Организация повторения как основа формирования глубоких и прочных знаний учащихся
учебно-методический материал на тему

Сергеева  Валентина  Петровна

Организация повторения как основа формирования глубоких и прочных знаний учащихся (выступление на ШМС)

Одна из проблем в работе каждого  учителя – как качественно и эффективно повторить пройденный материал. Пробелы в знаниях, умениях и навыках ведут к тому, что успешное обучение при переходе из класса в класс или в другую школу становится затруднительным.

Психологи утверждают, что всякий раз, когда учащийся усваивает новый материал, он сопоставляет его с усвоенным ранее, связывает с ним, перестраивает его. Именно поэтому необходимо актуализировать, корректировать базовые знания, устранять пробелы.

 На повторительно-обобщающих уроках выделяют наиболее общие и существенные понятия, основные теории и ведущие идеи изученной темы, устанавливают причинно-следственные связи, приводят в систему усвоенные на уроках знания. Все идеи обобщения учителю необходимо свести в единую систему, чтобы она как система представляла собой действенное знание.

Задача обобщения не только в том, чтобы воспроизвести ранее усвоенное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon edm_organizatsiya_povtoreniya.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Организация повторения как основа формирования

глубоких и прочных знаний учащихся

(выступление на ШМС)

Одна из проблем любого учителя – как качественно и эффективно повторить пройденный материал. Пробелы в знаниях, умениях и навыках ведут к тому, что успешное обучение при переходе из класса в класс или в другую школу становится затруднительным.

Психологи утверждают, что всякий раз, когда учащийся усваивает новый материал, он сопоставляет его с усвоенным ранее, связывает с ним, перестраивает его. Именно поэтому необходимо актуализировать, корректировать базовые знания, устранять пробелы.

Способы повторения различны

I способ: идет повторение ранее изученного отдельным блоком и никак не связано с темой урока. Такой вид повторения малоэффективен и не вписывается в структуру урока.

II способ: повторение тем, понятий и т.д. по результатам проверенной д/р, тестов, практических и лабораторных работ. Эффективность его зависит от умения учителя такое повторение организовать.

Например, 1) можно подготовить индивидуальные карточки нескольких вариантов в зависимости от количества западающих вопросов и организовать работу в парах постоянного и сменного состава. 1-1 ученик пары получает задание на исправление ошибок второго ученика и наоборот. Т.о., каждый из пары обучает соседа тому, в чем он затрудняется. При такой организации повторения может быть повторен учебный материал по целому блоку тем и займет 5-7 минут урока. В случае, если данный урок второй по изучаемой теме, то в конце урока учащимся можно предложить самостоятельную работу, включив в нее и задание на повторенный в начале урока материал, желательно индивидуальное.

2) Включить задания, на которые были допущены ошибки в письменных работах в устную работу в начале урока, но задания должны быть адресными.

III способ. Пройденный материал вкрапляется на всех этапах урока: при проверке д/р выборочно ученик отвечает на дополнительные вопросы, в ходе обращение к ранее изученному аналогично при подведении итогов. Рассредоточенное во времени повторение эффективнее, чем концентрированное, особенно на таких предметах, как химия, физика, биология, русский язык, математика.

При таком (повторении) планировании можно хорошо проследить цикличность повторения, контролировать знания по определенной теме, корректировать эти знания, целенаправленно вести индивидуальную работу с учащимися.

Учителю важно соблюдать принцип непрерывного повторения, что усиливает внимание, активность мыслительной деятельности учащихся, устраняя тем самым отрицательное влияние однотипности упражнений.

Виды повторений.

1. Текущее, на каждом уроке.

2. Заключительное или обобщающее, его рассматривают с позиции методики как итоговое. Делится еще на два вида

2.1. Тематическое обобщающее повторение, на которое отводится один, максимум два урока.

2.2. Заключительное в конце учебного года или курса начального, основного, общего.

Нас интересует первое.

На обобщающих уроках завершается процесс выявления сущности основных понятий, закономерностей, практического их применения. На обобщающем уроке имеется возможность выявить степень усвоения материала учащимися, а сами ученики при подготовке к этому уроку имеют возможность расширить и углубить знания по изучаемой теме. Эти уроки позволяют восполнить знания у тех ребят, которые по каким-либо причинам пропустили занятия.

На повторительно-обобщающих уроках выделяют наиболее общие и существенные понятия, основные теории и ведущие идеи изученной темы, устанавливают причинно-следственные связи, приводят в систему усвоенные на уроках знания. Все идеи обобщения учителю необходимо свести в единую систему, чтобы она как система представляла собой действенное знание.

Задача обобщения не только в том, чтобы воспроизвести ранее усвоенное. Это пассивный способ обобщения. Не пересказывать учебник, а подвести учащихся к тому, чтобы они могли оперативно использовать изученный материал при дальнейшем изучении предмета. Необходимо, чтобы факты, законы, положения стали достоянием ученика как инструмент к дальнейшему познанию.

Можно к обобщающему (повторению) уроку дать конкретные задания некоторым ученикам, например, приготовить небольшое сообщение (доклад), решить задачу, отыскать какой важный исторический или литературный факт.

Учитель должен подготовить с.р., которую предложит учащимся на уроке, чтобы окончательно убедиться в сформированности знаний, умений и навыков по данной теме.

Систематизация теоретического материала, глубина и широта его охвата определяются профессиональной подготовкой учителя, составом учащихся, конкретными методическими установками учителя. В целом обобщающие уроки способствуют систематизации и более прочному усвоению учебного материала.

Но организовать такой урок может не каждый учитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»

План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»...

Выступление «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»

По теме самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся» я работаю третий год. Изу...

Из опыта организации экспериментальной работы по формированию учебной мотивации познавательной компетентности учащихся

Тезисы отражают результаты эксперимента по внедрению технологии развития критического мышления посредством чтения и письма в учебный процесс средней школы №7 г. Сарапула Удмуртской Республики....

"Организация повторения как основа личностно - ориентированного обучения"

Презентация к выступлению. "Организация повторения как основа личностно - ориентированного обучения"...

« Повышение успеваемости, достижение глубоких и прочных знаний. Роль повторения в системе подготовки к итоговой аттестации по математике »

В данной статье рассматриваются пути повышения качества успеваемости обучающихся, эффективность подготовки к итоговой аттестации....

Особенности организации КТД как способа формирования творческих и коммуникативных умений учащихся.

Данный материал использовался на педагогических чтениях по теме: "Наследие А.С. Макаренко в современном образовательном пространстве". Секция: воспитание личности в коллективе, его специфика" В архиве...

Рациональная организация учебного труда школьника как средство повышения качества знаний учащихся

городской семинар г. Долгопрудный «Качество образования и возможности его повышения в современных условиях образования»12.12.12г.Потехина Т.В...