Применение проблемно - поискового метода обучения
материал на тему

Зайцева Валентина Владимировна

Применение проблемно - поискового метода обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemno.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемно-поисковый метод обучения характеризуется тем, что содержание учебного материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций. Этот метод предполагает моделировать ситуацию успеха с учётом индивидуальных способностей обучающихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Варианты создания проблемных ситуаций на уроках математики: 1.Через умышленно допущенные учителем ошибки.

2.Через использование занимательных заданий.

3.Через решение задач, связанных с жизнью.

4.Через выполнение практических заданий.

5.Через решение задач на внимание и сравнение.

6. Через противоречие нового материала старому, уже известному.

7. Через различные способы решения одной задачи.

8. Через выполнение небольших исследовательских заданий

Например, тема «Сложение десятичных дробей» (5 класс).
В начале урока проводится
устная работа с целью создания проблемной ситуации.
Вычислить:

46 + 25    37 + 34    56 + 16     18 + 48    2,4 + 3,2

Учащиеся устно вычисляют примеры и называют полученные ответы. Дойдя до последнего примера, учащиеся сталкиваются с проблемой, так как им предложено сложить десятичные дроби, а делать это они еще не умеют. В совместной беседе с учителем по аналогии с натуральными числами учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что десятичные дроби складываются так же, как и натуральные числа, только запятая в сумме ставится под запятыми слагаемых. Учителю стоит обратить внимание учащихся на запись десятичных дробей при сложении в столбик. При этом можно использовать примеры устного счёта и уже имеющиеся у учащихся знания записи натуральных чисел. Можно предложить учащимся записать в «столбик» следующие примеры: 19,4 + 23; 14,739 + 0,4; 123,8 + 2,973 с обязательной проверкой и верной записью на доске, обсуждением предложенных вариантов записи десятичных дробей и выбором верных вариантов.

Тема «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» (6 класс).
Обучающиеся уже умеют складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, приводить дроби к общему знаменателю, поэтому первый урок по этой теме начинаю с устного счета. 

Учащиеся успешно справляются со всеми примерами на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, кроме последних двух на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Учитель задает вопросы:

-  Какое затруднение вы испытываете при сложении и при вычитании дробей?

  - Умеем ли мы складывать такие дроби? Ребята, как вы думаете, какова же цель нашего урока?
 - А какие дроби мы умеем складывать и вычитать?

- Да, действительно, мы уже умеем складывать и вычитать дроби с равными знаменателями. А как выполнить сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, используя уже имеющиеся знания? Что для этого надо сделать?

-  К какому общему знаменателю удобно привести дроби? 

После выяснения наименьшего общего знаменателя учащиеся самостоятельно находят дополнительные множители для  первой и второй дроби, приводят их к общему знаменателю и выполняют сложение (вычитание) дробей. После этой работы обучающиеся формулируют правило сложения (вычитания) дробей с разными знаменателями, сравнивают его с правилом в учебнике. Учащиеся испытывают удовлетворение оттого, что они сами решили возникшую проблему, смогли самостоятельно сформулировать нужное правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ « РАСТВОРИМОСТЬ ВЕЩЕСТВ. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ. ЭЛЕКТРОЛИТЫ И НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ» 9 КЛАСС.

Данный урок позволяет сформировать у учащихся понятие об электролитах и неэлектролитах и их поведении в водных растворах; научить записывать уравнения диссоциации веществ в водных растворах; раскрыть ...

Проблемно-поисковые методы в производственном обучении

доклад для выступления на МО по теме "Проблемно-поисковые методы в производственном обучении"...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО УСТНОЙ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «МОЯ СЕМЬЯ»

Цель урока:ü показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека;ü узнать (биографию) историю семьи, о ...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА»

Цель урока:ü  познакомить с окончаниями существительных множественного числа в родительном падеже; развивать умения правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имен существите...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ И РОДАМ»

Цель урока:ü на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по числам и родам.Задачи урока:Образовательные:ü учить точно...

Проблемно - поисковый метод обучения

Примеры метода обучения...

Статья "Формирование творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы через использование проблемно-поискового метода обучения»

В материалах статьи содержатся теоретические выкладки применения проблемно-поискового метода  обучения и практические примеры на уроках русского языка и литературы. Умелое сочетание технологий ра...