Выступление на МО
учебно-методический материал по теме

Харченко Юлия Васильевна

Религиозные вопросы на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx43.73 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Харченко Юлии Васильевны,

учителя русского языка и литературы МКОУ СОШ №3,

на районном заседании МО

Тема " Религиозные вопросы на уроках русского языка и литературы"

                                          Ноябрь 2012

 Стремительно расширяются границы нашего мира, он всё более приобретает черты изменчивости и динамизма. Подготовка и адаптация личности в этом быстротечном меняющемся мире – эта задача под силу Православной культуре как мудрейшей науке о национальной и мировой духовно-нравственной и психологической ориентации. Человек – функция государства. У педагога, у всего образования как социального института появилась новая ответственная функция сохранить мир и жизнь на Земле.

             Цель  образования – становление личности, приобретение человеком своего «образа».  Два этих понятия - образование и воспитание – очень близки. Становление личности предполагает какую-то цель. Но в духовном образовательном процессе эта цель не может быть поставлена, поскольку иначе мы вмешиваемся в свободный выбор каждого отдельного человека. И борьба против религии в образовательном учреждении, и насильственное внедрение религии – одинаково тоталитарны. Но если молодые люди обращаются к оккультизму или псевдорелигиозным культам (популярные сейчас «готы», «эму»), то не ищут ли они в них нечто, отсутствие чего делает ущербной постановку образования? Кроме традиционных причин, называемых для объяснения вступления в секты да и суицидных попыток (страх перед будущим, личные проблемы, конфликт поколений, протест против несправедливости и т. д.), можно выделить несколько дополнительных:

            стремление к целостному жизненному идеалу, в котором сочетались бы научные, личные, общественные, религиозные, мировоззренческие интересы, одним словом, к сложному синтетическому соединению всех аспектов человеческой жизни;

            желание видеть отношения между людьми нравственными, а значит гарантированно безопасными для себя не со стороны государства, а со стороны окружающих людей;

            желание некоего успеха в общественной деятельности, который возможен лишь при единстве целей и средств у многих людей , и невозможен при тотальном разномыслии, когда у каждого готов собственный проект преобразования мира, и именно поэтому ничего не преобразуется.

             Все эти запросы молодых современных людей вытекают из нормальных требований человеческой природы, но они многократно усиливаются в современный век информатизации, когда степень возможностей каждого отдельного человека неизмеримо возрастает.

            Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн пишет: «Обладая трагическим опытом запрета на веру, нам особенно важно заново осмыслить пройденный путь, научиться отличать добро от зла, истину ото лжи, настоящую духовность от лукавой подделки. Так заново учится ходить больной после долгой и тяжёлой болезни. Лишь восстановив благодатную преемственность русского религиозно-национального самосознания, можем мы рассчитывать на успешное выздоровление. Иного пути нет».

                Проблема духовно-нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовной сферы в цикл гуманитарных дисциплин является приоритетным направлением в развитии и воспитании  школьников в отечественной педагогике.

             Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего  общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег. Национальная доктрина образования  Российской Федерации, определяющая стратегические цели и задачи воспитания и обучения до 2025 года, нацеливает систему образования на преодоление духовного кризиса, создание условий для воспитания молодого поколения в духе высокой нравственности.

               Категория «духовно-нравственное развитие» в девятой статье закона «Об образовании» определяет иерархическую структуру результатов образования. Образовательные программы, которые надлежит освоить обучающемуся, должны обеспечить, во-первых, духовно-нравственное развитие, во-вторых, воспитание, в третьих – качество подготовки обучающихся. Такая формулировка предписанных результатов деятельности образовательных систем  содержит в себе целых ряд  предпосылок и задает новую методологию образования.

                Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования, ключевое требование ФГОС.

В педагогике до недавнего времени духовно-нравственное воспитание сводилось к воспитанию патриотизма, интернационализма, трудолюбия, коллективизма, дисциплины, атеизма, честности, правдивости. Другими словами, философской основой педагогических технологий являлось диалектико-материалистическое философское направление.

                Теперь многие стороны понятия морали приобретают  более глубокое, в том числе личностное, содержание. В содержание морали включаются и такие понятия, как  долг, благородство и порядочность, милосердие и сострадание, мужество и ответственность.

               С духовно-нравственным воспитанием учащихся связано и рассмотрение вопросов о личном и общественном, о цели и смысле человеческой жизни, о счастье, дружбе, любви. Эти вопросы не могут быть решены в отрыве от исторически сложившегося менталитета народа, в становлении которого главную роль всегда играла религия.

             Это подтверждает и В.В. Путин, президент РФ. Приведу цитату из его выступления: «Православие является нравственным стержнем нашего народа… Нет и не может быть, на мой взгляд, в сегодняшнем мире морали и нравственности в отрыве от религиозных ценностей… По моему глубокому убеждению, моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных».

               Однако вопрос интеграции  православия в учебно-воспитательный процесс долгое время   должным образом педагогикой не рассматривался.                

              Эта проблема относится в полной мере  ко всем предметам гуманитарного цикла.

              Мы находимся лишь у истоков долгого процесса обновленного исторического познания русской литературы. Важнейшая задача такого познания: переход от социального или чисто эстетического анализа литературы к религиозному.

         Проблема заключается в том,   что учителя литературы порой не в силах дать оценку произведения с точки зрения православия, так как имеют уже сформировавшееся в советское время мнение.  Важно понимать, что для того чтобы формировать в своих воспитанниках целостное мировоззрение, нужно самому педагогу видеть при анализе не отдельные художественные образы, а целостную картину мира, которая стоит за этим произведением. Поиск ориентиров преподавания, с учетом традиционных религиозных ценностей, - важный вопрос для многих педагогов.

            Еще одной проблемой  современной школы, как известно,  является  отсутствие общей философской основы, отсутствие единства в идеологической направленности, эклектичность образования, и как следствие, содержание школьного образования не дает целостной картины мира.

Задачи :

         рассмотреть теоретические основы изучения литературы, русского языка в контексте традиционной религиозной культуры православия;

         разработать технологию   внедрения православного компонента  в  уроки  русского языка, литературы и внеурочную деятельность, направленную на повышение воспитательных возможностей урока;

         обеспечить реальные условия для формирования духовно-нравственных качеств учащихся, ценностно-смысловых жизненных установок и навыка рефлексии;

         На формирование  ребенка в целостную личность должны быть направлены усилия всего учебно-воспитательного процесса, то есть необходима такая же целостная  программа воспитательного влияния, охватывающая не только сугубо воспитательные мероприятия, но и урочную деятельность, так как школа – это, прежде всего, уроки. Воспитательные мероприятия по своему характеру эпизодичны, проводятся в соответствии с планом работы школы и охватывают далеко не всех детей, а наиболее активных.  Таким образом, именно обучение должно быть могущественным органом воспитания.  Известно, что такой педагог, как Я.А. Коменский не делал различия между воспитанием и обучением.

         Следовательно, справедливым, на наш взгляд,  будет утверждение, что наиболее важными дидактическими принципами в решении проблем данного аспекта должны быть  принципы обучающего воспитания и всестороннего развития личности.

           Принцип обучающего воспитания  выражен в следующих словах К.Д. Ушинского:

«Воспитательное влияние науки тогда только окажется действительным,

когда оно подействует не на один ум, но на душу и чувство».

               Предмет, который позволяет воспитывать у ученика нравственность и заложить фундамент для дальнейшего духовного развития – основы православной культуры. Поэтому идеи православия могут и должны систематически, ненавязчиво присутствовать в уроках литературы, русского языка и других предметах гуманитарного цикла.

             Современному школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать.  Читая классику, школьники могут понять, что такое настоящая любовь, свобода выбора, совесть, ответственность.    

               Использование метапредметной технологии на уроках литературы, основах православной культуры направлено, прежде всего,  на  формирование мировоззрения детей.

           Проблема внедрения норм православной культуры в образовательный процесс порождает необходимость реализации межпредметных связей. Нельзя не согласиться, что интеграция – средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Она является источником нахождения новых фактов,  которые подтверждают или углубляют определённые наблюдения, выводы учащихся по предметам. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности.  Использование интеграции на уроках русского языка и литературы может в большей степени,  чем традиционное предметное обучение,  способствовать воспитанию не только интеллектуально развитых учащихся,  обладающих целостным мировоззрением,  способных к анализу,  синтезу,  но и,  благодаря богатой по  содержанию программе литературы,  православной культуры,  реализовать воспитательную задачу по формированию духовно-нравственной личности.

             Большие воспитательные и познавательные возможности несет интеграция православного компонента в русский язык: формирует культуроведческую компетенцию — осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширяет знания о взаимосвязи развития языка и истории народа, способствует формированию национального самосознания.

            Нельзя не согласиться с известным филологом, педагогом Н.Саблиной, что  необходимо возвращение церковнославянского языка в нашу современную школу, чтобы остановить катастрофически падающую грамотность и оживить преподавание русского языка.

Отрываясь от церковнославянского языка, мы отрываем русский язык от его корня.  

             Интеграция православного компонента в уроки русского языка предполагает:  

         введение языкового материала  духовно-нравственной тематики;

         использование отрывков из литературных произведений, стихотворений   православного миросозерцания;

       анализ  пословиц, поговорок, притч;

       обращение к  Священному писанию;

      включение сведений из истории языка;

      изучение этимологии слова;

      изучение церковнославянского языка.

         Обращение к истокам языка у учащихся всегда вызывает интерес и делает язык живым, во всех смыслах говорящим, если мы, например, расскажем о том, что в житии святых Кирилла и Мефодия славяне названы «простой чадью». "Простая" - значит ясная, прямая, не лукавая, не искривленная, не искаженная. И у этой "простой чади" был и язык такой. Следы этого слова дети без труда увидят в таких словах,  как чадо, чадушко, домочадцы. Слова обогащаются новым смыслом.

         Обращение к этимологии слова помогает понять глубже художественное произведение и его нравственный, духовный смысл. Что означает слово «счастье»? Исходя из этимологии этого слова, счастье человека состоит в том, что он живет не один. «Счастье» - то есть «соучастие» в другой жизни. «Я часть тебя, а ты - часть меня. Мы – со-части друг друга». Человек, который никого не любит, - это бесконечно одинокий и несчастный человек. Такие размышления об этимологии слова сделают более глубокими и понятными многие произведения русской литературы, например, стихотворение Ф.Тютчева «Silentium!» («Молчание!»)

     Обращение к истории языка способствует формированию ответственного и бережного отношения к языку, пробуждению интереса, повышению грамотности.  Например, при изучении правила о правописании приставок на з- и с- полезно  рассказать, что приставка без- в русском языке обозначала отсутствие чего-то. Но после 1917 года большевики поменяли орфографию, и появились слова с написанием бесценный, бесполезный. Почему? Нетрудно догадаться. После такой беседы запоминание изучаемой орфограммы идет лучше. А этимология слова безобразный откроет детям истинный смысл понятия «образование», что это не банальное "просиживание" за школьной партой с целью получения аттестата. Мы должны помнить, что образование - это формирование образа.  Образ – это еще одно народное название иконы. К какому же образу и подобию мы должны стремиться, если хотим быть образованными?

      Уважению, любви к языку, пробуждению самосознания способствует, например, при изучении темы «Словообразование» замечание учителя о том, что русский язык – очень ласковый язык. Из двух тысяч живущих на Земле языков  ни один язык не знает такого изобилия уменьшительно-ласкательных суффиксов, такого многообразия ласковых синонимов к словам. Это говорит о том, что русский человек по природе своей очень добрый и  сострадательный.

     Небольшие пословичные предложения для разбора по русскому языку («На лжи далеко не уедешь»; «Люди стали жить богаче, но беднее стала речь», «Много на свете умных, да добрых мало»,  « Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано»), а какую большую работу можно по ним провести!

       Использование цитат Священного писания  полезно при изучении различных тем русского языка. Например, подчеркнуть грамматические основы предложений: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12); «Почитай отца твоего и мать твою и долголетен будешь на земле» (Десять заповедей, "Исход", гл. XX, ст. 12.); "Всякое слово гнилое да не исходит из уст ваших"(Еф.4; 29).

      На  уроках русского языка для работы над развитием орфографической зоркости,  обогащением словарного запаса, расширением лингвистического кругозора, развитием памяти,  внимания,  логического мышления,  речи автор опыта использует отрывки из литературных произведений  русской классики (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Майков, Ф.И. Тютчев и др.), наполненных "светлым" мироотношением.

 В данной работе соединяется работа над смыслом произведения и работа по изучению языка. Эти произведения позволяют почувствовать мелодичность и ритмичность русской речи.

Например, у А. Майкова есть стихотворение:

В чём счастье?

– В жизненном пути,

Куда твой долг велит, - идти,

Врагов не знать, преград не мерить,

Любить, надеяться и верить.

В первую очередь стоит задать вопросы:

– О чём это произведение?

– Чему оно нас учит?

– Что же такое счастье?

– Как его понимает лирический герой?

– А как его понимаете вы?

 А далее продолжить  работу по теме «Глагол».

         При изучении темы «Союзная и бессоюзная связь между предложениями» дает богатые воспитательные возможности стихотворение современного поэта Н.Зиновьева «Молитва»:

Как  ни темна, как ни трудна
Жизнь россиян, как ни  убога,
К Творцу есть просьба  лишь одна,
Лишь  об  одном прошу  я Бога:
Не  дай  такого, Боже мой,
Чтоб наша Русь,  ругаясь матом,
Пошла по миру не с  сумой,
А с  самым  лучшим автоматом…
             

              В процессе восприятия художественного произведения школьник имеет возможность усваивать сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждаться в истинности тех или иных нравственных ориентиров, получать опыт нравственной оценки.                      

            Современное прочтение классики должно учитывать тот

фактор, что русская литература выросла из древнерусской и святоотеческой литературы, основой которой является православие. Православие – основа русского миропонимания и русского способа бытия в мире: «Православная литература учит православному воззрению на человека, устанавливает правильный взгляд на внутренний мир человека, определяет важнейшие критерии оценки внутреннего бытия человека: смирение» (М.М.Дунаев).

                Еще в 19 веке не только отечественные исследователи, но и зарубежные обратили внимание на одну особенность русской литературы. Так, Стефан Цвейг писал: «Раскройте любую книгу из пятидесяти тысяч ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы, у Бальзака – замок с титулом пера. Кто из героев Достоевского стремится к этому? Никто. Ни один». Другими словами, различия русской и западной словесности определялись именно разнонаправленностью внутренних стремлений: западных писателей к сокровищам сугубо земным, русских – к неземному. Герой  русской литературы  страдает, обладая всеми земными сокровищами (Болконский, Безухов, героиня «Чистого понедельника»). Эти слова Стефана Цвейга можно с полным правом отнести ко всем произведениям русской литературы.

                Библейскими легендами, образами наполнены произведения Толстого, Достоевского. Эта традиция продолжается в творчестве Булгакова, Горького, Пастернака, Блока, Мандельштама, Айтматовой… Нельзя понять философию жизни этих писателей, их эстетики без знания Библии. Без знания этой Великой книги нельзя осмыслить многие произведения. Начиная с древнерусской литературы в 5 классе и заканчивая литературой 20 века в выпускных классах, так или иначе учащиеся  соприкасаются с ней в ходе анализа литературных произведений:

Роль библейского сюжета в романе «Мастер и Маргарита» и  интерпретация его Булгаковым;

Образ Иисуса Христа, который «и от пули невредим»;

Библейские мотивы в творчестве А. Платонова;

Религиозные мотивы и образы в поэзии Н.Заболоцкого и многие другие.

          Своеобразие  русской литературы требует и  особенного подхода при ее анализе. Этот подход должен акцентировать внимание читателей прежде всего на духовно-нравственном содержании литературы. Его назначение должно состоять не столько в интеллектуальном, рациональном, сколько в духовно-нравственном анализе и интерпретации литературных произведений.

           Основы такого подхода (сотериологического – «спасительного»)  заложили классики русской литературы (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, А.И. Герцен, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский), поднимавшие вопросы идейно-художественного содержания литературных произведений своих современников, критериев художественности, проблемы соответствия содержания литературных произведений нравственным идеалам, эстетическим представлениям того времени, нормам христианской этики. Позже такой  подход проявился в творчестве философов и богословов (от славянофилов до И.А. Ильина), святителей, священнослужителей и деятелей Православной Церкви.

               В наши дни ценнейшим опытом являются труды  М.М. Дунаева. По мнению  доктора филологических наук  Владимира Воропаева, труды М.М. Дунаева задали тон изучения литературы, который станет ведущим в литературоведении.

Задачей преподавания литературы М.М. Дунаев ставит не столько приобретение новых знаний, сколько осмысление русской литературы с точки зрения православного человека.

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где моль и ржа не истребляют и где воры не подкопывают и не крадут …» (Мф.6, 19-20).
Этой заповедью определена суть 2-х пониманий смысла человеческой жизни, 2-х типов мышления и культуры:

1) сотериологического ( от слова «спасение»: духовное выше земного);
2) эвдемонического  (от слова «счастье»: земное выше духовного).
           То есть человек стоит перед выбором: «сокровища небесные»  или    «сокровища земные»? Что  станет  в  жизни главным? Какой выбор делают русские писатели?

            Поэтому при анализе образа Катерины учитель не должен   заниматься поисками доказательств, почему Катерина «луч света в темном царстве», а подвести детей к поиску ответа на вопрос: «А был  ли другой путь у Катерины?» и вести разговор о грехе и покаянии.

           Большой православный воспитательный потенциал несет в себе не только творчество наших писателей, но и их биография.

                 Поскольку процесс формирования  ценностных ориентаций обучающихся на уроках осуществляется через их деятельность, выделяем основные виды этой деятельности:

Виды деятельности

Содержание деятельности

Эстетический

Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений

Интеллектуальный

Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками логического мышления

Познавательный

Формирование системы гуманитарных  и духовных понятий, составляющих основу научных знаний

Творческий

Создание творческих работ, проектов и т.п.

Исследовательский

Выполнение различных исследовательских работ

       Среди разнообразных видов деятельности учащихся важным средством воспитания своего «я», оценки своего развития учащимися считаю ведение личного дневника.

       Если человек действительно ориентирован на свое нравственное и духовное развитие, то должен вести дневник так, как это делал Л.Толстой, не просто описывая прожитый день и имевшиеся диалоги, но и давать критический анализ прожитому, своим поступкам и мыслям: «Я дурен собой, неловок... скучен для других, нескромен и стыдлив, как ребенок. Я почти невежа. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и то так мало. Я не воздержен, нерешителен, непостоянен, глупо – тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я  честен, то есть люблю делать добро, сделал привычку любить его; и когда отклоняюсь от него, бываю недоволен собой и возвращаюсь к нему с удовольствием; но есть вещи, которые я люблю больше добра – славу».

            Учитель может подсказать   детям, желающим работать над собой, такое средство самовоспитания, как рефлексию (Я понял сегодня, что...). Дневник воспитывает в человеке такие качества, как трудолюбие, потому что ежедневное ведение дневника учит регулярной работе, способствует наблюдательности, выработке слога, умению писать. Работа над стилем – важный аспект ведения дневника. Ведение дневника способствует расширению лексического запаса. Вспомним, что Пушкин-лицеист плохо знал русский язык, но прекрасно владел французским. Увлекшись литературным трудом, он постигает русский язык. И его пример должен быть для нас наукой. В повседневном обиходе мы используем пять-семь тысяч слов – это словарный запас средне образованного человека. У Пушкина же в его произведениях более 20 тысяч различных слов.

                        Безусловно, на уроках литературы всегда было актуальным и остается в настоящее время проблемное обучение, так как проблемные ситуации требуют  личного самоопределения учеников.

       

             Чацкий и Молчалин – кто из героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» «вписался» бы в современную жизнь и почему?

"Облако в штанах" - поэма  о любви или бунт человека против Творца?

             Печорин и Онегин - «лишние люди» своего времени, а нужны ли они в XXI веке?

             Смогла ли Татьяна Ларина, любимая героиня А.С.Пушкина, спасти от духовной безысходности Евгения Онегина?

             Почему М.Ю.Лермонтов любит свою Родину «странною любовью»?

Н.А.Бердяев назвал Лермонтова «самым религиозным из русских поэтов». Почему?

             Грех, возмездие и покаяние в драме А.Н.Островского «Гроза». Был ли иной путь у Катерины?

           Проблема «отцов» и «детей» - актуальна ли данная проблема сегодня?

            Нравственный идеал Л.Н.Толстого. Кого из героев романа «Война и мир» автор называл «любимыми», а кто вызывал у него духовное отторжение?

          Святость и грех в поэме А.Блока «Двенадцать». Мистика и реальность в поэме – почему до сих пор не стихают споры вокруг творчества поэта?

            Поэтический мир С.Есенина – взаимосвязь его творчества и христианского мировоззрения;

           В чем символическое значение переклички жизни – «крестного пути» Христа и доктора Живаго (Б. Пастернак «Доктор Живаго»)?

            Споры вокруг романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» - кто из героев вам симпатичен, а кто вызывает неприятие?

           Поэты Серебряного века – патриоты или диссиденты?

Любовь в поэзии Серебряного века - великая сила или темная, испепеляющая страсть?

          Как решает проблему человека и власти в своих произведениях А.И.Солженицын?

          Проблема нравственного выбора и поиск правды в прозе М.Шолохова: однозначны ли в своей человеческой сути Григорий Мелехов, Семен Давыдов, Макар Нагульнов, дед Щукарь, Андрей Соколов?

          Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Духовность или душевность?

          Возможен ли «земной рай», созданный ценой крови и насилия (А.Платонов «Чевенгур»), «…будет ли этот «рай» раем, если за него придется заплатить хотя бы одной слезинкой ребенка» (Ф.М.Достоевский)?

        Обитатели дна (М.Горький «На дне») - утонувшие или утопленные?»

       Какие идеалы и нравственные ценности утверждает В.Астафьев в романе «Прокляты и убиты», почему автор обращается к православной вере, христианской народной традиции?

     «Хорош божий свет. Одно нехорошо – мы» (А.П.Чехов). (По произведениям ХХ века) – ваша человеческая, нравственная позиция в оценке поступков героев произведений В.Шукшина, В.Распутина, В.Астафьева, Ч.Айтматова, В. Войновича, В.Пелевина, Т.Толстой, В.Токаревой, Л.Петрушевской, Л.Улицкой.

             Среди современных образовательных технологий достойное место

  должна занимать технология критического мышления,  имеющая большой развивающий потенциал, и  информационно-компьютерная технология, помогающая учителю эффективно, интересно проводить уроки.

   И, наконец, необходимо помнить, чтобы воспитывать нравственность и духовность,  самому воспитателю нужно быть нравственным.

       Необходимо помнить, что методическое решение проблемы воспитания и развития школьников на уроках реализуется, прежде всего, в целостности учебно-воспитательного процесса. Именно системный подход позволяет наиболее полно использовать факторы обучения, несущие воспитательный потенциал.

         Учитель литературы имеет уникальную возможность очень тонко и осторожно корректировать взгляды своих учеников, направлять их на нелёгком пути решения жизненно важных проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...