Новые педагогические подходы.УУД
материал по теме

Анникова Оксана Геннадьевна

Тема: Новые педагогические подходы.Цель: Развитие творческих способностей  учащихся на уроках ИЗО.

УУД -умение учиться, т.е способностьсубъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социальнго опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_pedagogicheskie_podkhody.docx22.52 КБ
Файл prezentatsiya_uud.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей на уроках ИЗО.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования.

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В соответствии с ФГОС представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

К личностным УУД относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции

К регулятивным УУД относятся: принимать и сохранять учебную задачу; планировать  необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

К познавательным УУД относятся: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.

Ккоммуникативным УУД относятся: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного искусства происходит постепенно в процессе решения заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, например, понимание значения искусства в жизни человека и общества; сравнение шедевров мирового искусства, хранящихся в музеях, умение различать основные виды и жанры пластических искусств и др. При этом осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ).

Формирование регулятивных универсальные учебные действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своего рисунка.

Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы .

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.

   Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. В процессе формирования УУД учитель:

-учит ставить цели и искать пути их достижения,

- показывает достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями;

- привлекает к открытию новых знаний;

- обучает приемам работы в группах;

- обучает самопроверке;

- знакомит с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний;

- учит делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом,

- учит самостоятельно выбирать критерии для оценки,

- учит отстаивать собственное мнение и уважать мнения других,

- организует формы деятельности, в рамках которой дети усваивают нужные знания и ценностный ряд,

- учит сотрудничеству между учениками, учениками и учителем.

Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной,  производственно-технической, хозяйственной и т.д.  Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

 Задачи

1. использовать потенциал инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся;

2. использовать потенциал учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на уроке и дома;

3. развить личность учащихся в процессе организации деятельности каждого ребенка, поддержания его индивидуальности и степени обученности;

   В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся.  

Работаю над:

·  развитием  способностей, склонностей,

 интересов каждого учащегося с учетом их возможностей;

· приемами  осознанного решения различных творческих задач;  

·  направляю и активизирую  творческие способности  учащихся через практическую деятельность.

Формой проведения занятий по программе является урок.

Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

- сотворчество учителя и ученика;

- диалогичность;

- четкость поставленных задач и вариативность их решения;

- освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Урок искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка побуждающим к самостоятельному творчеству. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости.  Создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.

    Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:

- изображение на плоскости  и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

-декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

-обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

На уроках прослеживаются связи с музыкой (прослушивание музыкальных произведений,), литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, потешек, выполнение иллюстраций), историей (изучение истории создания произведений искусства, эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией (изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи), МХК (изучение худ. наследия, жизни и творчества художников и скульпторов и т.д.), информатикой.  

        На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных  материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон,).  В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры.  Овладеваем  такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.

Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.

На уроках я использую следующие  художественные техники:

  -   рисование (в различных видах и жанрах),

   -  аппликация и коллаж

- лепка  - бумагопластика

  - роспись самостоятельно выполненных изделий   -рисование пальцем, тграттаж,изонить

    Во внеурочное время, кроме рисования, выполняем работы в технике квиллинг ,витражи ,роспись по дереву , по стеклу .

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.  

       Важным условием развития художественных способностей ребенка  является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.

  Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но  всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

          Природа и окружающая нас реальность - первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии - правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и  неожиданных заданий.  Привожу несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу:

·   чудо-зверь ;  сказочные птицы;

·   город будущего ……

    Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую

метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива даёт очень интересные творческие результаты

На уроках также применяю метод ИКТ

  Важным условием формирования творческих способностей являются стимулы.

   На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках.

       Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники и т.д.

      Периодическая организация выставок , участие в школьных, районных, областных, и интернет конкурсах дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

 И хочется закончить своё выступление такими словами

 Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Вовлеки меня -  и я пойму.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

новые педагогические подходы Анникова О.Г учитель изобразительного искусства первой квалификационной категории МБОУСОШ № 5 Растим таланты:

Слайд 2

У ниверсальные у чебные д ействия Означают умение учиться,т.е . способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта Личностные Регулятивные Познавательные К оммуникативные

Слайд 3

УУД Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции. Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.

Слайд 4

В процессе формирования УУД учитель: учит ставить цели и искать пути их достижения, показывает достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями; привлекает к открытию новых знаний; обучает приемам работы в группах; обучает самопроверке; знакомит с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний; учит делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом, учит самостоятельно выбирать критерии для оценки, учит отстаивать собственное мнение и уважать мнения других, организует формы деятельности, в рамках которой дети усваивают нужные знания и ценностный ряд, учит сотрудничеству между учениками, учениками и учителем.

Слайд 5

Цель: развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства Задачи : Использовать потенциал инновационных педагогических технологий Использовать потенциал учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий Развивать личность учащихся в процессе организации деятельности каждого ребенка, поддерживая его индивидуальности и степени обученности

Слайд 18

Школьные выставки

Слайд 20

Районные конкурсы 2012г.

Слайд 21

Интернет конкурс 2012г

Слайд 22

Скажи мне – и я забуду Покажи мне – и я запомню Вовлеки меня – и я пойму


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа педагогического эксперимента в МБОУ средняя общеобразовательная школа №74 г.о. Самара «Новый методический подход в преподавании географии с использованием компьютерных технологий на основе учебно – методических комплектов «Сферы»

Программа педагогического   эксперимента в МБОУ средняя общеобразовательная школа №74 г.о. Самара «Новый методический подход в преподавании географии с использованием компьютерных технологий...

От новых стандартов к новому педагогическому профессионализму

«Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в неq учителей»из доклада МакКинси«Уроки анализа лучшихобразовательных систем мира»...

От новых стандартов к новому педагогическому профессионализму

«Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей из доклада МакКинси«Уроки анализа лучших  образовательных систем мира»...

Представление педагогического опыта "Новые здоровьесберегающие подходы на уроках физической культуры и во внеурочное время" учителя физической культуры Кваскова Германа Вячеславовича

Состояние здоровья Российских детей вызывает тревогу. Так, диспансеризация детского населения  показала, что за 4 года, прошедших от предыдущей диспансеризации, показатели состояния здоровья дете...

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО. Новые педагогические технологии

Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании определены Федеральными государственными обра...

Доклад НОВАЯ ШКОЛА – НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В период активного преобразования российского общества одной из важнейших задач является обновление системы образования, создание новой школы, основанной на принципах гуманной педагогики отвечающей за...