Применение ИКТ на уроках математики
материал на тему

Нохрина Ирина Александровна
В профессиональной  работе учителя информационно -коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом.
Реальность такова, что все в большей степени учителя становятся исследователями, строя свою работу с детьми на основе последних достижений  наук. Информационно-коммуникативные технологии позволяют значительно активизировать познавательную деятельность учащихся и разнообразить индивидуальную траекторию личностного и интеллектуального развития.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_ikt_na_urokakh_matematiki.rar1.71 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Г.УСМАНИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Применение ИКТ на уроках математики

Подготовила:

учитель математики

МБОУ СОШ №3

Нохрина И.А.

Усмань, 2013

В обучении, чтобы не формально усвоить

материал, надо не пробыть, а прожить обучение,

надо, чтобы обучение вошло в жизнь ребенка,

чтобы оно имело для него для него

личностный смысл.

А.Н.Леонтьев

Одна из проблем сегодняшнего дня - снижение интереса к математике у большинства детей, и как следствие, уровня ее усвоения. Вместе с тем современный человек без математического образования обойтись не может, т.к. математическое образование – это единственное прошедшее испытание временем средство интеллектуального развития; элементы математики – неотъемлемая часть общей системы ориентации в окружающем мире. 

Все вышеперечисленное заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. Для обучения, развития и воспитания современных детей недостаточно традиционной системы обучения. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Немаловажная роль здесь отводиться информационным и телекоммуникационным технологиям, так как в настоящее время информационные и телекоммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного образования.

За последние несколько лет компьютеры перестали быть экзотикой и вошли в повседневную жизнь. В нашей стране, как и во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерным. Как следствие – изменение ситуации на рынке труда. Одним из основных требований при приёме на работу становиться умение пользоваться компьютером. В связи с этим освоение компьютерных технологий должно происходить уже в школе, с тем, чтобы выпускник как можно быстрее включался в жизнь общества.

Традиционно в школе применяются в основном урочная и лекционно–семинарская формы обучения, которые существуют практически в неизменном виде очень давно. И во многом учебный процесс и даже усвоение учебного материала зависят от профессиональных и личных качеств преподавателя. Кому–то мы симпатичны, а какому–то ученику может просто не нравиться наша манера изложения материала, или он считает, что учитель к нему не объективен при контроле. Попытки разрешить эти проблемы только с помощью традиционных методов уже не дают желаемого результата. 

Включение в ход урока информационно–компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, стимулирует развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.

Использование компьютерных презентаций на уроках.

Использование компьютерных презентаций на уроках делает изложение учебного материала наглядным, доступным, интересным. Такие презентации частично заменяют доску, различные плакаты и иллюстрации в учебниках. ИКТ позволяют более эффективно использовать учебное время на уроке, обеспечить его дифференциацию, облегчить проверку знаний, умений, навыков учащихся. Всё это способствует активизации учебного процесса, изменяет у школьников психологический настрой к занятиям, делает учебно-воспитательный процесс увлекательным.

Однако не следует думать, что применение компьютера на уроке это залог его успешности. Необходимо тщательно продумывать структуру урока, применяемые методы, приемы и средства обучения, целесообразность применения тех или иных информационных ресурсов.

Применять компьютерные программы можно на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Основная задача учителя состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся.

В своей работе я применяю разные формы и методы обучения, стараюсь использовать разнообразные приемы организации учебной деятельности.

Хочу привести некоторые примеры использования ИКТ на разных этапах урока.

  • Для организации настроя обучающихся на урок используется слайд игрового содержания, яркий, привлекающий внимание. Это могут быть ребусы, приглашения к игре, путешествию и др.
  • Очень удобно с помощью подготовленной компьютерной презентации осуществлять проверку домашнего задания, показав несколько способов решения, учить учащихся отбирать рациональное решение.
  • На этапе актуализации знаний возможно использование ПК для организации разных видов устного счета, проведения автоматизированных математических диктантов, что способствует развитию внимания, дисциплинированности т.к. дети понимают, что задания дает машина, а она не может повторяться или останавливаться по чьей-либо просьбе.
  • Возможно создание проблемной ситуации. Даются задания, которые обучающиеся решают с легкостью, а затем предлагается задача, с которой ребята не знакомы. 
  • На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Возможна демонстрация пошагового решения задачи. 
  • На этапе первичного закрепления можно давать схемы, чертежи, таблицы, опорные конспекты, алгоритмы и т.д., помогающие находить решение задачи, а также использование тематических CD для выполнения тренировочных упражнений.
  • Контроль знаний и умений обучающихся является одним из важнейших элементов учебного процесса. Можно организовать защиту рефератов и проектов ребят (поиск информации осуществляется в сети Интернет, в печатных изданиях, а защита проводится в форме презентации).
  • Другая форма проведения контроля знаний и умений – это тестирование, проводимое с помощью компьютера, имеет ряд преимуществ над использованием тестов на бумажных носителях. Во-первых, полностью исчезает субъективность в оценке знаний обучающихся: ребята работают с компьютером, и именно он оценивает их знания. Во-вторых, при автоматизированном тестировании обработка результатов производится в считанные секунды, (это делает компьютер), что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях прямо на уроке (в случае текущего контроля).

Использование программного обеспечения.

Программное обеспечение по математике очень разнообразно: электронные учебники и энциклопедии, программы-тренажёры и видеоуроки, словари и справочники, библиотеки электронных наглядных пособий.

На уроках использую следующие электронные пособия:

  • серия ПО «Умник»;  
  • 1С: Репетитор «Математика. Школьный курс»;
  • 1С: Репетитор «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия»;
  • виртуальная лаборатория « Живая геометрия»;
  • электронный учебник-справочник «Алгебра 7-11».

Использование данных электронных пособий позволяет индивидуализировать и дифференцировать обучение, стимулировать разнообразную творческую деятельность учащихся, воспитывать навыки самоконтроля и рефлексии, изменяет роль ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.

В электронных пособиях по геометрии представлены различные модели геометрических тел и фигур, которые представлены таким образом, что можно изменять их форму, задавать различные линейные параметры, проводить всевозможные сечения, что позволяет сформировать у учащихся пространственное мышление. Формулировки изучаемых теорем сопровождены 3D – моделями, которые демонстрируются на уроках.

Учебная анимация, которая представлена на уроках геометрии с помощью указанных пособий, выполняет мотивационную функцию тем, что позволяет показать в динамике процессы, сложные для понимания, формирует пространственное мышление учащихся, создает зрительный и эмоциональный образ формальных математических теорем и формул, делает изучаемые процессы ближе к жизни и понятнее.

Все эти электронные пособия включают в себя интерактивные задачи, тесты, которые также используются на уроках.

Использование Интернет-ресурсов.

Интернет содержит огромный объем образовательной информации, является инструментом поиска, переработки, представления информации. Интернет – технологии в учебном процессе - это, прежде всего, получение и накопление информации, обработка и передача информации, использование информации для научной работы, для подготовки докладов и сообщений, дистанционное обучение, участие в различных международных и российских олимпиадах и конкурсах.

Адреса сайтов, которые я использую в своей работе:

http// methmath chat.ru- методика преподавания математики

http// virlib eunnet. net/mif- «МИФ» – журнал по математике, физике и информатике

http // mschool.kubsu.ru – «Библиотека электронных учебных пособий»

http //comp-scince.hut.ru – Учителям математики и информатики и их любознательным ученикам

http // mschool.kubsu.ru/ma/ http //sferica.by.ru/index.html- замечательный сайт о тригонометрии

http //www.syrtsovasv.narod.ru http //festival.1 september.ru- фестиваль педагогических идей(уроки учителей математики)

http://school-collection.edu.ru/ коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://mathege.ru/or/ege/Main открытый банк заданий по математике

http://www.uchportal.ru/ учительский портал

http://www.mathtest.ru/ математические тесты в режиме он-лайн

и другие.

Использование компьютерных технологий не означает выработку какого-то нового метода, это органичное сочетание уже имеющихся в арсенале педагога технологий, методов и приемов. Компьютер является всего лишь одним из инструментов нашей педагогической деятельности. И как каждый инструмент, он требует соответствующего ему применения.

Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы.

Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение КСО на уроках математики через приём учебного сотрудничества

Изложенный материал будет интересен специалистам, работающим в классах с разным уровнем подготовки учащихся, отличающихся по национальному и социальному составу, и поможет им предупреждать неизбежные ...

применение икт на уроках математики

Как мы применяем икт на уроках? В презентации представлены примеры использования икт на уроках математики( из опыта работы)....

Применение ИКТ на уроках математики

Краткое изложение методической темы. Цели,задачи, пути реализации...

Применение ИКТ на уроках математики и информатики

Введение    Общеобразовательное учреждение призвано готовить детей, которые будут жить в информационном обществе. Одной из приоритетных задач образования является создание эффективн...

Эффективные методы применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики

Статья о б Эффективных методах применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики...

Мастер - класс для учителей математики «Применение ИКТ на уроках математики»

План проведения: Электронные образовательные ресурсы – современные средства дидактики; Собственный педагогический опыт ( показать свои наработки и поделится ими с учителями района); Пра...