Педагогические способности и педагогическая одарённость
статья на тему

Оксана Андреевна Бермес

Статья о педагогических способностях и педагогической одарённости

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Педагогические  способности  и  педагогическая  одарённость»

        Педагогические способности  мы определяем как особую чувствительность (по определению С.Л. Рубинштейна – «как психическое свойство личности») к требованиям педагогических систем, к специфике их отражения личностью учащегося как объекта – субъекта педагогического процесса, а также к возможным способам воздействия на него для получения желаемого результата. Мера адекватности отражения этих требований в индивидуальной деятельности учащегося, обусловливающая меру соответствия реальных результатов искомым, - свидетельство меры педагогических способностей.

        Педагогические способности имеют два взаимосвязанных уровня:

  1. рефлексивный (перцептивно – рефлексивные способности обращены к объекту – субъекту педагогического воздействия и обусловливают интенсивность формирования сенсорного фонда личности педагога);
  2. проектный (проективные педагогические способности обращены к способам воздействия на объект – субъект – на учащегося).

Рефлексивный уровень включает три вида чувствительности:

  • чувство объекта – особая чувствительность к тому, какой отклик объекты реальной действительности находят у учащегося.
  • чувство меры или такта – к изменениям, происходящим в личности и деятельности учащегося под влиянием различных средств педагогического воздействия и причин, вызвавших эти изменения;
  • чувство причастности – к достоинствам и недостаткам собственной личности и своей деятельности, проявляющихся во взаимодействии с учащимися.

Проективный уровень, аккумулирующий рефлексивные способности, включать в себя пять видов чувствительности:

  • гностическую – к требованиям педагогической системы (эти требования адресованы учащимся, родителям, самому педагогу) к результатам действий данной педагогической системы, к причинам продуктивного или непродуктивного функционирования ПС;
  • проектировочную – к изменениям, которые должны произойти в личности ученика к моменту выхода из данной ПС, к педагогическим средствам, последовательности их применения, способствующим этим изменениям;
  • конструктивную – к способам отбора и композиционного построения учебно – воспитательной информации, вызывающей  у учащихся эмоциональный, интеллектуальный и практический отклик;
  • коммуникативную – к способам установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися и их перестройке в соответствии с развитием целей, средств, а также к способам мотивирования;
  • организаторскую – к способам включения учащихся в различные виды деятельности, превращения коллектива в инструмент воспитательного воздействия на каждую отдельную личность, формирования способности к самоорганизации, самовоспитанию, самообразованию и саморазвитию.

Педагогические способности относятся к специальным способностям, и если они доминируют в структуру личности, являются валентными по отношению к общим способностям, подчиняя их себе, то следует говорить о педагогической одарённости. Педагогически одарённый учитель оригинально и творчески решает все педагогические задачи. Быстрое преодоление основных трудностей, формирование продуктивной и оригинальной системы учебно – воспитательной работы, обеспечивающей успешное вхождение учащихся в последующую педагогическую систему, - свидетельство одарённости учителя.

Педагогическая одарённость – это комплекс специфической чувствительности, позволяющей учителю при решении воспитательных и дидактических задач опираться на общие (наблюдательность, память, мышление, воображение, речь) и специальные (математические, лингвистические, музыкальные, артистические) способности

В ходе изучения различий в системе знаний талантливых и малоспособных учителей, имеющих примерно одинаковый стаж работы, было установлено, что эти различия состоят в уровне сформированности психологических компонентов знаний, перестраивающих всю систему знаний. У малоспособных  учителей критерием отбора и композиционного построения учебной информации является её изложение в программах, учебниках, методических разработках, т.е. базовыми являются два компонента знаний (знание предмета и знание методики его преподавания). У талантливого учителя кроме этого есть ещё по меньшей мере три критерия достижения цели учебно – воспитательного процесса, которые  непосредственно влияют на трансформацию сообщения, его адаптацию к конкретным условиям деятельности:

  1. психологические особенности усвоения предмета конкретными учащимися;
  2. социально –психологические особенности взаимоотношений с классном и учащихся между собой;
  3. аутопсихологические особенности самого преподавателя (его знания, умения, навыки).

Принятие решения и выбор метода, стратегия воздействия происходят с учётом этих критериев. Таким образом, принципиальное отличие компетентности талантливого учителя от малоспособного – в психологических компонентах системы знаний. Достаточно высокий уровень сформированности психологических компонентов знаний позволяет учителю переструктурировать всю систему ранее приобретённых знаний и перекодировать новые знания таким образом, чтобы усвоение этих знаний стало средством развития способностей самих учеников.

Посредством выявления продуктивной модели взаимодействия учителя с учащимися в учебно – воспитательном процессе было установлено, что при всей неповторимости индивидуальной системы работы общими чертами её для всех талантливых учителей являются следующие:

  1. семью учащегося они считают главной социальной средней, оказывающей непосредственное влияние на ребёнка, поэтому уделяют большое внимание педагогическому просвещению родителей;
  2. организовывают целенаправленное влияние на своих учеников со стороны шефствующего класса, детских общественных организаций, родительского актива, тем самым избегают опасности быть назойливыми в предъявлении детям своих требований;
  3. в непосредственной работе с учащимися они умеют выделить центральные педагогические задачи: предъявление дисциплинарных требований и воспитание дисциплинированности, организация коллектива и воспитание коллективизма, конструирование заданий и задач для воспитания внимания, трудолюбия, прилежания;
  4. талантливые учителя большое внимание уделяют формированию у учащихся навыков продуктивного чтения;
  5. максимально используют творческие методы обучения и воспитания, побуждают учащихся к самостоятельному размышлению;
  6. во всех без исключения обстоятельствах учителя ищут и находят сильные стороны учащихся в системе знаний, умений, отношений, в деятельности и поведении.

Система педагогических навыков и умений учителя-мастера своего дела также принципиально отличается рядом особенностей:

  1. талантливые учителя достигают лучших результатов в сравнении с малоспособными с помощью меньшего количества заданий, инструкций, замечаний, путем более целесообразных воздействий, умея сделать цели педагогической деятельности личными целями учащихся;
  2. талантливых учителей отличает умение предъявлять учебные задачи в таком порядке, чтобы учащиеся, решив их, достигли цели, т.е. овладели учебным предметом или определённым видом деятельности;
  3. талантливые учителя умеют найти привлекательные для учащихся, но вместе с тем соответствующие педагогическим целям виды деятельности.

В педагогике установлена зависимость достигаемых результатов учащихся от деятельности их учителей. Это даёт основание утверждать, что система работы учителя является важнейшим фактором развития учащихся, а его одарённость – условием развития творческих способностей учащихся.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический совет "Работа с одарёнными детьми в современных условиях"

данный материал поможет педагогам в работе детьми, раскрыть их способности и таланты...

Педагогический проект "Работа с одарёнными детьми"

Организация работы с одарёнными детьми - одна из центральных задач современного образования.При обновлении содержания образования с одаренными детьми в условиях массовой школы речь должна идти о созда...

Педагогические технологии работы с одарёнными детьми

В работе представлен опыт деятельности с одарёнными учащимися. Показаны работы детей, их достижения....

Педагогический проект: "Работа с одарёнными детьми"

Педагогический проект рассматривает проблемы в организации учебно-воспитательной деяельности педагога в работе с одарёнными детьми....

Методика и техника педагогической поддержки в воспитании одарённых детей.

В работе отражены  основы,раскрывающие сущность и содержание педагогической поддержки в воспитании одарённых детей на примере хореографического коллектива "Росток"....

Профессиональное мастерство учителя и педагогические способности. Диагностика педагогических способностей.

Высшей ступенью педагогической культуры, ее проявление в реальной жизни является педагогическое мастерство, которое представляет собой «синтез развитого психолого-педагогического мышления, профе...