Структура рабочей программы по иностранным языкам согласно новому федеральному стандарту.
методическая разработка на тему

Набеда Лариса Николаевна

Материал (статья и презентация) по работе методического объединения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация к статье964.5 КБ
Microsoft Office document icon статья по теме74.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

             

Структура рабочей программы по иностранным языкам согласно новому федеральному стандарту.

                 

                                                                   Набеда Л.Н.    

                                                                МБОУ СОШ №1 с.Арзгир

  Арзгирский р-н  

Ставропольский край

            Ключевой задачей системы образования на современном этапе является формирование креативности, интерпретируемой как создание связи между вещами. Только креативный человек способен связать частички своего опыта и синтезировать что-то новое. Новое содержание образования, новое целеполагание, новые средства и технологии обучения определили содержание новых ФГОС.

 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования:

  1. к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  2. к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  3. к условиям реализации основной образовательной  программы основного общего образования, и т.д.

    Также определенные требования стандарт предъявляет к структуре рабочих программ. Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин общеобразовательного учреждения – это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности. Рабочая программа является компонентом основных образовательных программ, средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов, элективных, факультативных или дополнительных образовательных курсов для обучающихся.

В основу рабочих программ должна быть положена именно примерная программа по предмету. Примерная программа по иностранному языку для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

  Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Рабочие программы, составленные на основе примерной программы, могут использоваться в учебных заведениях разного профиля и разной специализации.

          Структура рабочей программы определена Стандартом. Фактически государство привело в порядок весьма важный для образования документ - программу по учебному предмету. На рынке литературы появилось много рабочих программ, придуманных и составленных произвольно. Учитель должен быть осторожен, когда покупает подготовленную издательством или другой организацией рабочую программу. Необходимо посмотреть соответствует ли структура и содержание программы ФГОСу. Если нет, то создаётся своя программа и в неё добавляется всё, что требует стандарт, так как приказом министра определено, что должно быть в этой рабочей программе. Фактически от пояснительной записки до тематического планирования - это государственный документ. Программа по предмету должна содержать указанные разделы, но это не значит, что нельзя добавлять что-то своё. Например, могут быть включены контрольные работы или планируемые результаты, которые необходимо достигнуть. Рабочая программа по предмету включается в основную образовательную программу школы.

    Целью разработки Рабочей программы является сохранение единого образовательного пространства учреждения и предоставление широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины.

    Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), определяющая содержание, последовательность изучения тем и количестве часов на их усвоение, использование организационных форм обучения и т.п.

Составление рабочих программ входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Общеобразовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ.

К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:

- программы по учебным предметам;

- программы элективных курсов;

- программы факультативных курсов;

- дополнительных образовательных курсов.

Рабочие программы составляются на основе:

- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ к линиям учебников, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе;

- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекса (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).

7. Рабочая программа разрабатывается педагогом или группой педагогов и походит экспертизу на уровне общеобразовательного учреждения.

8. Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы, должно соответствовать Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.

9. Обязательный минимум содержания каждой Рабочей программы устанавливается в соответствии с примерной образовательной программой и государственным образовательным стандартом.

10. Нормативные сроки освоения Рабочей программы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, федеральными образовательными стандартами, устанавливаемыми Законом «Об образовании» (п. 2 ст. 7).

 

 Примерная структура Рабочей программы включает следующие компоненты:

1. титульный лист;

2. пояснительная записка;

3. требования к уровню подготовки учащихся;

4. календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план);

5. содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

6. формы и средства контроля;

7. перечень учебно-методических средств обучения.

 Примерные (типовые) учебные программы, разработанные на федеральном уровне, не могут использоваться в качестве рабочих программ, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам. При этом Рабочая программа может отличаться от вышеназванных программ не более чем на 20 %.

1. Титульный лист Рабочей программы должен содержать:

- наименование образовательного учреждения;

- гриф утверждения и согласования программы (таблица №1);

 Таблица 1

«Согласовано»

Руководитель МО

___________

 

Протокол № ___ от

«____»____________г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ №

___________.

 

«____»____________г.

 

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №__

__________

 

Приказ № ___ от «___»____ г.

 

 

- название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);

- Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);

- класс (параллель), в котором изучается учебный курс,

- предмет, курс, дисциплина,

- год составления программы.

2. В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается:

- название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

- цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений;

- изменения, внесенные в примерную (типовую) и авторскую учебную программу и их обоснование;

- название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения];

- количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;

- формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями).

3. Компонент структуры Рабочей программы «Требования к уровню подготовки учащихся» включается, если авторская учебная программа отсутствует, а Рабочая программа составлена на основе примерной (типовой) учебной программы и авторскому учебно-методическому комплекту.

4. Компонент «Требования к уровню подготовки учащихся» представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся  и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов. Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.

5.Требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны соответствовать требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).

6. Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения. 

   Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) Рабочей программы включает краткое описание каждой темы (3-4 предложения). Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.

   Структурный компонент Рабочей программы «Формы и средства контроля» включает материалы в виде тестовых, контрольных работ, вопросов для зачета и др. для оценки освоения школьниками содержания учебного материала. Количество контрольных работ определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин, принятыми на уровне региона.

7. Перечень учебно-методических средств обучения как компонент Рабочей программы включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы и т.п. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого учебно-методического средства должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

    Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на две группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Оборудование и приборы».

 

       Сроки и порядок рассмотрения Рабочих программ

 Сроки и порядок рассмотрения Рабочей программы определяется данным положением, утвержденным на уровне региона.

Сроки и порядок рассмотрения Рабочей программы осуществляется следующим образом:

 Первый этап – 1 - 30 июня – Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол) и согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе;

Второй этап – 1 - 30 августа – Рабочая программа рассматривается на педагогическом совете и утверждается руководителем образовательного учреждения.

  После утверждения руководителем образовательного учреждения Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении. Общий перечень Рабочих программ утверждается приказом по общеобразовательному учреждению.

   Для авторских учебных программ целесообразно проводить дополнительную внешнюю экспертизу, которую осуществляет муниципальный экспертный совет.

Рабочая программа обновляется ежегодно.

В графу «Примечание» рекомендуется вносить информацию по материалам повторения ЕГЭ (возможно вынесение в отдельную графу), о необходимом оборудовании.

Требования по составлению календарно-тематического плана по иностранному языку на 2011-2012 учебный год остаются прежними. Календарно-тематический план оформляется по схеме:

Четверть

Урок

Дата

Тема (подтема)

Цель урока

I

1

Молодёжь в современном мире (8 часов)

Новая лексика

2

3

8

 

При этом неукоснительно соблюдается выполнение Федеральной примерной программы, а также авторских программ. Тематический план обеспечивает её реализацию. Следует особо ещё раз подчеркнуть, что календарно-тематическое планирование составляется на основе примерной или авторской программы, а не по учебнику. В тематическом плане каждая программная тема расписывается по урокам: указывается тема и цель каждого урока. При заполнении календарно-тематического плана, являющегося структурным элементом рабочей программы, следует учитывать, что формулировка темы федеральной примерной программы, рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

В целях оптимизации учебного процесса учитель может по своему желанию ввести дополнительные графы в свой план и использовать их по своему усмотрению, т. е. заполнять постепенно в течение всего учебного года или даже лет, вносить изменения, указывать дополнительные учебные материалы, пособия и прочее, например:

Оборудование

Языковой материал

 

Виды речевой деятельности

Домашнее

задание

Используемая

литература

Примечание

Лексика

Грамматика

Аудиро-вание

Говорение

Чтение

Письмо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На первой ступени обучения в схеме может быть добавлен подраздел «Фонетика».

  1. V. Рекомендации по составлению календарно-тематического планирования с учетом подготовки к ЕГЭ и ГИА.

В связи с новой формой аттестации учащихся основной школы (ГИА) и средней школы (ЕГЭ), учителям иностранного языка важно совершенствовать методику преподавания предмета и формы текущего, промежуточного и итогового контроля соответственно предлагаемой форме.

С целью эффективной  подготовки к экзамену необходимо обратить внимание на то, что контрольные измерительные материалы по иностранным языкам проверяют не то, что знает экзаменуемый о языке, а насколько реально он владеет иностранным языком. Следует также отметить,  что в рамках ГИА и ЕГЭ проверяются умения в аудировании, чтении, письме, говорении.  Наряду с коммуникативными умениями проверяются общеучебные и специальные учебные умения, универсальные способы деятельности. Подготовка к сдаче ГИА и ЕГЭ, помимо собственно обучения иностранному языку и развития умений и навыков, должна обязательно включать в себя следующие аспекты, которые должны быть отображены в календарно-тематическом планировании:

- ознакомление с форматом заданий, в том числе заданий со свободно конструируемым ответом (задания части С);

- отработку четкого следования инструкциям к заданию, в том числе развитие умения укладываться в регламент времени, отведенного на выполнение конкретного задания;

- ознакомление с критериями оценивания заданий части С (по письму) и объяснение предъявляемых требований;

- отработку стратегий выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по иностранному языку (английскому языку) для учащихся 5-9 класса к УМК Spotlight

Рабочая программа по иностранному языку (английскому языку) для учащихся 5-9 класса (предметная область «Филология») составлена в соответствии со Стандартом второго поколения на уровне осн...

Рабочая программа предмета Иностранный язык (Английский язык) для профессии "Сварщик"

Рабочая программа предмета "Иностранный язык (Английский язык)" разработана на основе  Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждё...

Рабочая программа "Второй иностранный язык (французский язык), 7-9 классы"

Программа  разработана  для  изучения  французского  языка  как  второго  иностранного  языка  в  7-9 классах.  Программа  расчитана...

Рабочая программа "Второй иностранный язык (немецкий язык), 7-9 классы"

Программа  предназначена  для  изучения  немецкого  языка  как  второго  иностранного.  Обучение  расчитано  на  1 час  в  неделю...

Рабочая программа по иностранному языку (английский) для 5-9 классов для школ с углубленным изучением английского языка.

Рабочая программа по иностранному языку (английский) для 5-9 классов составлена  на основе федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения, основной образов...

Рабочая программа по иностранному языку (английский язык) (5 - 9 классы).

Методическая разработка предназначена для работы по УМК "Английский в фокусе". Программа разработана на 3 часа классных занятий в неделю....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по иностранному языку (английскому языку) 2 -4 классы

Рабочая программа учебного предмета Английский язык, 2-4 классы  ориентирована на 68 часов (2 учебных  часа  в неделю). Для реализации данной программы используется учеб...