Тематическое планирование по литературе 9 класс
рабочая программа (9 класс) по теме

Таматическое планиравание составлено по учебнику Меркина

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon literatura_9_merkin.zip26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе

по литературе

9 Б класс

Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с примерными программами среднего (полного) общего образования по литературе, с учётом  Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе авторской программы по  литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева, а также дополнительных пособий.

         Согласно БУП-2004 план по литературе в 9 классе рассчитан на 3 часа в неделю, всего 102 часа.

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

  1. пояснительную записку, где раскрывается статус документа, его структура, даётся общая характеристика учебного предмета;
  2. основное содержание раскрывает необходимый уровень предметных знаний-умений, который формируется у учащихся;
  3. календарно-тематическое поанирование.

        В IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Учебная рабочая  программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко-  и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  1. осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  2. выразительное чтение художественного текста;
  3. различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  4. ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  5. заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  6. анализ и интерпретация произведения;
  7. составление планов и написание отзывов о произведениях;
  8. написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  9. целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели

Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
  5. Усвоение основ историко-литературного процесса в русской литературе.

В ходе достижения целей решаются следующие задачи:

- дать представление об историко-литературном процессе на основе постижения системных понятий и категорий;

- усилить исторический аспект изучения литературы;

- рассмотреть художественные произведения, изучаемые в данном курсе, в контексте эпохи.

      Учебные часы распределены следующим образом:

- введение 1 час;

-  древнерусская литература – 1 час;

- «Слово о полку Игореве» - 5 часов;

- зарубежная литература эпохи Возрождения. У. Шекспир -2 часа;

- литература XVIII века– 13 часов;

- европейская литература эпохи Возрождения. И.-В. Гёте. – 1 час;

- поэзия первой половины XIX века – 4 часа;

- А.С. Грибоедов – 10 часов;

- А.С. Пушкин – 18 часов;

- М.Ю. Лермонтов – 14 часов;

- Н.В. Гоголь – 13 часов;

- литература второй половины XIX века (обзор с обобщением ранее изученного) – 12 часов;

- литература XX века (обзор с обобщением ранее изученного) – 8 часов.

     Отличительной особенностью изучения литературы на предпрофильном уровне является то, что совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте осуществляется с помощью: использования понятий языка литературоведения, выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирования умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных. Критических и художественных интерпретаций; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой. Поиск информации в библиотеке, в  ресурсах Интернета и др.

      Контроль достижения обучающимися уровня государственного стандарта осуществляется в виде текущего и итогового контроля в форме тестирования, итогового тестирования, контрольных работ, защиты рефератов, сочинений.

      Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

      Рабочая  программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  1. выделение характерных причинно-следственных связей;
  2. сравнение и сопоставление;
  3. умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  4. самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  5. способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  6. осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  7. владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  8. составление плана, тезиса, конспекта;
  9. подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  10. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  11. самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

- изученные теоретико-литературные понятия;

Уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

    Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников и пособий:

 1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной  школы.

Авторы-составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин М.«Русское слово», 2008.

 2.ЗининС.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. Литература.9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2009.

 3.  Аркадьев А.Г., Днепров Э.Д. «Сборник нормативных документов» - М.: Дрофа, 2004 г.

 4. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2009.

 5. Литература. Русская классика. 9 кл.: Хрестоматия к учебнику-практикуму для общеобразовательных учреждений / Под ред. Г.И. Беленького. М.: Мнемозина, 1998.

 6. Аленькина С.Н. Русская литература первой половины XIX века. 9 класс: Метод.  пособие. СПб.: «Паритет», 2002.

 7. Аристова М.А. Анализ произведений русской литературы: 9 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2010.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Дата

Название раздела, тема урока.

1.

Введение

 История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации.

2.

Из древнерусской литературы

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.

3.

Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве».

4.

Патриотическое звучание основной идеи поэмы, её связь с проблематикой эпохи.

5.

Человек и природа в художественном мире поэмы, её стилистические особенности.

6.

Проблема авторства «Слова ...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

7.

Р/р. Сочинение по «Слову о полку Игореве».

8.

Из зарубежной литературы эпохи Возрождения

У. Шекспир. Жизнь и творчество. Проблематика трагедий.

9.

Трагедия «Гамлет». Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Образы Гамлета и Офелии в русском искусстве XX века.

10.

Из литературы XVIII века

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии.

11.

М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. «Ода на день восшествия…», «Разговор с Анакреоном».

12.

Г.Р. Державин. Традиции и новаторство поэзии. Проблематика произведений «На смерть Мещерского», «Властителям и судиям», «Бог», «Памятник».

13-14

Пьеса эпохи классицизма. Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

15.

Расцвет отечественной драматургии. Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Герои и события.

16.

Реалистические черты характеров. Классицизм в драматическом произведении. Тема воспитания в комедии.

17.

Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни.

18.

Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия…».

19.

Своеобразие художественного метода А.Н.Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

   20.

Н.М.Карамзин – писатель и историк. Роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.

21.

Н.Карамзин «Бедная Лиза».  Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина.

22.

Из европейской литературы эпохи Просвещения.

И.-В. Гёте. Жизнь и творчество. «Фауст». Жажда познания как свойство человеческого духа.

23.

Р/р. Творческая работа по русской литературе XVIII века.

24.

Литература первой половины XIX века

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIXвека.

25.

Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского.

26.

Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

27.

Обучение анализу лирического произведения на примере анализа стихотворения Жуковского «Море».

28.

А.С. Грибоедов

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова.

29.

Творческая история комедии «Горе от ума».

30.

Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого.

31.

Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия.

32.

Чацкий и Молчалин.

33.

Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет.

34.

Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.-Б. Мольера).

35.

Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

36-37.

Р/р. Классное сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: «Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии?»

38.

А.С. Пушкин

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина.

39.

Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики.

Тема поэта и поэзии («Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный …»)

40.

Лирика любви и дружбы ( «19 октября», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…», «К***»)

41.

Вольнолюбивая лирика.  («К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», «К морю»)

42.

Романтическая поэма «Кавказский пленник», её художественное своеобразие и проблематика.

43.

Тема природы.  («Осень», «Деревня»)

44.

Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика).

45.

Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров.

46.

«Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.

47.

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах.

Онегинская строфа.

48.

Автор и его герой в образной системе романа.

49.

Тема онегинской хандры и её преломление в «собранье пёстрых глав».

50.

Онегин и Ленский.

51.

Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора.

52.

Картины жизни русского дворянства в романе.


53.

Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина».

 В.Г. Белинский о романе.

54-55

Р/р. Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина.

56.

М.Ю. Лермонтов

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова.

57.

Темы и мотивы лермонтовской лирики. Назначение художника, тема поэта и поэзии в стихотворениях: «Нет, я не Байрон…», «Поэт», «Пророк».

58.

Свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения в стихотворениях Лермонтова «Парус», «Я жить хочу…», «Смерть поэта», «»Молитва», «И скучно и грустно», «Дума»,  и др.

59.

Патриотическая тема. «Родина».

60.

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе.

61.

Своеобразие композиции и образной системы романа.

62.

Автор и его герой. «Бэла».

63.

Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки.

«Максим Максимыч».

64.

Печорин в ряду других персонажей романа. «Тамань».

65.

Черты романтизма и реализма в поэтике романа. «Княжна Мери».

66.

Мастерство психологической обрисовки характеров. «Фаталист».

67.

«История» души человеческой» как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.

68-69.

Р/р. Классное сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

70.

Н.В. Гоголь

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя.

71-72.

Цикл «Петербургские повести».

73.

Поэма «Мёртвые души» как вершинное произведение художника.

74.

Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы.

75.

Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»).

76.

Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования.

77.

Народная тема в поэме.

78.

Образ Чичикова и тема «живой» и «мёртвой» души в поэме.

79.

Образы помещиков и чиновников в поэме, средства их создания.

80.

Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

81.

Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.

82.

Р/р. Подготовка к домашнему сочинение «Художественная деталь и её роль в создании образа Манилова (Коробочки, Собакевича и др.)»

83.

Литература второй половины XIX века (обзор с обобщением ранее изученного)

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890-х годов.

84.

Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева).

85.

Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).

86.

Лирическая ситуация 50-80-х годов XIX века. Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «С поляны коршун поднялся…», «Как весел грохот летних бурь…». Художественное своеобразие стихотворений.

87.

А.А.Фет. Лирика любви, природа и человек: «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть!..» Художественное своеобразие стихотворений.

88.

Н.А. Некрасов. Творческая биография. Гражданская позиция. «Памяти Добролюбова».

89.

Творчество А.Н.Островского как новый этап развития русского национального театра.

90.

Ф.М. Достоевский.

Тема «маленького человека» в романе «Бедные люди».

91.

Л.Н. Толстой. Автобиографическая проза: повесть «Юность».

Подлинные и мнимые ценности жизни. Приемы психологического самоанализа героя. Глава «Я проваливаюсь».

92.

М. Горький. Своеобразие прозы раннего М.Горького. «Челкаш», «Песня о Буревестнике».

93.

Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте веков. Трансформация темы «маленького человека». «Тоска», «Смерть чиновника».

94.

 

Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.

95.

Из литературы XX века (обзор с обобщением ранее изученного)

Своеобразие русской прозы рубежа веков (И. Бунин. А.Куприн)

96.

«Серебряный век» русской поэзии. Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока. С. Есенина. В. Маяковского, А. Ахматовой. М. Цветаевой, Б. Пастернака ). Основные темы и мотивы.

97.

М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце». Основная проблематика и образы. Литература и история. Пафос произведения и авторская позиция.

98.

М.А. Шолохов. Русский характер в рассказе «Судьба человека». Проблемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа.

99.

А. Т. Твардовский. Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике на военную тему. «Я убит подо Ржевом» и др.

100.

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Творческая история рассказа. Реалии и обобщение. Образы Матрены и рассказчика.

101.

Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

102.

Итоговый тест «Литература XVIII-XIX и XX веков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроковлитературы  в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч.  («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...