Главные вкладки

    Творческая мастерская по теме: "Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у кадетов гражданского сознания"
    методическая разработка на тему

    Калекова Елена Алексеевна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tvorcheskaya_masterskaya_vozdvignem_dom-krepost.docx79.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Творческая мастерская

    Тема: "Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у кадетов гражданского сознания"

    Автор: Калекова Е.А.

    Вводное слово учителя. Нам выпала доля жить на рубеже двух тысячелетий – нелёгкое время для нашего государства. Стремительный поток реформ потеснил многие нравственные основы жизни. О нравственности иногда вспоминают, причём старательно, но чаще всего – накануне каких – либо знаменательных дат, превращая разумное и доброе в очередную кампанию.

    К счастью, наша школа в трудные годы перемен, переоценки истории, смены идеологий, сохранила одним из основных направлений своей работы гражданско-патриотическое воспитание учащихся.

    Казалось бы, зачем нам об этом говорить, если в школе велась и ведется патриотическая работа? Но давайте задумаемся.

    Да, мы говорим о патриотизме, но всегда ли искренне? Как часто у нас проводятся тематические классные часы (не только о войне)? Сколько раз каждый из нас бывал в школьном музее Боевой и Трудовой Славы? (Анкета для учителей?)

    Да, мы гуманно относимся к ученикам и друг к другу, но всегда ли? Предполагаю, ответы будут различными. Но задача у нас общая: создание условий для развития нравственной, культурной, творчески активной личности, живущей в связи с окружающим миром и осознающей свою ответственность перед ним; воспитание личности, любящей свою родину. Значит, проблема патриотического воспитания в переменчивом мире сохраняет свою актуальность и для нашей школы, ведь в школу приходят новые поколения учащихся, родившихся во время смены идеологий.

    Многое из окружающей действительности мы изменить не можем, но в силах так воспитать своих учеников, чтобы они были готовы противостоять жизненным проблемам, выбрать для себя истинные жизненные ценности.

    Что же может помочь в патриотическом воспитании (мозговой штурм):

    • память о том, что истинный патриотизм содержателен, предметен, нерасчетлив, бескорыстен; мы воспитываем “ревнителей блага Отечества”;
    • системность и целостность работы;
    • гуманистический подход к нравственной организации учебного процесса каждым учителем;
    • диалоговые методы;
    • уважительное отношение к ученикам и друг другу;
    • взаимодействие со средой.

    Цель мастерской: обновление содержания и форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся согласно ступеням обучения с учетом возможностей взаимодействия педагогов, обучающихся, родителей и социума.

    Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать основные  задачи:

    • актуализировать понятие «патриотизм»;
    • выявить интересы и запросы детей и учесть их при планировании работы;
    • изучить сложившуюся в школе систему работы по данному  направлению;
    • обновить содержание и формы работы по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся, учитывая возможности взаимодействия педагогов, учащихся и родителей;
    • смоделировать единую систему патриотического воспитания и обучения воспитанников;
    • разработать механизм, обеспечивающий координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;
    • создать условия для развития   коммуникативных компетенций учителей в процессе групповой работы;
    • разработать научно-методические рекомендации по проблемам формирования патриотизма у обучающихся.

    Форма занятия:

    • индивидуальная работа
    • групповая работа

    Способы и методы подачи информации:

    •  словесный
    •  наглядный
    •  частично – поисковый
    •  проблемный.

    Категория участников: учителя и  кл. руководители  кадетских  классов МБОУСОШ №11

    Этап подготовки:

    •  Изучение информации по проблеме обновления содержания и форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся;
    •  Диагностика учащихся школы: анкета «Патриот»; тест «Составление понятийного словаря»,  тест «Ты гражданином быть обязан»;
    •  Составление презентации.

    Оформление, оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация по теме педсовета, раздаточный материал (ватман, маркеры, клей).

    Место проведения: компьютерный класс

    Условием достижения цели является четкое соблюдение следующих заповедей воспитания:

    1. Не навреди.

    2. Хорошее настроение и спокойствие приведет к намеченной цели.

    3. Определи, что ты хочешь от своего ученика.

    4. Учитывай уровень развития своего воспитанника.

    5. Предоставь самостоятельность ребенку.

    6. Создай условия для осознанной деятельности воспитанника.

    7. Не упусти момент первого успеха ребенка.

    Ход мероприятия:

    1. Организационный момент
    2. Вступительное слово учителя

    Что же такое патриотическое воспитание?

    Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику, физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической, военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной службы.

    Существует несколько трактовок понимания патриотизма:

    Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. 

    Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.

    Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине,  преданность  своему Отечеству.

    Что такое гражданственность?

    Гражданственность - интегративная, комплексная  характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию,  подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.  

    Кто такой патриот?

    Патриот, по точному определению великолепного Владимира Ивановича Даля, не только “любитель Отечества”, но и “ревнитель о благе его”.

    Патриот: человек, одушевленный патриотизмом. Человек, преданный интересам какого- либо дела, горячо любящий что-то.

    А какой смысл в понятие «патриотизм» вкладываете вы? (Ответы учителей)

    Спасибо за интересные определения, чувствуется, что проблема патриотизма находится в поле вашего внимания.

    Итак, мы начинаем наш диалог.

    Представим себе красивый и добротный дом. Все в нем ладно, и построен он на века. Если мыслить образно, то единую систему гражданско-патриотического воспитания, образования обучающихся можно представить в виде дома, который сейчас постепенно будет строить каждый из вас. Каким он будет – кривым, покосившимся или, на зависть окружающим, крепким и долговечным?  

    Давайте попробуем построить дом-систему гражданско-патриотического воспитания вместе. Начнем с подготовки места под строительство.

    1. Основное содержание мастерской.

    Этап 1. Стоит ли строить?

    Слово учителя. Стоит или не стоит строить? Давайте спросим об этом директора МБОУСОШ №11 Сингур С.Т., который проанализирует состояние гражданско-патриотического воспитания в школе.  

    Слово учителя. Учащимся 1-11 классов были предложены: анкета «Патриот», тест «Составление понятийного словаря»,  тест «Ты гражданином быть обязан».

    А) Учащимся была предложена анкета «Патриот»:

    Цель анкетирования:

    • определение содержательной стороны направленности личности, основа отношения учащихся к окружающему социуму;
    • определение актуальности вопроса патриотизма в системе ценностной ориентации школьников;
    • определение градации личностных качеств, входящих в понятие «патриот».

    Вопросы анкеты «Патриот»:

    1. Знаете ли вы, слышали или слышите сейчас впервые слово патриотизм?

     а) знаю;

     б) слышал;

     в) слышу сейчас впервые;

     г) затрудняюсь ответить.

    2. Одни считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей страны. Другие считают, что патриот может любить только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой зрения вы согласны?

     а) с первой;

     б) со второй;

     в) затрудняюсь ответить.

    3. Патриотизм – это…

     а) преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу;

     б) позитивное чувство к Родине;

     в) бескорыстная, активная позиция по отношению к Родине;

     г) готовность к самопожертвованию;

     д) затрудняюсь.

    Слово учителя. Результаты следующие:

    1 вопрос. Знаете ли вы, слышали или слышите сейчас впервые слово патриотизм?

    Знаю

    Слышал

    Слышу впервые

    Затрудняюсь

    Итого:

    160

    30

    8

    5

    2 вопрос. Одни считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей страны. Другие считают, что патриот может любить только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой зрения вы согласны?

     

    1 точка зрения

    2 точка зрения

    Затрудняюсь

    Итого:

    104

    86

    13

    3 вопрос. Патриотизм – это…

    Учеников 4-8  попросили дать определение слову «патриот» (гражданин). Вот что ответили наши дети:

    Начальная школа (учащиеся 4-х классов):

    • Тот, кто любит свою Родину и не причиняет ей вреда

    • Тот, кто готов совершить подвиг ради Родины

    • Кто живет в своей стране и будет жить в ней всегда

    • Человек с активной жизненной позицией

    • Тот, кто изучает все о своей стране

    • Тот, кто гордится своей Родиной

    Средняя школа:

    • Тот, кто любит свою Родину

    • Человек, осознающий себя частью страны

    • Человек, сильно любящий Родину, соблюдающий законы государства

    • Кто готов рисковать жизнью ради Родины

    • Защитник Родины

    • Гражданское сознание основано на любви, совести, вере, верности

    • Тот, у кого есть гражданство

    • Ребятам еще трудно разделять понятия, но их ответы вполне достойные.

    Учащимся 9-11 классов была предложено выбрать из нескольких определений:

    Какое высказывание,  на ваш взгляд,  наиболее точно определяет понятие «патриотизм»? Ответы распределились так:

    • Национальное самосознание,  гордость за принадлежность своей нации, народу. – 54%  

    • Бескорыстная любовь и служение Родине,  готовность к пожертвованию ради ее блага или спасения. – 23%  

    • Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь,  было самым авторитетным,  самым мощным и уважаемым в мире. – 23%  

    • Любовь к родному дому,  городу,  стране,  верность национальной культуре, традициям, укладу жизни. – 18%

    Мы получили грамотные ответы, с которыми можно согласиться.

    Следующие утверждения не выбирались ни разу:

    • Непримиримость к представителям другой нации.  

    • Интернационализм,  готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины.  

    • Патриотизм сегодня неактуален, не современен, не для настоящей молодежи.  

    • Патриотизм – это лишь романтичный образ, литературная выдумка.

    Б) Учащимся был предложен Тест «Составление понятийного словаря»:

    Цель:   выявить   представления   учащихся   о   качествах   человека,   характеризующих   его  

    нравственную культуру и гражданскую позицию.

    Ход эксперимента:

    1 уровень - располагают в две колонки:

    а) понятные слова по данной теме;

    б) непонятные слова.

    2 уровень – расположить понятия в две колонки:

    а) позитивные понятия;

    б) негативные понятия.

    3 уровень – ранжирование понятий (выбирают самые значимые для себя).

    Основные  понятия:        безразличие,  бескорыстие,    взаимопонимание,  высокомерие,    долг,  

    доброта,      дружба,      достоинство,      гуманность,   искренность,      любовь,      миролюбие,  

    милосердие,    невыдержанность,  недоверие,    ненависть,    пренебрежение,    сочувствие,  

    сопереживание,  содействие,    совесть,    справедливость,    помощь,    теплота,    терпимость,  

    толерантность,  холодность,  уступчивость,  человечность,  честь.

    Слово учителя. Результаты следующие:

    1 уровень

    понятные слова

    непонятные слова

    Остальные слова понятны.

    Толерантность, содействие,  

    гуманность,  холодность,

    бескорыстие.

    2 уровень

    позитивные понятия

    негативные понятия

    Остальные слова имеют позитивное значение.

    Безразличие, высокомерие, невыдержанность, недоверие, ненависть, пренебрежение, холодность.

    3 уровень

    Любовь, дружба, достоинство, доброта, взаимопонимание, долг, помощь, сочувствие, искренность, справедливость.

    В) Учащимся был предложен Тест «Ты гражданином быть обязан»

    Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его  

    гражданскую сферу.

    Ход  эксперимента:  воспитанникам  предлагается  список  слов:  патриотизм,  трудолюбие,  

    требовательность,      выдержка,      творческое      отношение      к    труду,    справедливость,  

    настойчивость,      долг,   совесть,    честь,    мужество,     жизнерадостность,      искренность,  

    гражданственность,       решительность,       отзывчивость,       ответственность,         радушие,  

    сдержанность,  сострадание,  терпеливость,  упорство,  уверенность,  энтузиазм.  

    Необходимо  записать слова в три колонки:

    а) самые значимые для тебя слова, характеризующие твою  гражданскую направленность;

    б) слова, которые присущи тебе;

    в) слова, не значимые для тебя.

    Анализ   полученных   данных   позволил         установить   и   проанализировать   причины  

    расположения  качеств  данным  воспитанником  и  классом  в  целом,  определить  различия  в  

    этом  плане,  сопоставить  оценку  качеств,  характерных  и  нехарактерных  для  гражданской  

    зрелости.

    Слово учителя. Результаты следующие

    1 уровень

    понятные слова

    непонятные слова

    Остальные слова понятны.

    Толерантность, содействие,  

    гуманность,  холодность,

    бескорыстие.

    2 уровень

    позитивные понятия

    негативные понятия

    Остальные слова имеют позитивное значение.

    Безразличие, высокомерие, невыдержанность, недоверие, ненависть, пренебрежение, холодность.

    3 уровень

    Любовь, дружба, достоинство, доброта, взаимопонимание, долг, помощь, сочувствие, искренность, справедливость.

    Слово учителя. Опросили мы и родителей. Результаты анкетирования родителей по проблеме гражданско-патриотического воспитания детей:

    часто

    не посещаем

    по выходным

    в празднич. дни

    другое (иногда)

    Посещаете ли вы вместе с детьми культурные места

    • 24%
    • 4%
    • 32%
    • 16%
    • 24%

    часто

    периодич.

    редко

    никогда

    никогда

    Как часто вы рассказываете детям об истории города

    • 12%
    • 44%
    • 36%
    • 0%
    • 0%

    Как часто вы проводите время с детьми,  поддерживая семейные традиции

    • 64%
    • 12%
    • 4%
    • 0%
    • 20%

    Как часто вы беседуете с детьми на правовые и нравственные темы

    • 52%
    • 44%
    • 4%

    • 0%
    • 0%

    Итак, стоит или не стоит строить? Результаты анкетирования говорят сами за себя. Стоит.

    Делаем вывод: актуальность строительства системы состоит в том, что её реализация позволяет решать назревшие  социальные,  нравственные  проблемы  в  отношении  подрастающего  поколения,  устранять  следующие противоречия:

    • между  необходимостью  формирования  гражданина-патриота  и  отсутствием  этого представления у детей;  
    • между    стремлением     школы    к  формированию      гражданина,    патриота   и  отсутствием этого стремления в семье;
    • между  ситуативным  характером  и  стихийностью  проявления  у  школьников  патриотических  качеств  и  целенаправленной,  систематической    работой  по  гражданско-патриотическому воспитанию.      

    Этап 2. Этап "закладки фундамента" системы.   Фундамент - основа системы.

    Слово учителя.  Итак, мы подготовили место и начинаем закладывать фундамент.

    Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.), в концепции патриотического воспитания граждан РФ, одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)  и в государственной программе "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы" утверждённой Правительством РФ от 5 октября 2010 года № 795. На основе федерального документа были разработаны региональные: краевая программа «Патриотическое воспитание граждан РФ, проживающих на территории Приморского края», а также ряд подпрограмм городского и школьного уровней.

    Делаем вывод: Нужна программа патриотического воспитания! Одной из таких школьных подпрограмм является Целевая программа гражданско-патриотического воспитания в кадетских классах.

    Основная цель настоящей программы – создание условий для формирования у учащихся подросткового возраста (5-11 классы) личностных качеств человека, способного к САМОвоспитанию, САМОразвитию, САМОреализации, человека САМОсовершенствующегося.

     (Презентация программы, основные моменты). (Беляева Т.А., Гетман О.Л., Прищепа Н.М.)

    Б.: I этап – младший подростковый возраст

    5-6 класс «Юный кадет» - создание условий для оптимальной адаптации младших подростков в условиях специализированного кадетского класса.

    Цель: создание условий для оптимальной адаптации младших подростков в условиях кадетского корпуса.

    Задачи:

    1. Выявление детей «группы риска» (неустойчивое поведение, асоциальное поведение, неблагополучие личного плана) и обеспечение помощи  в решении индивидуальных проблем  в процессе адаптации.
    2. Организация содержательного общения, направленного на развитие представлений о морально-нравственных принципах (в ходе бесед, классных часов) с целью профилактики дезадаптации.
    3. Стимулирование здорового образа жизни, выработка собственной программы оздоровления (в основе триединство: интеллект, душа, тело).
    4. Воспитание гражданской активности и патриотизма.

    Предполагаемые результаты I этапа программы воспитания

    1) Сформированность потребности самопознания.

    2) Сформированность самооценки.

    3) Сформированность организационной культуры.

    4) Наличие индивидуальной программы самосовершенствования.

    Г.: II этап – средний подростковый возраст

    7 -8 класс «Кадет»

    Цель: создание условий для мотивации к обучению подростков в условиях кадетского корпуса.

    Задачи:

    1. Создание условий для сохранения здоровья, развития творческих способностей.
    2. Выявление детей «группы риска» (неустойчивое поведение, асоциальное поведение, неблагополучие личного плана) и обеспечение помощи  в решении индивидуальных проблем.
    3. Организация содержательного общения, направленного на развитие представлений о морально-нравственных принципах (в ходе бесед, классных часов)
    4. Стимулирование здорового образа жизни, выработка собственной программы оздоровления (в основе триединство: интеллект, душа, тело).
    5. Воспитание гражданской активности и патриотизма.

    Предполагаемые результаты II этапа программы воспитания

    1) Сформированность потребности самообразования.

    2) Сформированность познавательной культуры.

    3) Сформированность умственного развития учащихся.

    4) Наличие индивидуальной программы самообразования.

    П.: III этап – старший подростковый, младший юношеский возраст

    9 – 11 класс «Кадет-выпускник»

    Цель - создание условий для формирования морально – нравственных принципов и умений  сделать  правильный  профессиональный выбор.

    Задачи:

    1. Организация содержательного общения, направленного на развитие представлений о морально-нравственных принципах (в ходе бесед, классных часов).
    2. Ориентация в социальной, политической и культурной жизни общества – формирование убеждений, мировоззрения, системы социальных установок, определение интересов и склонностей к конкретным видам деятельности. Помощь в профессиональной ориентации и самоопределении в процессе самоподготовки к избранной профессии.
    3. Выявление детей с проблемами морально – нравственного развития, организация индивидуальной помощи.
    4. Стимулирование здорового образа жизни, выработка собственной программы оздоровления (в основе триединство: интеллект, душа, тело).
    5. Воспитание гражданской активности и патриотизма.

    Предполагаемые результаты III этапа программы воспитания

    1) Сформированность мотивации в профессиональном и жизненном самоопределении.

    2) Сформированность профориентационной направленности.

    3) Сформированность культуры самореализации.

    4) Наличие индивидуальной программы самореализации.

    Давайте перечислим основные педагогические принципы, которые составят фундамент-основу системы гражданско-патриотического воспитания. (Из Программы кадетских классов). (Прищепа Н.М., Терсина О.В.)

    Ребёнок - субъект собственной жизни.

    Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным.

    Каждый ребёнок талантлив.

    Исходя из этого чрезвычайно важного  принципа,  необходимо помочь каждому ребёнку найти себя, проявить, развить свои способности. Ситуация успеха" - не самоцель, а лишь дополнительный стимул к самосовершенствованию. Успех порождает дальнейший успех, а неудача (очень часто) не является для ребенка стимулом для развития. Необходимо предоставить каждому ребёнку максимальную возможность испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности и полезности.

    Принцип толерантности.

    Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным учреждением.

    Принцип создания воспитывающей среды.

    Создание воспитывающей среды - очень сложная проблема. Этот принцип предполагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания (эмпатии), взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности. Условия реализации этого принципа: развитие детского самоуправления, а также инициативы и самостоятельности детей и взрослых, формирование позитивного отношения к творчеству, создание в коллективе отношений "ответственной зависимости". Развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей. Только ученическое самоуправление может дать ученику самостоятельное правильное поведение.

    Принцип индивидуализации воспитания.

    Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.

    Этап 3  "создания стен" системы. «По кирпичикам стены воздвигнем!»

    Слово учителя. Третий этап-это стены! Сложно, но интересно. После того, как заложен фундамент проекта, необходимо построить стены – основу для эффективной коллективной деятельности. Давайте вспомним направления патриотического воспитания.

    П.: Направления патриотического воспитания:

    Военно-патриотическое

    Историко-краеведческое

    Культурно-патриотическое

    Спортивно-патриотическое

    Научно-патриотическое

    Слово учителя. Наполняем дом-систему содержанием и выстраиваем стену, где каждый кирпичик – это формы гражданско-патриотического воспитания учащихся по направлениям.

    Время выполнения задания: 2 минуты на каждое направление.

    Направления гражданско-патриотического воспитания и возможные формы работы:

     

    ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

    «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Это - хорошо известные слова В.Г. Белинского.

    Данное направление включает в себя следующие мероприятия: 

    Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины:

    • возложение цветов к памятнику Погибшему солдату
    • проведение митингов и других патриотических мероприятий
    • посещение музеев
    • проведение уроков Мужества
    • проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны
    • поздравление ветерана войны с праздником
    • выступление с концертами перед ветеранами войны и труда
    • празднование памятных дат (проведение цикла классных часов: «Города – герои», «И гордо реет флаг державный», «Нет фашизму», «Так началась война», «У каждого поколения своя война»)
    • проведение выставок
    • проведение викторин
    • проведение конкурсов инсценированной песни «Этих лет не смолкнет слава…»
    • проведение литературно-музыкальных гостиных «У войны неженское лицо», «Дети войны»
    • проведение конкурсов чтецов «В огне войны»
    • проведение конкурсов рисунков, плакатов, газет «На страже Отечества» к Дням воинской славы
    • просмотры видеофильмов («Судьба человека», «Звезда»)
    • проведение фестиваля народного творчества, посвящённого Дню победы
    • проведение концерта  солдатской песни, посвящённого годовщине вывода советских войск  из Афганистана
    • проведение митинга, посвящённому Дню победы
    • сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн посещение войсковой части № 30986-3
    • знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ
    • участие в кросс-походе, посвященном освобождению города Спасска-Дальнего от белогвардейцев и интервентов
    • тимуровское движение, направленное на оказание помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, пожилым людям, всем, кто в ней нуждается
    • создание Книги памяти
    • участие в Акции «Подарок солдату»

       ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ 

    К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

    Это справедливо, ведь гражданско-патриотическое воспитание - залог успешного воспитания подрастающего поколения.

     Историко-краеведческая работа

    Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:

    • экскурсии в городской краеведческий музей, школьный музей
    • уроки-знакомства с историко-архитектурными памятниками города и края
    •  изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев и праздников
    •  оформление стенгазет "Страницы истории родного края", "К родному краю с любовью"
    •  конкурсы лучших чтецов «С чего начинается родина?»
    •  посещение и просмотр спектаклей
    • проведение экскурсий по живописным местам края
    • посещение выездных выставок краеведческих музеев края
    • проведение экскурсий: «История МБОУСОШ №11», «Город Спасск-Дальний в годы Гражданской войны», «Эхо войны», «Полководцы и военноначальники Второй Мировой войны», «Спассчане – Герои Советского Союза», «По местам боевой славы»
    • участие в экспедициях по сбору информации для школьного музея
    • проведение праздника «Традиции моей семьи»
    • проведение выставки «Реликвии моей семьи»
    • создание семейного клуба по интересам
    • проведение фестиваля семейного творчества

    КУЛЬТУРНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

    Академик Д.С. Лихачёв сказал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

    Воспитание на культурных традициях народа

    • уроки гуманитарного цикла;
    • факультатив «Основы православной культуры»
    • факультатив «История кадетского движения»
    • факультатив «Честь имею»
    • организация и проведение тематических вечеров, бесед;
    • изучение обычаев, традиций, праздников своего народа;
    • изучение своей семьи, составление генеалогического дерева семьи;
    • организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.

    СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

    В.А. Сухомлинский писал: “Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие прежде всего стало познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота человечества”.

    Военно-спортивные игры.

    • проведение конкурсов военно-патриотической песни
    • проведение смотров строя и песни
    • проведение военно-спортивной игры «Зарница»
    • проведение соревнований «А, ну-ка, мальчики!», «Вперед, мальчиши!»
    • проведение конкурсов допризывной молодежи «Учись защищать Родину!»
    • проведение спортивного мероприятия “Мама, папа, я…”

    НАУЧНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

    “Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”  К.Д. Ушинский.

    Формирование правовых знаний

    Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права.

    • уроки обществознания (с 6 класса), экономики, права
    • изучение правил поведения в школе и общественных местах
    • школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками)
    • встречи с представителями суда и прокуратуры
    • работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних
    • работа Совета школы
    • работа Штаба воспитательной работы

    Слово учителя.  Продолжаем строить стену, где каждый кирпичик – это методы гражданско-патриотического воспитания учащихся.

    Время выполнения задания: 2 минуты.

           Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско-патриотического воспитания, выделили для себя группы методов, которые могут быть представлены следующей таблицей:

    Группа методов

    Методы

    Свойства методов

    I.

    Методы

    формирования

    сознания

    личности

    • убеждение
    • внушение
    • беседы
    • лекции
    • дискуссии
    • метод примера     

    Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.

    II.

    Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения

    • педагогическое требование
    • требование коллектива
    • общественное мнение поручение
    • метод - требование
    • создание воспитывающих ситуаций
    • коллективное творческое дело
    • метод проектов

    Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.

    III.

    Методы стимулирования деятельности и поведения

    • соревнование
    • поощрение
    • наказание
    • взаимовыручка
    • создание ситуации успеха

    Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

    Слово учителя.  Определите критерии функционирования вашей системы гражданско-патриотического воспитания.

    Время выполнения задания: 2 минуты.

    Примерные критерии:

    • воспитанность учащихся;
    • защищенность и комфортность ребенка в школе;
    • удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью школы;
    • сформированность классного коллектива;
    • репутация класса;
    • проявление индивидуальности классной общности;
    • оценка поведения воспитанников.

    Слово учителя.  Проводим рефлексию собственного Я. Критерии оценивания степени участия. Выбери цвет, который соответствует твоей оценке: Я-пассивный участник (жёлтый цвет), Я-участник (красный цвет), Я-активный участник (зелёный цвет).

     Этап 4. "прорезания окон". «Прорезаем окошки…» 

    Слово учителя. Окна…  А как же без них? Открываем окна и показываем, чего вы достигли в своем строительстве!

    Слово учителя. Все победы в мире начинаются с победы над самим собой  (Конфуций). О патриотическом воспитании как аспекте социализации ребёнка на уроках математики расскажет Костенко Е.И. Чтобы воспитать мужественного человека, нужно поставить его в такие условия. (Макаренко).  Выступает Калеков С.И. «Трудности порождают в человеке способности, необходимые для их преодоления» (Филипс). «Больше людей становятся хорошими от упражнений, чем от природы»  (Демокрит). Слово предоставляется Рубину Ю.В.

     В школьном уголке, в электронном  портфолио,  на школьном сайте и в средствах массовой информации размещается материал о проделанной работе. Как разумно разместить материал по гражданско-патриотическому воспитанию в школьном уголке расскажет Терсина О.В.. Как составить электронное портфолио класса по гражданско-патриотическому воспитанию покажет Прищепа Н.М.

    Этап 5. "возведения крыши".  «Дело за крышей!»

    Слово учителя. Мы почти у цели. Строительство системы подходит к концу. Крыша - последний этап сложного строительства! Кажется, что уже все позади… Здесь учителя подводят итоги строительства и проверяют прочность сооружений.

    Слово учителя. На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Здесь трудятся «мастера», которые занимаются необычным делом.  Каждый из них вносит свою лепту в управление домом-системой по гражданско-патриотическому воспитанию.

     

    Этап 6.  "Заселение!" «Вселяемся!»

    Слово учителя.  Заселение - самый ответственный, но в тоже время интересный и увлекательный момент! Каждая группа учителей демонстрирует свой дом-систему, делятся полученными знаниями! И нам вместе предстоит их ОСМЫСЛИТЬ!

    Слово предоставляется творческим группам (группа №1, №2, №3).

    Итак, модельное представление  о содержании деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию и схему управления системой представляет администрация (группа №4).

    Этап 7. "Открываем двери".  

    Слово учителя. А теперь выйдем за пределы вашего дома. С какими факторами риска может столкнуться здесь педагог?

    Ответы учителей: (Возможные риски)

    • Низкий уровень мотивации педагогов
    • Ограниченные возможности здоровья воспитанников
    • Проблемы с материально-техническим обеспечением
    • Загруженность педагогов
    • Крайне низкий уровень мотивации у воспитанников

    Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС может быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.

    И тогда к нам на помощь придут учреждения дополнительного образования. Давайте поговорим о влиянии социума на гражданско-патриотическое воспитание. 

    (Выступление Замковой Г.Н.)

    Этап 8.  «И напоследок, я скажу…»  

    Слово учителя. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ребёнок  – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”

    В нашем символическом доме хорошее гражданско-патриотическое воспитание открывает человеку возможность стать не только Человеком – интеллигентом, семьянином, товарищем,  другом, горожанином, успешной личностью, учеником, здоровым человеком, но Человеком-Патриотом.

    Научно-методические рекомендации по проблемам формирования патриотизма у обучающихся.

    Слово учителя. Важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит:

    • Помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, прекрасную и богатую планету к лучшему;
    • Вовлекать детей и родителей в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех;
    • Поддерживать детей в их работе для улучшения жизни всех: близких, более широкого круга людей, человечества;
    • Помочь детям видеть угрозу добру, а затем каждому человеку, группе научиться содействовать необходимым переменам.

    Подведение итогов.

    Итак, мы завершили наш диалог, построили наш «дом-систему». Пусть он будет крепким, надежным и долговечным. Залог этого – тот опыт, который вы сегодня получили.

    Итоговая рефлексия. 

    Разговор был непродуктивным и бесполезным (жёлтый цвет), разговор был интересным и полезным (красный цвет), обязательно следует продолжить разговор на эту тему (зелёный цвет).

     «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота»

    Н.М. Карамзин


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческий отчет по теме "Патриотическое воспитание учащихся, через дифференцированные формы обучения"

    В творческом отчете представлен материал (из опыта работы учителя ОБЖ) по теме: "Патриотическое воспитание учащихся, через дифференцированные формы обучения"...

    ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПО ТЕМЕ: “ Патриотическое воспитание кадет”

    Содержание: Раздел 1-Концепция воспитательной системыРаздел 2-Основные понятия воспитательной системыРаздел 3-Цели и задачи воспитательной системыРаздел 4-Содержание воспитательной системыРаздел ...

    Развитие творческих способностей и духовно-нравственное воспитание школьников средствами курса внеурочной деятельности "Батик. Свободная роспись."

    Развитие творческих способностей и духовно-нравственное воспитание школьников средствами курса внеурочной деятельности "Батик. Свободная роспись."...

    Патриотическое воспитание как одно из основных направлений деятельности школы по формированию у обучающихся гражданского и духовно-нравственного сознания

    Описание  систем мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на воспитание и развитие в детях патриотического, нравственного, физического и других аспектов воспитания. Разнообразие ...

    Технология проектирования как целенаправленная деятельность по формированию социолингвистической компетенции младших школьников

    Для повышения интереса школьников к предмету английский язык используются проектные технологии, которые отличаются высоким уровнем общения и состоят в выражении собственных мнений, чувств, активного у...