Выступление на ШМО классных руководителей «Проявление агрессивности в поведении подростков»
методическая разработка (9 класс) на тему

Макаревич Татьяна Викторовна

Неустойчивая, напряженная социально-экономическая и идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время, обусловливает рост различных  отклонений в личностном развитии и поведении растущих любей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО классных руководителей

Классный руководитель

                                                                             Макаревич Татьяна Викторовна

          «Проявление агрессивности в поведении подростков»

Напряженная, неустойчивая социально-экономическая и идеологическая обстановка, сложившаяся у нас в настоящее время, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают повышенная тревожность, духовная опустошенность, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется в подростковом возрасте, который считается одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период у подростков закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Подростковый период – это остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития, протестующий характер поведения по отношению к взрослым.

С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов: возрастает самостоятельность, более содержательными становятся отношения с другими людьми, расширяется сфера деятельности, развивается ответственное отношение к себе и окружающим. При этом многие считают, что  причина кризиса – в физиологических изменениях подростка. Российские психологи  (Божович Л.И., Фельдштейн Д.И., Макаренко А.С.) доказывают, что не биологические особенности являются определяющими в развитии растущего человека как личности, а его выход на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Нравственная деформация личности имеет не биологические свойства, а является недостатком семейного и школьного воспитания.

К сожалению, сложившаяся ныне в обществе система воспитания детей и принятые к ним требования взрослых не учитывают особенности их личностного становления, что приводит к   различным рода конфликтам.

 У подростков развивается потребность в самостоятельности, самореализации, избавления от опеки. Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Но у большинства взрослых утвердилась позиция, препятствующая развитию его социальной активности: он – ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения.

Психологи давно заметили: агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять, разумеется, природные особенности его темперамента, например возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выход внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани и т.д. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Тем более что для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в определенных кругах.

Данные современной науки убеждают, что агрессивный подросток – это, прежде всего, обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. А черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием складывающихся в обществе социально-экономических и морально-этических отношений, а также ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.

Тест «Склонность к риску»

Варианты ответов и количество баллов:

Да – 5

Скорее, да, чем нет – 4

Трудно сказать, как поступил бы – 3

Скорее, нет, чем да – 2

Нет – 1

Вопросы:

1.      Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать помощь тяжелобольному человеку?

2.      Стали бы Вы на пути убегающего опасного преступника?

3.      Могли бы Вы ехать на подножке товарного вагона при скорости 100 км/ч?

4.      Стали бы Вы переходить первым очень холодную реку (например в турпоходе)?

5.      Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?

6.      Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?

7.      Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?

8.      Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?

9.      Могли бы Вы совершить авто турне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?

10.  Могли бы Вы прыгнуть с 10-метровой высоты на тент пожарной команды?

11.  Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на операцию опасную для жизни?

12.  Могли бы Вы в виде исключения вместе с другими семью людьми подняться на лифте, рассчитанному на шесть человек?

13.   Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил, что провод обесточен?

14.  Могли бы Вы после некоторых объяснений управлять вертолетом?

Те, кто набирает при ответах 60 и более очков, обладают повышенной склонностью к риску;

25 и менее – являются весьма осторожными.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение подростков-актуальная проблема нашего времени (выступление на МО классных руководителей)

Актуальность темы.Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, ...

Психологические особенности агрессивного поведения подростков.Исследование агрессивности подростков.

Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной состав...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Выступление педагога-психолога перед педагогами по теме «Девиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика»

Кто-то, когда-то, должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое – трудные дети?Вечный вопрос и больной как нарыв.Вот он сидит перед нами, глядите,Сжался пружиной, отчаялся он,Словн...

Семинар-тренинг с педагогами: «Агрессивное поведение подростков. Мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными подростками»

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокос...

Выступление на родительском собрании "Психологические аспекты агрессивного поведения детей и подростков"

На основе изучения уровня агрессивности детей и подростков 4-9 классов . (Таблица результатов изучения различных видов агрессии у детей и подростков в данном материале отсутствует)....

Выступление на августовской конференции учителей по теме "Девиантное поведение подростков"

Понятие девиантное поведение подростка. Методы профилактики девиантного поведения....