Доклад на МО классных руководителей "Воспитание толерантности"
методическая разработка (7 класс) на тему

Кастерина Татьяна Ивановна

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_vospitanie_tolerantnosti.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКВСОУ Кулеватовская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при ИК- 4

Доклад на МО классных руководителей

                                         Подготовила

классный руководитель 7 класса

                                              Кастерина Т.И.

2014 - 15 уч.г.

Воспитание толерантности . 
Главные задачи, которые я для себя ставлю:
• Воспитание у учащихся умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;
• Воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями, стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
• Формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
• Формирование традиций классного коллектива.
Сегодня все большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение учащихся, семью все чаще проникают и в школу.
Таким образом, актуальность проблемы на лицо - ведь сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).
Что же такое толерантность?
Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.
Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.
Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.
Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между учащимися, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного воспитания учащихся необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. В школе важно научить ребят, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности воспитателя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному.
Подходы к воспитанию толерантности 
Разрабатывая систему воспитательной работы, где главным направлением является толерантность, нужно опираться на личностно-ориентированный и деятельностный подход. Принципы и правила позволяющие построить процесс взаимодействия с воспитанниками.
Принцип целенаправленности 
Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Формирование данного качества, возможно только при наличии мотивации и осознании учащимся того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и учащегося является одним из факторов успешности воспитания толерантности.
Правила
• развитие интереса к проблеме толерантности;
• развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности;
• четкое определение конечного результата воспитательных воздействий;
• постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся;
Учет индивидуальных  особенностей
Воспитание толерантности во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толерантности следует учитывать, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности.
Правила:
• тщательное изучение особенностей личности воспитанника;
• организация педагогических действий на опережение (предупреждение интолерантного поведения, чтобы оно не закрепилось в сознании);
• определять методы, приемы и формы воспитания толерантности в соответствии с индивидуальными  особенностями, сочетая их с самовоспитанием;
Принцип культуросообразности 
В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания учащегося. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в школьнике умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.
Принципы связи воспитания толерантности с жизнью 
Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько учащийся осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолерантности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении учащегося с друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

У нас в классе учащиеся разных  национальностей: азербайджане, цыгане и русские. Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир. Поэтому на следующем этапе воспитательного процесса нужно обратить внимание на формирование толерантных отношений между учащимися, с какими-либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развивать желание становиться лучше, самосовершенствоваться, формировать стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать, воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи.
Нужно стараться создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки, развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Наряду с этическими беседами, формирующими нравственные ценности ученика, ,помогающими делать коллектив класса более дружным, необходимо проводить психологические тренинги, которые показывают ребятам реальные пути выхода из создавшегося конфликта.
Модель толерантной личности 
Это гуманная личность, которую характеризуют:
- уважение прав, свобод и достоинств других людей;
- интерес к людям, общительность;
- терпимость, умение уживаться с другими;
- сформированная потребность в охране и защите своего здоровья и всего живого;
- владение коммуникативными способностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Толерантность? Толерантность!"

Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,...

МБОУ «Средняя школа № 72 г. Ульяновска с углублённым изучением отдельных предметов» Сценарий классного часа «Толерантность и мы» Подготовили классные руководители Духленкова Н. И. и Коснова Л. Н.

Цели:познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.Задачи:да...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Роль классного руководителя в успешном воспитании личности»

Без похвал умирает душа,Жизнь не всходит в счастливом зените.Каждый молит без слов, чуть дыша:“Похвалите меня, похвалите!”Без похвал не пройти рубежа,Не добиться великих открытий.Просит сн...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в воспитании обучающихся».

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа  с трудными детьми....

Доклад на РМО " Тренажёр для толерантности"

Доклад на РМО учителей литературы о методах повышения гражданской активности учащихся....

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»...