Методический семинар "Организация работы групп продлённого дня в условиях введения ФГОС"
методическая разработка по теме

Гредина Нина Владимировна

Данный материал даёт озможность провести семинар с воспитателями ГПД и учителями начальной школы по вопросу организации жизнедеятельности в группах продлённого дня,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_po_gpd.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар «Организация работы ГПД в условиях введения ФГОС нового поколения» (Ноябрь 2012г)

Организация в начальной школе групп продлённого дня предоставляет родителям обучающегося возможность сформировать свой запрос ОУ и вместе с администрацией (на договорных отношениях) определить условия пребывания своего ребёнка в школе во второй половине дня. К сожалению, сегодня статус воспитателя ГПД недооценён. Во-первых, он чувствует свою второстепенность по сравнению с учителем, полностью зависит от его требований и установок. Особенно опасно, когда такое неравенство учителя и воспитателя замечают дети. Это обстоятельство  подрывает авторитет воспитателя, нарушает систему единых требований, лишает его возможности строить правильные воспитывающие отношения с детским коллективом. Во-вторых, очень долгое время в рамках «продлёнки» осуществлялся только «присмотр» за ребёнком, хотя функций у воспитателя гораздо больше. В-третьих, воспитателями работали люди, часто не имеющие педагогического образования. В-четвёртых, удобство ГПД для родителей состоит в том, что они могли забрать ребёнка в любое время  второй половины дня, независимо от тех мероприятий, которые проходят после уроков, что нарушает организацию работы ГПД.

Нужно помнить, что администрация, учителя и воспитатели – единый педагогический коллектив, который совместно решает поставленные задачи. Повышение статуса воспитателя ГПД в прогимназии – одно из главных условий эффективной работы всей гимназии. ГПД в школе должна стать одной из форм организации внеурочной деятельности обучающихся, при которой также, как и во время урочной деятельности, происходит освоение детьми основной образовательной программы начального общего образования. Реализация внеурочной деятельности обучающихся в ГПД может осуществляться в виде экскурсий, олимпиад, соревнований, работы секций,  кружков и т.п. Она реализуется в процессе организации отдыха на свежем воздухе, во время «клубного часа», но может осуществляться и во время самоподготовки, если организуется в виде индивидуальной и групповой проектной, исследовательской или творческой деятельности.

Для организации внеурочной деятельности рекомендуется использовать всё образовательное пространство ОУ: библиотеку, спортивный зал, тренажёрный зал, кабинет здоровья, информационный центр, кабинеты допобразования, а также помещения близко расположенных учреждений детского досуга, стадионы, спортивные сооружения: здесь у нас, правда, выбор небольшой, но библиотека Горького, Школа искусств, спортплощадка гимназии, бассейн, стадион «Юность» - те учреждения, с которыми воспитатели ГПД могут сотрудничать.

Для обеспечения максимально возможного равивающего, оздоровительного и воспитательного влияния, а также сохранения работоспособности детей необходима рациональная организация режима дня в ГПД. И определён он СанПиНами, утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189, в которых в приложении 6 даны чёткие рекомендации по организации и режиму работы ГПД.

Изучение Приложения №6 ( работа в парах): выписать наиболее существенные положения из данных рекомендаций, которые непосредственно касаются работы в наших ГПД.

- в режиме дня обязательно должны быть: питание, прогулка, самоподготовка, общественно-полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий;

- после окончания уроков для восстановления работоспособности организуется отдых не менее 2 часов. Целесообразно проводить прогулку сразу после уроков до обеда не менее 1 часа  и перед самоподготовкой в течение часа;

- прогулки необходимо сопровождать подвижными играми и физическими упражнениями. В зимнее время организовать занятия лыжами 2 раза в неделю, в тёплое время года организовать занятия легкой атлетикой, волейболом, баскетболом, теннисом и др. спортивными играми на свежем воздухе.В непогоду подвижные игры переносить в спортивный зал;

- начинать самоподготовку в 15-16 часов и ограничивать выполнение домашних заданий во 2-3 классах – 1,5 часами, в 4 кл. – 2 часами. Предоставлять воспитанникам очерёдность выполнения заданий, но рекомендовать начинать с предмета средней трудности. Проводить физкультминутки длительностью 1-2 минуты и предоставлять обучающимся устраивать мамопроизвольные перерывы после выполнения какого-либо предмета. Учащимся, закончившим выполнение заданий предоставлять возможность приступать к занятиям по интересам:

- внеурочная деятельность реализуется в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований, игр,посещения зрелищных мероприятий, подготовки и проведения концертов самодеятельности, викторин и др. мероприятий;

-длительность таких занятий, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка. Рукоделие, тихие игры должны составлять 50 минут в день для учащихся 1-2 классов и не более 1,5 часов для 3-4 классов. На музыкальных занятиях шире использовать ритмику и хореографию;

- просмотры телепередач и кинофильмов проводить не чаще 2 раз в неделю с ограничением просмотра до 1 часа для 1-3 классов и 1,5 часов для 4 классов.

Давайте посмотрим, насколько организация работы  наших ГПД  соответствует этим рекомендациям. Начнём с анализа режима дня, определённого приказом по гимназии № 7

1 группа (1а кл. Хитрова А.В.)

12:00-13:00-прогулка, проведение кружков спортивно-оздоровительного направления

13:00-13:30-обед

13:40-14:20-проведение кружков по плану внеурочной деятельности

14:30-15:00-прогулка

3 группа (1б,в кл. Егерева Е.А.)

12:00-13:20-прогулка, проведение кружков спортивно-оздоровительного направления

13:30-14:00-обед

14:30-15:10- проведение кружков по плану внеурочной деятельности

15:20-16:00-клубный час

16:10-16:50-занятия по интересам

17:00-18:00-прогулка, уход домой

4 группа (2аб кл. Гуськова Т.В.)

13:30-14:00- прогулка, проведение кружков спортивно-оздоровительного направления

14:00-14:20-обед

14:30-15:10- проведение кружков по плану внеурочной деятельности

15:30-17:00-самоподготовка

17:10-18:00-прогулка, уход домой

2,5,6 группы (3ав кл.Харитошина Н.М.; 2в, 3б кл. Кузьмина А.В.; 4абв кл. Антонова Г.А.)

13:00-14:00-прогулка, проведение кружков спортивно-оздоровительного направления или клубный час

14:00-14:20-обед

14:30-16:00-самоподготовка

Думаю, здесь сделано всё максимально возможное для правильной организации работы групп. А как это реализуется на практике расскажут групповоды. (Выступления Егеревой Е.А., Гуськовой Т.В., Кузьминой А.В.)

Конечно, мы сейчас можем сетовать на отсутствие игровой и спортивной площадок, на отсутствие скверов и парков, на то, что соседние развалины представляют опасность, но всё ли мы делаем для того, чтобы прогулки были полезны и безопасны? Наверно, нет. Мы ведь тоже ежедневно наблюдаем, как дети хаотично разбредаются вокруг здания школы и развлекают сами себя, а воспитатели лишь наблюдают за тем, чтобы чего не случилось. А ведь прогулка должна быть другой. Она тоже может быть одной из форм внеурочной деятельности. При планировании прогулки воспитателю ГПД необходимо:

  • определить вид прогулки;
  • определить цель прогулки;
  • разработать для детей заданияи наметить виды деятельности;
  • продумать фиксацию результатов и проведение рефлексии;
  • продумать дальнейшее дальнейшее использование результатов деятельности детей.

Примерное содержание прогулок в рамках организации внеурочной деятельности младших школьников представлено в приложении №1. Давайте его проанализируем.

Самоподготовка обучающихся  состоит из нескольких этапов:

  • организационный момент;
  • определение целей и последовательности деятельности;
  • подготовка к самостоятельной работе;
  • самостоятельная работа;
  • самоконтроль и самопроверка работы;
  • подведение итогов самоподготовки.

Здесь можно также дать  несколько практических советов:

При подготовке  к самостоятельной работе  с учащимися необходимо вспомнить тему урока, првила, схемы или таблицы, по которым работали в классе. Воспитателю необходимо обратить внимание на те таблицы, которые помогут в выполнении домашнего задания.

Для обеспечения самопроверки, самоконтроля выполнения домашнего задания воспитатель может предложить детям сверить выполнение своей работы с образцом, найти и исправить ошибку и объяснить её. Возможен вариант, когда работу проверяют консультанты. Они же могут проверить пересказ, выученное стихотворение, правило, таблицу умножения. Самоподготовку можно организовать в парах, группах. Этот вид работы предпочтительнее в ГПД.

Если обучающийся плохо себя чувствует, выглядит очень уставшим, воспитатель должен освободить ребёнка от выполнения домашнего задания, дать возможность отдохнуть, выполнить несложные задания: почитать, порисовать, поиграть в настольные игры.

 Помощь воспитателя детям, имеющим проблемы в освоении того или иного предмета, возможна в том случае, когда это согласовано с учителем и выработана индивидуальная программа по ликвидации пробелов в знаниях и умениях. Она не должна быть эпизодтческой, а должна носить систематический характер. Но нельзя перегружать детей дополнительными заданиями, направленными на отработку тех или иных навыков.

Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем. В свою очередь, навыки и умения, приобретаемые обучающимися в процессе самоподготовки, получат своё развитие при работе на уроке. Поэтому только тесная связь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества предстоящего урока, совершенствованию самоподготовки школьников.. Требования, предъявляемые воспитателем, должны бвть едины с требованиями учителя на уроке. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой учеников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель, в свою очередь, приходит на занятия по самоподготовке, чтобы проверить на практике правильность дозировки домашних заданий, доступность их для обучающихся, узнать о трудностях, с которыми сталкиваются ученики его класса в процессе самостоятельной работы. Думаю, абсолютно не лишним будет посетить самоподготовку в ГПД учителям Жуковой Т.Д., Дворянчиковой Н.В., радивагиной О.В. Внимательно наблюдая за деятельностью учеников на уроках и на самоподготвке, воспитатель совместно с учителем обсуждают, кого из воспитанников надо больше контролироваит, кому предоставить больше самостоятельности, с кем следует поработать индивидуально.

Рекомендации по организации самоподготовки смотри в приложении №2.

После самоподготовки для обучающихся важно участие в мероприятиях эмоционального характера: занятия в кружках, секциях, посещение библиотеки, участие и проведение зрелищных мероприятий: концертов, спектаклей, викторин и т.д. Деятельность детей в свободное от уроков время должна соответствовать их увлечениям, организовываться с опорой на активность и самоуправление детей. К сожалению все кружки и секции у нас стараются провести сразу после уроков, ведь никому не хочется задерживаться во второй половине дня. Вот это я считаю неправильным. Давайте посмотрим, как работают у нас кружки, каков охват детей ГПД кружковой работой и какова эффективность работы кружков.

Значит, основную роль в организации досуговой деятельности должны взять на себя воспитатели. Интересную систему планирования клубных часов предлагает учительница начальных классов из гимназии №1290 г. Москвы Малофеева М.В. Посмотрите приложение №4. Все направления воспитательной работы у них распределены по дням недели и в соответствии с этим выстроены клубные часы на каждый день недели, месяца, четверти, года. Естественно, что в соответствии с государственными праздниками изнаменательными датами  в предлагаемый вариант вносятся изменения. Но основа остаётся.

Итак, будем помнить, что «продлёнки» - это не  только осуществление «присмотра» за ребёнком, а  одна из форм организации внеурочной деятельности обучающихся, при которой так же, как и во время урочной деятельности, происходит освоение детьми основной образовательной программы начального общего образования. Поэтому в основу работы ГПД будем закладывать следующие приоритетные позиции:

*создание условий для личностного развития учащихся;

*создание условий для реализации основных форм деятельности:  бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;

*создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру, формирование у учащихся навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия, общения;

*формирование интереса к различным видам деятельности, потребности в продуктивной деятельности;

*развитие познавательного интереса и самостоятельности, творческого воображения и любознательности;

*воспитание потребности в здоровом образе жизни и соблюдении правил дорожного движения.

Важным условием эффективности деятельности воспитателя ГПД является планирование. У воспитателя ГПД должно быть два плана работы: календарно-тематический и ежедневный. Календарно-тематический составляется на год по четвертям с выделением каждой учебной недели. Он должен быть согласован с планом работы гимназии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми в условиях введения ФГОС

Данная статья посвящена работе с одаренными детьми в условиях введения ФГОС.        Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмот...

Возможности использования европейского опыта работы с одаренными детьми в условиях введения ФГОС ОО в России

Данная работа основана на применении системного метода, теоретического анализа печатных  источников, анализа данных официальной статистики, контент-анализа документов, сравнительного анализа мате...

Методическая разработка "Методические приёмы работы с исторической картой в условиях реализации ФГОС". Сборник материалов из опыта работы.

В сборнике приведены примеры методических приёмов работы с картой на уроках истории. Приведённые в сборнике примеры заданий, включающие в себя работу с картой, разработаны в соответствии с ФГОС. Все п...

Система работы с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС. Из опыта работы.

Работа с одарёнными и способными детьми по физике и математике....

«Работа с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС на уроках татарского языка и литературного чтения».

       Основной  задачей работы с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не, только специальных, но и общих. Поэ...

«Формы и методы работы на уроках математики в условиях введения ФГОС»

Современный урок в условиях реализации ФГОС нельзя себе представить без применения активных форм и методов обучения. Активные формы и методы  позволяют разбавить скучные и привычные уроки, сделат...