Презентация "Формирование УУД на уроках математики"
презентация к уроку на тему

В презентации дано определение УУД, виды УУД, перечислены виды заданий, которые можно применять  для формирования УУД на уроках математики. Представлены примеры заданий для формирования УУД на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_universalnykh_uchebnykh_deystviy.pptx243.24 КБ
Файл slayd_2.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хлызова Ольга Вениаминовна, учитель математики Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Формирование универсальных учебных действий

Слайд 2

В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 3

1.Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения; 2 . Ставить учебные цели; 3 . Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей; 4 . Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 5.Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; 6.Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Функции УУД:

Слайд 4

УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Слайд 5

Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего. Личностные универсальные учебные действия

Слайд 6

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; нравственно-этическая ориентация. Личностные УУД включают:

Слайд 7

Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. К ним относятся: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Регулятивные универсальные учебные действия:

Слайд 8

Регулятивные универсальные учебные действия: прогнозирование - предвосхищение результата и уровня освоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка - выделение и осознание учащимся того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Слайд 9

Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Выделяются : общеучебные действия; логические действия; действия постановки и решения проблем . Познавательные универсальные учебные действия

Слайд 10

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Общеучебные универсальные действия :

Слайд 11

анализ объектов; синтез — составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Логические универсальные действия:

Слайд 12

формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Постановка и решение проблемы:

Слайд 13

Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Коммуникативные универсальные учебные действия

Слайд 14

выделять тип задач и способы их решения; осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач; различать обоснованные и необоснованные суждения; обосновывать этапы решения учебной задачи; производить анализ и преобразование информации; проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д .); устанавливать причинно-следственные связи; владеть общим приемом решения задач создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий. Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика

Слайд 15

Коммуникативные способности ребенка, включающие в себя : желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу !»); знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации. К ритерии сформированности коммуникативных действий:

Слайд 16

Может стать способность выбирать средства для своего поведения · планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки; начинать и заканчивать свои действия в нужный момент. Критерии сформированности регулятивных действий:

Слайд 17

Уровень развития морального сознания; Присвоение моральных норм, выступающих регулятором морального поведения; Полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации. Критерии сформированности личностных УУД:

Слайд 18

наличие проблемной ситуации, что позволит активизировать творческое отношение к учебе; формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения, что позволит выстроить последовательность выполнения задачи и предвидение конечного результата; обеспечение учеников необходимыми знаниями и навыками для решения поставленной задачи; оценивание знаний учащихся с учетом его новых достижений; организация форм совместной учебной деятельности, сотрудничества. УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Задача учителя заключается в создании следующих условий:

Слайд 19

Виды заданий, формирующие личностные УУД: Участие в проектах; Подведение итогов урока; Творческие задания; Дневники достижений; Самооценка событий.

Слайд 20

Виды заданий, формирующие регулятивные УУД: Преднамеренные ошибки »; Задания, нацеленные на прогнозирование результата; Поиск информации в предложенных источниках ; Взаимоконтроль ; Дифференцированные задания; Задания, содержащие элементы исследовательской деятельности; Тренинговые задания; Маршрутные листы; К онтрольный опрос на определенную проблему.

Слайд 21

Виды заданий, формирующие познавательные УУД: «Найди отличия» (можно задать их количество); «На что похоже?»; Поиск лишнего «Лабиринты »; Упорядочивание ; «Цепочки »; Хитроумные решения; Составление схем-опор; Работа с разного вида таблицами; Составление и распознавание диаграмм; Работа со справочниками, словарями; Изготовление моделей.

Слайд 22

Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД: Составь задание партнеру; Отзыв на работу товарища; Групповая работа по составлению кроссворда, ребуса ; Диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); « Подготовь рассказ...», «опиши устно ...», « объясни ...»…; Диспуты.

Слайд 23

Примеры заданий, создающих условия для формирования УУД на уроках математики:

Слайд 24

Примеры заданий, создающих условия для формирования УУД на уроках математики: Личностные УУД: 1. Можно ли в аквариум с измерениями 50см, 30см, 40см налить 55 л воды? 2. Придумайте и решите задачу: А) про двух рабочих, которые должны изготовить 840 деталей, причем один делает в час 60 деталей, а другой – 80 деталей; Б) про две тракторные бригады, которые должны вспахать 840 га; В) п ро два ткацких станка. 3. Построить композицию видов движений для самостоятельно выбранной фигуры

Слайд 25

Примеры заданий, создающих условия для формирования УУД на уроках математики: Регулятивные УУД: 46,2│ 15 - 3,08 45 120 - 120 0 46,2│ 15 - 3,8 45 120 - 120 0 49,6│ 8 - 51,2 40 9 - 8 16 - 16 0 1. Проверить решения. Какое из них верное? Как появились ошибки в других решениях? 2. Опишите число 6 как можно большим количеством способов (не менее 6 способов) 3. Найти значение выражения: 32,567 ∙ 6,7 + 3,3 ∙ 32,567 - 325

Слайд 26

Примеры заданий, создающих условия для формирования УУД на уроках математики: Коммуникативные УУД: 1. Составьте уравнение, при решении которого: а ) не нужно раскрывать скобки, но нужно переносить слагаемые из одной части в другую; б ) нужно и раскрыть скобки, и переносить слагаемые из одной части в другую. Решите составленные уравнения. 3. Составить «шпаргалку» на тему «Треугольник» 2. Устный счет: 1 колонка 0,4 ∙ 4 = … … + 5,2 = … … - 2 = … … : 6 = … 2 колонка 2 : = … … ∙ = … … - = … … ∙ 0,4 = … 3 колонка 1 - = … … ∙ 3 = … … : = … … + 2 =…

Слайд 27

Примеры заданий, создающих условия для формирования УУД на уроках математики: Познавательные УУД: 1. Озаглавьте каждый столбик и добавьте в каждый из них по одному своему примеру:

Слайд 28

Примеры заданий, создающих условия для формирования УУД на уроках математики: Познавательные УУД: 2. Вставьте пропущенные числа в верных равенствах: 1) 12 – ( - 5) = 12 + … = … 2 ) … - 6 = … + (-6) = -3 3 ) 12 – (…) = 12 + (-21) = … 4 ) -76 – (-79) = … + … = … 5 ) -32 - … = … + … = -5 6 ) … - (-71) = … + … = 0

Слайд 29

3. Тихий океан – 179 млн. Атлантический океан – 93 млн. Индийский океан – 75 млн. Северный Ледовитый океан – 13 млн. Примеры заданий, создающих условия для формирования УУД на уроках математики: Познавательные УУД: Используя исходные данные, укажите диаграмму площадей океанов



Предварительный просмотр:

Формирование УУД

Каждый учебный предмет, в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся, раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Формирование УУД является целенаправленным системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

 

Слайд 2.

  • В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
  • В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 3.

Функции УУД:

1.Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;

2. Ставить учебные цели;

3. Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей;

4. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

5.Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

6.Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Слайд 4.

Слайд 5.

Личностные универсальные учебные действия

Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

 

Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Слайд 6.

Личностные УУД  включают:

  •    личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  •   установление обучающимися связи между целью учебной   деятельности и её мотивом;
  •   нравственно-этическая ориентация.

Слайд  7.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;  
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
  • составление плана и последовательности действий;  

Слайд 8.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня освоения знаний, его временных характеристик;  
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;  
  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;  
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию  и к преодолению препятствий.

Слайд 9.

Познавательные универсальные учебные действия

Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Выделяются:

  • общеучебные действия;  
  • логические действия;  
  • действия постановки и решения проблем.

Слайд 10.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  •  поиск и выделение необходимой информации;
  •   структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Слайд 11.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов;
  •   синтез — составление целого из частей;
  •   выбор оснований и критериев для сравнения;
  •   подведение под понятие, выведение следствий;
  •   установление причинно-следственных связей;
  •   построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
  •   доказательство;
  •   выдвижение гипотез и их обоснование.

Слайд 12.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Слайд 13.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Слайд 14.

Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика

  • выделять тип задач и способы их решения;
  •  осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;
  • различать обоснованные и необоснованные суждения;
  •   обосновывать этапы решения учебной задачи;
  • производить анализ и преобразование информации;
  • проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
  •  устанавливать причинно-следственные связи;
  •  владеть общим приемом решения задач создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;
  •  осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.

Слайд 15.

Критерии сформированности коммуникативных действий:

Коммуникативные способности ребенка, включающие в себя :

  • желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;
  • умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации.

Слайд 16.

Критерии сформированности регулятивных действий:

     Может стать способность

  • выбирать средства для своего поведения · планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
  • планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки;
  • начинать и заканчивать свои действия в нужный момент.

Слайд 17.

Критерии сформированности личностных УУД:  

  • Уровень развития морального сознания;
  •  Присвоение моральных норм, выступающих регулятором морального поведения;
  • Полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации.

Слайд 18.

УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности.

Задача учителя заключается в создании следующих условий:

  • наличие проблемной ситуации, что позволит активизировать творческое отношение к учебе;
  •  формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения, что позволит выстроить последовательность выполнения задачи и предвидение конечного результата;
  •  обеспечение учеников необходимыми знаниями и навыками для решения поставленной задачи;
  •  оценивание знаний учащихся с учетом его новых достижений;
  • организация форм совместной учебной деятельности, сотрудничества.

Слайд 19.

Виды заданий, формирующие личностные УУД:

  • Участие в проектах;
  • Подведение итогов урока;
  • Творческие задания;
  • Дневники достижений;
  • Самооценка событий.

Слайд 20.

Виды заданий, формирующие регулятивные УУД:

  • Преднамеренные ошибки»;
  • Задания, нацеленные на прогнозирование результата;
  •  Поиск информации в предложенных источниках;
  •  Взаимоконтроль;
  •  Дифференцированные задания;
  • Задания, содержащие элементы исследовательской деятельности;
  • Тренинговые задания;
  •  Маршрутные листы;
  •  Контрольный опрос на определенную проблему.

Слайд 21.

Виды заданий, формирующие познавательные УУД:

  • «Найди отличия» (можно задать их количество);
  • «На что похоже?»;
  • Поиск лишнего  
  • «Лабиринты»;
  • Упорядочивание;
  • «Цепочки»;
  • Хитроумные решения;
  • Составление схем-опор;
  • Работа с разного вида таблицами;
  • Составление и распознавание диаграмм;
  • Работа со справочниками, словарями;
  • Изготовление моделей.

Слайд 22.

Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД:

  • Составь задание партнеру;
  • Отзыв на работу товарища;
  • Групповая работа по составлению кроссворда, ребуса;
  • Диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
  • «Подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...»…;
  • Диспуты.

Слайд 23. 

Примеры заданий, создающих условия для формирования УУД на уроках математики:

УУД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ:

Определение индивидуальных и коллективных учебных задач;

 выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;

сравнение полученных результатов с учебной задачей;

владение различными формами самоконтроля;

оценивание своей учебной деятельности и установление их причины;

постановка целей самообразовательной деятельности;

выявление существенных признаков объекта;

проведение разных видов сравнения;

установление причинно-следственных связей;

оперирование понятиями, суждениями;

классификация информации;

владение компонентами доказательства;

формулирование  проблемы и определение способов ее решения;

работа с основными компонентами учебника;

использование справочной и дополнительной литературы;

различение и правильное использование разных литературных стилей;

подбор и группировка материалов по определенной теме;

составление планов различных видов;

 создание текстов различных типов;

владение разными формами изложения текста;

составление на основе текста таблицы, схемы,   графика;

составление тезисов, конспектирование;

 подготовка рецензии;

 владение цитированием и различными видами комментариев;

 подготовка доклада, реферата;

использование различных видов наблюдения и измерения;

 качественное и количественное описание изучаемого объекта;

проведение эксперимента;

использование разных видов моделирования;

выслушивание мнения других;

владение различными формами устных и публичных выступлений;

оценка разных точек зрения;

владение приемами риторики;

организация совместной деятельности;

владение культурой речи;

ведение дискуссии;

владение способами поддержки и укрепления собственного  здоровья;

владение способами самозащиты и самообороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока

Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....

Интегрированный урок (математика=физика) "Физический смысл производной на уроках математики"

На данном уроке показано применение производной при решении различных физических задач, при этом  используется таблица,  показывающая связь между формулами производных и соответствую...

Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Интегрированный урок проводится с учителями биологии, технологии с учётом всех требований ФГОС....

Презентация интегрированного урока математики в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Презентация к уроку с физминуткой, упражнением для глаз, разбита на четыре файла: 1- 5 слайды, 6- 10 слайды, 11- 34 слайды, 35- 36 слайды....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...