Роль внеклассной работы по химии в развитии мотивации
статья на тему

Варлакова Лариса Геннадьевна

Как сделать учебный процесс более эффективным?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_vneklassnoy_raboty_v_razvitii_motivatsii.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.
П.Я. Гальперин

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя

Глава 1 Особенности формирования мотивации к изучению предмета

  1. Понятие мотивации

Разные авторы дают различные определения мотивации.

Мотивация – совокупность всех факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждений к жизненно необходимым целям, то есть направляющих поведение на удовлетворение потребностей. К мотивации относят все то, что реально побуждает активность.

Мотивация выражается в побуждениях, вызывающих активность организма и определяющих ее направленность.  

Мотивация – это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивация – это конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляется анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений. В отечественной психологии в качестве общего механизма возникновения мотива рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и  тем самым превращение ее объектов в мотивы, «предметы потребностей». Отсюда вытекает центральная закономерность: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность.

У человека источником развития мотива является не имеющий границ процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы, которые в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реально действующими мотивами. Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования, то есть придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности личностный смысл.

Функция смыслообразования связана с контролированием общей направленности деятельности личности. Функция контролирования осуществляется не непосредственно, а через механизм «эмоциональной коррекции» поведения; эмоции оценивают личностный смысл происходящих событий и в случае несоответствия этого смысла мотиву изменяют общую направленность деятельности личности.  Динамика мотива в конкретных ситуациях обусловлена активностью подситуативной, приводящей к постановке личностью сверхзадач и появлению новых мотивов деятельности. Изучение  мотивационно -      смысловой сферы составляет центральную проблему психологии личности, ее исторического и онтогенетического развития.

Мотивы по степени осознанности делятся на:

  1. осознанные (человек может сказать, что его побуждает к деятельности);
  2. неосознанные (человек не может назвать причину).

Мотивы по степени действия делятся на:

  1. потенциальные (сформированные на уровне сознания, но реально не побуждают к деятельности);
  2. реальные (реально побуждают человека к деятельности).

Психологи  разделяют мотивацию на внешнюю и внутреннюю. Основой внутренней мотивации служит познавательный интерес, Стремление получить знания, желание разобраться в свойствах изучаемого объекта, решить задачу. Только в случае внутренней мотивации имеет место познавательная деятельность учения, направленная на удовлетворение познавательной потребности. При внешней мотивации учение может происходить ради удовлетворения других потребностей. Характер учебных мотивов существенно влияет на эффективность учебного процесса. Важнейшие требования к организации процесса обучения – формирование положительной мотивации к изучению предмета, а одно из условий формирования мотивов и интереса – наличие образовательных потребностей. Познавательный интерес как средство обучения становится надежным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии учеников, открывающего его перспективы. Внесение элементов оживления в содержание, в методы обучения и в формы работы учащихся с целью вызвать или упрочить их познавательный интерес, как отдельный эпизод, может дать лишь вспышку непосредственного интереса, но не передает во внутренний план деятельности, в отношение к учению. С устранением внешней занимательной ситуации, породившей этот временный, неустойчивый интерес, он может быстро угаснуть.

  1. Мотивация как фактор, влияющий на учебную активность школьника

Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Наличие нескольких функций мотивации показывает, что мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно присутствует на всех его этапах во всех его звеньях. Единство этих трех функций обеспечивает регулирующую роль мотивации в поведении. Причем третья – «смыслообразующая» функция специфически человеческая и имеет центральное значение для характера мотивационной сферы. От того, какой смысл имеет учебная деятельность для данного ребенка, зависят проявления и других функций: побуждающей и направляющей. А это, в свою очередь, означает, что и побудительная сила мотивов учения (выраженность, интенсивность, длительность, устойчивость, эмоциональная окраска), и их роль в реальной учебной деятельности зависит, прежде всего, от сформированности смыслообразующей функции мотивации учения. Именно эта функция (роль учения в жизни ребенка) должна быть главным объектом развития.

Названные функции мотивации реализуются многими побуждениями. Мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов и ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, целей, интересов и т.д. Эти побуждения выполняют разную роль в общей картине мотивации, на различных этапах развития учебной деятельности приобретают то большее, то меньшее значение, поэтому знание их поможет учителю более дифференцированно воздействовать на отдельные моменты мотивации учения школьников.

3 .  Учет возрастных    особенностей    школьников   при    развитии мотивации

Возрастное    развитие    мотивации    состоит    в    появлении    психологических новообразований, то есть качественно новых особенностей, характеризующих ее более высокий уровень.

В младшем школьном возрасте основной мотив учения состоит в большинстве случаев в самом выполнении учения как объективно значимой деятельности, ибо благодаря выполнению учебной деятельности ребенок приобретает новую социальную позицию.

В среднем школьном возрасте возникает новый тип мотива, определяемый позицией ребенка в самой школе, возрастают связи ученика с коллективом, увеличивается интерес к работе в школьных детских организациях.

        В старшем школьном возрасте общие социальные мотивы оказываются связанными с широким кругом общественной жизни школьника, подготовкой к выбору профессии, с определением широких жизненных перспектив.

Учителю важно помнить, что время, когда у школьников возникает дифференцированный интерес к разным сторонам учебной работы и особенно интерес к способностям учения, зависит, в первую очередь от эффективности организации учебного процесса. Этот интерес может возникнуть в середине младшего школьного возраста, чаще он складывается в подростковом, а в некоторых случаях не формируется и в старшем школьном возрасте.

Начавшаяся у подростков дифференциация интересов вырастает в старшем школьном возрасте в устойчивое избирательное отношение к областям знаний.

При формировании мотивации учителю следует ориентироваться на перспективы, резервы, задачи развития мотивации учения в данном возрасте.

Для мобилизации резервов мотивации в каждом возрасте необходимо организовать включение ребенка в активные виды деятельности (учебную, общественно-полезную) и виды общественных взаимодействий его с другим человеком (учителем, сверстниками).

В ходе осуществления этих видов деятельности и социальных контактов у школьника возникают новые качества психического развития - психические новообразования.

Показателями наличия новообразований в мотивационной сфере является не общее возрастание положительного отношения к учению, а качественные изменения ее отдельных сторон, усложнение их отношений и, следовательно, усложнение строения мотивационной сферы. Можно считать, что в мотивационной сфере наступили необходимые качественные изменения, если выпускника школы удается воспитать как активную личность, то есть обладающую высоким уровнем целеполагания, занимающую вследствие этого активную жизненную позицию.

Выделим самые общие, принципиальные пути формирования мотивации.

Первый путь состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. Недостаточность этого пути состоит в том, что есть опасность чисто формального усвоения требуемых побуждений.

Второй путь состоит в том, что ребенок включается учителем в реальные различные    виды    деятельности    и    так    приобретает    практический    опыт нравственного поведения. Здесь у школьника складываются реально действующие мотивы. Недостаточность этого пути состоит в том, что учитель  не всегда уверен, что сложатся именно те побуждения, которые необходимы.

Путь развития мотивации через учебную деятельность является очень эффективным, но недостаточно используется в школе.

Характер мотивации можно программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как готовое задание, а как система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве ее компонентов, то у школьников складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.

Опираясь на эти оптимистические выводы психологических исследований, учителю вместе с тем надо соотносить их с реальностью и учитывать, что развитие мотивации - это длительный процесс, связанный со становлением школьников в целом.

Психологические исследования и практика школы свидетельствуют о принципиальной возможности формирования мотивации. Задача планомерного воспитания мотивации является вполне реальной для учителя, хотя требует времени, ибо касается глубоких внутренних механизмов становления личности школьника.

Главный путь развития полноценной мотивации - это не только создание благоприятного климата, атмосферы в ходе учения, а включение школьников в реальные виды деятельности (учебной, общественно полезной и др.), способы взаимодействия с окружающими.

Наряду с включением школьника в разные виды деятельности совершенно необходима работа по развитию нравственного сознания ученика, по усвоению им общественных эталонов, норм, идеалов, смысла учения. Поэтому развитие мотивации учебной деятельности – это комплексная задача учителя, воспитателя, классного руководителя.

В  целом,  психологически  обоснованный  путь  формирования  мотивации
школьников может состоять в следующем:

  1. учитель   определяет   задачи   формирования   мотивации   с учетом перспектив ученика, ориентируясь на «завтрашний день развития»;
  2. выясняет состояние мотивации учения у своих учеников;
  3. организует виды активной деятельности школьника, включает    школьника в специально  созданные   педагогические    ситуации,    организует выполнение    заданий,     направленных    на    осознание     своей мотивационной сферы, тренировку приемов целеполагания.

Для   организации   эффективной  работы   по   развитию мотивации учителю очень важно представить себе общие тенденции возрастного развития школьника: знать, с какими мотивами приходит ребенок в школу, какая мотивация может и должна складываться у ученика к концу начальной школы, что важно для подготовки учащегося к решению задач средней школы; учитывать, какая мотивация может и должна сложиться у  ученика к концу средней школы, чтобы выпускник был готов к постановке профессиональных и социальных задач.

Большую роль для повышения мотивации играет внеклассная работа. Во время проведения недель химии с этим предметом знакомят и младших школьников. Очень важно заинтересовать детей, так как первое впечатление о новой учебной дисциплине играет существенную роль в формировании дальнейшего отношения к ней.

Глава 2.  Внеклассная работа как фактор повышения мотивации к изучению химии

1. Общее понятие о внеклассной  работе

Большую роль для повышения мотивации  мы отводим внеклассной работе. Во

время проведения недель химии с  этим предметом знакомят и младших  школьников. Очень важно заинтересовать детей, так как первое впечатление  о новой учебной дисциплине играет существенную роль в формировании дальнейшего  отношения к ней.

Суть  внеклассной работы определяется деятельностью  школьников во внеурочное время при  организующей и направляющей роли учителя. Но эта организация проводится таким  образом, что творчество и инициатива учащихся должны всегда выходить на первый план.

Одной из самых главных задач внеклассной работы является формирование у учащихся познавательного интереса к предмету. Такой интерес не может возникнуть, если работа выполнена без желания, по принуждению. Поэтому принцип добровольности является одним из самых важных принципов внеклассной работы. Ученик должен выражать искренне желание принять участие во внеклассной работе по предмету, без какого-либо на то принуждения . Тематика  внеклассной работы очень разнообразна. Во внеклассной работе больше, чем  в любой другой, проявляется влияние  личности учителя, его кругозора, интересов, теоретического и нравственного  багажа.

Основные  задачи внеклассной работы:

1. Привитие  интереса к химии

2. Развитие  и усовершенствование навыков  по химическому эксперименту

3. Развитие  творческой активности, инициативы  и самодеятельности учащихся

4. Подготовка  учащихся к практической деятельности

5. Организация  отдыха учащихся в сочетании  с их эстетическим и нравственным  воспитанием.

Внеклассные занятия в большей степени, чем  урок и факультатив, приспособлены  для развития у учащихся самостоятельности  в работе, творческой самостоятельности  и изобретательности, они позволяют  глубже и конкретнее познакомить  учащихся со многими вопросами химического  производства, установить более тесную связь изучаемого теоретического материала  с практикой его использования  в производственных условиях, привить  и развить многие ценные практические навыки и умения.

Важнейшее место в системе внеклассной  работы по химии занимает выполнение заданий, имеющих общественно полезную направленность .

2. Классификация внеклассной работы по химии

Внеклассную работу по химии удобно подразделить на массовую, групповую и

индивидуальную. Все эти виды внеурочной работы различаются между собой

не только количеством участников, но и имеют свои организационные формы,

методы и содержание. Говоря об индивидуальной внеурочной работе, выделяются две возможности. Во - первых, эпизодическое выполнение отдельных поручений учащимися с целью его привлечения к более систематической работе. Такие задания можно практиковать и в период, когда систематическая групповая внеурочная работа в школе или в данной параллели еще не налажена. По мере усиления интереса учащихся к предмету такие индивидуальные занятия могут перерасти в систематическую работу.

Во - вторых, речь может идти о работе с учащимися, которые уже вполне сознательно решили специализироваться в области химии или близких к ней дисциплин и которых не может удовлетворить уровень проводимых в школе групповых занятий.

К индивидуальным и групповым занятиям, проводимым под руководством учителя химии, следует отнести и работу с  такими учащимися, которые, быть может, интересуются не столько химией, сколько  возможностью приложить свои силы, знания к конструированию приборов, разработке наглядных пособий, пропаганде химических знаний среди учащихся младших  классов, выполнении некоторых вспомогательных

работ оформительского характера. И такая работа, разумно направляемая и руководимая учителем химии, несомненно, будет способствовать решению общих  учебно - воспитательных задач.

Массовая  внеклассная работа по химии включает мероприятия, охватывающие не только учащихся, интересующихся химией, но и всех остальных. К таким мероприятиям относятся  химические вечера, научно – практические и читательские конференции, химические олимпиады, дни, недели, месячники химии, экскурсии на химические предприятия, пропаганда химических знаний через  стенную печать работа по профориентации учащихся путем встреч с работниками  химических предприятий и учреждений. К массовой работе относится также  организации внеурочного чтения по химии.

Выбор отдельных  мероприятий, методика их проведения и  содержание должно соответствовать  подготовке учащихся и их возрастным психологическим особенностям. В  восьмых классах учащиеся с увлечением готовят вечера занимательной химии  на тему «От кремния до спички», «Чудеса  алхимии», «Малахитовая шкатулка», «Химия в нашем быту». Девятиклассников больше привлекают производственные вопросы, хотя в проводимых мероприятиях они  все еще предпочитают видеть больше занимательности. Например, учащиеся активно  участвуют в подготовке вечера на тему «Из истории открытия элементов», «Фтор и его родственники»  или конференции «Фтор созидающий

разрушающий». В связи с изучением  периодической системы и строения вещества хорошо проходят конференции, требующие более серьезной подготовки, например: «Периодическая система вчера и сегодня», «Заветные мысли   Д.  И. Менделеева и их претворение в жизнь», «Инертные газы и их применение».

Формы работы в десятых классах непосредственно  определяются тем, что интересы большинства  учащихся становятся серьезнее, глубже и охватывают более широкий круг вопросов.

В одиннадцатых классах усиливается интерес  учащихся к выбору будущей профессии. Для них усиливается интерес  учащихся к выбору профессии. Для  них страиваются встречи с  учеными и производственниками  химических и смежных с ними

специальностей. Типичной формой работы для одиннадцатых классов являются

научно - практические конференции. Они могут быть посвящены  крупным вопросам естествознания, например; «Происхождения жизни на Земле», «Физика  и химия живого», или отдельными областями химии, особенно имеющим  практическое значение, например: «Химия красителей».

3. Научно - практические конференции учащихся по химии

Конференции учащихся как особая форма внеурочных массовых мероприятий имеют свои особенности, наиболее отчетливо выступающие  при сопоставлении их с химическими  вечерами. Основной элемент конференции - доклады и сообщения учащихся.

Они могут сопровождаться демонстративными экспериментом. В отличие от вечеров  конференции проводят в строго академической  обстановке.

Доклады составляют таким  образом, чтобы они могли стимулировать  дискуссию.

Научно - практические конференции учащихся важная составная часть в системе  внеурочной работы. Содержание своих  сообщений на конференции учащиеся черпают в значительной мере из научно- популярной литературы.

Конференции могут быть посвящены или отдельным  темам школьного курса химии  или вопросам, выходящим за пределы  школьной программы, но представляющим достаточно широкий интерес. Темой  конференции может быть истории  какого - либо открытия и его дальнейшее развитие, промышленное получение какого - либо вещества и его использование  в народной хозяйстве, жизнь и  деятельность ученого.

Создание  проблемной ситуации на научно - практических конференциях, дискуссия по докладам о проведенной работе и рефератах, проведение олимпиад, конкурсов, викторин, самостоятельная работа с литературой, наконец, выполнение доступных работ  исследовательского характера - все  это можно рассматривать как  средства и методы развития творческих способностей учащихся. Исследовательские  работы в школе -

явление в последние  годы довольно распространенное.

В развитии мотивации школьников к химии  кроме учебников, внеклассной работы и т.д., большую роль играют химические олимпиады. За последние 5 лет число  предметных олимпиад резко возросло за счет того, что многие вузы в поисках  новых форм привлечения абитуриентов стали проводить собственные  олимпиады и засчитывать результаты этих олимпиад в качестве вступительных  экзаменов .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Никакое эффективное педагогическое взаимодействие с ребёнком, подростком, юношей невозможно без учёта особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями школьников могут стоять совершенно различные причины, их мотивация, может  быть абсолютно разной.

Под мотивом  следует понимать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением  определённой потребности. В качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности.

Главный путь воспитания полноценной мотивации  – это не только создание благоприятного климата, а включение школьников в реальные виды деятельности, способы  взаимодействия с окружающими.

В целом  психологически обоснованный путь формирования мотивации школьников может состоять в следующем:

  1. учитель определяет задачи формирования мотивации в этом возрасте с учётом перспектив, ориентируясь на «завтрашний день развития»;

  2.выясняет состояния мотивации учения у своих учеников;

  3.организует виды активной деятельности школьника, осуществляет широкую воспитательную работу, включает школьника в специально созданные педагогические ситуации, организует выполнение заданий,  направленных на осознание своей мотивационной сферы, тренировку  приемов целеполагания.

Список использованных источников

 1. Ваулина, Н. М. О мотивации изучения химии / Н. М. Ваулина // Химия в

    школе. – 2004. - № 2. – С. 53 - 59.

 2. Евстафьева, Е. И. Развитие внутренней мотивации изучения химии

    /      Е. И. Евстафьева // Химия в школе. – 2003. - № 2. – С. 33-40.

 3. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте :

    пособие для учителя / А. К. Маркова. – М. : Просвещение, 1983. – 96 с.

4. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения : кн. для чтения

    /       А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М. : Просвещение,

    1990. – 192 с.

5. Мишина, Л. Г. Химический вечер в школе как средство повышения

    интереса учащихся к предмету / Л. Г. Мишина // Химия в школе. –

    2004. -   № 2. – С. 71-78.

6. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике

    /         Г. И. Щукина. – М. : Педагогика, 1971. – 352 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)

Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...

Развитие познавательного интереса учащихся во внеклассной работе по химии. Организация занятий кружка «Занимательная химия».

Использование разнообразных форм внеклассной работы по химии с целью развития познавательного интереса учащихся....

Выступление на муниципальных педагогических чтениях на тему "Роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в формировании и развитии грамотной речи учащихся и воспитании нравственной личности"

В данном выступлении делюсь опытом работы по формированию грамотной речи учащихся и воспитанию нравственной личности. К выступлению составлена презентация....

Роль внеклассной работы в развитии творческой деятельности обучающихся.

Внеклассная работа по математике позволяет закрепить знания по предмету, повысить качество успеваемости, активизировать умственную и творческую деятельность учащихся, сформировать интерес к изучению м...

Презентация "Роль внеклассной работы в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей"

В данной презентации представлены некоторые аспекты внеклассной работы по русскому языку и литературе....

Статья "Роль внеклассной работы в развитии интереса к русскому языку и литературы"

Как внеклассные занятия влияют на мотивацию изучения предмета "Русский язык и литература"...

Роль внеклассной работы по математике в развитии учащихся

В статье описан опыт внеклассной работы кружка по математие "Занимательная математика" для 5-6 классов на примере темы "Графы", где приведены теоретические и практические матераиал...