Метод интеллект-карт
презентация к уроку на тему

Интеллект-карта - это:

1.     Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

2.     Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

3.     Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

4.     Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

5.     Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

6.     Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Также метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:

1.     адаптироваться к условиям подготовки учебного материала;

2.     задействовать оба полушария головного мозга;

3.     повышать работоспособность.

Формировать общеучебные умения и навыки:

1.     запоминание информации при быстром и полном обзоре темы;

2.     создание конспектов лекций, докладов, выступлений, рефератов, статей, разработка проектов, презентаций

3.     осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности:

4.     улучшать все виды памяти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод интеллект – карт, как средство развития творческих способностей.

2 слайд: Графические методы записи знаний и систем моделирования  давно используются в методиках обучения, мозгового штурма, запоминания, визуального мышления для решения проблем, возникающих в процессе деятельности педагогов, инженеров, психологов и представителей многих других специальностей.

3 слайд: Одни из самых ранних примеров таких графических записей были разработаны философом 3 века н. э. Порфирием из Тироса он графически изобразил концепцию категорий философии Аристотеля. Философ Раймунд Луллий(1235—1315) также использовал подобную методику.

4 слайд: Современная  методика была разработана в конце 50-х годов 20 века для интенсификации процесса обучения человека, в дальнейшем эта теория получила своё развитие благодаря работам Аллана Коллинза и Росса Куиллиана в начале 60-х.

5 слайд: Метод интеллект-карт был предложен американским учёным и бизнесменом Т. Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Адекватного перевода на русский язык слов "mind maps" не существует. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума", что допускает весьма вольную трактовку из-за чрезвычайно широкого спектра значений слова "ум". Не лучше выглядят и другие варианты перевода: "карты разума", "интеллект-карты" или "карта связей", "карты сознания", "ментальные карты", "карты памяти", "карты представлений", "мысленные карты", "умственные карты" и т. д. В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", которым мы  и будем пользоваться в дальнейшем, хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций.

6 слайд: одну и ту же информацию мы можем выражать разными способами;  словами, жестами, знаками. Как видите знаков придумано довольно много, человек всегда старался свою информацию передать другим в обычном или закодированном (зашифрованном виде), даже на  заре цивилизации – 7 слайд:

9 слайд:  я думаю, вы прекрасно помните, кому принадлежат термины – «опорный сигнал, опорная схема». Да,  Шаталов  придумал, разработал и эффективно применял данную методику, которую психологи относят к так называемым ассоциативным картам.

10 слайд: в настоящее время Для учебных целей выделяются три вида информации, отличающиеся средствами выражения:

  • слова (текст);
  • система условных обозначений;
  • предметные изображения

11 слайд: С помощью текста можно дать:

  • определение
  • правило
  • цитату

12 слайд: систему условных обозначений определяют

  • формулы
  • диаграммы
  • Графики
  • таблицы

13 слайд: ну а здесь представлены изображения

14 слайд:  принципы построения опорных схем:

- симметричная композиция

15 слайд:  - ассиметричная

16 слайд: с концентрическим расположением элементов

17 слад: с ритмичным расположением;

18 слайд:  

Диаграмма  связей, известная также как интелле́кт-ка́рта, карта мыслей  или ассоциативная карта, — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи.

19 слайд:

Интеллект карта реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи.

20-23 слайды: последовательность создания интеллект карты

24-26 слайды: примеры интеллект карт, созданных нашими обучающимися.

Подводя итоги, можно сказать: интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:

  1. Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
  2. Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
  3. Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
  4. Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
  5. Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
  6. Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Также метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:

  1. адаптироваться к условиям подготовки учебного материала;
  2. задействовать оба полушария головного мозга;
  3. повышать работоспособность.

Формировать общеучебные умения и навыки:

  1. запоминание информации при быстром и полном обзоре темы;
  2. создание конспектов лекций, докладов, выступлений, рефератов, статей, разработка проектов, презентаций
  3. осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности:
  4. улучшать все виды памяти.

По материалам интернет- сайтов.

Рогожин М.В. МКОУ Среднецарицынская СОШ доклад на РМО учителей технологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Методическое пособие "Метод интеллект-карт - эффективная подготовка к ЕГЭ"

Данное методическое пособие предлагает использование инновационного метода обучения – метода интеллект-карт, который обеспечивает решение важнейших проблем образования: использование информационных ре...

Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»

Мастер-класс «Применение метода  интеллект-карт на уроках русского языка»Слайд № 1.В целях повышен...

метод интеллект-карт в подготовке к ГИА и ЕГЭ

Определение, цели, место в системе подоготовки к экзаменам и принципы создания интеллект-карт...

Метод интеллект-карт Моделирование как универсальное учебное действие

Одним из основных положений Федерального Государственного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД). Одной из форм представления учебной информации с учетом принципов систем...

применение метода интеллект-карт на уроках немецкого языка

выступление учителя на районных педагогические чтениях...

Метод интеллект-карт на уроках английского языка

Методическая разработка: Метод интеллект-карт на уроках английского языка...