Методическая разработка по теме: "Обобщение скульптуры животных на примере традиционной Сергиевской игрушки папье-маше".
методическая разработка (6 класс) по теме

Изучение древнего традиционного регионального промысла с детьми 10-14 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sayt.doc50.57 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Обобщение скульптуры животных на примере традиционной Сергиевской игрушки папье-маше»

преподаватель Васильева Г. В.

В своей работе я руководствовалась основными методическими принципами от простого к сложному, от непосредственного детского восприятия к осознанному видению; сочетанием четко и ясно поставленной задачи с импровизацией и творческой свободой при исполнении. Изучение игрушки чередуется с близкими по теме академическими заданиями: изготовление игрушки «птичка» следует за лепкой птицы в первом классе, а многофигурной игрушки с движением предшествует лепка тематической реалистической двух фигурной композиции, используются межпредметные связи.

Первое занятие начинается с беседы по истории Сергиевского промысла и сопровождается показом репродукций старинных фотографий и альбомов. К началу 19 в Сергиево- посадский промысел игрушек папье-маше представлял собой развитое дифференцированное производство. Целой улицей изготавливали какую-то одну деталь. Нынешняя улица Кооперативная была улицей глазников, на улице Громова изготавливали мягкую игрушку. Были улицы обувщиков, лепил, резчиков. Обобщённые до первобытной силы, древние образы народной игрушки: конь, баба, птица здесь превращается в козла, оленя, девочку-погонялку. Традиционная игрушка отражает единство, целостностность мира, присущее людям, жившим в согласии с астрономическим и религиозным календарём. Сюжет игрушки папье-маше: птица-мать в гнезде, птица с птенчиками и пр. отражает красоту любви, гармонию мира.

1 класс

  1. Тема:        «Птица». 4 часа.

Задача. Вылепить из пластилина пластически точную копию музейного экспоната (на основании фотографий, репродукций и собственных рисунков, выполненных в экспозиции музея).

Цель: изучение народной пластики, формирование цельного восприятия натуры, передача образа.

  1. Тема: Роспись птицы. 4 часа.

Задача: на подготовленную, покрытую меловым левкасом и ошкуренную поверхность папье-маше, нанести декоративный орнамент традиционными приёмами.

Цель. Приобретение навыка чувства формы. Изучение местных приёмов лаконичной, выразительной росписи.

  1. Тема. Звуковая игрушка Птичка.4 часа

Задание. Пользуясь личными наблюдениями с натуры и зарисовками вылепить из пластилина композицию птички, птичьего семейства по аналогии с традиционной игрушкой.

Цель. Приобретение навыков обобщения, отбор и усиление определяющих вид признаков. По простейшему изготовленному пищику приклеивается бумажная отшивка, выполненная из пластилиновой формы.

4.Тема. Роспись птицы. 4 часа.

Задание. Обработанную наждачной бумагой грунтовую поверхность игрушки, учитывая нанести орнамент, соответствующий природной окраске птицы.

Цель. Получение навыков усиления пластической выразительности формы, знакомство с традиционными приёмами росписи формы.

2 класс

1 .Тема. Копия игрушки. 4 часа.

Задача. Из пластилина вылепить пластически точную копию игрушки из экспозиции музея (птица, кошка, собака).

Цель. Приобретение навыков обобщения, придание скульптуре знаковой выразительности.

  1. Тема. Роспись игрушки папье-маше. 4 часа

Задача. В соответствии с образом выполнить роспись, пользуясь Сергиевскими приемами дохода.

Цель. Обучение связи формы с росписью изучение традиционных приемов росписи. Подчинение орнамента пластическому образу.

  1. Тема. Игрушка на основе натуральных зарисовок (кот, собака, лошадь). Задача. Пользуясь анатомическими таблицами и зарисовками с натуры самостоятельно обобщить животное, усилить определяющие признаки до значения архаического символа- знака, несущественные - отбросить.

Цель. Закрепление навыков пластического обобщения, отбора. Концентрация внимания на образе.

  1. Тема. Выполнение росписи игрушки. 4 часа.

Задача. Опираясь на натурные зарисовки, осуществить роспись, подчёркивая пластическую выразительность формы с помощью традиционных приемов. Декоративная переработка основана на натуральных наблюдениях. Свои живописные зарисовки с натуры, дети переводят на язык- приём сергиевской росписи: «тычок», «прима кивание», «шах матка», «пестрежка». Эти приемы требуют точности руки и глаза, чувства формы. Для «постановки» руки предлагаю детям веселые упражнения, заимствованные мной из архива И.И.Овешкова (музей игрушки). Овешков И.И. родился в 1878 г. в городе Тобольске. В1896 г. поступил учиться в училище Штиглица в Петербурге. В1910 г. И.И. по приглашению Н.Д.Бартрама приехал в Сергиев Посад, участвовал в создании музея игрушки, преподавал в кустарном техникуме. И.И.Овешков тщательно собирал народный орнамент, перерабатывал его в технике при макивание тычка...

3 класс

Тема. Создание игрушки с простым движением. 8 часов На основе изученных экспонатов музея, ученик проектирует свою игрушку с нехитрым движением. Сначала ищется образ, сразу, кистью, на уровне спонтанного рисования. После чего уточняется конструкция, соотношение больших и малых объёмов формы. В соответствии с эскизом лепится из

пластилина форма, снимается папье-маше, и роспись в соответствии с эскизом с использованием традиционных приёмов. Технология папье-маше кажется мне очень перспективной. Сейчас используют её в изготовлении сувениров, при бутафорских работах в театре. Ни один крупный карнавал в мире не обходится без этой технологии. Папье- маше доступно в изготовлении, имеет маленький вес при больших объёмах. Всем известные часы на здании Казанского вокзала (на синем фоне золотые знаки Зодиака) выполнены из папье-маше И.И.Овешковым. Папье-маше демократичный материал: с мягким блеском поверхности прекрасно уживаются ярко крашенные перья, поблёскивают стёклышки бус и медная фольга; соседствует набивной ситец и кусочки обоев. Вместе со звуком и движением, эта игрушка превращается в маленький театр, приглашает детей в сказку. Почти профессионально конструируя игрушку, дети одновременно по-детски играют в неё. Изучение игрушки папье-маше поднимает детей на высокий уровень фольклорной пластики, развивает их фантазию и наблюдательность, активизирует технические навыки и, наконец, приобщает их к истории родного города. У них открываются глаза на жизнь старинных улочек возле Лавры, на то время, когда Сергиев Посад был столицей игрушек.

Многие из учеников школы носят фамилии потомственных мастеров- игрушечников: Хрустачёвы, Резчиковы, Шишкины, Дурновы, Бурдунины. Знакомство с традиционным промыслом формирует интерес к городу, повышает их национальное самосознание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик».

Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик»....

Методическая разработка открытого урока по скульптуре

План-конспект открытого урока по скульптуре для 2 класса в ДХШ...

Методическая разработка урока по теме "Мир животных"

Методическая разработка урока "Приют для животныз" (урок 6) по учебнику Деревянко Н. Н. и др. New Millennium English. 5 класс. Тип урока: комбинированныйЦели урока: Образовательная: 1)систем...

Методическая разработка спортивного развлечения «В мире животных»

Программа проведения: проводится в виде конкурсов со стихами о животных, задания подобраны таким образом, чтобы показать движения данного животного. Ведут конкурсы сами «животные» (старшеклассники в р...

Методическая разработка к уроку по теме: "Животные"

План - конспект открытого урока по теме: "Мой дом"...

Методическая разработка мастер-класса по изготовлению поделки в технике модульного оригами «Игрушка-антистресс»

Данная методическая разработка поможет познакомиться с технологией создания игрушки-антистресс через применение личностно-ориентированной технологии на занятии по изобразительной деятельности. В разра...

Методическая разработка по английскому языку для 6 класса по теме старые игрушки

В данных материалах вы сможете найти подробную техническую карту урока английского для 6го класса по УМК Spotlight  по теме "Старые игрушки"...