Проектирование современного урока
учебно-методический материал по теме

Енгуразова Рамиля Ярулловна

В материале даны рекомендации по построению современного урока и рассмотрены приёмы организации деятельности учащихся, направленной на формирование личностных ценностей учения через активные формы познавательной деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektirovanie_sovremennogo_uroka.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование современного урока

Система требований к современному уроку определяется:

  1. концепцией федеральных государственных образовательных стандартов, принципами современной дидактики, позицией системно-деятельностного подхода (тезис о том, что развитие личности обучающегося обеспечивается, прежде всего, формированием в процессе активной образовательной деятельности универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных – как основы образовательного процесса);
  2. направленностью образовательной деятельности на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  3. активной учебно-познавательной деятельностью обучающихся;
  4. построением образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся и компетентностного подхода (тезис о достижении обучающимися способности эффективно использовать знания и умения в практической деятельности).

Система требований к уроку включает:

  1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности целеполагание осуществляется совместно с обучающимися, исходя из сформулированной проблемы. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке, они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач.
  2. Мотивация. Учитель должен сформировать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются также решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания.
  3. Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.
  4. Отбор содержания. На уроке должны быть качественно отработаны знания, которые обеспечивают достижение результатов урока, определённых программой. Вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не должна создавать перегрузок. Результат урока является объектом контроля, что требует обеспечения систематической диагностики всех (личностных, метапредметных, предметных) планируемых результатов как целевых установок урока. Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, которая:
  1. находится в зоне актуальности (т. е. согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами человека);
  2. подаётся в контексте происходящего в окружающем ребёнка мире, сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией;
  3. затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к информации);
  4. активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет необходимость использования комплекса разнообразных приёмов организации образовательной деятельности обучающихся);
  5. является базовой для принятия решения (т. е. требует разработки заданий по практическому использованию информации);
  1. Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.
  2. Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения – рефлексия.
  3. Использование разнообразных эффективных приёмов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя – посредством учебных заданий создать условия, инициирующие деятельность обучающихся.
  4. Подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока. Это значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающегося (а не только образовательного результата).
  5. Наличие блоков самостоятельного обучения знаний обучающимися в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети Интернет.
  6. Организация парной или групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе. Учителю следует помнить, что присвоение знаний (переход их в сознание) осуществляется только при условии наличия внешней речи. Обеспечить внешнюю речь каждого обучающегося позволяет парная работа по обсуждению ключевых вопросов содержания урока (в том числе с использованием зрительных опор).
  7. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.
  8. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
  9. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.
  10. Минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определённых образовательной программой; содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию с учётом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений обучающихся.
  11. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.

Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся – как активных субъектов деятельности, что становится решающей предпосылкой для реализации целевых установок современной системы образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока. Целеполагание.

Данный материал разработан с целью организации деятельности Школы молодого специалиста. Целеполагание - достаточно сложный и один из самых проблемных аспектов работы учителя. В педагогической практике...

Статья "Проектирование современного урока на примере урока информатики."

Проектирование  современного урока на примере урока информатики« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»....

Технологическая карта урока: основа проектирования современного урока

Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы ра...

Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"

Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...

Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».

Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...

Новые результаты оброзования как основа проектирования современного урока обществознания современного урока обществознания

Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.     Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельный, т.е....