Технология проектного обучения
материал на тему

Лесная Дина Сергеевна

Технология продуктивного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya_proektnogo_obucheniya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           НИПК и ПКРО

                                          Дистантный модуль

      Тема:  Технология проектного обучения

                                                                     Выполнил

                                                                                         учитель русского языка

                                                                                         и литературы

                                                                                         Лотошанской  СОШ

                                                                                         Краснозерского района

                                                                                         Лесная Дина Сергеевна

                                              2012, декабрь

                                         Технология проектного обучения.

            1 слайд

                                                                       «Любая деятельность может быть

                                                                  либо технологией, либо искусством.

                                                                  Искусство основано на интуиции,

                                                                  технология – на науке. С искусства

                                                                  всё начинается, технологией                                                                        

                                                                   заканчивается, чтобы затем всё

                                                                  началось   сначала».  Беспалько В.П.

                                                                 

                                                   

      Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление – педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы XX века в США, Англии и в настоящее время распространилось во всех странах мира.

      Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология». Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «технос» - искусство, мастерство, ремесло и «логос» - наука.

      Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения продукта с заранее заданными свойствами. Под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

       2 слайд

      Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

      Педагогическая технология может рассматриваться нами как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. Любая педагогическая задача эффективно может быть разрешена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом- профессионалом.    

       Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например, процесса обучения и его осуществления. Частные-технологии решения таких задач обучения и воспитания, как  педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка её результатов, и более конкретных – типа анализа ситуации, организации начала урока и другие.

      3 слайд  

      Рассмотрим, что же предполагает  педагогическая технология:

      Во-первых,  возможность разработки  различных выверенных педагогических технологий специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовки и богатый практический опыт;

     Во-вторых, возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.

      4слайд

      В настоящее время, в соответствии с концепциями, исследователи выделяют « современные образовательные технологии».

      Вашему вниманию представлена карта образовательных технологий, в которой современные образовательные технологии противопоставлены традиционным.

Карта образовательных технологий

«Традиционные»

образовательные технологии

« Современные »

образовательные технологии

Созерцательная

Деятельностная (деятельность в полном смысле слова)

Эмпирическая

Концептуальная

Последовательная

Крупноблочная

Неопережающая

Опережающая

Объяснительно-иллюстративная

Проблемная

Гностическая

Личностно-смысловая

Безальтернативная

Альтернативная

Монологическая

Диалоговая, взаимная

Академическая

Ситуативная

      5 слайд

      Наиболее эффективной технологией, обеспечивающей продуктивное обучение учащихся, является технология учебного проектирования, в основе которой лежат идеи американского философа-идеалиста Джона Дьюи о необходимости преодоления противоречия между личностью и обществом – между тем, что обучающийся хочет делать, и тем, что его заставляют делать – посредством «учение через делание».

      Ценность проекта определяется его образовательным, развивающим и воспитывающим потенциалом: возможностью включить обучающихся, ориентированные на научное исследование как образец для построения стратегии обучения.

      Что определяет сегодня качество труда любого коллектива? Где достигаются весомые и быстрые успехи? Там, где педагогами на вооружение берутся новые технологии, такие как проектная, проектно-исследовательская.

Организация проектной, исследовательской деятельности в учреждении -мощная инновационная технология.

      Проектно-исследовательская технология-это система интегрированных процедур в образовательном процессе. Эта технология включает в себя многие известные методы и способы активного обучения: метод проектов, методы сбора и обработки данных, исследовательский метод, проблемный, поисковый и многое другое.

      Перед современным педагогом поставлена сложная задача - воспитать активную, творческую, мыслящую личность, стремящуюся познать мир, себя и себя в мире.

     Это довольно успешно решается при использовании в образовательной практике проектно – исследовательской деятельности.  

      6 слайд

      Что же такое проект?

      Проект – в переводе с латинского языка означает «самостоятельный поиск пути».

      Слово «проект» имеет несколько значений и почти все они имеют отношение к педагогике.

       - во-первых, проект – это предварительный (предположительный) текст какого – либо документа.

       - во-вторых, проект понимают как некую акцию, совокупность мероприятий, объединённых одной программой или организационную форму целенаправленной деятельности. В качестве примера можно отметить один из самых грандиозных проектов – Интернет.

       - и третье значение проекта – деятельность по созданию (выработке, планированию, конструированию) какой-либо системы, объекта или модели.

Что касается проектирования и конструирования, то их различие также носит достаточно относительный характер. Но всё же отличие в том, что проектирование может быть и теоретическим (на бумаге или компьютере), а конструирование предполагает материальное воплощение проектной деятельности.

        7 слайд

        В современной педагогике активно развиваются три основных вида проектирования, которые различаются по объекту преобразования, целевой направленности и результата:

       - социально-педагогическое проектирование направлено на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами;

       - психолого-педагогическое проектирование направлено на преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательного процесса;

       - образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов.

       И как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить об образовательном проектировании.

       8 слайд

      Рассмотрим классификацию типов проектов:

  1. По продолжительности времени:

- Краткосрочные;

- Среднесрочные;

- Долгосрочные.

        2. По использованию дидактических средств:

             - Классические;

             - Информационные;

             - Коммуникативные.

        3. По способу преобладающей деятельности:

             - Исследовательские;

             - Познавательные;

             - Творческие;

             - Игровые;

             - Практико-ориентированные.

         4. По количеству участников в проекте:

             - Индивидуальные;

             - Коллективные;

             - Парные;

             - Групповые.

          5. По уровню интеграции:

             - Предметные;

             - Межпредметные.

      Но чаще всего применяется только один – учебно-познавательный проект.

        Учебно-познавательный проект – это: «ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, чёткой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися». За определённое время (от одного урока до 2-3 месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую, либо другую задачу. Необходимо получить новые знания в ходе решения учебно-познавательной проблемы.

       Но прежде чем научить ученика, учитель должен сам овладеть проектным мышлением. Полезно заниматься пр0ектно – исследовательской деятельностью даже по внедрению новых для себя технологий во временных творческих группах, где у каждого идёт смена профессионального мышления и переориентация от репродуктивного (традиционного) типа деятельности к продуктивному (инновационному).

      Каждый из нас, изначально, по своей природе – исследователь. И как важно не сужать мировоззрение наших воспитанников, а развивать в них способность активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектного обучения как средство развития креативности обучающихся в рамках образовательной области «Технология»

Статья из опыта работы Лазовской О.А. - учителя технологии МОУ СОШ № 40 г. Белгорода.) Образовательная область «Технология» имеет своей целью заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудо...

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...

Эссе к модулю Современные образовательные технологии. Технология проектного обучения.

Эссе к модулю Современные образовательные технологии.Технология проектного обучения....

Статья "Технологии проектного обучения на уроках технологии", 2019

Метод проектов позволяет реализовать разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, помогает созданию условий для креативной самореализации л...

ДОКЛАД на тему: Альтернативные технологии в структуре урока: Технология проектного обучения

Инновационные технологии обучения приобретают в образовании все большую популярность и востребованность. Обучение, ориентированное только на запоминание материала, уже не может удовлетворять современн...


 

Комментарии

Левина Юлия Валентиновна

Дина,Сергеевна! Замечательный материал по проектированию.

Левина Юлия Валентиновна

Дина Сергеевна, я полагаю, что вы являетесь участником конкурса "Педагог года? " Можно узнать, какие этапы имеются в вашем конкурсе? Буду рада получить ответ

Лесная Дина Сергеевна

Здравствуйте. В нашем районе конкурс делится на несколько этапов: очный - открытый урок в незнакомом классе, родительское собрание, внеклассное мероприятие,методический семинар, мастер-класс; заочный - личный сайт или блог.