Духовно-нравственное воспитание
статья на тему

Духовность  и нравственность воспитание - то что частично утеряно - необходимо возродить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapustina_m.i.dukhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Капустина М.И.

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

«Губернский профессиональный колледж»,

г. Серпухов

История России – это история государства, прошедшего долгий и весьма непростой путь. Постоянные набеги врагов, чужеземное иго, тяжелые  кровопролитные войны, революции, потрясшие вековые устои – все эти катаклизмы нарушали размеренную жизнь русского человека, заставляли его  не только перестраиваться и привыкать к новому ритму жизни, но и вносили существенные изменения в его восприятие окружающего мира, заставляли изменить образ жизни, пересмотреть духовные ценности.

Современный период в российской истории и образовании  не является исключением. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

В этот период перед обществом в целом и педагогами в особенности особенно остро встает проблема духовного и нравственного воспитания личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, которая калечит души наших детей.

Воспитание молодого поколения осуществляется различными институтами общества: семья, школа, сверстники, колледж, ВУЗ, трудовой коллектив, армия и т.п. Большую роль в процессе становления личности может играть и отдельный человек: родственник, товарищ, учитель, мастер, начальник, писатель, политический деятель. Нельзя отрицать и сильного влияния средств массовой информации на формирование личности. Вследствие введения запрета на цензуру сделало доступной  массу низкопробной продукции, недостоверной информации, прямо или косвенно пропагандирующей праздность, проституцию, наркоманию, преступность.

Результатом последних политических и социально-экономических перемен в нашем обществе стало значительное изменение ценностных ориентиров, произошла переоценка ценностей, деформация ранее существовавших взглядов и убеждений. Понятия «любовь к Родине», «долг», «честь», «ответственность», «духовность» размыты и не вызывают в душах многих представителей  молодого поколения того трепета, благоговения, и уважения как у их отцов и дедов.

Причин возникновения этой проблемы несколько: школы, потрясаемые реформами, учителя, не успевающие писать всевозможные отчеты и анализы не уделяют должного внимания вопросам духовно-нравственного, патриотического  и гражданского воспитания. Второй причиной можно назвать расслоение общества,  безработица, нарушение семейного уклада, пренебрежение традициями привело к тому, что многие родители перестали уделять своим детям должное внимание, в погоне за материальными ценностями забывают о ценностях духовных. В результате дети предоставлены сами себе, что часто приводит к росту беспризорности, детской преступности, к распространению среди подростков и молодежи таких социально обусловленных заболеваний, как табакокурение, алкоголизм, наркомания.

Задача современного общества – воссоздать систему базовых национальных ценностей, обозначив условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи.

Ведущая роль в этом принадлежит школе, как институту, через который проходит все население страны, институту, основными функциями которого являются образование и воспитание подрастающего поколения, а также колледжам и другим учреждениям СПО и НПО, которые принимают у школы эстафетную палочку в деле образования и воспитания.

 Реальность сегодняшнего дня диктует необходимость поиска способов взрастить в душах детей потребность освоения таких вечных общечеловеческих ценностей, как Истина - Добро - Красота, Вера - Надежда - Любовь; и в конечном итоге приблизиться к достижению цели педагогики - воспитанию "человека будущего".

Последние несколько лет во многих учебных заведениях ведется большая работа по проблеме духовно-нравственного воспитания учащихся на разных уровнях. Проводятся семинары, в школах области и страны внедряются новые программы. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Для формирования духовных и нравственных ценностей у обучающихся могут быть использованы традиционные методы работы: тематические классные часы, беседы, экскурсии, но, вероятно, среди старших подростков более эффективными будут анкетирование, дискуссии, тренинги, проблемные ситуации. Посещение интерактивных музеев и выставок способствует не только расширению кругозора обучающихся, но и росту авторитета учителя, проводящего данные мероприятия, возникновению между ним и  обучающимися более доверительных отношений. Учитель, пользующийся  авторитетом у своих учеников, может служить примером для подражания.

     Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса.  Во внеурочное время нестандартные ситуации возникают гораздо чаще. Здесь  важно умение правильно оценить ситуацию, принять верное решение. Если в коллективе царит доброжелательная атмосфера, взаимопомощь и поддержка, если каждый готов прийти на помощь другу, то это означает, что дружеские связи достаточно прочные, обучающиеся пребывают в состоянии эмоционального благополучия, чувствуют свою защищенность. Такое состояние стимулирует проявления самовыражения в коллективе, создает благоприятную атмосферу для развития творческих способностей и участия в жизни коллектива.

Особое место в осуществлении нравственного воспитания обучающихся занимает патриотическое воспитание.  Знакомство с историей  своей страны, города, поселка, встречи с людьми, внесшими свой вклад в развитие данного региона, с ветеранами Великой Отечественной войны, афганской и чеченской войн воспитывают в молодых душах гордость за свою страну, уважение к людям и желание сделать что-то полезное для своей Родины.

         Незаменимым в деле духовно-нравственного образования является искусство. Оно помогает формировать личность, наполняет жизнь человека особым смыслом. Музыка, живопись, кино, театр – их возможности поистине неограниченны. Искусство расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека.

         Воспитание подрастающего поколения – это ориентация на  высокие нравственные ценности. Идеи гуманизма, патриотизма, чувства долга и ответственности составляют основу духовно-нравственного развития. Гуманные отношения между детьми, уважительность, толерантность, бережное отношение к близким, к старшим, к природе – вот результат ежедневного труда каждого настоящего педагога.

Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...