Праздники и предметные недели как формы работы по формированию читательской культуры младших школьников.
статья на тему

Норенкова Татьяна Александровна

Праздники и предметные недели как формы работы по формированию читательской культуры младших школьников

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела поделиться своим опытом и своими мыслями, связанными с формированием читательской культуры у младших школьников.

На сегодняшний момент эта проблема стоит достаточно остро, учителя всех школ, родители детей говорят о низкой мотивации к чтению, вы прекрасно знаете на своём опыте, что современные дети в  большинстве не хотят читать, мало пользуются библиотеками, не знают современных авторов.

Сегодня хочу поговорить с вами о повышении интереса к чтению через систему внеклассной  работы, рассказать какие инновационные  приёмы при работе с текстом я использую.Мне кажется, что внеклассные мероприятия могут  решить сразу несколько задач: поставить ученика в активную позицию, развивать его творческие  и коммуникативные способности, расширять читательский кругозор.

  1. Работа методического объединения учителей нач.классов

 

Уже много лет работа методического объединения учителей начальных классов в нашей школе строится по тематическим периодам:  Золотая осень, Посвящение в первоклассники, День Матери, Новый год, Блокадные дни, День защитника Отечества, Праздник прощания с Азбукой, Международный женский день 8 марта, День Победы.

Работа по любому тематическому периоду прежде всего основывается на изучении внеклассной литературы. Учащиеся читают стихи, отбирают понравившиеся им произведения для конкурсов чтецов и инсценировок, рисуют иллюстрации к любимым книгам, создают портреты героев книг. Это ставит ребёнка в активную позицию, помогает эмоционально воспринимать процесс чтения.

Традиционно в начале года мы проводим тематический период «Золотая осень». В школе проходит выставка детских работ из природного материала, конкурс чтецов, рисунков, конкурс на лучший осенний букет. Самые интересные работы отмечаются почётными грамотами. Как итог проделанной работы - в конце сентября для всей начальной школы проводится праздник «Золотая осень». В зале выставляются все детские работы, со сцены звучат стихи победителей конкурса чтецов, учащиеся старших классов готовят представления для малышей, загадывают загадки, кроссворды на осеннюю тематику.

При подготовке праздника «Посвящение в первоклассники» ученики 2 – 4 классов готовят для малышей инсценировки о школе, о правилах поведения на дороге, о вежливости и культуре  или  просто смешные истории, используя при этом различные детские произведения. Первоклассникам очень нравятся такие выступления.

Во время подготовки к празднику «Прощание с Азбукой» ученики 1 классов уже сами  читают и заучивают стихи детских поэтов о буквах, о пользе чтения, выбирают себе любимую букву, ищут загадки, пословицы, сочиняют сказки со словами, содержащими эту букву, готовят инсценировки по стихам С.Маршака, Б.Заходера, С.Михалкова, А.Барто (показ на слайдах сказок и любимых букв).

Большая работа с литературой по внеклассному чтению проводится во время тематического периода, посвящённому блокаде Ленинграда. Ученики всех классов не только участвуют в конкурсах стихов и рисунков, читают книги о блокаде, готовят и защищают проекты по этой теме. Важным событием является подготовка литературно – художественной композиции о блокаде Ленинграда, в которой принимают участие учащиеся из разных классов.

 

2. Предметные недели

Ежегодно один раз в триместр в нашей начальной школе проводятся предметные недели по русскому языку, математике, окружающему миру. Проверяются не только знания учащихся, но и предлагаются к выполнению работы творческого и поискового характера, которые обязательно предполагают работу с текстом и дополнительной литературой.

 

Примеры работ учащихся.

Так при проведении предметной недели по русскому языку и литературе ученики начальной школы получили следующие творческие задания:

  • 1класс –– представление любимой буквы: поиск стихов, пословиц, поговорок; составление ребусов, кроссвордов, оформление своей работы .
  • 2-3 класс –– работа с пословицами, поговорками, крылатыми выражениями, фразеологическими оборотами. Например, ребята должны были нарисовать известные пословицы и устойчивые выражения, а другие угадать и объяснить их смысл. Этой работе уделялось особое внимание, т.к. анализ результатов олимпиад  показывает, что именно в заданиях, связанных с объяснением смысла пословиц, фразеологизмов учащиеся допускают наибольшее количество ошибок.
  • 4 класс –– изготовление авторских книжек-самоделок . Это предполагает работу со словарём, редактирование, изготовление книжек, защиту своих работ.

В последние годы мы пришли к выводу, что предметные недели имеют большую результативность, если их проводить в интегрированной форме.

Даже в предметные недели, посвящённые математике, ребёнок получает задания, требующие умения работать с текстом. Так учащиеся 4 классов выполняли творческую работу «Числа в жизни», где они использовали данные из различных источников: интернет, энциклопедии, книги.

При работе с текстом природоведческого характера, можно рекомендовать учащимся список литературы для внеклассного чтения тех авторов, которые пишут о природе. В олимпиадных заданиях мы стараемся использовать тексты познавательного характера малоизвестных авторов, таких как В. Танасийчук, Сахарнов,Чарская, Чаплина и др. с целью расширения круга чтения младших школьников.

Знакомство с инновационными формами работы с текстом можно начинать именно в рамках предметных недель, в частности при организации игры по станциям по окружающему миру, когда учащиеся  работают в небольших группах. На одной из станций ребятам предлагается  текст,  содержащий проблемную ситуацию, например экологическую проблему. У каждого есть возможность высказать своё мнение о проблеме, которую видит именно он, сформулировать причины её возникновения, предложить пути выхода. Ребята под руководством учителя учатся вместе оформлять опорную схему, анализировать и структуировать материал.

Таким образом, работа по развитию читательской культуры должна проводиться не только на уроках, а затрагивать все сферы школьной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие читательской культуры младших школьников через инновационные формы работы по внеклассному чтению

Праздники и предметные недели как формы работы по формированию читательской культуры младших школьников

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела поделиться своим опытом и своими мыслями, связанными с формированием читательской культуры у младших школьников.

На сегодняшний момент эта проблема стоит достаточно остро, учителя всех школ, родители детей говорят о низкой мотивации к чтению, вы прекрасно знаете на своём опыте, что современные дети в  большинстве не хотят читать, мало пользуются библиотеками, не знают современных авторов.

Сегодня хочу поговорить с вами о повышении интереса к чтению через систему внеклассной  работы, рассказать какие инновационные  приёмы при работе с текстом я использую.Мне кажется, что внеклассные мероприятия могут  решить сразу несколько задач: поставить ученика в активную позицию, развивать его творческие  и коммуникативные способности, расширять читательский кругозор.

  1. Работа методического объединения учителей нач.классов

Уже много лет работа методического объединения учителей начальных классов в нашей школе строится по тематическим периодам:  Золотая осень, Посвящение в первоклассники, День Матери, Новый год, Блокадные дни, День защитника Отечества, Праздник прощания с Азбукой, Международный женский день 8 марта, День Победы.

Работа по любому тематическому периоду прежде всего основывается на изучении внеклассной литературы. Учащиеся читают стихи, отбирают понравившиеся им произведения для конкурсов чтецов и инсценировок, рисуют иллюстрации к любимым книгам, создают портреты героев книг. Это ставит ребёнка в активную позицию, помогает эмоционально воспринимать процесс чтения.

Традиционно в начале года мы проводим тематический период «Золотая осень». В школе проходит выставка детских работ из природного материала, конкурс чтецов, рисунков, конкурс на лучший осенний букет. Самые интересные работы отмечаются почётными грамотами. Как итог проделанной работы - в конце сентября для всей начальной школы проводится праздник «Золотая осень». В зале выставляются все детские работы, со сцены звучат стихи победителей конкурса чтецов, учащиеся старших классов готовят представления для малышей, загадывают загадки, кроссворды на осеннюю тематику.

При подготовке праздника «Посвящение в первоклассники» ученики 2 – 4 классов готовят для малышей инсценировки о школе, о правилах поведения на дороге, о вежливости и культуре  или  просто смешные истории, используя при этом различные детские произведения. Первоклассникам очень нравятся такие выступления.

Во время подготовки к празднику «Прощание с Азбукой» ученики 1 классов уже сами  читают и заучивают стихи детских поэтов о буквах, о пользе чтения, выбирают себе любимую букву, ищут загадки, пословицы, сочиняют сказки со словами, содержащими эту букву, готовят инсценировки по стихам С.Маршака, Б.Заходера, С.Михалкова, А.Барто (показ на слайдах сказок и любимых букв).

Большая работа с литературой по внеклассному чтению проводится во время тематического периода, посвящённому блокаде Ленинграда. Ученики всех классов не только участвуют в конкурсах стихов и рисунков, читают книги о блокаде, готовят и защищают проекты по этой теме. Важным событием является подготовка литературно – художественной композиции о блокаде Ленинграда, в которой принимают участие учащиеся из разных классов.

2. Предметные недели

Ежегодно один раз в триместр в нашей начальной школе проводятся предметные недели по русскому языку, математике, окружающему миру. Проверяются не только знания учащихся, но и предлагаются к выполнению работы творческого и поискового характера, которые обязательно предполагают работу с текстом и дополнительной литературой.

Примеры работ учащихся.

Так при проведении предметной недели по русскому языку и литературе ученики начальной школы получили следующие творческие задания:

  • 1класс –– представление любимой буквы: поиск стихов, пословиц, поговорок; составление ребусов, кроссвордов, оформление своей работы .
  • 2-3 класс –– работа с пословицами, поговорками, крылатыми выражениями, фразеологическими оборотами. Например, ребята должны были нарисовать известные пословицы и устойчивые выражения, а другие угадать и объяснить их смысл. Этой работе уделялось особое внимание, т.к. анализ результатов олимпиад  показывает, что именно в заданиях, связанных с объяснением смысла пословиц, фразеологизмов учащиеся допускают наибольшее количество ошибок.
  • 4 класс –– изготовление авторских книжек-самоделок . Это предполагает работу со словарём, редактирование, изготовление книжек, защиту своих работ.

В последние годы мы пришли к выводу, что предметные недели имеют большую результативность, если их проводить в интегрированной форме.

Даже в предметные недели, посвящённые математике, ребёнок получает задания, требующие умения работать с текстом. Так учащиеся 4 классов выполняли творческую работу «Числа в жизни», где они использовали данные из различных источников: интернет, энциклопедии, книги.

При работе с текстом природоведческого характера, можно рекомендовать учащимся список литературы для внеклассного чтения тех авторов, которые пишут о природе. В олимпиадных заданиях мы стараемся использовать тексты познавательного характера малоизвестных авторов, таких как В. Танасийчук, Сахарнов,Чарская, Чаплина и др. с целью расширения круга чтения младших школьников.

Знакомство с инновационными формами работы с текстом можно начинать именно в рамках предметных недель, в частности при организации игры по станциям по окружающему миру, когда учащиеся  работают в небольших группах. На одной из станций ребятам предлагается  текст,  содержащий проблемную ситуацию, например экологическую проблему. У каждого есть возможность высказать своё мнение о проблеме, которую видит именно он, сформулировать причины её возникновения, предложить пути выхода. Ребята под руководством учителя учатся вместе оформлять опорную схему, анализировать и структуировать материал.

Таким образом, работа по развитию читательской культуры должна проводиться не только на уроках, а затрагивать все сферы школьной деятельности.