Проектная деятельность.Метод проекта.
проект на тему

Маринина Татьяна Викторовна

Проектная деятельность.

 

Актуализация проведения проектной деятельности

         Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для развития каждого ребенка, формирования жизненной позиции. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью,   связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся.

         Современная педагогика разрабатывает  новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения.  Помимо  традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Активно начинают использоваться и различные педагогические технологии. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx36.17 КБ
Office presentation icon metod_proektov.ppt222.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность.

Актуализация проведения проектной деятельности

        Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для развития каждого ребенка, формирования жизненной позиции. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью,   связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся.

        Современная педагогика разрабатывает  новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения.  Помимо  традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Активно начинают использоваться и различные педагогические технологии. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность.

Сущность  и история проектной деятельности

        Проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика). Русскими педагогами основы проектного метода разрабатывались  параллельно с американскими. Группа педагогов – исследователей под руководством С. Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектного метода обучения с 1905 года. Массовое внедрение  в двадцатые годы в отечественные школы  прошлого столетия данного метода не  оправдало себя, поэтому в нашей стране долгое время проектный  метод не использовался.    Наиболее успешно он стал применяться в отдельных регионах России с  1993 года.  Главнейший основополагающий принцип метода проектов – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.

Главная идея проектной деятельности -  направленность учебно- познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической,  теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы.   Этот результат  называется проект.  Словарь С. И. Ожегова дает следующее значения  слова проект: 1)  разработанный план сооружения,  устройство чего – нибудь; 2)  предварительный текст какого- нибудь  документа;  3)план, замысел.4) « брошенный вперёд». Каждое из этих значений касается определенной стороны проектной деятельности.  Проект – это мысленное  предвосхищение,  прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги,  творческого акта или действия. В более широком смысле  под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.  Проектная деятельность- это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение  общего результата. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности,  в процессе работы над проектом  дети приобретают социальную практику школы,  адаптируются к современным условиям жизни.          

Хочется сразу оговориться, что теория – это идеал, которую необходимо адаптировать под конкретного учащегося, группу учащихся или класс. Метод проектов позволяет это успешно делать.

Цели, которые преследует метод проектов:

-научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;

-научить предвидеть мини проблемы, которые предстоит при этом решить;

-сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;

-получить навыки обработки информации;

-сформировать навыки проведения исследований;

-сформировать навыки работы и делового общения в группе;

-сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта. 

Методика работы над проектом

В проектной деятельности  выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной  деятельности:

Этапы

Задачи. Содержание работы.

1. Подготовительный

а) определение темы;

б) выбор рабочей группы;

2.  Планирование

 

а) анализ проблемы;

б) определение источников;

в) определение формы проекта;

г) определение критериев оценки;

д) распределение ролей (обязанностей)

3.  Исследование

а) уточнение информации;

б) поиск альтернатив;

в) выбор оптимального варианта решения проблемы

4.  Выполнение

а) реализация намеченного;

б) подготовка выступления

5.  Защита проекта (предоставление отчёта)

а) объяснение результатов;

б) публичное выступление

6.  Оценка результатов (рефлексия)

а) анализ выполнения проекта;

б) причины успехов и неудач

Основные требования к учебному проекту.

 Проект – это «пять П»:

Проекты могут быть персональные и групповые.

Следует рассмотреть и особенности проектов.

Особенности персональных проектов:

-план работы может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;

-формирование у учащегося чувства ответственности;

-приобретение учащимся опыта на всех этапах выполнения проекта;

-формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается управляемым процессом.

Особенности групповых проектов:

-формирование навыков сотрудничества;

-проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

-на каждом этапе работы над проектом есть свой ситуационный лидер;

-в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие разные пути решения проблемы, идеи, гипотезы. Элемент соревнования между ними повышает мотивацию участников.

Какие же бывают типы проектов.

Практико – ориентированный проект  нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает мини научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в  школьной газете,  в журнале, в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект  предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.  

Ролевой проект Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов.

По комплексности:

монопроекты;

межпредметные проекты;

По характеру контактов:

внутриклассные;

внутришкольные;

региональные;

международные

Классификация проектов по продолжительности:

Мини-проекты;

Краткосрочные проекты;

Недельные проекты;

Долгосрочные (годичные)проекты

Далее я хочу вам представить формы продуктов проектной деятельности и виды презентаций проектов

Очень важен для всех участников проектной деятельности  и вопрос оценки проектной работы.

Критерии оценки проектных работ:

  • Самостоятельность работы над проектом;
  • Актуальность и важность темы проекта;
  • Полнота раскрытия темы;
  • Оригинальность предложенных решений;
  • Убедительность презентации, раскрытие содержания проекта;
  • Артистизм и выразительность выступления;
  • Использование средств наглядности, новых информационных технологий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метод проектов в обучении.

Слайд 2

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.

Слайд 3

С.И.Ожегов разработанный план сооружения, устройство чего – нибудь; предварительный текст какого- нибудь документа; план, замысел. «брошенный вперёд». Каждое из этих значений касается определенной стороны проектной деятельности. Обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Слайд 4

Цели, которые преследует метод проектов: научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний; научить предвидеть мини проблемы, которые предстоит при этом решить; сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию; получить навыки обработки информации; сформировать навыки проведения исследований; сформировать навыки работы и делового общения в группе; сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Слайд 5

Методика работы над проектом Этапы Задачи. Содержание работы. 1. Подготовительный а) определение темы; б) выбор рабочей группы; 2. Планирование а) анализ проблемы; б) определение источников; в) определение формы проекта; г) определение критериев оценки; д) распределение ролей (обязанностей) 3. Исследование а) уточнение информации; б) поиск альтернатив; в) выбор оптимального варианта решения проблемы 4. Выполнение а) реализация намеченного; б) подготовка выступления 5. Защита проекта (предоставление отчёта) а) объяснение результатов; б) публичное выступление 6. Оценка результатов (рефлексия) а) анализ выполнения проекта; б) причины успехов и неудач

Слайд 6

Основные требования к учебному проекту Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация Проект – это «пять П»:

Слайд 7

Особенности проектов: Персональных: план работы может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью; формирование у учащегося чувства ответственности; приобретение учащимся опыта на всех этапах выполнения проекта; формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается управляемым процессом. Групповых: формирование навыков сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; на каждом этапе работы над проектом есть свой ситуационный лидер; в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие разные пути решения проблемы, идеи, гипотезы. Элемент соревнования между ними повышает мотивацию участников.

Слайд 8

Классификация проектов по деятельности учащихся: практико-ориентированные; исследовательские; информационные; творческие; ролевые

Слайд 9

Классификация проектов По комплексности: монопроекты; межпредметные проекты; По характеру контактов: внутриклассные; внутришкольные; региональные; международные

Слайд 10

Классификация проектов по продолжительности: Мини-проекты; Краткосрочные проекты; Недельные проекты; Долгосрочные (годичные)проекты

Слайд 11

Формы продуктов проектной деятельности: WEB -сайт; мультимедийный продукт; видеофильм; игра; модель; выставка; атлас, карта; газета, журнал; учебное пособие; законопроект; оформление кабинета; прогноз; праздник; сравнительно-сопоставительный анализ; коллекция; костюм; справочник

Слайд 12

Виды презентаций проектов: Деловая игра; Ролевая игра; Демонстрация видеофильма / продукта Защита на Ученом Совете; Научная конференция; Научный доклад; Отчет исследовательской экспедиции; Публикация; Пресс-конференция; Игра с залом; Иллюстрированное сопоставление фактов, событий, документов; Путешествие; Экспедиция; Спектакль; Соревнования; Телепередача; Театрализация

Слайд 13

Критерии оценки проектных работ: Самостоятельность работы над проектом; Актуальность и важность темы проекта; Полнота раскрытия темы; Оригинальность предложенных решений; Убедительность презентации, раскрытие содержания проекта; Артистизм и выразительность выступления; Использование средств наглядности, новых информационных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Раздел: «Творческие, проектные работы» Творческий проект «Подарок ветеранам», 7 класс

Урок построен на основе метода проекта.Учащиеся выполняют проект: "Подарок ветеранам".Цель проекта: Спроектировать и изготовить набор кухонных принадлежностей – как подарок для ветеранов к Международн...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

В этом разделе сайта представлены педагогические проекты....

Проектная деятельность. Паспорт проекта, цели, задачи. Презентация (общая). Индивидуальные проекты учащихся.

Проектная работа "Путешествие по городу Дружбы представляет собой большое исследование  по темам: книги о дружбе, история слова "дружба", песни,  поговорки, стихотворения, афо...

Технология проектной деятельности: метод проектирования «Зеркало прогрессивных преобразований»

Мастер-класс знакомит со значимостью технологии проектной деятельности в современной системе образования, ее этапами и алгоритмом использования.Классическая система образования имеет традиционный взгл...

Проектно-исследовательская деятельность-метод реализации ФГОС второго поколения.

В рамках реализации ФГОС второго поколения уделяется значительное внимание проектно-исследовательской деятельности . В результате проектной деятельности формируются практически все универсальные...