Главные вкладки

    Формирование коммуникативных компетенций на уроках теоретического обучения по профессии «Парикмахер».
    статья по теме

    Иванова Татьяна Николаевна

             Условием успешной реализации ФГОС является формирование на уроках спецдисциплин  общих и профессиональных компетенций, т.к. основная цель обучения - это подготовка квалифицированных работников, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, творческих, мобильных, свободно владеющих своей профессией, готовых к постоянному профессиональному росту и способных работать, как в сложившихся условиях, так и в условиях перемен.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование коммуникативных компетенций на уроках  теоретического обучения по профессии «Парикмахер».

    Иванова Татьяна Николаевна,

    преподаватель спецдисциплин по профессии «Парикмахер» АУ СПО «Новочебоксарский политехнический техникум», г. Новочебоксарск ЧР

                                                                                «Успех зависит на 15% от знаний и на 85% – от умения общаться с людьми, “подать себя”».

     (Д.Карнеги);

              Наше время - время активных, предприимчивых деловых людей. Проблема общения является одной из самых важных для достижения успеха в жизни: это искусство нравиться людям, искусство слушать и искусство понимать человеческие эмоции.

             Условием успешной реализации ФГОС является формирование на уроках спецдисциплин  общих и профессиональных компетенций, т.к. основная цель обучения - это подготовка квалифицированных работников, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, творческих, мобильных, свободно владеющих своей профессией, готовых к постоянному профессиональному росту и способных работать, как в сложившихся условиях, так и в условиях перемен.

             Очевидно, что компетенции являются необходимыми элементами, которые могут быть использованы для решения множества жизненно значимых проблем. Формирование общих и профессиональных компетенций становится сегодня главной целью обучения, так как ласт возможность ученику повысить свои учебные достижения и решает вопросы снижения дефицита общения в обществе. Одной из важных компетенций, которую нужно формировать на уроках теоретического обучения является коммуникативная компетенция.

            В каждом человеке изначально заложено желание взаимодействовать с другими людьми, а с развитием телекоммуникаций возможности реализации коммуникативного потенциала возросли. Федеральные государственные образовательные стандарты, вступившие в силу, сегодня ориентированы на развитие коммуникативных компетентностей учащихся.

            Коммуникативная компетенция - компетенция (от лат. competentia - согласованность частей, соразмерность, сочетание), описывающая качество и эффективность способности общаться одного человека с другими людьми.

       Понятие "коммуникативная компетенция" по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения: грамотная речь, знание ораторских приемов, умение проявить индивидуальный подход к собеседнику и т.д. Существует, таким образом, распространенная точка зрения, что коммуникативная компетенция (как и любая иная компетенция) это некоторая система требований, а коммуникативная компетентность - степень соответствия человека этой системе требований.

         Коммуникативные умения специалистов сферы обслуживания - это составляющая профессиональных умений, совокупность осознанных, целенаправленных освоенных умственных и практических действий на основе продуктивного применения знаний о профессиональной деятельности специалистов сферы обслуживания. Высокий уровень сформированности коммуникативных компетенций специалистов сферы обслуживания будет способствовать становлению высококвалифицированного специалиста на рынке труда.

            Процесс формирования коммуникативных компетенций обучающихся на уроках теоретического обучения основан на следующих подходах: системный, проблемный, личностно-ориентированный, модульно-компетентностный и контекстный.

              Системный подход может позволить создать целостную взаимосвязанную структуру формирования коммуникативных умений.

              Проблемный подход обеспечивает формирование коммуникативных умений в процессе разрешения проблемных ситуаций профессиональной направленности.

              Личностно-ориентированный подход ставит во главу угла личность обучаемого, его реализацию в профессиональной деятельности, формирование профессионально значимых личностных качеств.

              Модульно-компетентностный подход лежит в основе реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов, которые предполагают формирование общих и профессиональных компетенций блоками - модулями.

              Контекстный подход позволяет осуществить подготовку специалиста в контексте его будущей профессиональной деятельности и нацелить образовательный процесс на формирование коммуникативных умений, являющихся важной составляющей профессиональной подготовки специалиста сферы обслуживания.

             Формирование коммуникативных умений у  будущих специалистов сферы обслуживания должно иметь непрерывный характер и осуществляться в процессе теоретического, производственного и внеурочного обучения.

             В процессе теоретического обучения формируется совокупность знаний о профессиональной коммуникации в ходе изучения дисциплин профессионального и общепрофессионального циклов. Формирование коммуникативных умений осуществляется в ходе выполнения заданий, включающих элементы профессиональной коммуникации: публичные выступления, создание профессиональных проблемных ситуаций, участие в дискуссиях, конференциях, участие в тренингах и ролевых играх.

            Тренинги - форма обучения, сочетающая краткие теоретические семинары и практическую отработку навыков за короткий промежуток времени. Преподаватель моделирует ситуации, с которыми может столкнуться будущий специалист, и даёт возможность обучаемому самому найти решение в той или иной ситуации. Тренинги на уроках «Основы культуры профессионального общения» помогают будущим специалистам лучше понимать клиентов, уметь слушать и слышать клиента, определять тип темперамента и уметь общаться с клиентами с разным типом темперамента, выходить достойно с конфликтных ситуаций.

              Ролевые игры позволяют смоделировать ситуации, с которыми может возникнуть  в будущем молодой специалист во время обслуживания клиентов и применить правильные  техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения.

             Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникативные умения  будущих специалистов сферы обслуживания  формируются в процессе теоретического обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. Высокий уровень сформированности коммуникативных умений специалистов сферы обслуживания будет способствовать становлению высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста с высокой заработной платой на рынке труда.

    «Два мира есть у человека:

    Один, который нас творил,

    Другой, который мы от века

    Творим по мере наших сил». 

                                         Николай Заболоцкий

    Использованная литература.

    1. Азовкина А.Н., Пособие для учащихся “Общение” Иркутск. 2002
    2. Заболоцкий Н. Стихотворения. Поэтическая Россия.- М.: Советская Россия, 1985
    3. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., 1990.
    4. Павицкая З.И. Формирование коммуникативных умений студентов в условиях аудиторного обучения: дис. … канд. пед. наук. – Казань, 1999. – 175 с.
    5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 100116.01 Парикмахер.
    6.  http://azps.ru/abc/k/kommunikativnaya_kompetenciya.html
    7.  http://www.budud.narod.ru/psu2.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование коммуникативной компетенции как цель обучения иностранному языку на начальном этапе

    В настоящее время в связи с приобретением иностранным языком статуса средства мирового общения, проблема оптимизации обучения иностранного языка и определения ведущих целей, задач, а также средс...

    Критерий «Формирование коммуникативных компетенции» Показатели и индикаторы оценки коммуникативной компетенции

    Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информацион...

    Обучение комментированию цитат и афоризмов как средству формирования коммуникативной компетенции обучающихся иностранному языку (средняя и старшая ступени обучения АЯ)

    ВведениеГлава I. Коммуникативная компетенция как одна из целей современного иноязычного образования1.1. Современные тенденции в методике преподавания и необходимость коммуникативно-ориентированного по...

    Формирование коммуникативной компетенции, как цель обучения ИЯ.

    Представленная работа выполнена по материалам курсов повышения квалификации в ГАОУ ВПО МИОО "Содержание и механизмы реализации ФГОС ООО при обучении иностранному языку"....

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

    Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Использование методов интерактивного обучения необходимо для формирования коммуникативной компетенции и эффектив...

    Система работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся при обучении иностранному языку

    Методические рекомендации. Одними из требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранному языку являются формирование и совершенствование ин...