Учебно-методический комплекс
методическая разработка на тему

Буркало Любовь Николаевна

Учебно-методический комплекс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

(11 класс)

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и примерной программы по литературе для образовательных учреждений с русским (родным) языком обучения. Программа «Литература. 5-11 кл.» под редакцией Г.И.Беленького. М.: «Мнемозина», 2006 соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (2004г).

Программа рассчитана  105  часов.

Для проведения уроков развития речи программа отводит  7  часов.

Анализ стихотворного текста – 2ч.

Сочинение (классное) -   2

   Сочинение (домашнее) 3

Формы контроля:

речевые умения и навыки (формы контроля: доклад, устное сообщение);

умение воспроизводить аудированный текст  (формы контроля: контрольный   тест ( в том числе в форме ЕГЭ) ,изложение с творческим заданием (с элементами сочинения), подробное и сжатое изложение, );

• умение создавать текст того или иного функционального стиля, типа речи, жанра (формы контроля: сочинения разнообразных жанров, реферат).

Программа реализуется посредством использования УМК :

-Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений   Русская литература 20 века 11 класс. в двух  частях . под редакцией Ю.И.Лыссого   .Москва «Мнемозина 2009.

- методические пособия для учителя:

- Н.В.Егорова, И.В.Золотарева  Поурочные разработки по литературе.11 класс в 2 частях    Москва. «Вако»2007.

- В.В.Шапошникова Методическое пособие по литературному анализу в 11 классе «И все души моей излучины»,  издательство «Московский лицей», 2002г.

- И.М.Шейфман Экзаменационное сочинение. Мастерство писателя. .Идейно-художественное своеобразие произведения, М., 2006г.

-С.Н.Попова, Н.В.Зинченко. Образовательные технологии. Инновации и традиции., Волгоград, «Учитель», 2009

Промежуточная аттестация :

-тематический контроль в течение учебного года( в соответствии с КТП)

-письменные работы (сочинения) по окончании изучения больщих по объему тем

-административная работа (терминологический диктант)

Итоговая аттестация:

-итоговый контроль (тестовая форма)( в соответствии с КТП)

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Программой по литературе общеобразовательных учреждений .Литература .5-11-классы под редакцией Г.И.Беленького , Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого.

Цели и задачи обучения:

-приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы,

- развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженнные в них явления жизни,

- формировать художесвенный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-

нравственную позицию школьников.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

-чтение и изучение выдающихся произведений отечественной имировой литературы;

-формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей:

-формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

-развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости привосприятии художественных произведений;

-развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

литературной основе).

Планируемые результаты:

Уровень подготовленности 11Б, В классов на начало учебного года была на допустимом уровне: 50-60%, к концу учебного года планируется выйти на оптимальный уровень: 70%.

Требования к уровню подготовки по предмету   литература

Результаты изучения предмета «Литература».

Личностными результатамивыпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведении русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских ииеателейXIXXX вв., литературы народов России и за-руОежиой литературы;

• понимание! связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение  элементарной  литературоведческой терминологией  при анализе литературного произведения;

2) в  ценностно орнентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) и пученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений па темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурпые темы;

•4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явлении словесного искусства; эстетическое восприятие произ-исдгипй литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Рабочая программа содержит

«Пакет контрольно- измерительных материалов», содержащий

1)-тексты к изучаемым темам  по биографическим, историко-литературным материалам , связанным с жизнью и творчеством писателей и поэтов.;(источники)

2) тематические тестовые задания;(указать, если самостоятельно  разработаны)

3) темы для написания сочинений по изучаемым произведениям (взяты из методического пособия 11 класс  В.Золотарева,2 008г.)

4)темы для сообщений и рефератов ( взяты из методического пособия 11 класс  В.Золотарева,2 008г.)

Календарно-тематическое планирование по литературе11 А класс.

105часов

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

план

факт

Содержание

р/р

теория литературы

ИКТ

1.

На рубеже столетий. Жизнь и творчество А.П. Чехова (с обобщением изученного.

1

5.09

5.09

Продолжение и развитие гуманистических и реалистических традиций русской классики(А.П.Чехов, И.А.Бунин, А.И.Куприн). поиски новых форм и принципов изображения действительности и поэтического самовыражения… (символизм, акмеизм, футуризм).

2.

Чехов-враг пошлости, фальши, бездуховности. Рассказы «Крыжовник», «Ионыч».

1

5.09

5.09

Умения делать краткий пересказ, выводы, обобщения, увидеть лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа, отсутствие морализаторства, ориентация на читателя- единомышленника.

Пейзаж, лаконизм

3.

Мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде.

1

6.09

6.09

«О любви» и др.

4.

Чехов в начале ХХ столетия. «Вишневый сад», история создания, жанр, композиция.

1

12.09

12.09

Сложность и многозначность отношений между героями пьесы. Разлад их желаний и стремлений, с одной стороны, и реальностей жизни – с другой стороны как основа драматического конфликта. Лиризм и мягкий юмор Чехова. Тоска по иной, истинно человеческой жизни. Смысл названия пьесы

Пьеса

Символика

5.

Характеристика действующих лиц в пьесе «Вишневый сад». Авторское отношение.

1

12.09

12.09

Рассмотреть систему образов пьесы, выяснить способы создания образов персонажей, проанализировать художественную природу главного образа пьесы.

Тест

Рецензия (домаш.)

6.

Р/р. Конфликт в пьесе. Комическое и трагедийное. Критики о «Вишневом саде».

1

13.09

13.09

Рассмотреть способы организации сценического действия в пьесе, объяснить понятие «подтекст» и показать способы его создания.

Подтекст

Критики о творчестве Чехова.

7.

Литература 1 половины ХХ века. Поэзия начала века. Литературные направления в поэзии серебряного века.

1

19.09

19.09

Проблема индивидуализма и «единичности» человека как выражения свободы выбора и творчества; сила и слабость этой позиции. Литературные направления поэзии.

Групповая работа, подготовка к защите модернистских направлений(представление о течении, о представителях-поэтах).

8.

Символизм. И.Ф.Анненский. Анализ стихотворений.

1

19.09

19.09

Дать представление об особенностях поэзии и познакомить с личностью поэта; навыки анализа поэтического произведения, а также выявление в стихотворениях поэтов черты определенного течения.

Наизусть

9.

Анализ стихотворений К.Д.Бальмонта «Завет бытия», «Осенняя радость»

1

20.09

20.09

Показать яркую индивидуальность поэта, разобраться в его «творческой лаборатории».

Наизусть

Анализ стихов

10.

В.Я.Брюсов «Хвала человеку», «Сонет к форме», «Юному поэту».

1

26.09

26.09

Показать значение творчества Брюсова для русской поэзии; разобраться в особенностях поэтики Брюсова.

Наизусть

Анализ стихов

11.

А.Белый «Веселье на Руси», «Каменщик». Основные темы в лирике.

1

26.09

26.09

Дать представление о личности и литературном творчестве писателей,  показать особенности их поэтики.

Анализ стихов

12.

Ф.К.Сологуб «Я – бог таинственного мира…», «В поле не видно не зги…».

1

27.09

27.09

Дать представление о личности и литературном творчестве писателей,  показать особенности их поэтики.

Анализ стихов

13.

Н.С.Гумилев. Слово о писателе. Смысл его поэзии.

1

3.10

3.10

Дать представление о личности и поэзии Гумилева, закрепить понятие об акмеизме.

Познакомить с личностью и поэзией Северянина, показать истоки и значение его творчества.

Знакомство со стихами Хлебникова…

Футуризм

Эгофутуризм

14.

Художественный мир Н.Гумилева. Анализ стихотворений.

1

3.10

3.10

Дать представление о личности и поэзии Гумилева, закрепить понятие об акмеизме.

Познакомить с личностью и поэзией Северянина, показать истоки и значение его творчества.

Знакомство со стихами Хлебникова…

15.

И.Северянин. Слово о поэте.   Основные темы  и мотивы.

1

4.10

4.10

Дать представление о личности и поэзии Гумилева, закрепить понятие об акмеизме.

Познакомить с личностью и поэзией Северянина, показать истоки и значение его творчества.

Футуризм

Эгофутуризм

Анализ стихов.

 

16

Раб. с крит. Литературой

1

10.10

10.10

Знакомство со стихами Хлебникова…

Наизусть

17.

Самостоятельная работа.

1

10.10

10.10

18.

А.А.Блок. Жизнь и творчество ( с обобщением изученного).

1

11.10

11.10

Познакомить учащихся с атмосферой, в которой вырос Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; особенности поэтики первой книги- «Стихов о прекрасной Даме»(первый том «трилогии вочеловечивания»).

19.

Лирика Блока. Анализ стихотворений. Отражение конфликтной и противоречивой жизни.

1

17.10

17.10

Закрепить представления о ранней лирике поэта, выявить важнейшие эстетические и мировоззренческие особенности стихов второго тома.

Наизусть

20.

. Россия-центральная тема поэзии Блока.

1

17.10

17.10

Проследить за изменениями эстетики и поэтики Блока на примере стихов третьего тома, отработать навык самостоятельного анализа крупного лирического произведения. Выявить специфику блоковской трактовки темы России.

Художественный образ

21.

Любовная лирика Блока, ее многогранность. Символика образов.

1

18.10

17810

22.

Поэма «12». История создания, жанр, композиция, язык.

1

24.10

24.10

Определить позицию Блока по отношению к революции, своеобразие восприятия поэтом революционных событий, выявить художественную новизну поэмы «Двенадцать» и ее связь со всем поэтическим путем Блока, подвести итог наблюдениям над поэтической манерой Блока, его художественным новаторством.

Сочинение

«Поиски и находки поэтов Серебряного века», «Мой любимый поэт Серебряного века».

23.

Стихия революции, символические образы в поэме «12».

1

24.10.

24.10.

Беседа по вопросам

24.

Р/р. «Двойное видение революции». Критики о поэме.

1

25.10

25.10

Работа с критической литературой.

Составление краткого конспекта.

25.

И.А.Бунин. Жизнь и творчество  (с обобщением изученного)ю

1

31.10

31.10

Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Бунина, показать своеобразие стиля Бунина на примере рассказов писателя.

Поиски обновления искусства(литература, живопись, музыка). Человек на перепутьях истории…

Конспект статьи

26.

Картины угасания «Дворянского гнезда». Светлые и темные стороны деревенской жизни.

1

31.10

31.10

Анализ рассказов. Мотивы очищающего влияния родной природы, бессмысленная погоня за богатством и наслаждениями. «Живопись словом» -характерная особенность стиля Бунина.

Идейно-художественное своеобразие произведения малой формы. Выписать из рассказа «Г. из С.-Ф.» символы

.

27.

Обличение фальши современной цивилизации, в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

1

1.11

1.11

бессмысленная погоня за богатством и наслаждениями. «Живопись словом» -характерная особенность стиля Бунина.

28.

Трагичность любви в произведениях Бунина. «Живопись словом».

1

11.11

11.11

характерная особенность стиля Бунина

29.

Лирика И.А.Бунина. «Сапсан», «Одиночество».

1

15.11

15.11

Анализ лирического произведения.

Чтение наизусть, сочинение-миниатюра «Смысл жизни человека». Тест.

30.

Жизненный и творческий путь А.И.Куприна. История создания «Гранатового браслета».

1

15.11

15.11

Обзор творческого пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина.

31.

История любви «маленького человека» Желткова.

1

18.11

18.11

Умение самостоятельно готовить сообщения по данным вопросам.

32.

Смысл споров о сильной, самоотверженной любви.

1

22.11

22.11

Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе. Трагическая история любви «маленького человека» Желткова как своеобразный ответ на эти споры. Разговор о мастерстве писателя.

Вопросы для викторины по рассказу «Гранатовый «Круглый стол» по теме: «Что такое любовь?! Всегда ли любовь должна быть трагедией?» Подготовка к сочинению по повести «Гранатовый браслет». Рассуждения по теме; проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения: выбор эпиграфа, формулировка главной мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для доказательства своих мыслей; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать любовь к художественному слову.

33.

Р/р. Работа с критической литературой.

1

22.11

22.11

34.

Жизнь и творчество М.Горького.

1

25.11

25.11

Познакомить учащихся с вехами биографии и творчества Горького, показать особенности романтизма Горького.

Мастерство писателя в изображении людей- индивидуалистов. Сравнительная характеристика героев

.

35.

История создания, жанр, композиция, рассказа «Старуха Изергиль».

1

29.11

29.11

36.

Проблема смысла жизни.

1

29.11

29.11

37.

Пьеса «На дне». История создания, жанр, композиция.

1

2.12

2.12

Показать новаторство Горького, определить составляющие жанра и конфликта, выявить социальный и философский аспекты пьесы, рассмотреть важнейшие особенности горьковского реализма, горьковской концепции личности, своеобразие драматургии Горького.

Драма

38.

Философская проблематика пьесы, сила социального обличения.

1

3.12

3.12

Создание проблемной ситуации, побуждение учащихся к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию

39.

Споры о предназначении человека.

1

6.12

6.12

Выявить позиции героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде

40.

Пьеса «На дне». Гуманизм-милосердие-жалость.

1

6.12

6.12

41.

Обзор стихотворений Горького.

1

9.12

9.12

«Несвоевременные мысли»(обзор). Сложность отношения Горького к Октябрьской революции.

Критики о творчестве Горького.

42.

Жизнь и творчество В.В.Маяковского.

1

13.12

13.12

Закрепить представления о футуристической эстетике, сформировать представления о поэтической индивидуальности раннего Маяковского, его гражданской позиции.

Краткий анализ стихов

43.

Мотивы раннего творчества поэзии Маяковского.

1

13.12

13.12

Выявить своеобразие решения любовной темы в лирике М., осмыслить взгляд М. на роль поэта и назначение поэзии в революционную эпоху, уникальность его позиции и ее ограниченность. Осмыслить истоки трагедии поэта.

Сочинение

«Гуманизм ранней лирики М.», «Образ поэта в творчестве М.», и др.

 

44.

Сатира Маяковского. Поэтическое новаторство Маяковского.

1

16.12

16.12

Определить отношение поэта к революционным событиям1917 года и его общественную позицию в послеоктябрьский период, проследить за изменениями поэтики Маяковского.

Тест

45.

Послереволюционное творчество.

1

20.12

20.12

Рассмотреть особенности разработки Маяковским лиро- эпического жанра, определить место поэм Маяковского в его творчестве и истории отечественной поэзии, выявить причины обеднения поэтического языка Маяковского.

Актуальность тем в стихотворениях М. М. – сегодня!.

46.

«Маяковский – сегодня»

1

20.12

20.12

47.

С.Есенин. Жизнь и творчество.

1

23.12

23.12

Познакомить учащихся с личностью , судьбой поэта и его творчеством., рассмотреть особенности мировосприятия поэта, сформировать представления о народных истоках его поэтики, о важнейших приемах поэтической выразительности.

Наизусть

Жизнь и творчество поэта в стихах

48.

Чувство любви к Родине, к природе родного края в поэзии.

1

27.12

27.12

Подготовка сочинению по творчеству Есенина

Над строчками есенинских стихов». Эссе. Сочинение…

49.

Пейзажная лирика С.Есенина.

1

27.12

27.12

50.

Любовь в поэзии С.Есенина.

1

Сформировать представления о своеобразии любовной лирики Есенина, о единстве лирического и эпического начал в творчестве зрелого периода, о позиции поэта в эпоху революционного раскола и истоках его жизненной трагедии.

Наизусть

51.

Анализ стихотворений С.Есенина.

1

Закрепить представления о художественной специфике поэзии Есенина, проследить за эволюцией его художественной образности.

Анализ стихотворений

52.

О.Э.Мандельштам. Очерк жизни и творчества.

1

Раскрыть особенности поэтики первых сборников Мандельштама, рассмотреть изменение отношения поэта к слову. Знакомство со стихами: «Нет, не луна, а светлый циферблат…». Сборник «Камень». «Отравлен хлеб и воздух выпит…», «Я не увижу знаменитой «Федры». Сборник «Тристи». «Я слово позабыл, что я хотел сказать…» , «Сумерки свободы», «Адмиралтейство» и др.

53.

Философские мотивы в творчестве Мандельштама.

1

, рассмотреть изменение отношения поэта к слову. Знакомство со стихами: «Нет, не луна, а светлый циферблат…». Сборник «Камень». «Отравлен хлеб и воздух выпит…», «Я не увижу знаменитой «Федры». Сборник «Тристи». «Я слово позабыл, что я хотел сказать…» , «Сумерки свободы», «Адмиралтейство»

54.

М.И.Цветаева. Страницы из жизни и творчества.

1

Сформировать представление о личности и своеобразии поэтического мира Цветаевой, о ее поэтической эволюции.

Анализ стихов

Наизусть

 

55.

Личные и гражданские мотивы.

1

Углубить представление о поэтической индивидуальности Цветаевой, отработать навык самостоятельного анализа лирического произведения

56.

Самостоятельная работа по творчеству Есенина, Мандельштама и Цветаевой.

1

Обобщить знания о поэзии данных авторов.

Тест

57.

Жизненный и творческий путь А.Ахматовой.

1

Продолжить знакомство с лирикой Ахматовой, охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма».

58.

Гражданские, патриотические, философские мотивы в творчестве Ахматовой.

1

59-

60.

Раннее творчество А.Ахматовой. Сборник «Вечер». «Сжала руки под темной вуалью»,

А.Ахматова в годы Первой мировой войны и революции. Гражданские мотивы в поэзии Ахматовой.

2

Выявить черты поэтической индивидуальности Ахматовой. Расширить представления о лирической героине и художественном своеобразии поэзии Ахматовой, проследить за динамикой развития ее поэтического мира.

«Сжала руки под темной вуалью», «Песня последней встречи», сборник «Четки». «Смятение», «Проводила друга до передней», «Я научилась просто, мудро жить».

А.Ахматова в годы Первой мировой войны и революции. Гражданские мотивы в поэзии Ахматовой.

Сборник «Белая стая. «Июль 1914», «Молитва», «Мне голос был. Он звал утешно...»(из сборника «Подорожник»). «Все расхищено, предано, продано»(из сборника Анно Домини МСМ…»). «Страх,  во тьме перебирая вещи…». «Не бывать тебе в живых…», «Многим». «Я голос ваш, жар вашего дыханья…».

61.

Трагедия поэта и народа. Анна Поэма «Реквием». История создания, композиционные особенности.

1

Определить философскую и этическую проблематику поэмы «Реквием», выявить и интерпретировать важнейшие мотивы и образы поэмы, определить место поэмы в контексте творчества Ахматовой, подвести итог наблюдениям над поэтикой Ахматовой, сформировать представление о тематическом многообразии и эстетическом единстве ее поэзии.  Критика.

Рецензия

62.

По страницам жизни и творчества М.Булгакова.

1

Познакомить учащихся с творческой биографией писателя и особенностями его художественного мира, выявить принципы соединения бытовой конкретики и фантастики в творчестве писателя, раскрыть многоплановость проблематики булгаковской прозы.

Роман- миф

Понятие о жанре мениппеи.

63.

История создания романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

1

64.

Жанровое своеобразие романа, композиционные особенности.

1

65.

Ершалаимские главы. Интерпретация библейского сюжета.

1

Выявить специфику булгаковской интерпретации библейского сюжета, очертить круг философских и этических проблем, поднятых в романе.

Сатира

66.

Философско-этическая проблема романа.

1

67.

Московские главы. Мастерства Булгакова-сатирика.

1

Выявить художественное своеобразие булгаковской сатиры, определить функции фантастической условности, сформировать первоначальные представления о карнавализации

68.

Литературный мир на страницах романа. История Мастера и Маргариты.

1

Выявить художественное своеобразие булгаковской сатиры, определить функции фантастической условности, сформировать первоначальные представления о карнавализации

69.

Судьба художника. Тема любви. Лирическое начало в романе.

1

Раскрыть булгаковское понимание художественного творчества, взгляд писателя на предназначение литературы и положение художника в мире; выяснить своеобразие булгаковской трактовки темы любви

70.

Тема совести.

1

Осмыслить философскую позицию Булгакова, выявить принципы сюжетно- композиционного строения романа, его важнейшие эстетические особенности.

71.

Трагичная любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью.

1

72.

Роман «Мастер и Маргарита» в зеркале критики.

1

Подготовка к сочинению по роману «Мастер и Маргарита». Критики о романе.

Сочинение

73.

А.П.Платонов. Жизнь и творчество.

1

Раскрытии своеобразие взгляда писателя на события революционной эпохи, определить важнейшие особенности платоновского героя, специфику пространственно- временной организации текстов писателя, выявить основные лейтмотивы прозы Платонова.

74.

Повесть «Сокровенный человек». Герой-правдоискатель и народный философ.

1

Мотив дороги. Своеобразие сюжета.

Образ странника в прозе Платонова.

75.

Значение образа Шарикова. Трагичное и смешное в повести.

1

Поиски смысла общего и личного существования. Мотив смерти и всеобщего сиротства. Проблема счастья.

76.

М.А.Шолохов. Жизнь и творчество писателя.

1

Углубить представления учащихся о жанре романа- эпопеи.

Роман- эпопея.

77.

Роман-эпопея «Тихий Дон». Из истории создания, жанр, композиция.

1

78-79.

Изображение гражданской войны как трагедии народа.

2

Раскрыть истоки характера и духовного мира центрального героя романа; выявить важнейшие черты писательского мастерства Шолохова в создании пейзажей и массовых сцен, определить специфику системы персонажей романа.

80.

Судьба Григория Мелехова, его правдоискательство.

1

Закрепить представления учащихся о системе персонажей романа, о приемах создания массовых сцен; выявить авторскую позицию по отношению к важнейшим историческим событиям, определить нравственную проблематику романа(проблема выбора, правды, революционного насилия).

81.

Судьба Аксиньи. «Мысль семейная» в романе. Женские образы.

Тема материнства

1

Закрепить представления учащихся о своеобразии и роли шолоховского портрета, раскрыть своеобразие женских характеров в романе, выявить истоки и сущность трагедии центрального героя; подвести итог размышлениям об авторской позиции в романе; отработать навык анализа крупного эпического произведения.

82.

Р/р. Критики о романе «Тихий Дон».

1

Подготовка к сочинению (анализ эпизода)

Роль и место эпизода в романе: «Свадьба Григория и Натальи».

«Бой под Глубокой».

«Наталья и Ильинична на бахче».

Сочинение (дом.).

83-

84

Литература  социального реализма. . Писатели первой волны эмиграции.

В.Набоков. Обзор жизни и творчества писателя

Роман «Машенька».

2

Сформировать первоначальные представления о специфике художественного мира Набокова, о гносеологической проблематике его произведений Выявить пространственно- временную организацию романа, показать границы между прошлым и настоящим, сравнить  понятие счастья героем и автором.

Тема времени. Двоемирие: призрачность настоящего и реальность прошлого в романе. Счастье в понимании героя и автора.

Сюжетно- композиционное своеобразие романа. Словесная игра как особенность стиля романа.

85

Литература 2 половины ХХв. Тема ВОВ в литературе.

1

Героико- трагедийные мотивы в литературе о войне; художественная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе. Гуманистический пафос литературы, поиск подлинных нравственных ценностей.

86

Поэзия. Симонов, Сурков, Исаковский. . Краткий анализ стихотворений о войне.

1

Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

К.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня», «Родина». А.А.Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…», «М.В.Исаковский «Ой туманы мои, растуманы…», «Враги сожгли родную хату…».

87

Героико-трагичные мотивы в литературе о войне.

1

Смеляков. «Милые красавицы России», «Там, где звезды светятся в тумане…». О.Ф.Берггольц. «Февральский дневник». М.Дудин. «Соловьи». С.С.Орлов. «Его зарыли в шар земной…», П.Д.Коган. «Нам лечь, где лечь…», Д.Б.Кедрин. «Красота», Д.С.Самойлов. «Сороковые роковые», Б.А.Слуцкий. «Лошади в океане», «Мои товарищи», С.С.Гудзенко. «Перед атакой», Е.М.Винокуров. «Сережка с Малой Бронной».

88.

Проза. В.П.Некрасов «В окопах Сталинграда».

1

Дать представление о тенденциях послевоенной литературы, показать значение повести Некрасова.

89

В.Кондратьев «Сашка», Ю.Бондарев «Горячий снег» (обзор).

1

Выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца в прозе Кондратьева; рассмотреть особенности стилевой манеры писателя; выявить отличия прозы Кондратьева от «прозы психологического драматизма

90.

Из поэзии середины века. Б.Пастернак. Анализ стихотворений. Краткий очерк жизни и творчества.

1

«Марбург», сборник «Близнец в тучах». («Метель»), сборник «Сестра моя- жизнь»(«Про эти стихи», «Определение творчества»), сборник «Второе рождение»(«О, знал бы я, что так бывает…», «Гамлет»(из стих. Юрия Живаго). «На ранних поездах», сборник «Когда разгуляется»(«Ночь», «В больнице», «Нобелевская премия», «Быть знаменитым некрасиво»).

91

92

Тема природы, любви, Родины. Назначение поэзии.

2

Углубить представления о поэтической индивидуальности Пастернака, отработать навык самостоятельного анализа лирического произведения: Из сборника «Сестра моя – жизнь» , стихи: «Зеркало», «Плачущий сад», «Душная ночь», «Определение поэзии», «Степь», «Сестра моя- жизнь и сегодня в разливе…».

1 Р/р. Семинар «Поэтика Б.Пастернака

Наизусть

93

94.

Христианские мотивы в стихах из романа «Доктор Живаго». Человек, история и природа в романе.

2

Знакомство с судьбой романа, дать представление о взглядах Пастернака на соотношение человека и истории; показать гуманизм и ценность этих взглядов(общая характеристика романа с рекомендациями для самостоятельного чтения).  Любовь в романе. Идея абсолютной ценности человеческой личности.

Анализ отдельных эпизодов

95

Н.А.Заболоцкий. Жизнь и творчество. . Человек и природа в поэзии Заболоцкого.

1

Знакомство с основными вехами биографии, дать обзор его поэзии, остановившись на главных темах творчества, сформировать представления учащихся о философской концепции и особенностях поэтики З. , проследить за изменениями поэтики от сборника «Столбцы» к философской поэзии 1930-х- 50-х гг. «Вечерний бар», «Вчера о смерти размышляя…», «Метаморфозы, «Завещание», «Гроза», «Некрасивая девочка».

96

Философичность лирики Заболоцкого. Параллелизм явлений природы и жизни чловека.

1

Р\р. Письменная работа. Анализ и интерпретация одного из стихотворений Заболоцкого, н-р., «В этой роще березовой»(«Цирк», «Свадьба», «Я не ищу гармонии в природе», «Прощание с друзьями»).

97

98

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика. А.Твардовский.

2

Дать обзор жизненного и творческого пути Т. , показать значение его творчества и общественной деятельности Из истории создания поэмы, жанр, композиция, своеобразие героев, показать глубокое чувство ответственности за жизнь и страдания окружающих. Краткий очерк жизни и творчества(с обобщением изученного). Тема бессмертия воинского подвига в стихотворениях Т. «Я убит подо Ржевом», «Памяти матери», «Вся суть в одном- единственном завете…».

Поэма «По праву памяти». Тема судьбы поколения, трагического разрыва связей между близкими людьми. Народность поэзии Т

99

100

А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Один день из жизни Ивана Денисовича».

2

Особенности развития поэзии и прозы 60-70-хгг. (гражданственность и публицистичность, устремленность к правде истории, к познанию нравственных основ современности). . Раскованность любовной лирики. Поиски новых форм поэзии. Сформировать представление о личности писателя и его гражданской позиции; выявить специфику организации повествования в рассказе «Один день Ивана Денисовича

Сочинение «Вся возвращенная мне жизнь…имеет вложенную цель»(А.И.Солженицын), «Что может правда», «Образ праведника в произведениях С.».

101

102

Литература последнего десятилетия ХХв. Поэзия Л.М. Мартынова, Б.Ахмадуллина.

2

Краткий анализ избранных стихотворений поэтов 60-70-х гг.

Кр. Очерк о личности каждого поэта.

103

104

Поэзия В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Бродского, Евтушенко. «Авторская песня». Поэзия В.Высоцкого.

2

Выявить важнейшие составляющие художественного мира Высоцкого, черты его поэтической индивидуальности; рассмотреть тематическое многообразие и эстетическое единство его произведений; осмыслить авторскую концепцию мира и человека.

«Татуировка», «Банька по- белому», «Штрафные батальоны», «Мы вращаем землю», «Песенка про прыгуна в длину», «Вершина», «Охота на волков», «Лукоморья больше нет», «Диалог у телевизора», «Моя цыганская», «Я не люблю» и др.

Наизусть

105

Обобщение. Подведение итогов.

1



Предварительный просмотр:

Часть 2.

Прочтите текст и выполните задания: А1 -А7; В11-В14.

   

1).Кинтель маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. 2).Сперва он услышал музыку. 3).У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. 4). А на фоне темных и рваных афиш играла на скрипке девочка. 5). Одного с Кинтелем возраста.

         6). Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрепанными, как у мальчишки, волосами. 7). Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

              8). У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. 9). На нем крупно было написано: 10) «Зарабатываю на скрипку.»

11). Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. 12). Или не очень хорошая. 13). Но даже на ней девочка играла восхитительно. 14). По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка – тоже. 15). Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. 16). Было что – то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто ее играл, - в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. 17). И еще была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. 18). А вокруг стояли люди.

        19). Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.

         20). У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. 21). А будь у него свои деньги – хоть сто рублей! – он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. 22). Хотя… посмел бы он? 23). Все сразу начали бы глядеть на него. 24). И она посмотрела бы – на неловкого, стриженного арестантским ежиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке… 25). Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его завороженности…

            26). Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щеки. 27). И пошел, пошел, не решаясь оглянуться. 28). И долго еще слышал скрипку…

Часть 2.

А1-А7.

К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

А1. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит вопрос: «Почему героя сразу «взяла в плен» маленькая скрипачка?»

1) Девочка, игравшая на скрипке, была необыкновенно красива.

2) Девочка вызывала симпатию у героя прежде всего тем, что умела сама зарабатывать деньги.

3) Девочка  представлялась герою беззащитной и в то же  время самостоятельной, глубокой.

4). Девочка не обращала внимания на героя, и  это задевало его и  пробуждало интерес к ней.

А2. Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно?»

1). Девочка играла уверенно и громко, хотя в руках у нее была чужая или плохая скрипка.

2). На героя повлияло то, что многие останавливались послушать игру девочки.

3). За плохую игру люди не станут платить деньги, а девочке их набросали немало.

4). Девочка умела вложить в мелодию душу, как бы сливаясь с музыкой в единое целое.

А3. Как характеризует героя информация, заключенная в предложениях 20-21?

1). Кинтель был человеком расчетливым, даже скуповатым.

2). Кинтель был ответственным, рациональным человеком, но при этом был способен на душевные порывы.

3). Кинтель был не способен на жертвы, хотя бы и небольшие.

4). Кинтель ценил материальное, насущное значительно выше любого искусства.

А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «завороженность» (предложение 25).

1). Очарованность

2) колдовство

3) любовь

4) неподвижность

А5. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1). 1) Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. 2) Сперва он услышал музыку.

2). 7). Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

8). У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист.

3). 17). И еще была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество.  18). А вокруг стояли люди.

4). 23). Все сразу начали бы глядеть на него. 24). И она посмотрела бы – на неловкого, стриженного арестантским ежиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке…

А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор и герой называют скрипачку не «девчонка», не «девчушка», а «девочка?»

1) жалости автора и героя к маленькой скрипачке.

2) большой разнице в возрасте героя и героини.

3) снисходительном отношении автора и героя к бедной уличной скрипачке.

А7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 6: «Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрепанными, как у мальчишки, волосами».

1) метафора

2) сравнительный оборот

3) фразеологизм

4) термин.

В1-В14.

Ответы на задания В1-В14 записывайте словами ил цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. Замените слово Бумажек в предложении 19 синонимом официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним.

 

В2. Из предложений 6-7 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В3. Из предложений 17-18 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости \ звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

В4. В предложениях 24-25 найдите слово, в котором правописание нн определяется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное переходит  в причастие и в его суффиксе пишется нн». 

Выпишите найденное причастие.

В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве.

Она покачивалась на загорелых ногах,(1) как на стебельках,(2) задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. У ног девочки,  (3) в пыльных подорожниках, (4) лежал скрипичный футляр, (5) в откинутой крышке его белел бумажный лист.

В6. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями ССП.

По крайней мере, (1) Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, (2) и сама девочка – тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку, (3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске.

В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями СПП.

Он и так уже стоит здесь, (1) наверно, (2) полчаса, (3) поэтому все, (4) конечно, (5) догадались о его

завороженности… Кинтель попятился, (6) чувствуя, (7) как наливаются теплотой уши и щеки.

В8. Замените словосочетание слушали внимательно (предложение 19), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 23.

В10. Среди предложений 1-5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

В11.Среди предложений 25-28 найдите предложения с обособленным обстоятельством. 

Напишите номера этих предложений.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие Комплекс физических упражнений с предметами для учащихся 9-11 классов

Систематически применяемая физкультура и спорт – это молодость, которая не зависит от паспортного возраста, это – старость без болезней, которую оживотворяет оптимизм, это долголетие, которому сопутст...

Учебно-методический комплекс к учебному плану комплексной образовательной программы «Семицветик» подпрограммы «Мир вокруг нас»

Учебно-методический комплекс подпрограммы "Мир вокруг нас" является одним из элементов комплексной образовательной программы "Семицветик" в организации образовательной деятельности предшкольной подгот...

Учебно-методическое пособие: "Комплексы утренней гимнастики"для учащихся старших классов.

Учебно-методическое пособие разработано Кравчук Татьяной Михайловной, учителем МАОУ Лицей №1, в соответствии с федеральными требованиями. Материал представлен в форме презентации, разработан в помощь ...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине "Химия"

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Химия» адресован студентам очной формы обучения и предназначен для повышения эффективности и качества подготовки путем:- систематизации...

Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс, по учебно-методическому комплексу под редакцией Л. Н. Боголюбова

       Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и тем...

Структура и содержание учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Русский язык» (СПО)

В статье представлена структура и содержание учебно-методического комплекса по учебной дисциплине "Русский язык". Определена структура технологической карты, дан пример обратного листа....

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...