Выступления на заседаниях МО
материал по теме

       Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Поиском новых педагогических технологий, активных методов обучения, обсуждением эффективных форм и методов образовательного процесса мы занимаемся, работая в методическом объединении учителей гумманитарного цикла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

выступление на заседании МО

октябрь 2010 года

Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования считается сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются характерными чертами современной общеобразовательной школы. Динамическая нагрузка – естественная биологическая потребность растущего организма. Невозможность реализовать эту потребность на уроке приводит к быстрой утомляемости, нервозности, снижению внимания, работоспособности, плохому усвоению изучаемого материала.

Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.  Перспективы поиска новых путей повышения двигательной активности школьников связаны с новыми подходами к организации учебного процесса с учетом динамической составляющей урока. Чтобы повысить динамическую составляющую необходимо внести изменения в традиционную структуру урока, совместить образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса. Интересным и полезным в этом отношении стало знакомство с опытом работы наших зарубежных коллег на педагогических сайтах в Интернете.   

Использование данных способов и приёмов на уроках дают возможность успешно интегрировать учебный процесс с активной динамической нагрузкой. Смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка. Стимулом привлечения внимания учащихся является и новизна структуры урока. Однако реализовать модель урока с активной динамической нагрузкой в условиях современной общеобразовательной школы в полном объёме практически нереально. 

Причины: государственные программы, регламентирующие учебный материал, сложившийся стереотип поведения учителя, количество учебных часов по предмету. Но можно попытаться частично позаимствовать опыт иностранных коллег и по мере возможности использовать инновационные комбинации дополнительных технических средств, вариационных методик для реализации образовательного и динамического компонентов и релаксационных пауз, учитывая специфические особенности отечественного образования. Компоненты комплексной модели урока, способствующие решению задачи совмещения высокой продуктивности учебного процесса с педагогическими приёмами, которые позволяют сохранить и укрепить уровень здоровья учащихся:  положительный эмоциональный настрой на урок (снимает страх, создает ситуацию успеха);  самомассаж (улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение);  гимнастика: пальчиковая (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи), дыхательная (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей), для глаз (полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения). Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

  1. физкультминутка, динамическая пауза (снимают напряжение общей моторики);
  2.  смена видов деятельности (разнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д., направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости);
  3.  игра, игровые моменты (преобладающая форма деятельности у младших школьников, через которую ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать);
  4.   оптимальный темп ведения урока;
  5.  подача материала наиболее доступным рациональным способом (предполагает воздействие на все каналы);
  6.  нестандартное размещение ученических рабочих мест в классе;
  7.  чередование горизонтальных (работа за столом) и вертикальных рабочих плоскостей; 
  8.  нетрадиционная система опроса;
  9.   музыкальное сопровождение;
  10.   групповой метод обучения.

             Большинство перечисленных компонентов можно использовать на всех этапах обучения языку и наши отечественные коллеги, без сомнения, применяют их на практике по мере возможности. В данной статье мы более подробно познакомим с приёмом использования пальчиковых игр на уроках английского языка в начальной школе. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что "ум ребенка находится на кончике пальцев”. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму.

             Обратимся ещё к одному положительному аспекту динамических пауз в форме пальчиковых игр. Остроумно весёлое, удачно подобранное маленькое стихотворение, прочитанное и динамически обыгранное хором, способствует снижению нервно-психического напряжения на уроке, повышению эмоционально-положительного фона учебной деятельности и совершенствованию коммуникативных навыков Приведём несколько примеров пальчиковых игр.  

         Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Причем, здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой.

К сожалению,  исследования последних лет показывают, что у многих детей за период обучения в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение. Причины ее -  социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Кроме того, интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало систематического обучения приводит к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Как следствие всего этого – снижение иммунитета, рост количества заболеваний, низкий уровень активности учащихся на уроках, слабая успеваемость.

                 Поэтому одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Поскольку гуманизация предполагает стремление сохранить здоровье ученика и учителя, развивать духовное начало, формировать установки на общечеловеческие ценности, то именно здоровьесберегающий подход к учебно-воспитательному процессу в школе и предоставляет реальную возможность сохранить здоровье и психику ребёнка, формирующегося в условиях роста информационного потока, стрессов, экологического дисбаланса.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Главной задачей учителя должно стать обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки и создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету, повышать интерес и мотивацию школьников. Важно, чтобы у детей не появлялось чувство страха, боязни перед этим предметом. К сожалению, это явление часто наблюдается среди малышей. Учителю следует учить детей аутотренингу, внушать им, что они ничего не должны бояться, должны быть раскрепощенными, тогда им легче будет усваивать новый материал. Например: положив одну руку на голову, а другую – на грудь, нужно проговорить: «Я все могу, я ничего не боюсь, я должен научиться читать, писать, говорить на английском языке». В средних и старших классах аутогенную тренировку также полезно проводить  в начале или в середине урока, потому что многие из учащихся еще не могут «отойти» от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, и им необходима психологическая поддержка. Причем, аутогенная тренировка  органично совмещается с речевой разминкой или динамической паузой и не отвлекает детей от урока.

Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра. Игра – дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Применяются игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие. Например, игры-пантомимы, различные конкурсы и соревнования, подвижные игры. Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни.

Они забывают о своем психологическом дискомфорте.

На уроках английского языка обязательно следует использовать песни, причем не только с малышами. Песня хороша на всех уровнях обучения. Она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Через песню заучивается лексика, практикуются грамматические структуры, отрабатывается фонетика языка и т.д. Кроме того, песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к предмету.

Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка) также необходимы для снятия умственного напряжения и утомления.

Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся способствуют:

  1. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее по времени.
  2. Смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”.
  3. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок; разноуровневые задания.
  4. Строгое соблюдение объема всех видов тестов, проведение контрольных работ строго по календарно-тематическому планированию.
  5. Физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительная гимнастика и, конечно, эмоциональную разгрузку.
  6. Смена позы учащихся, наблюдение за их осанкой, соответствие позы виду учебной деятельности.

Большую помощь учителю в решении данной проблемы могут оказать современные учебные пособия.. В  учебниках нового поколения, особенно для учащихся старших классов, есть много тем, связанных с охраной здоровья, которые являются очень хорошим средством развития навыков изучения языка. Они помогают учащимся узнать много интересного и полезного для того, чтобы быть здоровыми, как вести здоровый образ жизни, содержится информация о вредных и полезных для здоровья привычках, о том, как в других странах мира люди сохраняют свою форму, чем отличаются русские в своих привычках в отношении здоровья от других народов, о питании, диете и т.д. Методический аппарат данных, отражая своё мнение по данной проблеме учебников, предполагает выражение учащимися собственных мыслей по этому вопросу.

        Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения. Учит детей жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках способствует самоопределению, самореализации ученика на основе его внутренней мотивации, вводит ребёнка в образовательное поле без потерь для здоровья, с повышенной мотивацией. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.



Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

выступление на заседании МО

ноябрь 2011 года

Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. 
       Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого. Приемы, применяемые в исследовательских заданиях.

Прием сопоставления изучаемого понятия, факта, явления, предмета - с уже известным объектом - дает возможность построить самостоятельное исследование изучаемого факта, явления, понятия.

Прием доказательства требует анализа явления и его причинно-следственных связей, сопоставления фактов и явлений. Практически на каждом уроке имеется возможность применения приема доказательства, когда учитель сообщает информацию о факте или явлении, после чего предлагает учащимся найти его причину, установить связь между причиной и следствием.

Прием обобщения требует от школьника обобщения известных ему фактов, явлений и построения на этой основе цепи рассуждений, позволяющих сформулировать правильный вывод. Предполагает научное предвидение, проявляющееся у школьника в умении увидеть проблему, выдвинуть гипотезу ее решения, систематизировать и обобщить данные и на этой основе сформулировать выводы, подтверждающие правомерность гипотезы или аргументированное опровержение ее. 

Прием выдвижения гипотез при исследовательском подходе предполагает или доказательство гипотезы, или аргументированное обоснование ее неправомерности. Поисковый путь учебного познания при исследовательском подходе в обучении невозможен, если у учащихся не будет сформирован прием переноса знаний в новую ситуацию. 
      
 Прием использования аналога направлен на группировку и систематизацию изучаемых явлений и фактов.

Методически верная организация обучения с применением исследовательского подхода требует использования приема планирования. 

Всякого рода ученическое исследование включает ряд этапов, в числе которых обязательными являются следующие:

* определение темы исследования, ее формулировка; 
* выделение вопросов, рассмотрение которых позволит достаточно полно раскрыть исследуемую проблему; 
* составление списка литературы, подлежащей обязательному изучению; 
* изучение литературы (конспектирование отдельных положений, составление тезисов, аннотаций, рецензий); 
* сбор фактического материала. 

Рекомендуется при организации ученических исследований учитывать, что последний этап, то есть сбор фактического материала, имеет свои особенности при проведении исследования по предметам гуманитарного и естественнонаучного циклов, что обусловлено спецификой каждого предмета. Ученическое исследование по предмету гуманитарного цикла требует широкого изучения первоисточников, привлечения архивных данных и краеведческих материалов. Исследование по предметам естественнонаучного цикла предполагает чаще всего проведение теоретического или практического эксперимента.         

Неорганизованность при проведении исследования, даже при положительном достижении его результатов (это иногда наблюдается на практике у учащихся со средним уровнем познавательной самостоятельности), не оказывает должного педагогического воздействия на личность школьника, а, наоборот, может способствовать закреплению негативных черт (небрежность, недобросовестность, неаккуратность и т. п.). На завершающем этапе исследования от школьника требуется умение оформить результаты исследования наглядно (в виде графиков, таблиц, рисунков, фотографий и т. д.) и литературно (изложить логически, в соответствии с планом, ход и результаты исследования и представить его в виде доклада, реферата, альбома, сценария и т. п.). Поэтому необходимо заранее обучить их способам оформления результатов исследования. 

Методически верно поступает учитель, часто создающий в обучении ситуации, когда от школьника требуется оказание помощи товарищу, объяснение ему непонятного. Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной сложности, что требует от школьника изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. В обучении необходимо чаще ставить учащихся в ситуации свободного выбора заданий как творческого, так и репродуктивного характера. 

Применение методов научной деятельности в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но самостоятельного исследования: познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности ученого. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции школьника. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. 

Пути реализации исследовательского подхода в обучении

Начальным этапом в практической реализации исследовательского подхода в обучении является обязательное проведение учителем дидактического анализа темы, подлежащей изучению с применением исследовательского подхода. Поэтому целесообразно создать в кабинете уголок «Информация для учащихся», посвященный изучению предстоящей темы.

При организации обучения с применением исследовательского подхода рекомендуется изучать материал крупным блоком. Школьники при этом запоминают не отдельные параграфы или статьи из текста учебника, а целостно воспринимают тему. Как практически изучать материал полным блоком?

Во-первых, обязательным является широкое применение лекций. 
Во-вторых, обязательным является органическое сочетание различных организационных форм обучения. Наряду с уроком в традиционном его понимании необходимо применять уроки-семинары, уроки-диспуты, уроки-консультации, практикумы, собеседования, дискуссии, экскурсии. Применение различных организационных форм обучения оказывает положительное воздействие на развитие у учащихся познавательной самостоятельности как необходимого качества социально активной личности.

НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

Введение

Несмотря на несомненные успехи учащихся школ в освоении исследовательских умений и навыков, о чем свидетельствуют выступления на последних конференциях, в практике проведения исследовательской работы сохраняется тенденция к представлению работ, не соответствующих традиционно установленным требованиям. Анализ работы конференций показывает, что эта проблема далеко не единственная в ряду затруднений, поджидающих и ученика и учителя.

К наиболее типичным относятся:

* замена исследовательской работы рефератом, т.е. обзором различных научных произведений; 
* замена исследования работой компилятивного характера, т.е. соединением логично выстроенных в одно целое отрезков из разных научных текстов; 
* отсутствие законченности в работе, что обусловливается отсутствием систематического подхода к исследовательской деятельности. Вместо рассчитанной на долговременный срок работы иногда в спешном порядке на конференцию представляется текст, созданный в кратчайшие сроки по методу «штурмовщины».

* неспособность учащегося грамотно вести дискуссию по защите результатов своего исследования и отвечать на вопросы аудитории, что часто является признаком отсутствия этапа предварительного обсуждения.

Еще одна проблема, решение которой вызывает затруднения у участников исследовательской деятельности, связана с этапом оформления исследования, где также действуют выработанные для оформления научных текстов правила и приемы. Попытка обойтись без знакомства с ними ведет лишь к досадным недоразумениям. 

Реферат может рассматриваться как один из этапов научно-исследовательской работы, но, ни в коем случае не как ее заменитель. Реферирование решает, прежде всего, учебные задачи, такие как, обучение навыкам грамотного обзора литературы, сопоставлению различных точек зрения по теме и т.п.

Научно-исследовательская деятельность - это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно-исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектная область исследования - это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т.д. 

Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы. Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны.

Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны. Ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.

Изучение научной литературы целесообразно с самостоятельной работы по составлению библиографического списка источников по теме. Цель изучающего чтения - получение необходимой информации; понимание логики доказательств; поиск ответов на поставленные перед вами вопросы. При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию материала. Будет правильнее сопоставить, проанализировать найденную информацию. Ведь основой для получения нового знания должны служить не чьи-то, а собственные мысли, пусть и возникшие в ходе знакомства с чужими работами как отклик на них.

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием.

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: 
* быть проверяемой; 
* содержать предположение; 
* быть логически непротиворечивой; 
* соответствовать фактам. 

В переводе с древнегреческого гипотеза значит е основание, предположение. В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.
Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап подготовки к исследованию - определение его цели и задач. Точнее, не начинается, а продолжается, так как выработка цели и задач происходит уже в ходе разработки гипотезы. 
       В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.

Наиболее типичные цели: 
* определение характеристик явлений, не изученных ранее; 
* выявление взаимосвязи неких явлений; 
* изучение развития явлений;

* описание нового явления; 
* обобщение, выявление общих закономерностей; 
* создание классификаций. 

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами - традиционно употребляемыми в научной речи клише: 
* выявить...; 
* установить...; 
* обосновать...; 
* уточнить...; 
* разработать.

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.

Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования. 

Метод - это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата.

Методы научного познания традиционно делятся на: 
* Теоретические; 
* Эмпирические; 
* Математические. 

ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

       Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап. Для четкого уяснения последовательности проведения исследования необходимо составить рабочий план. В рабочей программе исследования рассматриваются действия по подготовке и проведению экспериментов.

В рабочем плане необходимо указать цель планируемых экспериментов; перечислить необходимый для их проведения инвентарь; формы записей в черновых тетрадях. В рабочий план также включается первичная обработка и анализ результатов практических действий, этап их проверки.

Обычно подготовка и проведение исследовательской работы занимают от года до полутора лет.

ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Оформление результатов исследования - один из самых трудоемких процессов работы. Существует несколько основных форм представления результатов научной работы: 

* текст научного сочинения;

* статья, тезисы;

* доклад, сообщение;

* отчет и т.д.

Оформление итогов научной работы начинается с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии с примерной структурой работы. После того как главы сформированы, следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты). Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки приступают к написанию выводов к соответствующей главе. Вывод по главе содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.

Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения к работе.

Затем следует составление библиографического списка. Он представляет собой перечень книг и статей в периодических изданиях, расположенных в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям коллективных трудов без указания авторов на титульном листе.

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам. Они предполагают указание автора работы, темы работы, фамилии, имени, отчества и должности, научной степени и звания научного руководителя. 

Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения.

Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя: формулировку темы; актуальность исследования; проблему исследования; объект, предмет; цель, задачи; гипотезы; методы исследования; этапы исследования; структуру исследования; его практическую значимость; краткий анализ литературы. Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 2-3 страницы. 

Текст научно-исследовательской работы делится на крупные главы и мелкие параграфы, части. Существует еще один, простейший, способ рубрикации внутри текста: с помощью абзацев - отступов вправо в строке при начале новой смысловой части. Абзацы -  это своеобразный композиционный прием, позволяющий более зримо обозначить логические акценты в тексте.

Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. (Название этой части как основной скорее связано с ее большим, чем у остальных частей, объемом, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы). Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование те- 1 мы исследования; главы 2-3 описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами. 

Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Библиографический список - это список изученной по теме литературы.
Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте

работы. 

Таблицы, как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. 

Цитаты в тексте работы (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. 

ЗАЩИТА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

На все выступление отводится не более 5-7 мин. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 мин, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. 
Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика-залог понимания его аудиторией. Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.

Первая часть по сути кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы.

Во второй части, самой большой по объему, нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, фильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории. 

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам.

Оцените свое выступление (как выступление другого) по следующим характеристикам:
*логичность; 
* точность; 
* ясность; 
* доступность; 
* убедительность; 
* интересность; 
* выразительность; 
* уверенность; 
* контакт со слушателями; 
* уместность жестов; 
* выражение лица и т.д. 



Предварительный просмотр:

О ЧЕМ НУЖНО ПОМНИТЬ ВСЕГДА

доклад на родительском собрании

март, 2012 год

        Уважаемые родители! Совсем скоро, после периода песенок, стишков и забавных игр наступит период настоящей «взрослой» деятельности. Как помочь ребенку?

        Я дам вам несколько полезных советов  успешного воспитания детей в семье.

1. Будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупредили».

2. Не торопите, умение рассчитать время – ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.

3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака.

4. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок». Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди ласковых минут за трудовой день почти не будет.

5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

6. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.

8. После школы не торопите садиться за уроки, необходимо 2-3 часа отдыха для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.

9. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки».

10. Во время приготовления не сидите над душой, помогут слова – «не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу».

11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то …».

12. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку.

13. Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком.

14. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость. Чаще всего этого хватает, чтобы задуматься о том, что это показатели утомления, трудности учебы.

15. Учтите, что даже «совсем большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку или ласковые поглаживания.

        Завтра новый день, и мы должны сделать все, что бы он был спокойным, радостным.

        Помните, что ваши дети – это лучшие дети в мире. И только от вас зависит, останутся ли они такими или изменятся. В какую сторону? Об этом позже. А сейчас ваши дети – это маленькие обезьянки, которые очень хотят быть похожими на вас, потому что вы для ваших детей – это лучшие в мире мама и папа, которых они очень любят. От вас они набираются жизненного опыта, потому что подражание – это основа основ детского развития. Так было, так есть и так будет. Вы уже совместными усилиями преодолели первый переходный возраст – 5-7 лет. До второго (12-13) еще далеко. Постарайтесь держать себя в руках, когда вы общаетесь с детьми: они все время очень внимательно наблюдают за вами, все очень хорошо понимают и на все могут дать по-детски правильный ответ. Говорите с ними, как со взрослыми людьми, объясняйте то, что считаете необходимым. Сейчас вы, дорогие мамы и папы, являетесь главными творцами судьбы ваших детей. И именно от вас зависит, вырастут из них оптимисты или пессимисты.

        Младшие школьники с трудом сдерживают эмоции, потому что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому так часто меняется детское настроение – от смеха до слез и наоборот. Ваши сынишки и доченьки очень редко могут подолгу сидеть, это им нравится меньше, чем прыгать, бегать на детской площадке, играть в разные игры. Запаситесь терпением, не одергивайте детей, не стыдите их за испачканную одежду и обувь. Вспомните свое детство, своих сверстников, и пусть это сыграет главную роль в вашем разговоре с ребенком.

        Как быть, если ребенок витает в облаках больше, чем ходит по земле? Иногда вам кажется, что он нарочно врет, чтобы придумать вескую причину и не делать уроки. Умудренные опытом философы говорят: пользуйтесь методом от противного. Народная мудрость подсказывает: клин клином вышибают. А вы, конечно же, пытаетесь «разоблачить» врунишку. И поступаете совсем неосмотрительно. Потому что:

1) ребенок подчинится вашему мнению, авторитету, потому что нужно уважать старших;

2) затаится и запомнит, что с родителями нельзя играть, нельзя рассказывать сказки, потому что мир сказок – это только для маленьких;

3) будет искать того, кто его понимает и поддерживает (бабушку, дедушку, друга по школе, двору), а для родителей ребенка это начало проблемы «мама – бабушка», «папа – дедушка», «мои родители – мои друзья».

        Что делать? А просто поиграть с ребенком, вместе пофантазировать. попутешествовать по миру сказок, постепенно направляя деятельность главных героев поближе к дому, школе, урокам, выполнению домашнего задания.

        А как нужна детская фантазия и воображение при изучении английского языка! Это просто палочка-выручалочка! Дух новизны, необычности, «иностранности» создается детьми и чудаками (в смысле учителями). Сколько раз придется перевоплощаться в носителей языка, героев сказок и диалогов. От этого перевоплощения будет польза и вам, дорогие родители, и вашим детям. Вспоминайте об английском языке не только во время подготовки домашнего задания, но и при выполнении заданий по математике (счет, название цифр), рисованию (названия цветов), музыке (песенки на английском языке), труду (изготовление и название игрушек). Так вы сможете помочь своему ребенку в изучении английского языка. Терпения вам и удачи!

        

        

        



Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ УЧИТЕЛЯ

круглый стол для методического объединения учителей гуманитарного цикла

январь, 2010 год

          О работе учителя, во-первых, судят по конечному результату, поэтому первый критерий – это уровень обученности наших учеников. Уровень обученности отслеживается в течение учебного года: по отдельным темам, в конце учебной четверти, по итогам административных контрольных работ. Результаты таких наблюдений регулярно доводятся до сведения учителей, поэтому каждый учитель знаком с предложенным критерием не понаслышке.

Второй критерий – уровень сформированности общеучебных умений и навыков. Это:

  1. учебно-информационные умения (работа с источниками информации);
  2. учебно-логические умения (умения анализировать, сравнивать, обобщать и т.п.)
  3. учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля и т.п.)

Третий критерий – состояние исследовательской работы и работы по саморазвитию. «Учитель – это человек, который учится всю жизнь…» Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.

Четвертый критерий – образование педагогов и повышение квалификации. 

Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания. Пятый критерий – способность к самоанализу, рефлексии. Учителя, безусловно, всегда размышляют по поду того, что они делают. Эти размышления  разделим на два вида:

  1. размышления, претворенные в действие (т.е. придумал и сделал);
  2. размышления по поводу совершенных действий – рефлексия.

Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым

поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.

          Шестой критерий – инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном  уровне, способствует развитию школы.

ЛИЧНОСТНЫЕ КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ УЧИТЕЛЯ

          Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит,  что личностные особенности учителя выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессиональнозначима.

          Такие качества структурировались в работах Бабанского Ю.К., Сластенина В.А., Кузьминой Н.В. и др.

          Из многочисленных существующих диагностических методик мы выделили такие качества личности учителя, которые на наш взгляд, оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.

          1. Эмоциональность.

          В состав этого качества входит:

- интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;

- адекватность эмоционального стояния учителя на деятельность учащихся;

- доброжелательность реакции учителя на возбуждение;

- уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.

          2. Выразительность речи.

          Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

          За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд  важных педагогических задач.

          К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся.

          Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «ТРИ О»:

          Общение – с хорошей литературой, искусством, природой;

          Общение – с интересными людьми, любовь, дружба;

          Общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.

3. Творческое начало личности.

          Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно… Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученика с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «на уроке скучно!»

          Одностишие: Я и творить, и натворить умею».

          4. Организаторские способности.

          Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

          Одностишие: Я горы вмиг с ребятами сверну (еще бы знать зачем).

          Планировать могу, могу и делать.

          5. Чувство юмора.

          Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.

          В.А.Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку.

          Одностишие: Мне юмор в детстве подмешали в молоко.

          6. Настойчивость, дисциплинированность.

          Два эти качества характеризуют развитие воли учителя.

          Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца.

          Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.

          Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств. Для определения удовлетворенности жизнедеятельностью школы проводится микроисследование в форме анкетирования. Участникам методсовета раздаются анкеты, и они их заполняют.

          После заполнения данных анкет ведущий подводит итог и еще раз выделяет названные критерии успешности учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Выступление на заседании педагогического совета "Здоровье детей-здоровье нации"

Проблема укрепления и сохранения здоровья является основной в системе безопасности любого государства, в том числе и  России.     Забота о здоровье нации – одно из...

Выступление на заседании ШМО "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)...

Выступление на заседании ШМО учителей русского языка

Обучение написанию сочинения-рассуждения. Система уроков по обучению написанию такого вида работ с определением каждого этапа работы. Формирование умения написания сочинения-рассуждения от простого из...

Выступление на заседании ШМО учителей русского языка. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Обучение написанию сочинения-рассуждения. Система уроков по обучению написанию такого вида работ с определением каждого этапа работы. Формирование умения написания сочинения-рассуждения от простого из...

Выступление на заседаниях МО: "Информационные технологии на уроках иностранного языка"

выступление по теме "Информационные технологии на уроках иностранного языка"...