумывать и выбирать варианты действий. Выпускник должен развить в себе творческие способности, чтобы решать новые для себя задачи.

 Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний и умений учащихся, развитием их творческих способностей в учебно-воспитательном процессе, убеждаемся в том, что максимум усилий необходимо направлять на формирование интереса к учебе. Стимулом к этому является не только успешное овладение знаниями и умениями, но и возможности проявить свою творческую индивидуальность.

Проект театр мод «Имидж» предполагает изучение основ проектирования и дизайна в рамках дополнительных внеурочных занятий. Данный проект позволяет освоить основы современного подхода к проектированию и созданию коллекции.

Творческая деятельность учащихся развивается с помощью интеграции содержания с общеобразовательными предметами: черчение, английский язык, история Омской области, математика, русский язык, литература и дополнение история моды (на занятиях в театре мод, отводится большая часть времени на ознакомление с историей моды, во всех странах и во все времена).

Каждый год обучения заканчивается изготовлением и представлением коллекции. Это способствует продуктивному решению индивидуального выбора учащихся и реализации творческого потенциала.

Формирование мировоззрения учащихся о системе технологической преобразующей деятельности человека, результатах, последствиях и тенденциях развития, а также ценностно-ориентированной на достижение высокого результата личной деятельности в условиях свободы выбора и конкурентной состязательности личности.

Проект по дополнительному образованию детей школьного театра мод, является прикладным, носит практико-ориентированный характер и направлен на формирование у школьника стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное, желание изучать театральное мастерство. Обучение по данном проекту создаёт благоприятные условия для знакомства учащихся с основными вопросами теории моды, законами художественной формы, цветового решения и спецификой текстильных материалов, технологией изготовления швейных изделий и сценических костюмов, приобщает детей к саморазвитию творческих способностей посредством расширения кругозора в области дизайна современной одежды.

 Проект разработан на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области “Технология”, в которой на уроках недостаточно освещается специальность художников-проектировщиков костюма, а также практически не касается истории костюма и основ его проектирования.

 Возраст обучающихся – 12–17 лет. Содержание данного проекта качественно отличается от школьного курса, так как для достижения цели проекта предусмотрены занятия по композиции, теории моды, макетированию, истории костюма, основам народного кроя и основам сценического и подиумного мастерства.

Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога проводится в целях привития им навыков исследовательского характера в самостоятельном изыскании новых решений проблемных вопросов теории изучаемых дисциплин, закрепления и углубления теоретических знаний. Самостоятельная работа учащихся осуществляется по заданию и под руководством педагога с последующим представлением выполненной работы на заданную тему.

  Учащиеся должны знать: основы дизайна и теории моды; основные моменты истории костюма; основные понятия и термины, использующиеся в художественном проектировании; категории, свойства и средства композиции; этапы проектирования коллекции одежды, основные тенденции в современной моде.

Учащиеся должны уметь: использовать знания средств и свойств композиции на практике; разработать проект по изготовлению коллекции костюмов на заданную тему; точно и аккуратно выполнять все этапы создания костюма; свободно оперировать полученными знаниями в реальной жизни.

Региональный компонент в проекте реализуется через участие в конкурсах, фестивалях, смотрах, ярмарок, посвященных национальным праздникам России на уровне области, города и гимназии.

 Театр «Имидж» – это не только коллекции, которые представлены на конкурсах. Это люди, это педагоги, это дети, это большой дружный коллектив. Каждый из этого коллектива является гениальным выдумщиком, терпеливой швеёй, создателем образа на сцене. Костюмы, головные уборы, обувь… «От» и «до» со своей моделью – это стиль жизни «Имидж».

Коллектив "Имидж" – это крепкий союз единомышленников педагогов, детей и родителей.

Проект театр мод «Имидж»

Проценко Е.Н.

БОУ Гимназия №159

Сайт

Обоснование возникшей проблемы:

Уже сегодня путь в будущее лежит через нравственно – духовное возрождение личности. Поистине, школа нуждается не столько в реформах образования, сколько в постоянном духовном труде педагогов, так как школа не просто место для получения знаний, она – центр детского общения, где впервые узнаются и усваиваются человеческие ценности, духовные и мыслительные ориентиры.

Необходимо, чтобы каждый человек, какое бы дело он ни делал, за что бы не брался, помнил о необходимости затрачивать часть своего времени на накопление внутри себя добрых полезных сил, без которых все остальные дела становятся бессмысленными и вредными.

Цель  проекта:

 Приобщение детей к миру культуры костюма через создание и постановку театрализованных представлений коллекций моделей одежды, что способствует формированию художественного вкуса  и социальной адаптации подростка.

 Гипотеза проекта, заключается в предположении, что реализация образовательного проекта будет эффективной, если: создаются благоприятные условия для творческого роста и получения обучающимися нравственных, эстетических знаний и предметных компетентностей по истории моды, костюма и культуры общества во все времена; соблюдается личностно – ориентированный подход в практической деятельности учащихся.

Задачи  проекта:

Обучающие:

•    обучить знаниям в области культуры одежды,  технологической культуры и  технологического  образования;

• обучить детей  решать творческие задачи в процессе работы над индивидуальными и коллективными проектами;

•    обучать освоению творческой деятельности в пространстве моды;

•    формировать  навыки  коммуникативной культуры;

•    познакомить с миром профессий, связанным с тематикой проекта.

Воспитывающие:

•    воспитать  в детях художественный вкус, умение гармонически сочетать свой облик и стиль с костюмом;

• воспитывать стремление к творческой самореализации и самосовершенствованию;

•    воспитать чувство ответственности за выполненную работу;

•    воспитывать чувство коллективизма .

       

Развивающие:

•    развивать способности к совместной творческой деятельности;

• выявлять и раскрывать индивидуальные творческие способности  подростка;

•    развивать  образное мышление и фантазию;

•    развивать у  обучающихся потребность трудиться;

•    развивать проектное мышление и способность действовать в проектной группе;

•    развивать способности анализировать свою деятельность.

В своей работе основываемся на принципах мультикультурного и гуманистического образования:

1. Персонификация – учет задатков и возможностей каждого ребенка в процессе обучения и воспитания, социализации. Ориентация на самоопределение и самовоспитание личности.

2. Толерантность – учет мнений других людей, интересов, традиций, культур.

3. Принцип демократизма – признание равных прав и обязанностей, представление ребенку максимальной свободы и создании эмоционально- комфортного климата.

4. Сотрудничество – объединение целей детей и взрослых, общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общая целеустремленность в будущее и взаимная поддержка.

5. Духовность – воспитание человека высокой культуры и высокой нравственности.

Ожидаемые результаты.

  1. Развитие творчества и художественной инициативы.
  2. Развитие эстетической, эмоциональной культуры, активного эстетического отношения к действительности.
  3. Формирование понятий о стилевом характере решения композиции костюма.
  4. Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи.
  5. Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, ответственности, бесконфликтности общения, культуры поведения.
  6. Формирование художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры.
  7. Повышение квалификации учителей технологии.
  8. Оформление кабинета технологии.
  9. Повышение интереса к  технологическому образованию в рамках гимназии.

Годы реализации проекта:

1999-2000 гг.

  1. Изготовление коллекции «Очаровательный каприз»

2000-2001 гг.

  1. Изготовление коллекции «Волшебная радуга»

2001-2002 гг.

  1. Изготовление коллекции «Черепашка Наташка»

2002-2003гг.

  1. Изготовление коллекции «Чудеса в чемодане»

2003-2004гг.

  1. Изготовление коллекции «Гламур»

2005-2006гг.

  1. Изготовление коллекции «Бубен шамана»

2006-2007гг.

  1. Изготовление коллекции «Волшебная прогулка в саду»

2007-2008гг.

  1. Изготовление коллекции «Проводы зимы»

2008-2009гг.

  1. Изготовление коллекции «Весенний свинг»

2009-2010гг.

  1. Творческий отпуск

2010-2011гг.

  1. Изготовление коллекции «Оля-ля»

2011-2012гг.

  1. Изготовление коллекции «Дело в шляпе»

2012-2013гг.

  1. Изготовление коллекции «Зимние забавы»

История происхождения.

Ничто так не связано с жизнью человека, с особенностями его быта и культуры, как костюм. Возникнув как средство защиты человека от воздействий внешней среды, он на всем протяжении истории человеческого общества отражал и отражает изменение эстетических идеалов, общественного вкуса.

 Одежда удовлетворяла не только утилитарные потребности человека, но и запросы чисто эстетические. Она формировала внешний облик людей, косвенно отражая их внутренние качества: характер, привычки и, конечно, художественный вкус. Когда же, собственно, возникла мода? Естественно, значительно позже появления устойчивого национального костюма. Конечно, он тоже менялся, но изменения эти шли настолько медленно, что ничего общего с нашей быстротекущей модой у него не было, а самое главное, эти перемены были стихийными, и единственное, что их вызывало, это появление новых материалов.

 Многие советские искусствоведы, в том числе Э. Венде, считают, что мода родилась в XII—XIII веках с развитием международных отношений и усилением торгового обмена, когда в одежде стали появляться элементы, использование которых нельзя объяснить необходимостью или развитием эстетического вкуса: например, шляпа высотой в метр, шлейфы длиной в сажень, сверхузкие мужские панталоны, в которых было невозможно сесть, или загнутые носки туфель, подвязывавшиеся шнурами и цепочками.

 Некоторые западные ученые называют более поздний срок, определяя моду как одно из явлений неомании (мании новизны), которая возникла в нашей цивилизации с зарождением капитализма.

 Трудно сказать, кто прав в этом споре. Важно одно, что практически до конца XIX столетия круг людей, вовлеченных в орбиту моды, был крайне невелик. Позволить пользоваться ее плодами, откликаться на ее предложения мог далеко не каждый.

 Костюм раба, землепашца, ремесленника был всегда прост до примитивности. До XIII века это чаще всего набедренная повязка или длинная, до колен, рубаха. Зато одежда знати изобиловала такими «находками» портных, такими необыкновенными деталями, что если взять за основу один из шуточных признаков моды — игнорирование основных требований, предъявляемых к одежде,— средневековые швейники добились колоссальных успехов, а авторитет законодателей моды, предлагавших столь неудобные фасоны, был несказанно высок. Правда, следует отметить, что подкреплялся он такими серьезными аргументами, как армия, суд и церковь, поскольку законодателями моды в то время чаще всего выступали королевские дворы.

Например, в XVI веке испанский двор ввел моду на короткие штаны-буфы. Для придания им большей округлости штаны набивались конским волосом или паклей. Сверху надевался чехол из дорогой ткани. Насколько было «удобно» в таких штанах в жаркую погоду, объяснять не стоит.

 При дворе Людовика XIV шляпы было принято носить в руке. Из-за введения им в моду огромных париков шляпа стала совершенно бесполезным атрибутом костюма. А вот при бургундском дворе в XV веке щеголи носили по две шляпы. Одна на голове, вторая — на ремешке за спиной. История моды знает немало подобных казусных одеяний, хотя вершиной всего я считаю юбки, предложенные мужчинам голландским послом в Париже Рейнгравом ван Сальмом. Несмотря на всю абсурдность этой юбочки, которая надевалась поверх штанов, мода на нее продержалась почти сорок лет.

 В любом случае каждое новое модное предложение работало только на одну цель — подчеркнуть привилегированное положение знати и неприятие ею труда в любой форме.

 За примерами далеко ходить не надо. Вспомним хотя бы боярскую ферязь — особый вид кафтана из дорогой ткани. Шили ее на подкладке, иногда и на меху. Ферязь была широкой в подоле, до трех метров, с длинными, свисающими до земли рукавами. Надевали ее следующим образом: в рукав продевали лишь одну руку, собирая его во множество сборок, другой же рукав спускали до земли. Благодаря этому кафтану и появилось выражение «работать спустя рукава».

Знатные вельможи на Руси носили закрытые кафтаны с разноцветной вышивкой, из дорогих материалов шились плащи, которые скреплялись большой золотой или серебряной пряжкой с драгоценными камнями. Не отставали от мужчин и женщины. Появившиеся в XIV веке в женском гардеробе сарафаны в богатых семьях шились из восточных тканей, с которыми Россия только познакомилась, — парчи, атласа, тафты. Кокошники и кички украшались жемчугами.

 В принципе те же формы одежды бытовали у других слоев населения с той только разницей, что шила ее беднота из холста и сермяги. Введенный Петром I европейский костюм несколько потеснил народный, однако коснулось это лишь зажиточных слоев русского общества. Народные массы остались, несмотря ни на что, верными привычной одежде, традиции которой переходили из века в век.

Великая Французская революция! На весь мир звучал призыв к Свободе, Равенству, Братству. Вдохновленный примером демократов древности, стараясь перенести в сегодняшний день не только идеи демократии, строгость нравов, но и эстетические идеалы, Конвент заказывает Жаку Луи Давиду костюмы для граждан республики, К сожалению, они получились у художника слишком театральными и в быт парижан не вошли. Однако идеи эти окончательно не были забыты, и через некоторое время античность вновь стала популярна.

  После 1789 года буржуазия приняла от аристократии эстафету парижской элегантности. Расширение клиентуры немедленно вызвало и увеличение цеха портных-кyтюрье, которые постепенно сумели захватить власть над умами парижан и парижанок. Если раньше портные только выполняли заказы своих клиентов, то теперь они рисковали навязывать им свои предложения, которые скорее подчинялись требованиям морали того времени, чем истинному предназначению одежды. Классовая элегантность — воплощение бесполезности и искусственности — царила до начала нашего века.

 С расширением круга потребителей появилась необходимость и в специализированной одежде: для работы, отдыха, праздника, спорта, путешествий. Возникла новая концепция одежды, когда женщинам предоставлялась свобода выбора. Мода вполне удовлетворяла спрос, и хотя подчас она шла окольными путями, но все-таки двигалась вперед и вперед.

 Но вот на сцене появился английский костюм — одно из революционных нововведений того времени. Островное положение Англии, сам колонизаторский стиль эпохи, частые путешествия, образ жизни буржуазии, стоящей у власти, занятия спортом — все это требовало нового, удобного практичного костюма. Англия была куда демократичней соседней Франции, а главное — представители ее правящего класса были куда практичнее. Даже дворяне занимались наживанием денег.

  Английская мода была усвоена настолько стремительно и настолько безоговорочно, что иностранцу, считавшему Париж законодателем мод, вполне естественно казалось, что все эти новые явления — изобретения ветреных французов.

 Девятнадцатое столетие. Мощный технический прогресс, изменение социального состава общества, резкое увеличение населения городов создают условия для завершения процесса формирования единого европейского городского костюма. Он все больше утрачивает черты местного и национального своеобразия. Развитие моды идет очень интенсивно, но затрагивает в основном женскую одежду.

  В то же время подобная вакханалия в женской моде, казалось, совершенно не затронула костюм «сильной половины» человечества. Наоборот, он все больше стабилизировался и становился консервативным. Мужчины решительно отказывались от пестроты и украшений.

 Именно в XIX веке возник практичный будничный пиджак, очень похожий на теперешний. С тех пор, меняя только названия, он остается основным элементом мужской одежды. Понемногу и жилет становится все менее пестрым и ярким, и единственным красочным пятном остается галстук.

 Цветовая гамма тоже была весьма скудной, приглушенной и состояла из черных, серых, коричневых и синих тонов. Простота и непритязательность стали основными принципами одежды мужчин.

 Начало XX века вызвало появление стиля модерн. В моду вошли экстравагантные одежды из бархата, тафты, шифона. Снова женщины укладывают волосы в высокие прически. Огромные шляпы, щедро украшенные страусовыми перьями, искусственными цветами и чучелами птиц. Боа из лебяжьего пуха. Роскошные палантины и шифоновые шарфы, прикрывающие обнаженные плечи.

 Эпоха декаданса принесла с собой новые, изощренные формы, изысканность и утонченность, вычурность и нарочитое пренебрежение к заботам и тревогам своего времени.

С войной стиль модерн выходит из моды. Он сменяется простотой одежд, короткими прическами. В моду прочно входят брюки для женщин. Это объяснялось тем, что в годы войны многим женщинам приходилось выполнять грязную, тяжелую работу, которая перешла к ним после того, как миллионы мужчин отправились на фронт. Женщины водили трамваи, трудились у станков на заводах и фабриках, работали электриками, собирали хлеб. Рабочая одежда не рассматривалась как часть моды. Наоборот, она была скорее «антимодой» в смысле своей антиэстетичности, униформой. И тем не менее брюки вошли в словарь моды, так же как и отдельные элементы военной формы.

 Женщины после войны стали более уверенными в себе, более независимыми. Многие из них уже не хотели быть домашними хозяйками, поварихами, медсестрами или портнихами. В результате долгих лет рационирования еды они стали более стройными и подтянутыми. В послевоенный период приобретает популярность спортивная форма одежды, в которой было легче жить и работать. Деловая, свободная мода стала основным направлением развития костюма на последующее десятилетие.

Новый этап в истории моды начался после Великой Октябрьской социалистической революции. В трудное время революционных преобразований, конечно, не ставился вопрос о проблемах одежды как особого искусства. Перед народом и страной стояло множество важных и насущных задач. Но история советского моделирования  одежды берет свое начало именно с октябрьских дней 1917 года.

 Революция, изменяя внутреннее содержание жизни, сказалась и на внешних ее формах, в частности и на одежде. Победивший класс — пролетариат принес качественно иное отношение к миру вещей. Гражданам рабоче-крестьянского государства, людям освобожденного труда был нужен костюм, созвучный идеалам наступившей эпохи.

  В 1919 году в многомиллионной стране насчитывалось всего десять швейных объединений, большинство из которых работало на армию. Эти небольшие фабрики, естественно, не могли справиться с запросами внутреннего рынка. Не хватало тканей, текстильные предприятия выпускали в основном полотно, холст, солдатское сукно, низкие сорта шерсти, байки, гаруса, бязи и ситца.

 Плохо было и с оборудованием. Основную массу составляли допотопные машины с ручным и ножным приводом. Не хватало кадров. Среди швейников оказалось немало людей, прежде не имевших отношения к производству одежды. Не было никакого опыта и в работе над костюмом для масс, такого, например, какой был в странах Запада. До революции вся российская швейная промышленность практически состояла из ателье и кустарных мастерских.

 Такова была отправная точка, с которой приходилось начинать советскому моделированию. И все же, несмотря на эти трудности, задача создания отечественной швейной промышленности была поставлена на повестку дня. Через два года после революции организован Центральный институт швейной промышленности. В докладной записке о нем говорилось: «Переход к социалистическому строительству производства выдвигает необходимость ликвидации мастерских мелкокустарного типа и создания крупных предприятий фабричного производства с наилучшим техническим и санитарно-гигиеническим оборудованием на основе наименьшей затраты трудовой энергии и нейтрализации вредных условий производства, с одной стороны, и установления новых форм одежды в отношении гигиены, удобства, красоты и изящества — с другой».

 В 1922 году в Москве основан первый в стране Дом моделей — «Ателье мод», первоначально называвшийся «Центром по становлению нового советского костюма». Среди его создателей были Ольга Сеничева-Кащенко — первый директор «Ателье мод», Вера Мухина — будущий знаменитый скульптор, Екатерина Прибыльская, ставшая затем крупным специалистом в области прикладного искусства, художник-станковист и театральный декоратор Александра Экстер, известные живописцы Б. Кустодиев, И. Грабарь, К. Петров-Водкин.

 Особое место в истории советского моделирования по праву отводится Надежде Петровне Ламановой. В прошлом портниха императрицы, Ламанова, известность которой перешагнула границы России, ни минуты не задумываясь, сразу приняла революцию, отдав служению народу весь свой талант, весь свой опыт, все свои силы.

 Своими работами она проложила дорогу для создания отечественной, социалистической школы. Ее статьи и высказывания стали первым теоретическим обоснованием принципов этой школы. Формула Ламановой «Для чего предназначается костюм — его назначение, из чего делается костюм — его материал, для кого он делается — фигура и как он делается — какова его форма» являлась основополагающей для многих советских дизайнеров.

 Одной из задач Художественной мастерской современного костюма, возглавляемой Ламановой, было создание простой и функциональной одежды для трудящихся. Надежда Ламанова требовала упрощения, но не примитивизации. Она практически была первым модельером, который обратился к столь широкой аудитории. Еще ни один художник мира не работал на такого заказчика. Сделать одежду народа интересной, разнообразной, красивой и в то же время практичной и удобной — такую цель не ставил еще никто до нее.

 Впервые в истории художники-модельеры обратились к широким народным массам, заказчиками, потребителями домов моделей стали сотни рабочих и крестьян, граждан нового мира. Можно смело сказать, что сегодняшняя школа советского моделирования является закономерной продолжательницей традиций, заложенных еще в 20-х годах Ламановой и ее сподвижниками.

Период «Междувластия»

 Вот что удивляет, когда мысленно перелистываешь страницы недавней истории: чем ближе к сегодняшним дням, тем уже и круче становятся витки той спирали, по которой происходит развитие моды. В самом деле, если обратиться к примерам хотя бы двух последних десятилетий, то можно легко убедиться в том, что буквально каждый минувший год привносил в моду нечто новое, возвращаясь то к классическому женственному образу, то к дореволюционному стилю модерн, то к деловому силуэту послевоенных лет, то к спортивным линиям или к вызывающим футуристическим нарядам. Казалось, в этом хаосе предложений дизайнеров нет никакой логики, никакой направляющей идеи, а сама мода потеряла дыхание в немыслимой гонке, не оставляющей времени ни для расцвета, ни для широкого признания.

 В истории моделирования еще не было такого прецедента, когда столь часто менялась длина платья. Многие из нас, наверное, хорошо помнят, какой эффект произвело появление на улицах — сначала западноевропейских городов, а затем и во всем мире — девушек в мини-юбках. Произошло это в середине 60-х годов, когда явно наметилась тенденция моды к раскрепощению человека, которому в условиях мобильного, техницизированного, стремительного десятилетия требовался соответствующий духу времени образ, новое внешнее обличив.

 Одним из наиболее смелых пионеров моды 60-х годов стал Андре Курреж. Значение его нововведений не ограничивается лишь изменениями в длине платья. Выдающийся французский модельер сумел чутко угадать настоятельные требования времени. Он нашел новый образ для своих современников, и те с радостью и готовностью приняли его. Силуэт стройной, спортивно сложенной девушки, чем-то напоминавший послевоенный идеал, женщины-мальчика, получил массовое признание. Миллионы людей увидели в Курреже «своего» модельера. И это может показаться парадоксальным — ведь он типичный представитель «высокой моды», создающий свои модели для узкого круга лиц.

 Никогда еще одежда не отличалась подобной раскованностью и свободой. Она не была призвана скрывать недостатки, а наоборот, служила стимулом к тому, чтобы женщина начала заботиться о своей фигуре. Курреж новаторски ввел в «высокую моду» женские брюки, удобные плоские каблуки, смелые цветосочетания, одним из первых стал использовать пленочные материалы. Он создавал не просто пальто и не просто платья, а проектировал весь образ в целом, не забывая о деталях и аксессуарах.

  Начиная с середины 60-х годов, художники-модельеры, казалось, позабыли о женщинах среднего возраста и единодушно переключились на новую аудиторию — молодежь. И сама мода словно помолодела. Помолодели и наши женщины. Правда отнюдь не всем им была к лицу одежда, подходившая лишь высоким, стройным, длинноногим.

 Именно в это время впервые заговорили и о Пьере Кардене. В 1967 году он, вопреки существовавшим правилам, показал смешанную коллекцию, состоявшую как из женских, так и из мужских моделей. Причем и те и другие были созданы,  исходя из единых или близких принципов. Вышедших на «язык» демонстрационного зала юношей и девушек Карден одел почти одинаково: свитера, брюки джинсового типа пли соответственно мини-юбки, сапоги с отворотами. Позднее он ввел в обиход короткие, плотно облегающие кожаные куртки, испещренные маленькими пли большими декоративными «молниями». В этом же году Карден показал и свои сарафаны с круглыми вырезами, напоминавшими иллюминаторы. Надевали эти сарафаны чаще всего с изящными свитерами и связанными в крупную резинку колготками.

 Курреж и Карден, каждый по-своему, сумели своим творчеством перестроить привычное мышление людей, их отношение к костюму. В этом смысле они были истинными революционерами в своей области.

 Популярность образа женщины-подростка держалась до конца десятилетия. Наконец, мода на мини достигла точки своего вырождения. И тогда появились макси. Правда, привились они не сразу. Еще в 1967 году некоторые дома моделей привезли на первый московский международный фестиваль мод несколько моделей длинных платьев и пальто. Но старая мода, видимо, еще слишком крепко держала женщин в своей власти.

 Макси завоевали умы и рынки в начале 70-х годов. Сотни модельеров во всех странах мира стали разрабатывать это новое направление. Даже Андре Курреж, правда, скрепя сердце, изменил своей теме. «Я стою перед лицом реального спроса. Настаивать сейчас на коротком платье бессмысленно»,— оправдывался Курреж и предрекал, что новая длина продержится недолго. «История моды, как и всякая другая история, развивается не по прямой, а по синусоиде,— заявил он.— Сейчас мы внизу кривой, но скоро она безусловно поднимется».

 Курреж оказался прав. Господство макси длилось недолго. Неудобное макси послужило в свою очередь толчком к возвращению классического стиля. Все это напоминало маятник, который проделал путь от мини к макси и остановился на привычной «золотой» середине.

 Семидесятые годы вошли в историю как десятилетие освобождения моды. Этот процесс, начавшийся в 1968 году, стал еще более острым после того, как в начале 70-х годов произошел «взрыв», который, правда, оказался в конце концов не более чем хлопком мыльного пузыря: юбка-миди, которую пытались навязать модельеры, перестала пользоваться успехом и встретила шумное сопротивление как женщин, так и мужчин. Наступил конец диктата в моде.

 Наибольшего успеха в это десятилетие добился Ив Сен-Лоран. Представив на суд публики целый ряд блистательных коллекций, этот французский модельер, скромный малоизвестный юноша, сумел захватить лидирующие позиции и оказал сильное влияние на вкусы женщин во всем мире.

 Он проявил буквально сверхъестественную интуицию, последовательно предлагая новый стиль в тот момент, когда публика «созревала» для него. Подобно Шанель, перед которой он просто преклонялся, Сен-Лоран стал создателем собственного направления в моде. Он также четко знал, когда необходимо внести изменения в свои модели, и делал это каждый раз, как только кто-либо начинал его копировать.

 Мода в представлении Сен-Лорана — это виртуозное маневрирование между простотой и классическим направлением, с одной стороны, и безудержной фантазией — с другой. Однако даже самые его экстравагантные вещи становятся со временем классикой, как это было, например, с созданным им пальто в русском стиле. Он известен благодаря своим моделям в классическом стиле — блейзеру, кильту — юбке типа шотландской, пелерине, ботинкам, вещам из вельвета на каждый день и эффектным брючным ансамблям.

 Но вернемся к началу минувшего десятилетия, которое Джорджина Хауэлл в своей книге «Шесть десятилетий моды» окрестила «неопределенными семидесятыми» в противовес «революционным шестидесятым». Они и в самом деле были наиболее неопределенным и противоречивым периодом в истории моды. Судите сами.

 1971 год. Умирает Шанель. Промышленники, выпускающие миди, в тревоге, а женщины в бешенстве от их продукции.

 1972 год. Джинсы, яркие брюки, вещи в мещанском стиле — «кич». Многие сомневаются, выживет ли «высокая мода» (она все-таки выстояла). Джинсы — дешевые, эффектные и сексуальные — заполнили города. Предприимчивый Пьер Карден снова быстро пошел вверх, организовав производство джинсов с именем дизайнера на ярлыке. Отошла в прошлое мода хиппи. Однако в целом это довольно скучный и малоинтересный период.

 1973 год. Возврат к образу «роковой женщины». И в то же время неизменный интерес к моделям в стиле рабочей одежды.

 1974 год. Продолжается рост популярности готовой одежды. На сцену моды в Париже и Лондоне выходят женщины-модельеры — Джин Мьюр и Сандра Роудс, сменив еще недавно столь известных Мэри Куант и Бибу. Юбки становятся длиннее, однако не доходят до размера миди, который так и не сумел завоевать себе место под солнцем. Вновь в моде костюмы, так же как и аксессуары — шляпки, перчатки. На смену надоевшим вечерним нарядам до пола приходят платья до лодыжек.

 1975 год. Спортивный стиль отходит в прошлое, так же как и джинсы, тенниски, кожаные куртки. Возврат к естественности и к кружевному белью.

 1976 год. Ноги, ноги и еще раз ноги. Итальянцы начинают оттеснять парижских дизайнеров. В Париже Сен-Лоран показывает коллекцию в стиле «Гранд-Опера», отмечая тем самым возврат к «высокой моде».

 1977 год. Фривольная нота в моде. Популярны атлас и перья. Год шалей и платков.

 1978 год. «Гвоздь» сезона — подбитые плечи, одежда в военном духе и стиле лондонских «панке». Узкие брюки и платья с разрезом. Броские ювелирные изделия.

 1979 год. Возврат к коротким юбкам и длинным ногам, шортам и брюкам «зуав». Мягкие женские блузы и смелые двухцветные сочетания. Снова оборки и в то же время опять джинсы,

 Семидесятые закончились вседозволенностью и «самодеятельностью» в области моды. Что касается нынешнего десятилетия, то в самом его начале вновь были узаконены мини. Это во многом заслуга дизайнера Кензо — японца по происхождению, проживающего и работающего в Париже. Он уже давно экспериментирует с длиной своих моделей и, кстати, был одним из пионеров неудавшейся попытки привить миди. Нимало не смущаясь неудачей, Кензо переключился на мини. Его предложения единодушно отвергались, пока для них не пришло время. В своей летней коллекции на 1981 год уже многие влиятельные дома моделей, включая фирму «Диор», выставили короткие платья и юбки.

 Как бы то ни было, мы вступили в 80-е годы при полном отсутствии единства взглядов на пути развития моды. По мнению газеты «Интернэшнл геральд грибюн», единственным человеком, который в состоянии обобщить все существующие тенденции, является, вероятно, Пьер Карден — самый проницательный из современных модельеров. Свое кредо он изложил в интервью корреспонденту журнала «Вог»: «В этом солнечном мире одежда должна стать декоративным элементом на освобожденном теле». Что же, как лозунг — это звучит красиво. Как же конкретно он будет претворен в жизнь — покажет будущее...

 Семидесятые годы можно назвать не просто «неопределенными», как это сделала Джорджина Хауэлл, а «периодом междувластия»: эпоха мини и геометрически четкого силуэта женщины-подростка миновала, и ведущие художники-модельеры, словно потеряв пульс времени, судорожно пытались заполнить возникший вакуум. Отсюда и уродливые миди, и красивые, но совершенно неприемлемые для нашего стремительного века, а потому и не прижившиеся макси, отсюда и заимствования из прошлого — «ретро», и метания от одного стиля к другому.

 Еще одна причина лежит в усилившейся конкуренции домов моделей па Западе. Будучи не в состоянии совершить подобно тому, как это сделал в 60-х годах Андре Курреж, революцию в моделировании, они, похоже, пытаются вслепую нащупать «золотую жилу», выбрасывая на рынок все новые и новые предложения и стараясь как . можно чаще менять направления своих поисков.

 Коммерциализация моды неизбежно ведет к тому, что промышленники, следуя диктату законов бизнеса, стремятся выкачать как можно больше денег из потребителя. Вещизм в «обществе всеобщего потребления» стал психологией обывателя, заставляющей его покупать новое не потому, что оно ему идет или нравится, а исключительно для того, чтобы таким образом выделиться, поддержать в глазах окружающих свое реноме преуспевающего и идущего в ногу со временем человека.

 Правда, беспрестанная погоня за призрачным идеалом — занятие, доступное немногим. Как язвительно замечает английский журнал «Уикенд», описывая очередную новую коллекцию, показанную парижскими модельерами, все, что нужно для того, чтобы носить предложенные ими платья, так это фигура кинозвезды, средиземноморский климат, друзья среди «золотой молодежи» и крепкие нервы. «И скорее всего,— пишет журнал,— большинство из наших матерей, которым приходится много работать, расценят предложения «высокой моды» как надувательство. Ведь подобные наряды совсем не предусматривают в качестве аксессуара хозяйственную сумку.

 Богатство — главное условие для того, чтобы стать клиентом авторов «высокой моды». Так, например, костюм фирмы «Шанель» ныне стоит более 7 тысяч долларов... Конечно, французские дизайнеры добились невиданного успеха. Все, что нужно, дабы «приобщиться» к этому успеху, так это деньги!..»

 И все же была, наверное, и положительная сторона в хаосе минувших лет. Художник-модельер утратил позиции диктатора, издающего «законы», обязательные к исполнению во всех уголках земного шара — от Гренландии до Папуа — Новой Гвинеи. Отныне он может лишь предлагать те или иные варианты, а женщина вправе из вороха идей выбирать то, что ей идет и что ей по вкусу. И это отрадно, ибо формирование моды перестает быть уделом немногих, а постепенно становится творчеством миллионов. 

Выбор моделей.

Из года в год мода меняется и меняются выбираемые модели для коллекции. 1999-2000 годы в мире моды вновь появляются стили «хиппи-шик» или «нео-гранж». Это сподвигнуло на создание первой коллекции «Очаровательный каприз».

2000-2001 годы. На переломе тысячелетий модельеры как бы пролистывают всю историю моды. Мы уже привыкли, что дизайнеры возвращаются к моде былых десятилетий. Но на этот раз они превзошли себя. В коллекциях 2000-2001 годов "цитируются" элегантные 60-тые, раскованные 70-тые, роскошные 80-тые: весь ХХ век. Создается коллекция «Волшебная радуга» (Приложение 1).

2001-2002 годы в мире моды характеризуются простыми лаконичными образами, отсутствием лишних деталей, монохромностью в комплектах - чистый стиль. Создание коллекции «Весенний сад».

2002-2003 годы. Симбиоз тенденций сезона осень-зима 2002/2003 состоит из цитирования образов минувшего. Богатое применение этнических мотивов различных мировых культур делает моду в стиле гоа и хиппи более индивидуализированной. Как никогда отчетливо проявляются ориентальные мотивы. Характерные орнаменты - разноцветные и разнокалиберные контрастные полосы, абстрактные, довольно крупные, геометрические узоры.  Создается коллекция «Черепашка Наташка» (Приложение 1).

2003-2004 годы. В наступающем сезоне модельеры предлагают своим клиенткам летящие воздушные платья, спортивные костюмы, футуристические силуэты в восточном стиле и практичные костюмы "милитари". Создаем коллекцию «Чудеса в чемодане» (Приложение 1).

2004-2005 годы. Скромность - это не всегда плохо, а порой даже модно. Например, в этом сезоне дизайнеры вспомнили о наших повседневных нуждах. Ведь красиво одеваться хочется не только на вечеринку, но и в офис, и в институт. А существующий в этих учреждениях дресс-код не жалует гламурные декольтированные платья или сияющие золотом комплекты.

 Правда, в моделях всё же присутствует малая толика легкомыслия. Создается коллекция «Гламур» (Приложение 1).

2005-2006 годы. Основная тенденция моды сезона осень-зима 2005-2006 – это объемность, чувственность и простота.

 Основной цвет – черный. За ним идут – сливовый, чернильный, фиолетовый, серый, все оттенки коричневого, медь. Допустимо разнообразить гардероб вкраплениями огненно- золотых, бежевых, изумрудных деталей.

 Нынешняя мода вообще очень демократична: стили, смешиваются в самых невообразимых сочетаниях. Строгие, классические, узкие черные и темно-серые «английские» костюмы уже не носят в комплекте. Вполне допустимо прикрепить на воротник жакета меховую отделку и скомбинировать такой «верх» с узкими брюками или даже джинсами. Создание коллекции «Бубен шамана» (Приложение 1).

2006-2007 годы. Мода нашего времени переживает интересную фазу в своем развитии. Сейчас, чтобы кроить модные изделия, недостаточно знать основы кроя. Более того, вещи, скроенные по основе (базовому лекалу) без изменений, выглядят сегодня скучно и старомодно. В моде правит бал креативность. Чем больше разнообразных членений в покрое, непонятных деталей и нестандартных решений - тем оригинальнее и современнее получается результат. Создается коллекция «Волшебная прогулка в саду» (Приложение 1).

2007-2008 годы. В этом сезоне мода стала более умеренной в крое, чувствуется приглушенность тонов. На смену нежным рюшам, показной роскоши приходит сдержанный минимализм. Создается упрощенный образ, но при этом выверенный до мелочей, без декора и орнамента. Создаем коллекцию «Проводы зимы» (Приложение 1).

2008-2009 годы. Мода сезона осень зима 2008 – 2009 добротный ремикс на проверенные временем темы. Дизайнеры не стали ломать головы над поиском новых тем и черпали вдохновение в коллекциях предыдущих сезонов. Создаем коллекцию «Весенний свинг».

2009-2010 годы. Творческий отпуск…

2010-2011 годы. Тема "Чувство уединения" рассказывает о скрытых эмоциях, тайнах человеческий души. Все цвета окутаны вуалью недосказанности, размытые и нечеткие. Можно знать человека всю жизнь, но не видеть его до конца, всегда будет то, что скрыто от глаз окружающих.

Первой теме вторит другая - "Мелодичность вибрации". Те же мягкие и размытые цвета, наслаивание звуков, движений друг на друга, попытка остановить движение.

"Научные открытия" напротив открывают мир красок. Яркие насыщенные цвета, они как вызов окружающему миру, победа в достижении целей, жажда нового, приключений и открытий.

Немного более густые цвета представлены в подборке цветов "Многослойная красота - Восток и Запад". Они как смешение двух противоположностей, находятся между двумя полюсами, умело балансируют на грани Востока и Запада. Создание коллекции «Оля-ля» (Приложение 1).

2011-2012 годы. В моду снова входит винтаж и модные тенденции 2011-2012 года развиваются все больше, но что характерно, эта мода больше схожа с той, как в свою молодость одевались наши родители. Создаем коллекцию «Дело в шляпе» (Приложение 1).

2012-2013 годы. Настроение навеяла зима этого года очень хочется продолжения сказки в преддверии масленицы. В связи с этим коллекция вобрала в себя краски весны. Работа над коллекцией «Зимние забавы».

Содержание занятий театра мод «Имидж».

  1. Организационное занятие. Перспективы и планы работы. Формирование группы.
  2. что такое мода? Разнообразие определений.
  3. Основные стили в одежде: классический, фэнтази, спортивный, спортивный, морской, фьюжн и т.п.
  4. строение и пропорции тела человека. Канон золотого сечения Леонардо Да Винчи. Динамика роста фигуры и изменения пропорций.
  5. Теория композиции костюма. Свойства композиции. Симметрия (зеркальная, центральная, плоскостная, осевая).
  6. Ассиметричная форма. Соотношение элементов в компазиции костюма.
  7. цвет в композиции костюма. Хроматические и ахроматические цвета. Насыщенность. Теплые и холодные цвета, родственные, родственно-контрастные и контрастные цвета.
  8. Эскизирование. Тема, предварительные зарисовки, поиск форм, отдельных деталей, пластики линий.
  9. Подбор ткани к коллекции комплектование моделей.
  10.  Расчет расходов материалов.
  11.  Перевод лекал на кальку из журналов мод. Измерение фигур моделей.
  12.  Подготовка к раскрою тканей. Правила раскладки. Припуски, долевая нить. Раскрой изделий.
  13.  Подготовка изделий к первой примерке, выявление дефектов и способы их устранения.

Целевая аудитория проекта.

С момента основания тетра мод целевая аудитория остается не изменой. Дети в возрасте с 5-го по 11-й классы. Мотивацией для них послужило желание учувствовать в жизни школы (выступления на 1-е сентября перед первоклассниками и родителями, участие в конкурсе «Юная звезда», все мероприятия не проходят без участия театра мод «Имидж»), выступления на городских и областных конкурсах театров мод, выступления на праздниках областного и городского уровня.

В ходе работы над проектом был произведен опрос учащихся гимназии «Нужен нам театр мод?», из результатов мы узнали что 85% учащихся считают, что театр мод необходим, не только гимназии №159, но и каждой школе города, так как он позволяет раскрыться человеку, показать свой внутренний мир, свои способности и стремления.

В рамках Гимназии №159, театр мод пользуется успехом и уважением.

Положительные результаты и эффекты проекта.

  1. усвоить правила по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами, швейной машиной и электрическим утюгом;
  2. овладеть навыком снятия мерок с фигуры и правильной их записи;
  3. уметь строить чертежи все возможных швейных изделий;
  4. уметь кроить изделия;
  5. уметь демонстрировать готовые изделия;
  6. устранять  неполадки в швейной машине;
  7. снимать мерки с конкретной фигуры;
  8. производить моделирование в рамках создаваемой коллекции;
  9. кроить и шить изделия на себя;
  10. демонстрировать изготовленные изделия.
  11. моделировать по готовому чертежу основы;
  12. изготовить выкройку более сложной по конструкции модели;
  13. разработать и сшить модель более сложного фасона на себя;
  14. продемонстрировать модель в подиумном показе;
  15. участие в конкурсах городского и областного уровня.

Руководитель проекта:

Проценко Елена Николаевна – учитель высшей категории. Работает в Гимназии №159 с 1995 года. С 1999 года занимается театром мод «Имидж». Каждый год перед началом создания новой коллекции, перед ней стоит не легкий выбор – кто в этом году будет учувствовать в показе, так как желающих много.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Театр своими руками"

Работа с детьми над созданием теневого и кукольного театра....

творческий проект "ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ"

Изучая тему «Античный театр» один из учащихся рассказал о том, что с родителями был в туристической поездке в Греции и видел театр в Афинах и Эпидавре. Рассказал о ярких впечатлениях и эмоциях. Детей ...

творческий проект " ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ"

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ» ПАСПОРТ ПРОЕКТА 1. Название проекта: «Театр Древней Греции». 2. Руководитель:.учитель истории 3. Состав проектной группы: уч-ся 5 кл 4. Тип проекта: тво...

Творческий проект "Театр Древней Греции"

МОУ Кадетская школа-интернат Мензелинского муниципального района РТ.Учитель истории и обществознания Белякова Лариса Николаевна.ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»ПАСПОРТ  ПРОЕКТАНазвание про...

практико-значимый проект "Слагаемые профессионального имиджа педагога"

В работе рассматривается понятие профессионального имиджа педагога, приводятся данные проведенного автором небольшого исследования о представлениях участников УВП о педагогическом имидже....

Методическая разработка проекта "Театр&Country" в рамках Всероссийского проекта "Школа волонтерев чтения"

Идея проекта основана на сочетании лингвокульторологии и литературы. Изучать литературу необходимо в тесной связи с историей, традициями, менталитетом и языком страны, выходцем из которой, является то...

Социальный проект на тему: «Имидж учреждения дополнительного образования»

Имидж – это образ организации, существующий в сознании людей. Можно сказать, что у любой организации существует имидж вне зависимости от того, ведется или нет работа над его формированием....