УМК Теория вероятности и математическая статистика рабочая программам
методическая разработка (11 класс) на тему

Рузанкова Инна Алексеевна

Данный материал предназначен для преподавателей дисциплины "Теория вероятности и математическая статистика" 230701 "Прикладная информатика" на 2 курсе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_tv.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

“Железнодорожный колледж №52»

( ГБОУ СПО ЖК №52)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТИ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

специальности среднего профессионального образования

230701 Прикладная информатика

2013 г.

Одобрена

Предметной (цикловой) Комиссией естественно научных дисциплин

Наименование комиссии

Разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта по профессии/специальности начального/среднего профессионального образования

230701 Прикладная информатика

Код, наименование профессии/специальности

Протокол №  1

От «27» августа 2013г.

Председатель предметной (цикловой)

Комиссии

                                   Рузанкова И.А.

Подпись                    ФИО

Заместитель директора по учебной работе

                                        Морковина Н.А.

Подпись                          ФИО

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ        11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ        3


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 06Теории вероятностей и математическая статистика

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 230701 Прикладная информатика (по отраслям).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

        Общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Собирать и регистрировать статистическую информацию;
  • Проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
  • Рассчитывать вероятность событий, статистические показатели и формировать основные выводы;
  • Записывать распределения и находить характеристики случайных величин;
  • Рассчитывать статистические оценки параметров распределения по выборочным данным и проверять метод статистических испытаний для решения отраслевых задач.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • Основы комбинаторики и теории вероятностей;
  • Основы теории случайных величин;
  • Статистические оценки параметров распределения по выборочным данным;
  • Методику моделирования случайных величин, метод статистических испытаний;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 156 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 104 часов;

самостоятельной работы обучающегося 54 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

156

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

104

в том числе:

     практические занятия

52

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

52

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныОП.06. Теории вероятностей и математической статистики

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Элементы комбинаторики

18

1

Ведение

Цели, задачи дисциплины. Значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы.

2

Тема 1.1.

Элементы комбинаторики

Содержание учебного материала

6

2

1

Упорядоченные выборки (размещения). Правило произведения.

2

Размещения  и сочетания с повторениями. Размещения и сочетания

 без повторений. Перестановки.

2

3

Размещения с заданным количеством повторений каждого элемента. Неупорядоченные выборки

2

Практическое занятие

  1. Решение задач на расчёт количества выборок
  2. Решение задач с использованием правила суммы, правила произведения.
  3. Решение задач на расчет числа перестановок без повторений, размещения без повторений, числа сочетаний без повторений.

6

Самостоятельная работа обучающихся

Расчет количества выборок заданного типа в заданных условиях.

4

Раздел 2.

Основы теории вероятностей

28

Тема 2.1.

Случайные события. Классическое определение вероятности

Содержание учебного материала

8

1

Случайные события. Классическое определение вероятности.

2

2

Вероятности сложных событий. Схема Бернулли.

2

3

Пространство элементарных событий. Составные события, действия над событиями.  

2

4

Алгебра событий как одна из интерпретаций алгебры Буля. Диаграммы Венна.

2

Практическое занятие

  1. Вычисление вероятностей событий по классической формуле определения вероятности.
  2. Вычисление вероятностей сложных событий.
  3. Вычисление вероятностей событий в схеме Бернулли.
  4. Вычисление вероятности по формуле Байеса.

8

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата.

Расчетная работа.

Презентация.

12

Раздел 3.

Дискретные случайные величины (ДСВ)

24

Тема 3.1.

 Дискретные случайные величины (ДСВ)

Содержание учебного материала

8

1.

Понятие ДСВ. Распределение ДСВ. Функции от ДСВ. Характеристики ДСВ и их свойства

2

2.

Биномиальное распределение. Геометрическое распределение.

2

3.

Функция плотности распределения и ее свойства. Связь между дифференциальной и интегральной функцией распределения. Равномерное, нормальное, показательное распределение.

1

4.

Числовые характеристики  случайных величин (математическое ожидание, дисперсия, среднее квадратическое отклонение,  начальные и центральные моменты, мода, медиана, коэффициенты асимметрии и эксцесса) и их свойства.

2

Практические занятия

  1. Решение задач на запись распределения ДСВ.
  2. Вычисление характеристик ДСВ.
  3.  Вычисление (с помощью свойств) характеристик функций от ДСВ.

6

Самостоятельная работа обучающихся

Контрольная работа

10

Раздел 4. Непрерывные случайные величины (НСВ)

26

Тема 4.1.

Непрерывные случайные величины (НСВ).

Содержание учебного материала

6

1

Понятие НСВ. Равномерно распределенная НСВ. Геометрическое определение вероятности

2

2

Функция плотности НСВ. Интегральная функция распределения НСВ. Характеристики НСВ

2

3

Нормальное распределение. Показательное распределение

2

Практические занятия

  1. Решение задач на формулу геометрического определения вероятности (для одномерного случая, для двумерного случая, для простейших функций от двух независимых равномерно распределённых величин).
  2. Вычисление вероятностей и нахождение характеристик для НСВ с помощью функции плотности и интегральной функции распределения
  3. Вычисление вероятностей для нормально распределенной величины (или суммы нескольких нормально распределенных величин); вычисление вероятностей и нахождение характеристик для показательно распределенной величины.
  4. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины, распределенной по нормальному закону.
  5. Расчет характеристик НСВ.
  6. Расчет характеристик ДВС.

12

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка опорного конспекта.

Расчетная работа.

8

Раздел 5.

Центральная предельная теорема. Закон больших чисел. Вероятность и частота

12

Тема 5.1.

Центральная предельная теорема. Закон больших чисел. Вероятность и частота

Содержание учебного материала

4

1

Центральная предельная теорема (общесмысловая формулировка и частная формулировка для независимых          одинаково распределённых случайных величин)

2

2

Неравенство Чебышева. Закон больших чисел в форме Чебышева. Понятие частоты события.

Статистическое понимание вероятности. Закон больших чисел в форме Бернулли

2

Практические занятия

  1. Решение задач на неравенство Маркова
  2. Понятие о центральной предельной теореме
  3. Неравенство Чебышева и его приминении
  4. Решение задач на центральную предельную теорему

8

Раздел 6.

Выборочный метод. Статистические оценки параметров распределения

24

Тема 6.1.

Выборочный метод. Статистические оценки параметров распределения

Содержание учебного материала

8

1

    Генеральная совокупность и выборка. Сущность выборочного метода. Дискретные и интервальные вариационные ряды. Полигон и гистограмма. Числовые характеристики выборки.

2

2

Понятие точечной оценки. Точечные оценки для генеральной средней (математического ожидания), генеральной дисперсии и генерального среднеквадратического отклонения.

2

3

Понятие интервальной оценки. Надежность доверительного интервала Интервальная оценка математического ожидания нормального распределения при неизвестной дисперсии.

2

4

Точечная оценка вероятности события. Интервальная оценка вероятности события.

доверительного интервала. Интервальная оценка математического ожидания нормального распределения при известной дисперсии.

2

Практические занятия

  1. Построение для заданной выборки ее графической диаграммы.
  2. Расчёт по заданной выборке её числовых характеристик.
  3. Интервальное оценивание математического ожидания нормального распределения.
  4. Интервальное оценивание вероятности события.

8

Самостоятельная работа обучающихся

Статистическое исследование

8

Раздел 7

Моделирование случайных величин

24

Тема 7.1.

Моделирование случайных величин

Содержание учебного материала

8

1

Примеры моделирования случайных величин с помощью физических экспериментов. Таблицы случайных

чисел. Генератор значений случайной величины, равномерно распределённой на отрезке [0,1].

2

      2

Моделирование сложных испытаний и их результатов (в том числе моделирование биномиальной ДСВ и

геометрической ДСВ). Сущность метода статистических испытаний.

1

      3

Моделирование случайных величин; моделирование случайной точки, равномерно распределённой в прямоугольнике; моделирование сложных испытаний и их результатов.

2

Практические занятия

24. Моделирование случайных величин.

25. Моделирование случайной точки, равномерно распределённой в прямоугольнике.

26. Моделирование случайной точки, равномерно распределённой в прямоугольнике.

6

Самостоятельная работа обучающихся

Контрольная работа

10

                        


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинетаматематики.

Оборудование учебного кабинета:

  1. Персональные компьютеры.
  2. Периферийные устройства: принтеры, сканеры, (интерактивная доска).

Технические средства обучения:

  1. Видеопроектор.
  2. Интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основная

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1

Теория вероятности и математическая статистика

Павлов С.В.

М.: РИОР: ИНФРА-М, 2010

2

Моделирование сложных вероятностных систем

В.Г. Лисиенко,

О.Г. Трофимова, С.П. Трофимов,

Н.Г. Дружинина,

П.А. Дюгай

Екатеринбург: УРФУ, 2011

3

Дискретная математика: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования

М.С. Спирина,

 П.А. Спирин

М.: Издательский центр «Академия», 2010

Дополнительная

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1

Сборник задач  по математике.

Богомолов Н. В.

М.: Дрофа, 2009

2

Сборник задач и упражнений по обыкновенным дифференциальным уравнениям: Учебное пособие

Кочетков Е.С., Смерчинская С.О., Соколов В.В.

СПб.: Форум, 2011

3

Сборник дидактических заданий  по математике

Богомолов Н. В.

М.: Дрофа, 2012

Интернет ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Теория_вероятностей
  2. http://www.ksu.ru/infres/volodin/
  3. http://do.rksi.ru/library/courses/ms/
  4. http://www.uchites.ru/tvims/bazovyi_kurs
  5. http://www.pm298.ru/mverstat.php

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий (самостоятельная работа).

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, которую проводит в виде контрольной работы.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Собирать и регистрировать статистическую информацию

Тестирование, расчеты

Проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения

Тестирование, расчеты

Рассчитывать вероятность событий, статистические показатели и формировать основные выводы

Тестирование, расчеты

Записывать распределения и находить характеристики случайных величин

Тестирование, расчеты

Рассчитывать статистические оценки параметров распределения по выборочным данным и проверять метод статистических испытаний для решения отраслевых задач

Тестирование, расчеты

Владеть основами комбинаторики и теории вероятностей

Тестирование, расчеты

Владеть основы теории случайных величин

Тестирование, расчеты

Применять статистические оценки параметров распределения по выборочным данным

Тестирование, реферирование (презентация)

Усвоить методику моделирования случайных величин, метод статистических испытаний

Тестирование, реферирование (презентация)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебной дисциплине "Теория вероятностей и математическая статистика"

Рабочая программа  по предмету "Теория вероятностей и математическая статистика" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего професси...

Рабочая программа "Основы теории вероятностей и математической статистики" для 10-11 класса

Элективный курс «Основы теории вероятностей и математической статистики» разработан для обеспечения старшеклассников занятиями по выбору из вариативного компонента базисного учебного плана в старшей п...

Рабочая программа по дисциплине "Теория вероятностей и математическая статистика"

Рабочая программа по дисциплине "Теория вероятностей и математическая статистика" для студентов специальности "Компьютерные системы и комплексы"...

Рабочая программа учебной дисциплины: ЕН.03 ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование...

Рабочая программа по предмету "Теория вероятности и математическая статистика" СПО 2 курс

Рабочая программа по предмету "Теория вероятности и математическая статистика" СПО 2 курс для специальности Информационные технологии...

Рабочая программа дисциплины Теория вероятностей и математическая статистика

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального об...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЕН 03. «ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ ЕН 03.  «ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА»   УГС: 09.00.00 Информатика и вычислительная техникаСпециальность:09...