Проблемно-поисковые методы в производственном обучении
статья по теме

Гурьева Антонина Евгеньевна

доклад для выступления на МО по теме "Проблемно-поисковые методы в производственном обучении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

ПРОБЛЕМНО ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ В

 ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ

Моя индивидуальная методическая тема: «Проблемно-поисковые методы в производственном обучении» необходимое условие развития логического мышления обучающихся.

В зависимости от цели, от задач учебного заведения обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед мастером ПО ставится задача развития мышления  обучающихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.

Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определения ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения пути активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Принцип проблемности отражает в логике построения учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности обучащихся и управление ею, в структуре урока и формах контроля мастера ПО за процессом и результатом деятельности обучающихся. Если мастер ПО хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка мастера ПО сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания - это искусство, искусство увлечь детей, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям.

В докладе я хочу обобщить тот личный опыт, который я приобрела работая со своей группой, в которой большое количество обучающихся имеют очень низкую мотивацию к обучению. Проблемное обучение оказывает большое воздействие на умственное развитие обучающихся. Проблемными являются только те задачи, решение которых предполагает хотя и управляемый мастером, но самостоятельный поиск ещё неизвестных обучающемуся закономерностей. Показателем проблемности занятия является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности.

  1. Создание проблемной ситуации и постановка учебной проблемы.
  2. Выдвижение предположений и обоснование гипотезы.
  3. Доказательство гипотезы.
  4. Проверка правильности решения проблемы.

Такие задачи возбуждают активную и логическую мыслительную деятельность, поддерживаемую интересом, а сделанное открытие приносит эмоциональное удовлетворение.

«Доводы, до которых человек додумался сам, обычно убеждают его больше, нежели те которые пришли в голову к другим»              Паскаль

Выбор «задачи-проблемы» зависит от наличия у обучающихся исходного минимума знаний и уровня самостоятельности при решении проблемы. Большие возможности в этом отношении открываются на занятиях производственного обучения, на основе предложенной инструкционной карты с заранее подобранной аппаратурой к постановке задач, выдвижению гипотез и способов их решения.

Профессиональная подготовка должна рассматриваться как основа реабилитации и будущей самостоятельности обучающихся. В связи с тем, что у обучающихся этой категории нет целенаправленной воли, но они очень внушаемы большое значение уделяю мотивационному этапу занятия.

Мотивационный этап является как бы стержнем всего дидактического процесса, пронизывая все его этапы с начала до конца.

Мастерство мастера п/о при проведении проблемного занятия заключается в том, чтобы вызвать у обучающихся интерес к проблеме, потребность в поисках ответа, активное участие в решении.

«Задача учителя состоит не в том, чтобы наполнить ученика как сосуд знаниями, а в том, чтобы зажечь его как факел»

Начиная с входного контроля, провожу анализ контингента с целью выявления их способностей для последующей коррекции. Согласно диагностике умений и навыков формирую типогруппы по учебным возможностям. Со временем в результате коррекции и мониторинга, обучаемые переходят из группы с низким уровнем знаний в группу с более высоким уровнем знаний и умений, особенно эффективна методика создания проблемных ситуаций для ребят  с более высоким уровнем развития. Чтобы активизировать учебный процесс и заинтересовать обучаемых провожу занятия в форме бригадных соревнований. Работа в бригаде вносит элемент ответственности каждого обучающего за выполненную им работу и работу всей бригады. Обучающиеся учатся взаимодействовать в коллективе. Результатом групповых совместных работ является развитие социальных компетенций- формирование навыков сотрудничества, умение решать проблемные ситуации, регулировать уровень активности и включённости на определённом этапе групповой работы, в зависимости от своих личных возможностей. Всё это способствует развитию важных умений взаимодействовать с разными партнёрами, вести диалог, находить компромисс. Таким образом, процесс развития ключевых компетенций я представляю как живую, насыщенную деятельность, содержательным и личностным смыслом целей, отношением к способу достижения цели, палитрой индивидуальных особенностей, интересов, склонностей.

Вывод заключается в том, что проблемное обучение способствует лучшему усвоению полученных знаний, умений, навыков и развитию логического мышления.

Готовясь к докладу работала со следующей литературой:

  1. «Общая психология в схемах и комментариях к ним»- учебное пособие, автор доктор психологических наук профессор Крысенко Владимир Гаврилович.
  2. Учебное пособие «Педагогика» под редакцией В.М. Сластенина.
  3. Журнал « Профессиональное образование».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-поисковые ситуации на уроках музыки и искусства как метод вовлечения личности школьника в мыслительный процесс

В статье рассказывается о методике активных проблемных ситуаций на уроке музыки и искусства. Методика универсальна и её можно использовать на любых школьных уроках.Проблемный подход формирует не тольк...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ « РАСТВОРИМОСТЬ ВЕЩЕСТВ. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ. ЭЛЕКТРОЛИТЫ И НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ» 9 КЛАСС.

Данный урок позволяет сформировать у учащихся понятие об электролитах и неэлектролитах и их поведении в водных растворах; научить записывать уравнения диссоциации веществ в водных растворах; раскрыть ...

« Применение методов проблемно – поискового обучения на уроках физики с использованием современных технологий».

Применение методов проблемно –поискового  обучения развивает познавательный интерес учащихся, под влиянием которого у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и ак...

Проблемно - поисковый метод обучения

Примеры метода обучения...

Применение проблемно - поискового метода обучения

Применение проблемно - поискового метода обучения...

Статья "Формирование творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы через использование проблемно-поискового метода обучения»

В материалах статьи содержатся теоретические выкладки применения проблемно-поискового метода  обучения и практические примеры на уроках русского языка и литературы. Умелое сочетание технологий ра...