Материалы к семинару "Инклюзивное образование" Часть 3 "Плюсы и минусы
методическая разработка на тему

Иванова Татьяна Ивановна

Представленный материал содержит подробную разработку и презентацию к ней. Есть ссылки на видеоматериалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie_plyusy_i_minusy.rar2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. Инклюзивное образование: за и против. (13 млн. инвалидов, из них детей – более 580 тыс., по данным 2012 г.)

СЛАЙД 1.

Когда я начала готовиться к выступлению, обратила внимание на одну деталь: об инклюзивном образовании спорят разные категории людей, а не только учителя,  чиновники и родители особенных, или как теперь модно говорить, инклюзивных детей.

Начнем с плюсов. СЛАЙД 2.

1.Новый социальный подход к инвалидности

2.Приветствует разнообразие

3.Рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему

4.Личностное развитие и социальные навыки

5.Развитие самостоятельности и самоопределения 

6.Развивает равные права и возможности вместо дискриминации.

Все бы хорошо, но…

В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование  способствует улучшению качества жизни  детей, особенно детей из социально  уязвимых групп, и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические  условия и уровень общественного  сознания, инклюзивное образование  в России – это большая проблема.

Проблемы  в осуществлении  инклюзивного образования. СЛАЙД 3 с использованием гиперссылок.

  1. Непонимание, страх родителей детей без ОВЗ
  2. Отсутствие гибких образовательных стандартов.
  3. Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.
  4. Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
  5. Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.
  6. Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).
  7. Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.

Остановимся на некоторых вопросах и посмотрим, решаемы ли они.

Гиперссылки:

  1. Школьный портфель минута 6,32  - общественное мнение

http://www.youtube.com/watch?v=1Ia0DIKbApc

А вот мнение с форума:

Мое мнение, все зависит от того, какие именно у ребенка проблемы со здоровьем. Я сама училась в одном классе с девочкой-инвалидом (опорно-двигательный аппарат) и относились все к ней нормально, никак не выделяли. 
Сын сейчас ходит в сад в одну группу с девочкой с эпилепсией и с отставанием в умственном развитии. У девочки постоянные припадки, и все это на глазах других детей. Ей несколько раз в сад вызывали скорую. И в данном случае, я уверена, что подобные дети должны обучаться в специальных учебных заведениях, где за ними будет в первую очередь необходимый медицинский уход. В обычной школе - это не реально.

  1. СЛАЙД

Директор московской инклюзивной школы № 1429 (центр образования)Любовь Еевгеньевна Олтаржевская в интервью газете «Жизнь»:

Как происходит оценка знаний?

     Сегодня все ребята справляются с программой. Кто-то лучше, кто-то с проблемами, но их успеваемость позволяет переходить из класса в класс. В будущем году нас ожидает серьезное испытание. Старшие дети перейдут в шестой класс, начнутся сложные предметы – география, физика, химия, биология. 
   Мы государственное образовательное учреждение, предоставляем образовательную услугу и в итоге должны выдать документ, который свидетельствует о том, что ребенок освоил программу. В то же время для нас очевидно, что часть детей программу не освоят. Непонятно, какой документ об образовании следует им выдавать.
       Надеемся, что к моменту выхода детей из школы эта проблема будет решена. Не так давно у нас были гости из Англии, где действует 100-балльная система оценки знаний. Думаю, она могла бы решить нашу проблему оценки знаний. Все дети получают единый документ, но у кого-то по математике 80-100 баллов, которые позволяют ему продолжить образование в университете, а у кого-то 7-10 баллов. Это говорит о том, что ребенок получил социальные навыки в процессе обучения – научился считать, может расплачиваться в магазине, знает время.

  1. СЛАЙД

Евгений Александрович Ямбург (1951) :

В нашей школе есть разные классы, я прихожу на урок истории (по базовому образованию я историк) в гимназический класс. У детей в классе прекрасная память, сохранный интеллект, они работают с первоисточниками — с Геродотом, с Фукидидом. Потом я прихожу на урок к этому же учителю, но уже в класс компенсирующего обучения. Тема урока «Города Древней Греции». Учитель рисует на доске половину амфоры и предлагает детям дорисовать ее. Это чисто дефектологическое упражнение. Чтобы дети запомнили направления греческой колонизации в Средиземноморье, на карте есть дырочки, которые можно пощупать. Чтобы они запомнили, что продавали на рынках в Древней Греции, на той же Агоре, учителем покупаются оливки. Каждый урок в таком классе насыщен десятками дефектологических приемов, о каком бы предмете речь ни шла. Дети, обучающиеся в компенсаторных классах, точно также усваивают образовательный стандарт, но достигается это с помощью других методов. 
Если мы хорошо понимаем, что происходит с ребенком, с его мозгом, то мы можем к этому ребенку подобрать индивидуальную технологию. Поэтому важно: первое — аналитика, второе — обучение педагогов, третье — осмысленное применение методик. 
В этом случае я гарантирую, что даже ребенок с проблемами сдаст ЕГЭ. 

  1. 5. В СМИ часто дискутируют на данную тему. Вот пример из передачи «Школа 21» телеканала ОТР от 1 марта 2014г. (15,00 минута - Смолин). Речь здесь идет не только, и не столько об образовании учителей, сколько о разрушении сложившейся в России системе коррекционных школ.

http://www.youtube.com/watch?v=FANxWcbq_9w 

  1. Школа «Ковчег» (7,35 минута): http://www.youtube.com/watch?v=5WbQQdOlV5M 

«Школьный портфель» (10,35 минута) http://www.youtube.com/watch?v=1Ia0DIKbApc

  1. Опыт Германии (из форума): 

При инклюзином образовании предполагается наличие второго педагога- дефектолога в классе. Программы у обычных детей и с УО разные. 
Моя дочь как раз учится в таком классе. Живем в Германии. Класс 17 чел.- обычных детей + 7 особых, 2 учителя- обычный и учитель- дефектолог + женщина - специально обученная помошница + сопровождающий педагог для мальчика с даунсендромом. 
Дети не всегда вместе, у особых деток есть свой класс, находящийся рядом. Но совместные уроки проходят каждый день. 
1.Мое отношение очень положительное- младший тоже в такой класс пойдет. 
2.Никаких отрицательных сторон не вижу, НО речь идет о Германии, где этим занимаются давно. В России трудно представить, т.к принять то закон могут, но по уму сделать вряд ли :-( Одна финансовая сторона огромная проблема, ведь нужны дополнительные педагоги, индивидуальные сопровождающие, специальное оборудование для колясочников и т.п Вот это я думаю главная проблема.

Директор московской инклюзивной школы № 1429 (центр образования)Любовь Еевгеньевна Олтаржевская в интервью газете «Жизнь»: 

В каждом инклюзивном классе введена ставка тьютора-воспитателя. Он находится рядом с ребенком в течение всего учебного дня. Ребенку не нужно в одиночку преодолевать психологические и физические барьеры. В этом залог успеха.

Если у ребенка возникают трудности с усвоением материала, преподаватель дает ему индивидуальные задания. Тьютор сидит с ребенком за одной партой. Он не вмешивается в работу, только деликатно направляет, если это нужно. Главное задача тьютора – поддерживать ребенка в его самостоятельных действиях, чтобы в дальнейшем он мог социализироваться и жить обычной жизнью среди сверстников. Воспитатель координирует работу всех специалистов группы сопровождения – логопедов, психологов, дефектологов, инструктора ЛФК. Кроме того, он помогает выстраивать отношения ребенка с другими детьми.

Конечно, немаловажно, что наша школа находится в новом здании, в котором есть пандусы, туалеты для инвалидов, специальный лифт, опознавательные цветовые символы для слабовидящих, зона релаксации, кабинет психологической разгрузки, сенсорная комната, зал ЛФК.

Да, проблем много. Все или почти все сформулировал Е.Ш.Ядбург в интервью «Учительской  газете»:

Инклюзивным образованием очень аккуратно, очень осторожно я занимаюсь уже много лет. Мы довольно тесно дружим со школой из Бремена. Это инклюзивная школа, где учатся и здоровые дети, и больные, и немцы, и турки, и россияне, и киргизы. Мы постоянно обмениваемся с ними опытом. Каково же было их удивление, когда вдруг выяснилось, что как только мода на инклюзивное образование пришла в Россию, то одним из главных ее противников оказался Евгений Александрович Ямбург. 


Я считаю, что это очень опасно: мы хотим надеть европейский фрак, не помыв предварительно шею. Взяв за основу идею инклюзивного образования, к которой нужно очень аккуратно подбираться, постепенно создавая для этого условия, в ряде регионов произвели следующую операцию: закрыли все коррекционные школы VII–VIII вида, больных детей из этих школ бросили в обычные классы. Открыли месячные курсы для обучения учителей инклюзивным способам работы. Это что? Как это называется?


Это просто преступление. Во-первых, потому что это только выглядит красиво и гуманно. На самом деле — это мощнейшее удешевление образования, так как именно в школах VII–VIII вида как раз и работает основная масса дефектологов и психологов. 


Я не против инклюзивного образования. Я против его идиотской реализации. 
Есть огромное количество проблем, которые при введении инклюзивного образования надо решить, а зачастую те, кто за это берется, даже не представляют, что это проблемы. Подход, при котором глухих объединяют со слепыми, не работает. 
Прежде всего, надо готовить педагогические кадры, а не бросать их в этот котел инклюзивного образования без систематической подготовки.
Во-вторых, вся система жизни в стране должна быть перестроена. Приведу в пример бременскую школу. Я сижу на уроке в классе, где занимаются обычные дети, а также мальчик на коляске. Если у такого ребенка задета нервная система, то ему обязательно нужен сопровождающий. Рядом с ним в классе сидит тьютор, сопровождающий такого ребенка везде. Тьютору, наверное, лет девятнадцать. Я задал ему вопрос, как он попал сюда, кто оплачивает его работу. Он мне ответил: «Евгений, это моя альтернативная служба в армии». Тогда я спросил у него, почему он выбрал именно такую альтернативную службу. Оказывается, после армии он собирается учиться на дефектолога. 

Кто будет решать проблему сопровождения таких детей в нашей стране? 
Учительница? Родители? Как все это будет организовано, кто за это будет отвечать? Я человек конкретный, поэтому я и задаю жесткие вопросы. 
Пошли дальше. Не забывайте, что на самом деле в этих школах, как ни странно, практически нет отметок, причем до 9 класса включительно. Тем есть характеристики, там нет ни ГИА, ни ЕГЭ. Этих детей в школе между собой не сравнивают, но при этом фиксируют, что каждый из них может. 
К инклюзивному образованию надо идти, лучше всего, если это начинается в детском саду, как это происходит в нашей школе. В противном случае благородная идея инклюзивного образования будет убита. 


Но мы привыкли к тому, что нас швыряют из стороны в сторону, на нас проводят эксперименты… Но наша задача – сделать детей счастливыми. И в наших силах суметь принять таких особенных человечков.

Включаю клип с ЮТУБА  «Дети-инвалиды - Ангелы Земли»:

http://www.youtube.com/watch?v=ZbAxYVv-IAk 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электричество, его плюсы и минусы

Данный материал позволяет показать учащимся 5-х классов положительные и отрицательные стороны электричества....

Плюсы и минусы сотовой связи

Для чего ребенку нужен мобильный телефон? Как научить его правильно с ним обращаться? Материал для родителей....

Плюсы и минусы гласности.9/11 классы

Урок по истории России.20 век. Учитывая возрастные особенности обучающихся, применяя дифференцированный подход, возможно проведение данного урока  для обучающихся как 9, так 11 классов. Урок с ...

Педсовет "Плюсы и минусы использования ИКТ"

В Настоящее время нельзя представить урок без использования интерактивной доски, компьютера, но всегда ли это полезно?...

Метод учебных проектов. Плюсы и минусы.

Эта статья о том, что метод учебных проектов  в настоящее время имеет место быть, и даже берет преимущество в практической деятельности ученика и учителя. Метод способствует социализации школьник...

Метод учебных проектов. Плюсы и минусы.

Статья о значимой роли научных проектов как для учеников так и для учителей, которая помогант в воспитании, и открывает глаза на многие проблемы общества....

Классный час по профилактике негативных проявлений: «Курение: минусы и мнимые плюсы» «Энергетические напитки: плюсы и минусы.» Для учащихся 7-12-ых классов

Цель:используя метод противоположностей, помочь подросткам осознать, что курение-это чрезвычайно вредная и опасная привычка.Способствовать формированию у обучающихся навыков критического мышления и ос...