Статья "О профориентационной работе в старшей школе"
статья (10 класс) на тему

Сильченко Оксана Александровна


Статья посвящена актуальному вопросу профориентации в старшей школе.

Педагоги могут взять на вооружение рассмотренные методы и приемы

профориентационной работы с учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 253 Санкт-Петербурга

Статья  "О профориентационной работе

 в старшей школе"

Автор:
Сильченко (Сахан) Оксана Александровна,

учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 253 СПб

Санкт-Петербург, 2014

          На сегодняшний день профориентация школьников – это одна из самых обсуждаемых проблем общества. Выбор профессии очень важен для детей школьного возраста, ведь он определит их дальнейшую жизнь, вот почему этому вопросу стоит уделить максимум внимания.

        Что же такое профориентация школьников? Зачастую сами дети не слишком задумываются о своей будущей судьбе. Школа для них – это уютный мирок, и им не очень хочется думать о том, что произойдет, когда они покинут ее надежные стены.

   Чаще всего решение о будущей профессии принимается спонтанно, когда уже получен аттестат о среднем образовании. А разве это правильно?! Где осознанный выбор учебного заведения и профессии?! Как исправить данную ситуацию?

 Несомненно, в вопросах профориентации школьников должны объединить свои усилия и родители, и педагоги, и психологи, и руководители дополнительного образования.

Каковы же основные методы и приемы профориентации старшеклассников?

  • Во многих школах, например, ребята сдают тесты на профориентацию, посредством которых проходит диагностика школьников. С помощью подобных тестов можно определить тип профессии, который лучше всего подходит конкретному ученику. Это, скорее всего,  классификация по параметрам человеческого содействия: человек-природа (будущая профессия связана с окружающей средой), человек-человек (профессия, связанная с общением с людьми), человек-машина (технические разновидности).
  • Классные руководители проводят беседы с детьми о выборе профессии,
  • экскурсии профориентационной направленности;
  • на классных часах разыгрываются тематические ситуации;
  • проводятся викторины, конкурсы рисунков «Мир профессий».
  • Не остается в стороне и работа педагога с родителями: профориентационные родительские собрания и  консультации  помогают объединить усилия в важном деле выбора школьниками верного жизненного пути.

       Предлагаем Вашему вниманию методическую разработку родительского собрания «Выбор профессии- дело ответственное», которое можно провести с родителями и учащимися 10 класса и цель которого – профориентация старшеклассников.

Задачи собрания:
1. Формировать у родителей и школьников ответственное отношение к вопросу профориентации .
2. Предложить рекомендации по определению учащихся с выбором профессии.


Форма собрания: форум. 
Участники собрания:
Классный руководитель, родители, ученики 10 класса, психолог

Подготовительная работа к собранию:
1. Родительский комитет готовит лозунг с темой собрания.
2. В зале развешиваются плакаты с изображением разных профессий.
3. Ученики делятся на группы и готовят проекты – презентации «Все профессии хороши».
4. Учащиеся готовят пригласительные билеты для участия в форуме.
5. К собранию готовятся концертные номера – исполнение песен (тема: профессии)
6. Психолог проводит опрос школьников, цель которого – выявление профнамерений.
7. В ходе собрания используется проектор «Волшебный экран» (на экран проецируются вопросы по теме форума).
8. Расстановка стульев в классе в виде полукруга

Ход собрания:

1. Добрый вечер, уважаемые родители, уважаемые ребята! Добрый вечер, друзья! Сегодняшний вечер мы посвятим друг другу, дадим возможность всем обсудить свои проблемы, задать вопросы, посвященные интересной теме: «Выбор профессии».
2. Звучит песня…
3. Вопросы учащимся и родителям
(ответы по цепочке).
– Что такое профессия?
– Есть ли идеальные профессии?
– Какие профессии считают престижными?
– По какому принципу надо выбирать профессию?
4.Игра «Ассоциации».
Какие ассоциации вызывает та или иная профессия?
Стоматолог –
Учитель –
Бухгалтер –
Шофер –
Научный сотрудник –
Уборщица –
Директор-
4. Конкурс «Династия…….».
Родители и дети рассказывают о себе, о друзьях, где есть династии врачей, педагогов, бухгалтеров…
5. Волшебный экран. 
Вопросы детей родителям и родителей детям, которые готовятся заранее, обсуждаются анонимно, отвечают все:
- Выбирать профессию по душе или хорошо оплачиваемую?
– Как часто можно менять профессии?
– Как стать профессионалом?
– Хочешь ли ты выбрать такую профессию, как у мамы или папы? – Какие школьные предметы нужны для овладения всеми профессиями?
6. Слово классного руководителя. 

Выступление по теме 
«Стадии профессионального определения и возраст».
 
А) Формирование профессиональных намерений школьников проходит несколько этапов:
Младший школьный возраст и часть подростков - первичный выбор, для которого характерны малодифференцированные представления о мире профессий, неадекватное, часто ситуативное представление о собственном ресурсе и возможностях его развития.
Старший школьный возраст – этап профессионального самоопределения (задача ученика – сформулировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учётом имеющегося психологического и психофизического ресурсов).

Классный руководитель и психолог.

Индивидуальные консультации:

Диагностика - коррекция - консультация

8. Разыгрывание ситуаций
(заранее подготовленных) и их обсуждение

А) Света в 9 кл. не проявляет интереса ни к одной профессии. На родительские советы не реагирует. Как быть?
Б) Дима (9кл.) выбрал профессию. Родители поддерживают его. У мальчика завышенная самооценка, и родители не знают, хватит ли у него ресурсов для овладения выбранной профессией.
Что ответить родителям?
В) Сергей проявляет интерес ко всем предметам, талантлив во всех областях, все профессии нравятся. Родители в недоумении, как помочь сыну в выборе профессии (гуманитарная или техническая направленность)?

9.Сочинения учащихся
«Профессия, которой я хочу посвятить свою жизнь»,
«Люди высокого долга»
10. Выступление психолога.
Анализ результатов опроса школьников, цель которого – выявление профнамерений.
11. Конкурс пословиц о работе, труде, профессиях. 
(Команды «Родители» и «Ученики» получают пакет с разрезанными пословицами и поговорками, которые должны собрать в предложения)
12. Защита проектов – презентаций «Все профессии хороши»
13.Подведение итогов.
 
      Нет ни одной профессии, в которую выпускник мог бы шагнуть без предварительной психологической работы над собой. Всегда стремитесь к самосовершенствованию!

Список литературы:

  1. Алексютина Н. Неудача - это опыт: как выбрать профессию и пережить провал на экзаменах // Учительская газета. - 2008. - 16 сент. (№ 38).

2. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Санкт-Петербург: Речь, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к статье :МЕСТО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МОЛОДЕЖЫ

Презентация выступления на 12–ой Международной научно-практической конференции «Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, пер...

Статья "Система профориентационной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"

Система профориентационной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья...

Всероссийский конкурс «ЛУЧШАЯ ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА РОССИИ» Номинация «Лучшие практики профориентационной работы в инклюзивной школе»

Всероссийский конкурс«ЛУЧШАЯ ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА РОССИИ»Номинация«Лучшие практики профориентационной работыв инклюзивной школе»...

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В СТАРШИХ КЛАССАХ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

          На современном этапе определены основные требования к подготовке учащихся в общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расш...

Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся....

Статья "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ"

Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися. Профориентация предполагает системную работу многих специалистов. А смысл системы в том, ...