«Использование ИКТ на уроках истории»
статья на тему

Титаренко Людмила Алексеевна

Современную жизнь довольно сложно представить без использования компьютера. Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения информационно коммуникационных технологий во все сферы образовательного процесса. Особо актуален вопрос использования информационных технологий на уроках истории, т.к. историческая наука, включая описание прошлого и настоящего, оперирует точными понятиями, датами, цифрами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispolzovanie_ikt_na_urokakh_istorii.docx16.77 КБ
Файл ikt_na_urokakh_istorii.pptx87.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование ИКТ   на уроках истории»

Учитель истории   МКОУ БСОШ №2:  Титаренко Людмила Алексеевна.

Современную жизнь довольно сложно представить без использования компьютера. Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения информационно коммуникационных технологий во все сферы образовательного процесса. Особо актуален вопрос использования информационных технологий на уроках истории, т.к. историческая наука, включая описание прошлого и настоящего, оперирует точными понятиями, датами, цифрами.  В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и  формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий.

Электронные учебники являются одним из основных инструментов для регулярных систематических занятий по предмету.  В преподавании предмета мне помогают следующие электронные издания: «Всеобщая история» - 5,6,7,8 классы; «Энциклопедия истории России. 862-1917 гг.»; «История искусства»; «Династия Романовых» ;  «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия »; «Государственная символика России»; «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»; «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства».  

 С помощью этих электронных изданий изучение истории становится занимательным и интересным. Все материалы богато иллюстрированы, их количество превосходит потребности освоения школьного курса. Специальные режимы просмотра позволяют рассмотреть детали изображений, а анимированные карты дают полное представление о ходе исторических битв, военных походов и сражений. «Экранные» лекции и ролевые игры, дают возможности сопоставительного анализа исторических  источников, «конструктор» собственных рассказов дает возможность использования активных методов при изучении истории. Раздел «Генеалогия» дает возможность проследить генеалогию российских правителей - как рода Рюриковичей , так и династии Романовых. Раздел «Карты событий» представляет иллюстрированный материал к ряду важнейших событий отечественной истории.

Мультимедиа «От Кремля до Рейхстага» - суровое и трагичное повествование о Великой Отечественной войне, которое помогает ученикам проникнуться духом и трагизмом событий войны.

Таким образом,  применение электронных изданий:

- способствует эффективному усвоению учебного материала;

-помогает сделать процесс обучения разнообразным и увлекательным;

-принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения;

- аудиовизуальное представление материала наряду с интерактивными формами обучения обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне;

- представляет ученику и учителю широкие возможности для реализации творческих способностей.

     Реализовать свой творческий потенциал дает использование  программы Power Point. В данной программе учитель, учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории. Программа дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.    Презентации могут активно использоваться на уроках, в 5-11-x классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории, способствует повышению уровня восприятия информации презентаций. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как  умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

 При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:

- критическое осмысление информации,

- выделение главного в информационном сообщении,

- систематизирование и обобщение материала,

- грамотное представление имеющейся информации.

       Большую помощь в работе оказывает Интернет.   Учитель  составляет свой каталог информационных ресурсов, что позволяет  быстро осуществлять  поиск информации.

 Помощь в работе учителя может оказать использование  ресурсов  КМ- школы.  Здесь можно найти уже готовые уроки–презентации к каждой теме, которые оснащены видеоматериалами, картами, схемами, диаграммами, анимациями сражений,  портретами и т. д.

Использование информационно коммуникационных технологий на уроке истории позволяет:

-активизировать познавательную деятельность учащихся;

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

- повысить объем выполняемой работы на уроке;

- усовершенствовать контроль знаний;

- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

-обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

- изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК.

Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.

Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории и обществознания, позволяет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности.

В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории и обществознания информационных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.  

Главное, использование информационно-коммуникативных  методов помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ИКТ на уроках истории.

Слайд 2

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций.

Слайд 3

Особенности использования ИКТ на уроке : сокращается время при выработке технических навыков учащихся; увеличивается количество тренировочных заданий; достигается оптимальный темп работы ученика; легко достигается уровневая дифференциация обучения; учащийся становится субъектом обучения, т.к. программа требует от него активного управления;

Слайд 4

Недостатки в работе с ИКТ: диалог с программой лишен эмоциональности; программы не всегда могут учесть особенности конкретного класса, группы; не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся; материал подается в условной, сильно сжатой и однообразной форме; контроль знаний ограничен тестами или опросами.

Слайд 5

Главная задача учителя – разумное использование ИКТ в учебном процессе.

Слайд 6

Критерии полезности ИКТ : Та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой техники.

Слайд 7

Использование ИКТ помогает учителю: повысить мотивацию обучения детей; обогатить учащихся знаниями в образно – понятийной целостности; психологически облегчить процесс усвоения материала учащимися; возбудить живой интерес к предмету познания; расширить общий кругозор детей; повысить уровень наглядности на уроке; повысить производительность труда учителя и ученика.

Слайд 8

Благодарю за внимание ! Творческих всем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках истории

Основная идея:повышение положительной мотивации к предмету история и качества знаний учащихся через использование ИКТ.Цель:создание условий и системы работы с использованием ИКТ для оптимального...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс ...

Использование ИКТ на уроках истории

Современное общество ставит перед школой серьезную задачу – формирование у учащихся и выпускников КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ. Одним из средств, в решении данной задачи, является на сегодняшний день – ...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания МОУ СОШ№2

Современное обучение истории слабо изменилось с XIX в. Стратегическойзадачей было воспитание нравственности и гражданственности. Эту задачу решали, используя назидательные учебники, содержащие набор ф...

Статья: Использование ИКТ на уроках истории

Статья на тему: "Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавание обществоведческих дисциплин"...

Использование ИКТ на уроках истории

Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания   Л.Н.Белякова - учитель истории и обществознания  МОУ Кадетская школа-интернат Мензелинского района РТ...