Обучающий семинар "Универсальные учебные действия: от теории к практике формирования."
презентация к уроку по теме

Окладникова Елена Владимировна

Почему именно сейчас во главу процесса обучения ставим формирование УУД, ведь образование как система передачи молодому поколению накопленных ценностей общества существует с момента появления школы как социального института?

Ответ на этот вопрос очевиден. Перемены, произошедшие в России за последние десять лет (скорость обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема; усложнение содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности приводит к несформированности у обучающихся умения учиться; возрастание требований к коммуникативному взаимодействию) определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования, способствующий изменению общей парадигмы образования, что находит отражение в переходе:

- от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться;

- от стихийности учебной деятельности ученика к ее целеноправленной организации;

- от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового ( процесса смыслообразования и смыслопорождения);

- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества.

Когда осознаешь, что тебе как учителю необходимо сделать, чтобы реализовать цель современного образования, формулируются следующие принципиально важные вопросы:

1. Какие УУД необходимо сформировать на каждом этапе основного общего образования?

2. Использование каких технологий способствует формированию УУД?

3. Как построить урок, чтобы он способствовол формированию УУД, формированию умения учиться?

Цель оучающего семинара: повышение компетентности педагогов в направлении формирования УУД.

Одной из задач семинара является изучение материалов по формированию УУД в рамках реализации стандартов второго поколения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

семинар «Универсальные учебные действия: от теории к практике формирования» « Расскажи мне, и я забуду Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь» Китайская мудрость Подготовил: заместитель директора по УВР МОБУ СОШ ЛГО с.Пантелеймоновка Окладникова Е.В.

Слайд 2

ЦЕЛЬ: повышение компетентности педагогов в направлении формирования универсальных учебных действий

Слайд 3

ЗАДАЧИ: изучить материалы по формированию универсальных учебных действий в рамках реализации стандартов второго поколения ; обобщить знания по формированию универсальных учебных действий младших школьников, используя практический опыт учителей начальных классов.

Слайд 4

Используемые материалы : интернет - ресурсы, программа развития универсальных учебных действий для основного общего образования в печатном виде, карточки с заданиями для каждой группы, мультимедийная презентация

Слайд 5

План работы: Повторение пройденного материала( зам. директор). Защита презентаций рабочих групп. Формирование универсальных учебных действий младших школьников (учителя начальных классов). Методология проектирования Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования( зам. директор). Работа в группах по тексту Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования. Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия.

Слайд 6

Новый стандарт - стандарт трех « Т »: Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования . Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования . Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Слайд 7

Три основные группы результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования , подлежащих оценке: Личностные Метапредметные Предметные ( опорные знания как инструментарий для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач)

Слайд 8

На достижение планируемых результатов направлены универсальные учебные действия: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Слайд 9

Методология проектирования Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования.

Слайд 10

В основу выделения состава и функций универсальных учебных действий для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий , факторы и условия их развития , изученные в работах Л.С. Выготского , В.В. Давыдова, Д.И. Фельдштейна , Л. Кольберга , Э. Эриксона , Л.И. Божович , А.К.Марковой, Я.А.Пономарева, А.Л. Венгера , Б.Д.Эльконина и др.

Слайд 11

В программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Слайд 12

Личностные универсальные учебные действия Обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование , т . е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; н равственно- этическая ориентация, обеспечивающая личностный моральный выбор.

Слайд 13

Типовые задачи Личностное самоопределение. Развитие Я- концепции. Игровое задание «Чемодан» Цель: сформирование личностной и коммуникативной рефлексии, осознание подростками своих качеств и мотивов. В игре проявляется внимание, наблюдательность, такт по отношению к своим одноклассникам. Ребята учатся анализировать ситуацию, сравнивать, доказывать, убеждать, быть терпимее друг к другу. Возраст : 10-15 лет. Описание задания: 1. Один из участников игры выходит из класса, а другие начинают ему собирать «чемодан»; 2. Называют те качества, которые помогают этому человеку в общении с другими людьми; 3. Называют отрицательные качества, которые мешают ему строить дружеские отношения, над которыми ему надо работать, чтобы от них избавиться .

Слайд 14

Затем каждое качество обсуждают и большинством голосов выбирают 5-7 качеств. После этого их зачитывают тому, кто выходил из класса. Этот ученик имеет право задать только один вопрос, если ему что-то непонятно. В конце игры тот, кто узнал информацию о себе, отвечает на вопросы: 1. Что нового ты узнал о себе во время занятий группы? 2. Что нового ты узнал о других людях? 3. Что ты хотел бы изменить в себе по итогам работы в группе? 4. Каким образом ты собираешься это сделать?

Слайд 15

Задание «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» Цель: формирование рефлексивной (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, личностного действия, самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик». Стр. 48

Слайд 16

Регулятивные универсальные учебные действия Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. - целеполагание , как постановка учебной задачи; - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; - контроль в форме сличения способа действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция- внесение необходимых дополнений и корректив в план; - оценка ; - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Слайд 17

Познавательные универсальные учебные действия Общеучебные УУД- способность структурировать знания, формулировать познавательную цель, поиск и выделение необходимой информации, создание алгоритма работы. Логические УУД- анализ и синтез объектов, установление причинно- следственных связей, доказательство. Постановка и решение проблемы- формулирование проблемы, создание способов её решения.

Слайд 18

Коммуникативные универсальные учебные действия Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; -постановка вопросов; -разрешение конфликтов; -управление поведением партнёра; -умение с достаточной полнотой точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Слайд 20

Работа в группах по тексту Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования. Задание группам: 1. Подготовить схему выступления по вопросу психологическое содержание и условия развития универсальных учебных действий . 2. Привести пример типовой задачи по каждому универсальному учебному действию. I группа, руководитель методического объединения- Петчанина Н.В. личностные; регулятивные. II - группа, руководитель методического объединения- Волошина С.И. познавательные; коммуникативные.

Слайд 21

Домашнее задание Показать на практике, используя пример типовой задачи (или любой другой) формирование универсальных учебных действий: Выполнить задание в классе, рассказать о результатах; Показать фрагмент урока по формированию универсальных учебных действий; Сфотографировать на уроке формирование универсальных учебных действий и составить презентацию.

Слайд 22

РЕФЛЕКСИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования у обучающихся универсальных учебных действий на уроках обществознания

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе  разработки ФГОС общего образования, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универс...

Презентация к обучающему семинару "Универсальные учебные действия: от теории к практике формирования".

Почему именно сейчас во главу угла процесса обучения ставим формирование УУД, ведь образование как система передачи молодому поколению накопленных ценностей общества существует с момента появления шко...

Теория и практика формирования общих учебных умений, способов учебной деятельности учащихся в условиях специального ( коррекционного) образования.

В представленной работе описаны теория и практика организации образовательного процесса по изучению естествознания в условиях корекционной школы 8 вида. Возможно. что этот материал будет полезен для у...

Модель формирования у обучающихся универсальных учебных действий как средство реализации ФГОС общего образования (на примере обучения иностранным языкам)

Примерная программа по иностранному языку для основной школы, разработанная в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, Фундаментальным ядром содержания общего образования...

Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения

Рассматриваются  варианты разработки заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения.Ключевые слова. Обучающиеся с умствен...

Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения

Рассматриваются  варианты разработки заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения....

Методическая разработка "Формирование у обучающихся универсальных учебных действий средствами заданий по методологии физики"

Формирование у обучающихся универсальных учебныхдействий средствами заданий по методологии физики...