Рекомендации по организации, выполнению и рецензированию
учебно-методический материал по теме

Панова Ольга Константиновна

В рекомендациях по организации, выполнению  и рецензированию

 

контрольных работ студентов заочного отделения состоят из следующих разделов:

  

Требования к содержанию  и организации проведения контрольных работ

Основные требования к содержанию и оформлению контрольных работ

  

Порядок предоставления и регистрации контрольных работ

Проверка контрольной работы

Составление рецензии

Контроль за рецензированием контрольных работ

Письменные аудиторные контрольные работы

Права и обязанности преподавателя

Права и обязанности студентов  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_retsenzirovanii_kontrolnykh_rabot.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации, выполнению  и рецензированию

контрольных работ студентов заочного отделения

1. Общие положения

1.1.  Одной из основных форм руководства самостоятельной работы студентов-заочников со стороны преподавателей, средством контроля и оказания индивидуальной помощи студентам в их работе над учебным материалом в течение учебного года являются рецензирование контрольных работ.

1.2.  Письменная контрольная работа является обязательной формой межсессионного контроля самостоятельной работы студента и отражает степень освоения материала по программам конкретных  учебных дисциплин, темам и разделам междисциплинарных курсов профессиональных модулей.

Ее выполнение формирует:

-  учебно-исследовательские навыки,

- закрепляет умение самостоятельно работать с первоисточниками,

- помогает усвоению разделов УД, МДК, ПМ.
1.3.  Цель рецензирования  - дать правильную направленность в самостоятельной работе студентов над учебным материалом, проверить качество работы студента по данному предмету и умение применять теоретические знания при решении практических вопросов, отметить положительные стороны в его работе, указать на имеющиеся ошибки и недостатки, рекомендовать пути их исправления.

1.4. По учебному плану  для каждой учебной дисциплины, междисциплинарному курсу,  предусмотрено выполнение контрольной работы

2.Требования к содержанию  и организации проведения контрольных работ

2.1.  В целях организации выполнения домашних контрольных работ по конкретным учебным дисциплинам, темам или разделам междисциплинарных курсов, профессиональных модулей разрабатываются методические указания по написанию соответствующих контрольных работ.

2.2.  Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников разрабатываются ведущими преподавателями, рассматриваются на заседании цикловых предметных комиссий по направлениям подготовки, методического совета и утверждаются заместителем директора по учебно - методической  работе.

Структура методических указаний по выполнению контрольных работ  должна включать:

- титульный лист

-  введение;

- тематический план (содержание дисциплины, программа учебной дисциплины, разделов междисциплинарных курсов, профессиональных модулей);

- методические рекомендации к разделам (темам) курса;

- вопросы для самоконтроля по разделам (темам) изучаемого курса

- методические рекомендации по выполнению письменной контрольной работы

- перечень вопросов для контрольных работ

- список рекомендуемой литературы для изучения, возможность использования Интернет – ресурсов

- словарь основных понятий и терминов

2.3.  Методические указания по выполнению контрольных работ должны содержать:

- цель и задачи контрольной работы, ее место в изучении дисциплины;

- порядок выбора варианта контрольной работы;

- описание структуры контрольной работы;

- требования к оформлению контрольной работы;

            - порядок представления контрольной работы в образовательное учреждение, ее   проверки, рецензирования и переработки;

- перечень основной и дополнительной литературы.

2.4.  В требованиях по оформлению контрольной работы необходимо указывать в каком объеме и стиле должен быть изложен материал, порядок решения задач, оформление титульного листа, ссылки на использованные источники и т.п.

2.5.  Объем заданий устанавливается в зависимости от характера учебной дисциплины и количества часов, отведенных на ее изучение.

Задания на контрольную работу разрабатываются преподавателями и утверждаются на заседаниях предметной цикловой комиссии.
2.6.  Контрольные вопросы должны носить обобщающий характер, ориентировать студента на четкий ответ как результат анализа изучаемого материала. Вопросы должны способствовать развитию профессионального интереса и творческого мышления.
2.7.  При постановке контрольных вопросов необходимо исключить возможность механического переписывания материала учебника.

2.8.  Варианты контрольных работ должны быть равноценны по объему и сложности. Контрольные задания разрабатываются по многовариантной системе (не менее 10-ти вариантов).


3. Основные требования к содержанию и оформлению контрольных работ
3.1. Контрольная работа должна быть выполнена по варианту, соответствующему шифру в зачетной книжке студента (или по варианту, выданному преподавателем).

3.2.  Материал в контрольной работе должен быть изложен четко и последовательно в соответствии с заданием; в текстовой части каждый вопрос (зачет) должен быть выделен отдельно.
3.3. Работа должна содержать обобщения и выводы, сделанные на основе изучения литературы в целом.
3.4.  Контрольная работа должна содержать список используемой литературы, которую студент изучил и проработал при выполнении задания. Список  должен быть правильно оформлен (с точными библиографическими данными).

3.5.  Работы оформляются одним из двух способов: компьютерным (предпочтительно), или рукописным. При оформлении работ компьютерным способом – текст оформляется шрифтом Times New Roman, кегль шрифта 12-14 пунктов, межстрочный интервал – одинарный, на одной стороне стандартного листа формата А4 (210х297 мм) белой односортной бумаги. Работа должна иметь общую нумерации страниц. На титульном листе номер страницы не ставиться. Нумерация таблиц (рисунков) сквозная с 1 по n.

 При оформлении рукописным способом работа пишется разборчивым почерком. Высота букв и цифр должна быть не менее 2,5 мм. Для пометок рецензента должны быть оставлены поля шириной 3- 4 см.
3.6.  На титульном листе  указывается наименование учебного заведения; наименование дисциплины, по которой написана контрольная работа; шифр зачетки (вариант); группа; фамилия, имя и отчество студента;  фамилия, имя и отчество преподавателя. Титульный лист контрольной работы оформляется в соответствии с
Приложением 1.

3.7.  Объем контрольной работы должен составлять не менее 5 - 6 печатных листов, чему примерно соответствует 12 страниц текста в ученической тетради; количество страниц зависит от количества часов по учебному плану, отведенных на данную учебную дисциплину.

4. Порядок предоставления и регистрации контрольных работ

 4.1. Студенты должны быть заранее ознакомлены со сроком и порядком представления домашних контрольных работ.

Сроки представления контрольных работ в учебную часть утверждаются заместителем директора по учебной работе;  в соответствии с   календарным  графиком  освоения цикла дисциплин  на каждую группу на текущий учебный год.
4.2.  Задания на контрольные работы выдаются студентам в период обзорно – установочных занятий по каждой учебной дисциплине (МДК,  ПМ).  

 4.3. Преподаватели в обязательном порядке дают консультации по выполнению контрольных работ в межсессионный  период.
4.4. Студент должен представить выполненные контрольные работы руководителю заочного отделения или секретарю учебной части не позднее, чем за 7 дней до начала занятий (сессия по проведению семинарских занятий, лабораторных работ, практических занятий и промежуточной аттестации).
 На контрольной работе руководитель заочным отделением или секретарь учебной части отмечает дату регистрации контрольной работы и ее порядковый номер в журнале регистрации контрольных работ. После регистрации секретарь  учебной части передает контрольную работу  для проверки и рецензирования преподавателю.        

4.5.  Контрольная работа возвращается преподавателем  на заочное отделение  не позднее, чем за три дня до сдачи экзамена (зачета) по этому предмету.
4.6. Студенты, не выполнившие письменные контрольные работы по соответствующей дисциплине в установленные сроки, не допускаются к экзамену (зачету) по этой дисциплине.

5. Проверка контрольной работы

5.1. При проверке контрольной работы необходимо:

- проверить соответствие контрольной работы выданному заданию;

- отметить каждую ошибку и неточность по существу учебного материала и дать краткое объяснение сущности их, или, не исправляя, поставить наводящий вопрос и указать заочнику, какой раздел или параграф учебника должен изучить обучающийся, чтобы восполнить пробелы в своих знаниях;

- обратить внимание на самостоятельность выполнения работы, на полноту изложения вопроса, качество и точность расчетной и графической части (чертежи, схемы, графики, диаграммы и т.д.), указать, если возможно, более рациональный или более короткий путь решения задачи;

- уточнить нечеткие и исправить неправильные формулировки, подчеркнуть все  замеченные грамматические ошибки и стилистические погрешности.

5.2. В замечаниях по тексту контрольной работы (на полях) не допускается никаких неясностей, сокращений слов, употребления слов и терминов, значение которых может быть не понято студентами. Замечания должны быть сделаны с соблюдением педагогического такта.

5.3. Все исправления в тексте и замечания на полях рецензируемой работы пишутся понятным студенту языком и разборчивым почерком. Исправления производятся чернилами, отличными по цвету от чернил, которыми написана контрольная работа.

5.4. Контрольная работа, признанная рецензентом удовлетворительной, оценивается словом «зачтено». Удовлетворительной считается работа, выполненная не менее чем на 70%. В случае если контрольная работа «зачтена условно», преподаватель должен дать указания по устранению недостатков, рекомендовать раздел или тему учебников, которые должен изучить студент.

Контрольная работа, в которой не раскрыто основное содержание вопросов задания или в которой имеются грубые ошибки в освещении вопроса, в решении задач, в выполнении графической части задания и т.д., а также выполненная не по варианту задания не засчитывается и возвращается студенту с подробной рецензией для дальнейшей работы над заданием.

После всех исправлений и доработки контрольная работа должна быть возвращена в учебную часть вместе с ранее выполненной.

Повторно выполненная контрольная работа должна направляться на рецензирование тому преподавателю, который проверял работу в первый раз.

 5.5.Результаты проверки контрольных работ проставляются в журнал регистрации контрольных работ. 

 5.6. По окончании учебного года контрольные работы, вместе с журналом посещения занятий  Приложение 2 студентом (в файлах) формируются учебной частью в папку студента, подтверждающую освоение основной профессиональной программы по выбранному направлению подготовки.  

6. Составление рецензии

6.1. Рецензированию подлежат все выполненные контрольные работы. Рецензирование состоит из проверки контрольной работы (выявления и исправления ошибок в тексте контрольной работы) и составления рецензии.

Проверка каждой контрольной работы производится в срок не более семи дней.

6.2. При сдаче экзамена (зачета) по данной дисциплине наличие контрольной работы с рецензией преподавателя обязательно.

6.3.  Все проверенные контрольные работы возвращаются в учебную часть заочного отделения.

6.4. Кроме замечаний и исправлений, сделанных в тексте и на полях контрольной работы, пишется рецензия  и ставится запись «зачтено» или по усмотрению преподавателя, ведущего учебную дисциплину можно конкретизировать уровень освоения оценкой

5 (отлично),  4 (хорошо), 3 (удовлетворительно)  - на титульном листе контрольной работы.  Рецензия должна быть строго индивидуальной. Составление стандартных форм рецензий не рекомендуется. Объем рецензии зависит от качества выполненной контрольной работы.

6.5. При составлении рецензии необходимо:

         - указать соответствие выполненной контрольной работы выданному заданию и объем страниц

  -  кратко указать достоинства и недостатки контрольной работы. Положительная часть может иметь место в рецензии даже в том случае, если контрольная работа возвращается студенту для переработки. Рецензия на контрольную работу, которая не имеет отрицательных замечаний и не требует поправок, не должна быть лаконичной и не может ограничиваться указанием на то, что работа зачтена. В ней следует направить внимание студента на дальнейшее углубление хорошо усвоенных теоретических положений (вопросов) и на возможность применения их в практической работе;

  -  дать анализ и классификацию ошибок, отмеченных в тексте и на полях   контрольной работы, перечислить неусвоенные и достаточно полно изложенные вопросы контрольного задания. Рекомендовать более рациональный способ решения задачи и т.п.

  - дать конкретные указания по устранению обнаруженных недостатков, рекомендовать раздел или тему учебника, учебного пособия, который должен изучить студент, а также пути улучшения самостоятельной работы над изучением программного материала.

    При этом,  если в тексте работы замечания сделаны достаточно обстоятельно, в рецензии делается ссылка на них.

6.6. В случае неудовлетворительного выполнения контрольной работы и возвращения ее для переработки, все требования, которые обязан учесть студент при повторном выполнении работы, формулируются конкретно и ясно.

6.7. Рецензия подписывается преподавателем и датируется.

7. Контроль за рецензированием контрольных работ

7.1. Директор, заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по учебно – методической работе периодически  проверяют наличие контрольных работ, рецензий, папку студента, подтверждающую освоения учебных дисциплин по выбранному направлению подготовки специалиста; журнал регистрации и учета контрольных работ.

7.2. Руководитель  заочного отделения, председатели предметных цикловых комиссий,  методисты колледжа организуют систематический контроль за качеством и своевременностью рецензирования контрольных работ; систематически организуют повторное рецензирование контрольных работ, с последующим обсуждением результатов на заседаниях предметных (цикловых) комиссий и методических, педагогических советов.

7.3. Руководитель  заочного отделения  (секретарь учебной части, методист заочного отделения) осуществляет контроль за своевременным представлением студентами контрольных работ (согласно установленному графику), а также принимает необходимые меры по устранению имеющейся задолженности.

7.4. Осуществляя контроль за качеством проверки и рецензирования контрольных работ, необходимо требовать от преподавателя:

- тщательной проверки контрольных работ и качественных рецензий на них;

- полноты и обстоятельности разъяснений, даваемых преподавателем;

- изучения и анализа наиболее часто допускаемых студентами ошибок;

- разработки дополнительных методических указаний или письменных консультаций с целью предупреждения часто повторяющихся ошибок.

7.5. Замечания по результатам контроля  за качеством и сроками рецензирования контрольных работ обсуждаются на заседаниях предметных цикловых комиссий.

8. Права и обязанности студентов

            Права:

8.1. Студент имеет право получить у преподавателя индивидуальную консультацию по написанию контрольной работы.

8.2. Студент имеет право получить у преподавателя индивидуальную консультацию как при очном общении с преподавателем, так и с использованием Интернет – ресурсов

( дистанционных образовательных технологий).

8.3.  Студент имеет право доработать контрольную, если она будет не зачтена или при желании повысить отметку.

8.4. При выполнении контрольной работы студент имеет право использовать дополнительные источники помимо тех, которые указаны в рекомендациях.

8.5. При наличии уважительной причины студент имеет право выполнить письменную контрольную работу за пределами установленными календарным графиком учебного процесса, а также в период сессии.

8.6. Студент имеет право использовать собственные контрольные работы при подготовке к зачету, экзамену, а также непосредственно в ходе промежуточной аттестации.

Обязанности:

8.7.  Студент обязан предоставить контрольную работу на заочное отделение в срок, установленный календарным  графиком.

8.8. Студент обязан выполнять требования по оформлению и написанию контрольных работ, оговариваемых в данных рекомендациях.

9. Права и обязанности преподавателя

Права:

9.1.  Преподаватель имеет право на определение формы консультации (индивидуальная, групповая) по выполнению контрольных работ.

9.2.  Преподаватель имеет право на выбор вида, формы, содержания контрольной работы.

9.3 Преподаватель может проводить собеседование по зачтенным контрольным работам для выяснения возникших при рецензировании вопросов.

9.4 Преподаватель имеет право использовать контрольную работу студентов в собственной деятельности в качестве образца (необходимо оформить документы – разрешение -  в учебной части).

Обязанности:

9.5. При составлении заданий для выполнения контрольной работы, преподаватель должен руководствоваться данными рекомендациями, календарным графиком учебного процесса, содержанием рабочей программы соответствующей дисциплины.

9.6 Преподаватель обязан составить развернутую рецензию на контрольную работу.

9.7. Преподаватель должен соблюдать сроки рецензирования контрольных работ.

9.8. Преподаватель должен своевременно  возвращать  контрольные работы в учебную часть.

10. Письменные аудиторные контрольные работы

10. 1 Перечень дисциплин, по которым проводятся итоговые (обязательные) письменные аудиторные контрольные работы  и их количество, определяется учебным планом соответствующей специальности;

10.2.  Итоговая (обязательная) письменная аудиторная контрольная работа проводится при очном общении со студентом в период сессии по проведению семинарских занятий, лабораторных работ, практических занятий и промежуточной аттестации.

10.3. Итоговая (обязательная) письменная аудиторная контрольная работа может выполняться в традиционной форме в аудитории и в форме компьютерного тестирования;

10.4. Итоговая (обязательная) письменная аудиторная контрольная работа проводится по оценочным средствам, реализуемым  на дневном отделении;  с целью проверить и подтвердить качество подготовки специалиста независимо от формы освоения основной профессиональной образовательной программы.

10.5 Содержание итоговых (обязательных) письменных аудиторных контрольных работ определяется цикловыми предметными комиссиями по предложению преподавателей,  ведущих данную учебную дисциплину;  утверждается заместителем директора по учебной или  учебно – методической  работе.

В качестве заданий могут выступать:
- традиционные вопросы по программному материалу (они должны охватывать основные вопросы тем, разделов дисциплин, тем и разделов междисциплинарных курсов профессиональных модулей);

- тестовые задания (тесты различных вариантов должны охватывать основные дидактические единицы темы, раздела и быть равноценными по уровню сложности);

10.6.  По объему материала итоговая (обязательная) письменная аудиторная контрольная работа должна быть небольшой, как правило, рассчитанной на выполнение в течение не более 2 часов (1 пара).

10.7.  Итоговая (обязательная) письменная аудиторная контрольная работа проводится по завершению изучения учебной дисциплины (междисциплинарного курса) за счет времени отведенного на  занятия со студентом.  Время и место проведения занятий определяется расписанием.

10.8. Итоговая (обязательная) письменная аудиторная контрольная работа выполняется от руки на двойном листочке (при традиционной форме) или  с использованием  ИКТ

( распечатка с компьютера должна быть в наличии) или тестирование (бланки теста прилагаются)  - результаты сдаются в учебную часть; секретарь учебной части вкладывает их  в файл к выполненной домашней контрольной работе и формирует в папке студента, подтверждающей освоение  профессиональной программы.

10.9. Результаты итоговой (обязательной) письменной  аудиторной контрольной работы учитываются при выставлении оценки по учебной дисциплине (междисциплинарному курсу).

Приложение 1
Образец оформления титульного листа
письменной контрольной работы 

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

«Видновский профессиональный колледж»

Контрольная работа

по учебной дисциплине «Технология отрасли»

Шифр 69 

Вариант 1

                                   

    Работу выполнил студент

                                                                  заочного отделения

                                                                         группы _____________

                                                                 Иванов Александр

                                                             Александрович

                                                                (ФИО указывается в именительном падеже)

                                                                          Работу проверил

                                                                        преподаватель:

                                                                    Панова О.К.

г. Видное

2013 год


                                                                                                                                                   Приложение 2

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

"Видновский профессиональный колледж"

Заочное отделение                                                                                                                                                                                                               2     цикл

Форма обучения: по индивидуальной траектории с использованием дистанционных образовательных технологий

Специальность: 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

Журнал  посещения занятий  студентом

Студент ______________________________________________________________________________________________________________

                                      (Фамилия, Имя, Отчество)

Учебная дисциплина:  Технология отрасли  (металлургический комплекс)                                              

Фамилия, имя, отчество преподавателя     Панова  Ольга  Константиновна                       

Сроки промежуточной аттестации:   20.02 – 20.04. 2013 года                               

Форма промежуточной аттестации:  зачет (З),  дифференцированный зачет (ДЗ), экзамен
                                                                                                                    (подчеркнуть)

Этапы изучения учебной дисциплины:


№№


дата


Тема занятий

Кол-во
часов

Подпись
преподавателя

Подпись
студента

Обзорно-установочные  занятия

1

20.02.2013 г.

Темы: Технологическая подготовка производства,  технология, технологический процесс.

4

Основные понятия и характеристики сырья и готовой продукции. Технологические

2

21.02.2013 г.

процессы подготовки исходного материала к производству.  Типовые технологические

4

3

25.02.2013 г.

процессы  изготовления готовой продукции. Выдача заданий.

4

Семинарские и практические  занятия

4

09.04.2013 г.

Темы: Основные технологии производства. Изучение особенностей технологического  процесса

2

подготовки исходного материала к производству. Расчет расхода сырья. Анализ работы

основных механизмов применяемого оборудования. Технологические схемы производства

готовой продукции. Коксохимическое производство.

5

10.04.2013 г.

Доменное производство. Сталеплавильное производство. Разливка стали

2

Анализ основных показателей и свойств исходного сырья при производстве чугуна

Основные технологические процессы, основные реакции сталеплавильных процессов

2

Анализ работы основных механизмов применяемого оборудования при производстве стали

6

11.04.2013 г.

Литейное производство. Влияние химического состава и структуры на механические свойства

2

Чугуна. Расчет шихты при производстве отливок. Технология ручной и машинной формовки.

Итоговое занятие. Зачет.

 

7

19.04.2013 г.

Консультация перед экзаменом.

2

Завершение изучения учебной дисциплины  ____________________________________________________

                                                                                                                                                 (дата: число, месяц, год)

Результат промежуточной аттестации _______________________________________________

                                                                                                                                                          (цифрами, прописью)
Подпись преподавателя  ___________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ДОУ

В данном материале описанв оОсновные принципы деятельности ПМПк,организация деятельности ПМПк,основные области деятельности специалистов ПМПк, формы организации ПМПк,порядок проведения ПМПк, э...

Методические рекомендации по организации работы учителя-логопеда в ДОУ

В данных рекомендациях  описаны организационно-педагогические аспекты воспитания и обучения  дошкольников с нарушениями речи,основные требования к знаниям учителя-логопеда,должностны...

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине химия

Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ....

Методические рекомендации по организации и проведению недели технологии в коррекционной школе VIII вида

Из опыта работы по органицации предметной недели и олимпиады по трудовому обучению....

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Методические рекомендации по организации домашней работы по ОУД «Физическая культура» по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании

В работе предоставлены методические рекомендации по организации домашней работы по общеобразовательной учебной дисциплине «Физическая культура» по специальности 43.02.01 Орг...

Методические рекомендации по организации работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних в образовательной организации

Методические рекомендации предназначены для зам. директоров по воспитательной работе, социальных педагогов общеобразовательных организаций...