Методическое пособие: Репродуктивные и проблемно - поисковые методы обучения
методическая разработка (8, 9 класс)

Бугаенко Григорий Анатольевич

По характеру восприятия методы делят на три основные группы – это словесные, наглядные и практические. В свою очередь учитель должен знать, что дидактическая задача находится в зависимости от метода, который будет применять он на данном уроке. Методы в свою очередь делятся на методы приобретения знаний, на методы формирования умений и навыков, творческой деятельности, а также метод закрепления и проверки знаний, умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Методическое пособие: Репродуктивные и проблемно - поисковые методы обучения.»

Методическое пособие:

Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения

По характеру восприятия методы делят на три основные группы – это словесные, наглядные и практические. В свою очередь учитель должен знать, что дидактическая задача находится в зависимости от метода, который будет применять он на данном уроке. Методы в свою очередь делятся на методы приобретения знаний, на методы формирования умений и навыков, творческой деятельности, а также метод закрепления и проверки знаний, умений и навыков.

Репродуктивные методы.

Суть репродуктивного характера мышления заключается в том, что сообщаемый учителем материал невозможен без использования наглядных, словесных и практических методов обучения, которые в свою очередь являются основой этих методов. Это и лекция, и беседа, в которых излагаются определенные научные сведения или используются ранее известные учениками факты, или же учитель может на своем уроке использовать рассказ, где уже в готовом виде отражены определенные события, факты, определенные понятия на которых акцентируется особое внимание.

Но чтобы наиболее прочно зафиксировать знания и умения учащихся при репродуктивном методе используется учителем наглядность. В наглядности отображаются зарисовки, графики, таблицы. Репродуктивные методы имеют особое значение особенно когда на уроке содержание материала имеет информационный характер, при котором закрепляется описание способов и практических действий чтобы добиться более успешных результатов для развития мышления учащихся, творческого подхода, самостоятельности нужно наряду с репродуктивными методами надо применять проблемно- поисковые методы обучения.

Особой чертой практической работы репродуктивного метода является отличие применением знаний учащихся, так как учащиеся работают по образцу и превращение умения в навык требуют неоднократных действий именно по образцу учителя.

На уроках столярного дела школьники в ходе практической работы не в состоянии сами дополнять свои знания. Только упражнения могут способствовать увеличению практических навыков и умений школьников. Понимание ученика выполнения работы при многократных повторениях, перейдут уже в навык. Очень хорошо находят применение этого метода тогда, когда материал учебный является информацией, где рассказывается о способах действий учащихся, так как, школьникам очень сложно заниматься поисками нужных и важных знаний. Поэтому можно сказать, что репродуктивный метод – это не тот метод, который может развивать самостоятельность, творческое отношение к учебе на уроках столярного дела. Поэтому на уроках желательно для развития самостоятельности и творчества применять проблемно-поисковые методы обучения.

Проблемно – поисковые методы обучения применяются в решении проблемного обучения. Учитель использует на уроке проблемные ситуации – ставит задачи, вопросы, организует коллективное обсуждение различных подходов к решению проблемной ситуации. Обобщают ране приобретенные знания, высказывают свои мнения о путях разрешения. На практике применяются проблемно – поисковые методы, которые осуществляются с помощью словесных, наглядных и практических методов обучения. Суть этого метода заключается в том, что учителем используется ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов отвечая на которые они должны доказывать самостоятельно их справедливость.

Наглядные пособия имеют большое значение не только для запоминания изучаемого материала, а так же изготавливаются серии наглядных пособий в виде серии рисунков и схем, отображающие различные учебные ситуации, когда ученики могут выполнить виды действий, которые подводят их к усвоению новых знаний.

Например, показ работы на тему резьба по дереву. Проблемно- поисковые методы в основном применяются для развития учебно- познавательной творческой деятельности, которые способствуют более осмысленному, самостоятельному получению знаний.

Методы поискового обучения имеют и слабые стороны по сравнению репродуктивными методами. Так как при изучении сложных тем не обойтись без объяснения учителя, а самостоятельный поиск кажется ученикам очень сложным.

На уроках столярного дела проблемного объяснения новой темы имеется в виду, что учитель во врем рассказа, обобщает и размышляет тем самым привлекает школьников к активному восприятию новых знаний. Очень нужен для проведения уроков и метод проблемно-поисковой беседы, при которой учитель предлагает школьникам несколько связанных между собой вопросов, а школьники давая ответы на эти вопросы рассказывают свои мнения, после чего пытаются самостоятельно доказывать их верность, тем самым и идет движение вперед в приобретении новой информации и принятии ее в виде новых знаний. Таким образом при этом методе ученики решают многие важные проблемные вопросы. На уроках наглядные пособия помогают школьникам не только в целях лучшего понимания и запоминания новых тем, а и решение многих задач, создающих сложные проблемные положения на уроках. Лабораторные работы также очень полезны при практических работах, которые относятся к проблемным. Во время таких лабораторных работ учащиеся узнают о различных породах деревьев, а также о допустимой влажности древесины, которую можно применять в художественной обработке. Очень важно то, что лабораторные работы выполняются учащимися еще до объяснения теоретической части урока по столярному делу. Но проблемно-поисковые методы не могут заменить другие методы, так как при этих методах уходит значительное время на усвоение новых знаний. Да и для получения навыков и умений на уроках этот метод не может дать положительных качеств, потому что в данном случае большое значение имеет именно показ работ с инструментами учителя. Малую помощь этот метод несет и при объяснение совершенно новой темы, при которой не применяется опора на пройденный материал, и важным остается разъяснение педагога, а школьникам самостоятельно новую тему осилить не по силам. А вот для развития познавательной деятельности, деятельности творческой, методы проблемно-поисковые очень полезны. Они развивают самостоятельность при поиске нужной информации, то есть получению новых знаний при прохождении различных тем программы «Столярного дела». Особенно нужны эти методы, когда на уроке главная задача – это усвоение и понимание законов и понятий, при выполнении лабораторно-экспериментальных навыков и умений деятельности учащихся, а также, когда содержание учебного материала уже не ново, а продолжение нового, тогда школьники и могут самостоятельно искать и впитывать новые знания. Поэтому ситуации проблемы находятся в возможности их решения школьниками, а это значит, что познавательные возможности школьников здесь имеют место.

На уроках столярного дела по развитию навыков и познавательной, творческой деятельности эти методы помогают самостоятельному поиску и усвоению знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ « РАСТВОРИМОСТЬ ВЕЩЕСТВ. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ. ЭЛЕКТРОЛИТЫ И НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ» 9 КЛАСС.

Данный урок позволяет сформировать у учащихся понятие об электролитах и неэлектролитах и их поведении в водных растворах; научить записывать уравнения диссоциации веществ в водных растворах; раскрыть ...

Проблемно-поисковые методы в производственном обучении

доклад для выступления на МО по теме "Проблемно-поисковые методы в производственном обучении"...

Проблемно-поисковые методы работы на уроках физике

Проблемно-поисковые методы работы на уроках физике...

Проблемно - поисковый метод обучения

Примеры метода обучения...

Применение проблемно - поискового метода обучения

Применение проблемно - поискового метода обучения...

Статья "Формирование творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы через использование проблемно-поискового метода обучения»

В материалах статьи содержатся теоретические выкладки применения проблемно-поискового метода  обучения и практические примеры на уроках русского языка и литературы. Умелое сочетание технологий ра...