Современные просветительские медиа средства для родителей в ДОУ.
методическая разработка по теме

Мастер - класс для педагогов содержит транслирование теоретического и практического опыта   организации медиа образования родителей. Для проведения информационной работы с родителями по вопросам подготовки детей к школе важным разделом является информационно-просветительское обеспечение. Особенно необходимо оно для родителей будущих первоклассников. От того, насколько красочно, доступно, увлекательно будет предложен тот или иной материал, зависит интерес к данной информации, степень её восприятия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Современные  просветительские медиа средства для родителей будущих первоклассников».

Цель: транслирование теоретического и практического опыта   организации медиа образования родителей.

Задачи:

  • познакомить педагогов с современными средствами информирования родителей /медиасредствами: наглядно-печатными и электронными /;
  • научить изготавливать макеты наглядно-печатных и электронных средств /умение заполнять пространство листа  текстовым и иллюстративным материалом в определенном пропорциональном и количественном соотношении/;
  • сформировать умение при работе с текстом выбирать краткую, точную, необходимую информацию;
  • сформировать умение презентовать готовый информационно-просветительский продукт;
  • сформировать представления о многоплановости использования информационно – просветительских средств  при взаимодействии с семьей.

Оборудование:

  • ноутбук, проектор, экран, слайды;
  • тексты и иллюстративный материал  с тематикой по подготовке к школе;
  • листы бумаги для изготовления  макетов памятки, плаката, буклета /А4, А3/;
  • фломастеры, ножницы, клей, трафареты букв.

Литература:

  • О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». изд. Творческий центр «Сфера». М, 2005
  • О. В. Солодянкина «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. пособие для работников ДОУ». Изд. «Аркти», М. 2005
  • Т. Н. Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями». М., 2002
  • Сборник научных трудов "Актуальные проблемы теории коммуникации". СПб. - Изд-во СПбГПУ, 2004. - C. 232-240.
  • Морозова В. Ю. Организация системы информирования родителей как инновация в школьном управлении. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 1 марта. http://www.eidos.ru/journal/2007/0301-3.htm. -  Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru. /электронный ресурс/
  • Березина Т.А., Галкина Э.Е., Негода Т.П.,Ромашкина А.В. Программы педагогического образования родителей в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи: Метод. рекомендации / Под ред.Т.А. Березиной. СПб., 1997.
  • Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. Для педагогов и родителей. М., 2001.
  •  Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2005.
  •  Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред.  Л.М. Щипицыной. СПб., 2006.
  •  Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования: Приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003 г.  № 28-51-513/16 //http://cfo.allbusiness.ru/BPravo/DocumShow.asp?DocumID=121881.  /электронный ресурс/
  •  Соколова Н.Г. Система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников // http://hghltd. yandex.com.  /электронный ресурс/

Теоретическая часть.

Вступительное слово:

/ по ходу текста идет демонстрация  слайдов /

            В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно.

Для проведения информационной работы с родителями по вопросам подготовки детей к школе важным разделом является информационно-просветительское обеспечение. Особенно необходимо оно для родителей будущих первоклассников. От того, насколько красочно, доступно, увлекательно будет предложен тот или иной материал, зависит интерес к данной информации, степень её восприятия.

           В настоящее время в виду занятости родителей и снижения интереса к наглядно-информационным средствам, предоставляемым дошкольным учреждением, возникает необходимость обратиться к  наиболее эффективным средствам информирования родителей. Таковыми являются современные медиасредства  для информационной поддержки  родителей.

Медиа — это обширное понятие, которое включает в себя всю совокупность технологических средств и приемов, служащих для передачи конкретному потребителю информационного сообщения в том или ином виде (печатное слово, музыкальная композиция, радиопередача и т.п.).

Медиаобразование - это образование на материале средств массовой коммуникации – телевидения, прессы, радио, кинематографа, видео, Интернета и т.д.

Медиавоздействие – воздействие медиатекстов на аудиторию: в сфере воспитания и образования, развития сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откликов, распространения информации и т.д.

Наглядно-печатные средства.

         Самое распространенное из  наглядно-печатных средств. Он представляет собой произведение графического искусства с лаконичным, броским цветным изображением, с кратким текстом (чаще всего на большом листе бумаги), должен восприниматься издали, выделяться среди других средств агитации и информации. Поэтому чаще всего выполняется с одним рисунком, в условной манере, без излишних деталей. Плакаты имеют рекламную или информационную направленность. В последнее время плакаты приобретают все большую популярность и становятся все более модными, расширяется их использование в рекламных  и информационных целях.

Что такое брошюра?

         Брошюра – это один из самых презентабельных и элитарных видов полиграфической продукции. Отличается брошюра от буклетов, листовок, визиток, прежде всего, способом крепления листов. С французского языка слово «брошюра» переводится как «сшивать». И в этом главное отличие изготовления брошюр от буклетов. Формат изделия предполагает, что в нем может быть размещен не только текст, но и иллюстрации. Брошюра - малоформатное текстовое издание, в популярной форме освещает различные вопросы окружающей жизни.

Что такое памятка?

         

Памятка – это краткий документ, который содержит важные сведения для выполнения каких-то действий, перечень правил, которыми надо руководствоваться. Человек, который пользуется этим документом, должен поступать именно так, как написано в памятке.  Эти правила могут быть расположены в любом порядке.

 Памятка всегда пишется для каких-то определенных групп людей, а не для всех людей на свете. В памятках освещают наиболее важные и актуальные вопросы. Тема излагается лаконично, доступным для широких масс языком, с использованием соответствующих иллюстраций.

Например, мы можем написать памятку для родителей будущих первоклассников: «Памятка для родителей будущих первоклассников».

Буклеты.

         Благодаря небольшой стоимости и высокой информативности, буклет сегодня стал наиболее широко используемым и эффективным видом рекламной полиграфии. Буклет — это единый печатный лист бумаги, сфальцованный (сложенный) несколько раз. Не стоит путать буклет с брошюрой, брошюра — многополосное, (состоящее более чем из одного листа) изделие, скрепленное тем или иным образом.

         Область использования буклетов весьма обширна: на выставках, в офисах, банках, магазинах, для почтовой рассылки и информирования родителей в детских садах.

         Буклеты могут быть разных видов. По назначению буклеты бывают массовые и имиджевые. Массовые, в свою очередь, можно разделить на рекламные и информативные.

         Обычные  форматы буклета - это формат А4 с двумя сгибами и А5 с одним сгибом.

Для "сборки" вашего буклета в наглядную, а стало быть, и эффективную, "картинку" необходимы следующие пазлы:

-логотип /наглядный знак организации/;

-графические материалы – визуальный ряд (клипарты, слайды, фото);

-текстовая – информационный блок  / Содержание информационного материала. Что касается текстов, то старайтесь не загромождать буклет лишней информацией, внимание клиента не должно рассеиваться. Буклет должен быть составлен так, чтобы четко и ясно были видны основные позиции, предложения и т.д./;

- контактная информация / адрес учреждения, номера телефонов, фамилии и должности специалистов, к которым можно обратиться/.      

.

Для того чтобы правильно сформулировать свои требования по отношению к создаваемому буклету необходимо составить бриф:                                                                           
-название вашего учреждения
-особенности вашего учреждения или услуги
-общие задачи
-целевая аудитория
-тексты, которые будут участвовать в буклете
-картинки и фотографии и т.д.

Стенгазеты и фотогазеты.

         Вывешиваемая на стене рукописная или машинописная газета, являющаяся органом работников какого-нибудь учреждения и т.п. Содержит информационно-просветительский материал, который подкреплён фотографиями, иллюстрациями из жизни дошкольного учреждения.

Электронные информационно-просветительские средства.

         Многие поколения наших предков пользовались единственным средством накопления, хранения и передачи информации - устным словом. С появлением бумаги, изобретением наборного шрифта и печатного станка, а затем типографской машины, распространение печатного слова приобретает массовый характер. С возникновением в XX веке электронных средств  связи,  характер СМИ - а фактически жизни в целом - изменился коренным образом. Поистине информация правит миром. Это относится ко всем средствам массовой коммуникации, и, прежде всего, к всемирной компьютерной сети Интернет.

         Федеральные государственные требования подчеркивают исключительную роль семьи в решении задач воспитания, потому что успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

         В связи с этим одной из актуальных задач, стоящих перед ДОУ, является организация системы эффективной информационной поддержки /ИП/ родителей о деятельности детского сада. На первом месте в организации ИП родителей, безусловно, стоит использование компьютеров и компьютерных сетей. 

         Это происходит потому, что с помощью сетей Интернет и дошкольных информационных сетей (ДИС), можно оперативно предоставлять родителям (и общественности вообще) информацию по всем направлениям деятельности ДОУ:

  • Информирование родителей через интернет. Создание дошкольного сайта, на котором размещена информация о ходе образовательного процесса в детском саду и о нормативном, кадровом, материальном его обеспечении. Создание специальной рассылки, которая помогает родителям быть в курсе важных событий, акций и мероприятий, которые происходят в ОУ.
  • Просвещение родителей через Интернет. Размещение на сайте детского сада интересующих родителей материалов по проблемам образования и воспитания, разработанных как внешними специалистами, так и педагогами ОУ. Здесь же могут быть размещены (или сделаны ссылки на них) материалы юридического характера и федеральные нормативные образовательные документы.
  • Сетевое консультирование родителей. Интернет - консультации – важный рычаг для повышения родительской активности. Благодаря такой форме сетевого взаимодействия, устанавливается обратная связь с родителями и появляется возможность отследить характер проблем родителей и уровень их удовлетворенности деятельностью ОУ, а также обсудить перспективы развития. Консультантами могут стать и родители - профессионалы в той или иной области (врачи, юристы, работники сферы культуры и др).
  • Обучение родителей через Интернет. Это направление можно назвать учебно-методическим сопровождением семьи. Реализуется оно с помощью дистанционных форм и методов обучения. Специалистам ДОУ необходимо лишь понять, в освоении каких навыков нуждается конкретный родитель и помочь ему стать для своего ребенка и наставником, и другом, и «массовиком-затейником».
  • Совместная деятельность с родителями в интернете. Данная деятельность может содержать проектировочно-подготовительный этап (с родителями обсуждается тот или иной проект, обмениваются вариантами сценариев и распределяют роли) и проектно-деятельностный (обсуждаемый проект реализуется, а ход и результаты его фиксируются в Интернете). Проекты могут быть как с очной составляющей, так и полностью сетевые.

         Итак, обозначим преимущества Интернета, которые следует учитывать при организации работы с родителями:
   - Дистанционные методы позволяют проинформировать гораздо большее число «занятых» родителей, которые не всегда имеют возможность посещать собрания и различные мероприятия, организуемые в ДОУ.
      - Родители, работающие с использованием  Интернета, становятся более активными участниками жизни дошкольного учреждения, так как в любой момент вы можете связаться с ними по электронной почте – буквально, по несколько раз в день.
Также они могут помочь вам в вашей работе – например, подберут материал для стенгазеты или сценарий для праздника; подготовят поздравительные письма и распечатают информацию о новых законах, опубликованных на официальных сайтах.
  - Интернет позволяет общаться дистанционно – в рамках форумов или электронных писем. В этом случае у вас появляется шанс познакомиться с более искренними оценками вашей деятельности или вовремя получить важный сигнал.
 - С помощью Интернета вы существенно сокращаете временные затраты, - ведь не обязательно собирать традиционное родительское собрание, если многие вопросы можно решить путем переписки с родителями по электронной почте. Можно также согласовать время той или иной встречи, расписание занятий или консультаций с педагогами.

Что такое сайт?

         Оптимальный вариант работы по  просвещению родителей через Интернет – создание специального сайта для родителей, на котором они могли бы находить интересующие их материалы по проблемам образования и воспитания, разработанные специалистами.
Помимо этого, на сайте можно размещать информацию о различных интересных мероприятиях прошедших в детском саду, поместить график проведения праздников, консультаций специалистов и т.д. Главное, чтобы у родителей была возможность обращаться к первоисточникам вашей деятельности. Очень много вопросов правового характера можно снять, опубликовав необходимые сведения для всеобщего обозрения.

Сайт — набор из нескольких десятков, сотен и даже тысяч веб-страниц, объединенных друг с другом общей темой, оформлением и ссылками. Это информационная единица, представляющая учреждение или отдельно взятого человека, доступная из любого уголка мира, а также одно из современных средств передачи информации.

Информация в Интернет отличается:

  • скоростью получения;
  • возможностью получить большой объем информации за короткое время;
  • удобством использования.
  • о вас узнает в сотни раз большее количество людей, чем из газеты.

 Информирование родителей через электронную почту

Электронная почта - сетевая служба, позволяющая пользователям обмениваться сообщениями или документами без применения бумажных носителей, а на основе электронной  рассылки информации. Электронная почта во многом напоминает обычную почтовую связь.

Если нет возможности создать целый сайт, включите в электронную рассылку статьи и памятки психолого-педагогического характера.
Создайте специальную рассылку, которая будет помогать родителям быть в курсе всех мероприятий, которые происходят в городе или вашем учреждении. Для этого необходимо всего лишь собрать их электронные адреса и регулярно и заблаговременно (например, раз в две недели) сообщать членам семьи о каком-то событии или достижении. Основной девиз здесь – «Все, что вы узнали сами – расскажите родителям!».
Как показывает практика, если родители больше знают о том, каких успехов добились дети или педагоги, их интерес к образовательному учреждению существенно повышается.
Естественно, информация о достижениях конкретного ребенка – это информация приоритетной важности. Однако не следует превращать электронную переписку в книгу жалоб. Тогда родители будут читать ваши письма с хорошим настроением.

4 принципа эффективного информирования родителей посредством электронной почты:
-актуальность;
-конкретность;
-позитивность;
-регулярность.

Что такое электронная газета?

         Это еженедельные пакеты информации об услугах образовательного учреждения, объединенные разнообразной тематикой. Материалы в газете группируется по рубрикам в зависимости от содержания.

Мультимедиа:

- совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. Технологию мультимедиа составляют специальные аппаратные и программные средства.

Только компьютер может воспроизвести все те средства информации, которые вместе и называются мультимедиа {multi — много, media — средство информации, multimedia — несколько средств информации). Так, книга — это совокупность текста и иллюстраций. Вставив в CD-плейер звуковой компакт-диск, можно слушать музыку и речь, но нельзя воспроизвести изображение. Даже возможности видеомагнитофона, передающего на экран телевизора видеофильмы, ограничены. Комбинация изображения и звука записана на ленте в строгой последовательности. Смотря фильм, вы можете отмотать пленку вперед или назад, перескочить через кадр. Но вам не удастся вмешаться в действие фильма. Компьютер умеет гораздо больше:

Программа, позволяющая взаимодействовать с компьютером, называется интерактивной (от английского слова interactive – взаимодействующий,).

         

Слайд-фильм - это созданный с помощью программы Power Point анимированный и озвученный учебный компьютерный фильм.

Слайд-фильм – это наиболее популярное и доступное средство представления текстовой,

графической и иной информации на персональном компьютере, в локальной сети и сети Интернет.

DVD слайд-фильм - это видеоролик, составленный из фотографий. Между фотографиями вставляются переходы. К фотографиям можно применить эффект движения видеокамеры по изображению. Есть возможность наложить текст на фотографию. Ко всему ролику применяется фоновая музыка. Несколько видеороликов могут быть объединены на один DVD диск. Удобное меню даст Вам лёгкий доступ к тематическим фотографиям. Возможна, также, компоновка слайд-фильмов и видео на один диск.

Средства для сохранения информации

Электронный носитель: материальный носитель, используемый для записи, хранения и воспроизведения информации, обрабатываемых с помощью средств вычислительной техники.

Карта памяти (флеш-карта) - схема распределения оперативной или постоянной памяти, электронный носитель информации.

Компактный диск - малогабаритный оптический диск, информация с которого считывается лазером. Компактные диски подразделяются на:
- записываемые CD-R, допускающие однократную запись пользователем;
- стираемые CD-E, допускающие многократную запись;
- дискретные звуковые CD-DA для записи звука;
- диски CD-V для видеоконференций;
- дискретные видеодиски DVD.

После презентации предложить участникам назвать варианты распространения данного ИП среди родителей различными способами с использованием медиа средств на бумажных и электронных носителях (сделать на базе данного материала брошюру, памятку, буклет, сохранить на компакт-диск и предложить для домашнего просмотра, поместить на сайт, переслать рассылкой по электронной почте).

Практическая часть.

         Слушатели делятся на 3 группы. В каждой группе работает координатор.

1 группа.

Изготовление электронной памятки.

Оборудование и материалы: ноутбук, тексты и наглядный материал в электронном варианте.

Содержание практического задания:

  • Сделайте памятку в электронном варианте из предложенного текстового и наглядного материала.
  • Презентуйте свой информационный продукт:

- Вид.

- Текстовое содержание /краткость, лаконичность содержания, подчёркивающая значимость  важных сведений для выполнения каких-то действий, правил, которыми надо руководствоваться /.

- Использование наглядности /соответствие тематике, необходимое соотношение между текстом и иллюстрациями/.

- Многоплановость распространения информационного продукта с привлечением различных медиасредств.

2 группа. 

Изготовление макета буклета.

Оборудование и материалы: ножницы, клей, заготовка для буклета, текст и наглядность.

Содержание практического задания: 

  • Сделайте макет буклета из заготовки и предложенного текстового и наглядного материала.
  • Презентуйте свой информационный продукт:
  • вид;
  • содание брифа документа:

- Визуальный ряд /логотип, наглядность/

- Информационный ряд /краткость и лаконичность, подчёркивающая значимость содержания информационного материала/.

- Контактный ряд /адрес, телефон/

  • Способы распространения информационного продукта.

3 группа. 

Изготовление макета плаката.

Оборудование и материалы: ножницы, клей, фломастеры, трафареты, лист формата А3, наглядность.

Содержание практического задания: 

Сделайте макет плаката из предложенной наглядности. Содержание текста сформулируйте в соответствии с проблемой: точка зрения родителей на подготовку детей к школе состоит в том, что этим должно заниматься только образовательное учреждение. Сформируйте у них другую позицию на данный вопрос.

  • Презентуйте свой информационный продукт:

- Вид.

- Раскрытие темы /убедительность содержания текста; использование наглядности, выделяющей основной смысловой момент/.

- Способы распространения данного информационного продукта.

Заключительная часть.

Беседа - обсуждение с участниками мастер – класса.

- Почему вас заинтересовала данная тема?

- Считаете ли вы доступным использование медиасредств в своей педдеятельности для информационной поддержки родителей и каких?

- У кого из вас имеется личная страница в Интернете, сайт учреждения? Какие информационно-просветительские материалы Вы там размещаете?

- Убедились ли вы в многоплановости использования медиасредств для информационной поддержки родителей?

         Таким образом, современные инновационные процессы в ДОУ не могут не касаться вопросов организации новых форм работы с родителями. Одним из вариантов организации такой работы является обеспечение родителей необходимой, полной, достоверной информацией о деятельности детского сада путем создания системы информирования, которая позволит родителям почувствовать, что они являются полноправными субъектами образовательного процесса.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 комбинированного вида»

Мастер - класс

Составители: учитель-дефектолог

1 квалификационной категории

Хайдарова С. М.,

учитель-дефектолог

1 квалификационной категории

Зуева О. В.

Первоуральск

 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Современный диктант как средство формирования УУД"

В материале предсталена информация о современных видах диктантов и опыт формирования  УУД на уроках русского языка посредством  современного диктанта....

Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности"

Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности" можно использовать в публичном выступлении на...

Современный урок как средство повышения образования в условиях подготовки и введения ФГОС.

Современный урок как средство повышения образования в условиях подготовки и введения ФГОС....