Педагогический проект: "Работа с одарёнными детьми"
проект по музыке на тему

Рыжакова Наталья Николаевна

Педагогический проект рассматривает проблемы в организации учебно-воспитательной деяельности педагога в работе с одарёнными детьми.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №14

 г. Жигулёвска г.о. Жигулёвск

  структурное подразделение

«центр внешкольной работы «Успех»

Педагогический проект:

Развитие художественной одарённости в рамках авторской общеобразовательной программы «Гармония»

Автор: Рыжакова Наталья Николаевна

педагог дополнительного образования

ГБОУ СОШ №14 СП  ЦВР «Успех»

                                                  г. Жигулёвск

                                                          2014г.

Оглавление

Введение                                                                                               3                                                                                                  

Паспорт                                                                                                 3                                                                                                    

Актуальность                                                                                        4

Цели, задачи                                                                                         7

Ожидаемые  результаты                                                                      8                                                    

Основная часть                                                                                     9

Проблемы и риски                                                                         26                                                                                                                                                                  

Ресурсное обеспечение                                                                         27                                                                                                                                                  

Заключение                                                                                             27

Выводы                                                                                             27

Список информационных  источников                                           29

 I. Вводная часть.

  Педагогический проект: Развитие художественной одарённости в рамках авторской дополнительной общеобразовательной программы «Гармония».

•        Предназначен для детей от 7 до 18 лет, учащихся детского объединения «Весёлые нотки»

 •        Место реализации -  ГБОУ СОШ № 14 СП ЦВР «Успех».

         Сроки осуществления проекта:

 Проект долгосрочный,

внедряется в период с сентября 2013 г. по май 2016г. Этапы проекта:

  1. диагностико - организационный
  2. организационно-практический
  3. рефлексивно – обобщающий

 «… поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным. Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей», - эти слова Я.А.Коменского, основателя педагогической науки, актуальны и сейчас.

   Актуальность.

     В условиях современной модернизации и развития экономики  страны остро встаёт проблема повышения социально-экономического потенциала общества.  Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостоятельной учебной деятельности, доступных любому человеку. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, кто  в дальнейшем станет носителями ведущих идей общественного процесса.

    Социальные  современные условия   требуют  сегодня  от человека   высокой активности, способности нестандартного  решения проблем, творчества и таланта. Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. [1]

   В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", утверждённой Президентом РФ, одним из направлений общего образования является развитие системы поддержки талантливых людей.  Идея основана на том, что одновременно с реализацией стандарта общего образования необходимо выстроить разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности. [2]

        Каждый человек талантлив. Добьётся ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одарённость. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов. [2]

    Анализ.  

        Выявление и развитие одарённых детей в дополнительном образовании имеет особую специфику в зависимости от направленности общеобразовательной деятельности детских объединений. 

Выявление одаренных детей в детском объединении «Весёлые нотки», где учащиеся получают музыкальное воспитание и развитие навыков игры на фортепиано и вокального пения, начинается уже во время первого прослушивания на предмет выявления музыкальных способностей. Специального отбора учащихся, как это происходит в ДМШ или ДШИ мы не делаем, принимаем практически всех желающих, включая детей с ОВЗ.   Моя принципиальная позиция: нет неспособных детей, каждый талантлив по-своему. Необходимо только суметь раскрыть и развить его способности, творческий потенциал.

     Работа с одарёнными детьми, в соответствии с планом ОО, ведётся  в основном в одном направлении: подготовка к конкурсам, концертам, фестивалям и т.д. Нет общей системы  в работе, нет программы с одарёнными детьми, учитывающую специфику каждого детского объединения.

   Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, степени его одаренности, начиная с самого раннего детства. Однако при работе с одаренными детьми постоянно возникают  педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множеством противоречивых теоретических подходов и методов.

В настоящее время существует немало наработок в этой области,  разнообразных форм и помощи, предлагаемой  педагогам в работе с детьми  с повышенными способностями. Однако  очевидным является тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.

Проблемным полем остаётся:

  • отсутствие новых технологий управления системой работы с одаренными детьми;
  • стихийность поиска информации по технологиям управления системой работы с одаренными детьми;
  • недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми.

   Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и настоящим состоянием дел. С одной стороны государством требуется создание системы образования, в которой интеллект рассматривается как основное конкурентное преимущество.  С другой стороны у педагогов практически нет комплексных программ для одарённых детей, есть лишь эпизодическая диагностика, наблюдение, зачастую отсутствие  в ОО психолога и  грамотного психолого-диагностического анализа.

      В связи с этим, проблема данного проекта сформулирована следующим образом: как системно осуществлять учебно-воспитательный процесс с  одарёнными детьми и каковы педагогические условия эффективной организации  данного процесса в рамках д/о «Весёлые нотки».

 Проблема исследования заключается в поиске путей разрешения противоречия между требованиями общества и отсутствием программ по развитию художественной одарённости ребёнка.

Объектом исследования является развитие художественной одарённости учащихся  д/о «Весёлые нотки»

Предметом исследования являются эффективные приёмы развития художественной одарённости учащихся  д/о «Весёлые нотки»    

Цель

  Создание условий для организации воспитательно-образовательного процесса в  д/о «Весёлые нотки», направленного на продуктивное интеллектуальное  и творческое развитие  одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.

Дидактическая цель – повышение профессиональной компетентности учителя при введении системы работы с одарёнными детьми.

 Задачи:

  1. Разработать план мероприятий  воспитательной и образовательной деятельности для развития творческих  способностей одарённых детей в д/о.
  2. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок музыкальной одаренности у детей.
  3. Выявить детей с предпосылками  музыкальной одаренности.
  4. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
  5.  Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов (психолога, методиста) и родителей в этом направлении.
  6. Разработать методы мотивации  одарённых обучающихся на самостоятельную  творческую  деятельность .
  7. Способствовать формированию продуктивных условий взаимодействия всех субъектов образовательной среды
  8. Пройти курсы повышения квалификации, участвовать в семинарах и конференциях  по внедрению инновационных образовательных технологий в образовательный процесс.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что если в системе обучения игре на фортепиано и пению применять эффективные приёмы развития творческих способностей одарённых детей, то возможно воспитать творческую, талантливую  личность, развить детское воображение и восприятие, привить любовь к прекрасному, что повысит мотивацию в обучении.

Практическая значимость состоит в возможности использования данного труда, как методического пособия.

                Ожидаемые результаты

  1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов художественной  одаренности.
  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в различных видах деятельности.
  3. Повышение динамики развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.
  4. Формирование ценностного отношения к различным способностям личности, понимание ценности способной, одаренной личности;
  5. Увеличение количества учащихся, проявивших свои потенциальные способности, как актуальные (проявившиеся в деятельности).
  6. Увеличение количества учащихся, показавших высокие результаты в деятельности, высокий уровень реализации способности;
  7. Социализация и формирование целеполагания одаренного обучающегося;
  8. Обеспечение психологического сопровождения индивидуального развития личности учащихся;
  9. Формирование банка технологий и методик развития детской одаренности;
  10. Удовлетворение спроса родителей и учащихся на образовательные услуги, позволяющие развить творческий потенциал учащихся д/о.

II. Основная часть

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:

2.1.Теоретическое обоснование проекта

    Определяя работу с одаренными детьми необходимо определить главные характерные различия между такими понятиями как «способность», «одаренность», «талант».                  

      Одаренность – это уникальное целостное состояние личности ребёнка, большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.  Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.          Способности определяются как  индивидуальные особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М. Теплов).[9]

     Талант – это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В целом, можно представить талант как совокупность следующих черт: природные задатки (анатомо-физические и эмоциональные, т.е. повышенная чувствительность); интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; способность длительное время поддерживать интерес к объекту труда, т.е. воля и энергия человека; способность создания новых образов, фантазия и воображение.

     Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью. Основные функции одаренности — максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

    Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.  Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.

     Психологическим изучением детской одаренности и разработкой психолого-педагагических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей долгое время в нашей стране занимались очень мало. В соответствии с господствовавшей идеологией считалось, что не нужно выделять особо способных детей, что все равны, что у каждого ребенка можно "сформировать" любые нужные качества. В понятиях "задатки", "одаренность" усматривалось нечто идеалистическое, вредное. На положении дел в психологии сказывалась и изолированность нашей науки от зарубежной. Только в последние годы проблема различий между детьми по одаренности "вышла из тени" и вызывает теперь большой интерес. Несомненны реальность и значимость этой проблемы.

      С 1975 года существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции. В развитых странах широко практикуется выявление, диагностирование одаренных детей. В зарубежном опыте весьма поучительная разработка особых учебных программ, рассчитанных на детей с повышенными возможностями. Уже создано и применяется множество таких программ, они конкурируют между собой. Педагог не только должен овладеть необходимыми учебными программами, но и суметь найти индивидуальный подход к одаренности своих питомцев, увидеть в каждом индивидуальность.

     Вместе с тем в теоретическом плане российская психология имеет свои серьезные накопления в области изучения способностей и одаренности.   Такие ученые, как Б.М.Теплов и С.Л.Рубинштейн, многое прояснили в понимании именно индивидуальных различий по одаренности.

      Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко распространены различные представления о том, что следует понимать под музыкальной одаренностью.  Согласно одному из них, музыкальная одаренность - высшее и крайне  идеализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигатель "аппарат", невероятная обучаемость и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности (Б.М.Теплов, А.Л.Готсдинер). [9] Согласно другому представлению, музыкальная одаренность, как ей и полагается по изначальному смыслу слова,  дар Божий. Другими словами, это есть нечто иное, нежели обладание даже самыми блестящими музыкальными способностями.

          "Соотношение музыкальных способностей ребенка и музыкальной одаренности далеко не однозначно. Рано обнаружившиеся, яркие музыкальные способности могут, как это не парадоксально, и не раскрыться как музыкальная одаренность, не превратится в неё. В то же время, одаренность, может выявиться и на фоне хороших, прекрасных, но не феноменальных музыкальных способностей. Проявление дарования менее зависимо от сроков начала обучения, нежели развития способностей". [5]

     Итак, понятие художественной (музыкальной) одаренности многозначно. И эта многозначность отражает природу одаренности как явления динамического, становящегося, многомерного.

     Музыкальная одаренность - это сложное качественное образование, включающее как специальные музыкальные способности, так и творческие и личностные составляющие.

     Музыкальная одаренность - это частный случай общей одаренности и одновременно более общий случай применительно к различным музыкальным специализациям.

    Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека, которые необходимы для успешных занятий именно музыкальной деятельностью и определяются самой природой музыки как таковой.

      Особенностью музыкальной одаренности, отличающей ее от одаренности к другим видам искусства, является наличие музыкальности, которая выражается в особой восприимчивости индивида к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее.

Музыкальность можно рассматривать как совокупность отдельных, не связанных между собой талантов, которые сводятся в пять больших групп:
• музыкальные ощущения и восприятие;
• музыкальное действование;
• музыкальная память и музыкальное воображение;
• музыкальный интеллект;
• музыкальное чувствование.

Музыкальную одаренность невозможно рассматривать в отрыве от музыкального слуха, который бывает гармоническим и мелодическим, абсолютным и относительным.

Выделются три основные музыкальные способности: 1) Ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. 2) Способность к слуховому представлению, то есть способно произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения 3) Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.[9]

Для музыкальной одаренности большое значение имеет музыкальная память.

Оценка ребенка как одаренного не является самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки.

В качестве концептуальной идеи работы с одаренными детьми выдвигается идея о создании единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, а также обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Научно-педагогической основой организации работы с одаренными детьми  являются личностно-ориентированные технологии обучения.

Методы и формы работы, направленные на развитие художественной одарённости  обучающихся.

Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися д\о  и в то же время отличаться определенным своеобразием.

формы:

-индивидуальная

-групповая

- в парах, работа в ансамбле.

        - тематические и проблемные мини – курсы:

  • самостоятельное пение и аккомпанемент на фортепиано;
  • аранжировка с использованием компьютерных технологий и др;
  • импровизация
  • «мозговые штурмы» во всех вариантах
  • ролевые тренинги,
  • развитие исследовательских умений и художественной активности;

          В  процессе формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста целесообразно использовать когнитивные и креативные методы, обобщенные в трудах А.В.Хуторского [10].

Важными для формирования творческих способностей детей являются когнитивные методы обучения (методы учебного познания). Особенностью познавательных методов является то, что их применение приводит к созданию образовательной продукции, то есть креативному результату. Поэтому методы познания являются также и креативными.

Для младшего щкольного возраста:

  • метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Например, детям предлагается послушать музыкальное произведение. После прослушивания педагог задает вопросы. Что хотел выразить автор, создавая мелодию? Что представил ребенок, когда слушал ее? Какого цвета эта музыка?

Это образ зимы, весны, лета? Предлагается ребятам нарисовать образ, который возник в их воображении при прослушивании музыки.

метод агглютинации в музыкальной импровизации: предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить в сочиненной музыкальной мелодии: горячую льдинку, летающего зайца,  горький сахар…

игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

драматизация, разыгрывание песен;

досочини музыкальную скороговорку и др.

Организационные формы:

  • Одаренные учащиеся обучаются в группе вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными учащимися, что  позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся д/о.
  • Создание  групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий
  • творческие задания,
  • вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
  • дискуссии,
  • диалоги.

2.2.Практическое обоснование проекта

 Этапы и механизмы реализации проекта

 Первый этап – диагностико - организационный (1 год )

( 2013 -  2014 учебный год)

  • изучение литературы по теме проекта;
  • отбор экспресс - диагностики для исследования параметров художественной одаренности; начальная диагностика;
  • сбор информации, диагностика детей со скрытой одаренностью.
  • разработка  и составление плана воспитательной работы;
  • разработка модуля дополнительной общеобразовательной программы: «Углублённый уровень обучения».

Второй этап – организационно – практический (1 год)

(2014-2015)

  • обработка результатов диагностики, составление таблиц и схем;
  • оформление методического материала;
  • анализ и систематизация материалов;
  • индивидуальное консультирование;
  • проведение коррекционных занятий;
  • промежуточная диагностика.

Третий этап – рефлексивно – обобщающий (1 год)

(2015-2016)

  • анализ мониторинга достижений каждого учащегося;
  • создание портфолио каждого обучающегося;
  • создание условий для максимального развития потенциальных возможностей детей, адекватной оценки их поступков, личностного развития.
  • итоговая диагностика;
  • контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов,    определение проблем, возникших  в ходе реализации проекта, путей  их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

Методы.

Теоретический (изучение психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизация и классификация).

Экспериментальный (анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент).

          2.3. Характеристика изменений  в результатах, образовательном процессе, условиях с учетом введения новых  технологий.

Для того, чтобы активизировать учебно-воспитательный процесс д/о с целью развития художественной одарённости обучающихся и оптимально использовать все его возможности, необходимо  поэтапно спланировать образовательный процесс с учетом образовательных  новшеств.

Условная единица ОП

Тема

Вводимые новые средства

Промежуточные и итоговые результаты

 Изменившиеся условия

Дополнительная общеобразовательная программа «Гармония»

Углублённый, профессионально-ориентированный уровень обучения

Разработка модуля программы

Положительная динамика роста развития творческих способностей обучающихся, развитие художественной одарённости

Программа была рассчитана на 3 года обучения, теперь - 5

План воспитательной работы в д/о

Введение новых форм мероприятий:

-проект - музыкальная гостиная (самостоятельная работа учащихся);

 - «я - учитель» - мини педпрактика для выпускников д/о;

- участие в конкурсах:

литературных,  поэтичских, мультимедийных.

Проект: музыкальная гостиная – 1 место в учрежденческой конференции.

  1. место в  городском конкурсе литературных работ  по сохранению природы родного края.

1- место в  областном конкурсе поэтического творчества «С днём рождения,  национальный парк  = Самарская Лука и другие.

Обучающиеся стали намного активнее и самостоятельнее, более ярко проявились творческие способности. Активизировалась познавательная деятельность, повысилась мотивация.

План диагностической деятельности

 А.И.Савенков:

1.Методика оценки общей одаренности

2.анкета одарённости (проявление специальных способностей)

3.карта одарённости

4. Тест Д. Дембо и С. Рубинштейна

Изучение уровня притязаний и самооценки.

5.К.В.Тарасова определение музыкальных способностей

Введение методик по изучению одарённости обучающихся

Выявление одарённости обучающихся

Создание индивидуальных планов и работа по индивидуальным маршрутам

Уроки и занятия

«Знакомство с интервалами»

«Зима в музыке»

«Инструменты симфонического оркестра»

«Уж, вы горы Жигулёвские»

Интерактивные игры: «Угадай мелодию»

«Средства выразительности в музыке»

Интерактивные тесты по ЗУН

 и др.

Активное использование КТ :

Интерактивные презентации, тесты, работа с виртуальными компьютерными программами, создание сайтов, создание мультимедийных презентаций во флеш=анимации и др.

Интегрированные занятия

Повышение  уровня и качества знаний, умений, навыков. Повышение мотивации к учебной деятельности,  познавательно-исследовательской деятельности, развитие творческих способностей.

Разработан методический комплект:

Разработки , сценарии уроков, презентаций  с использованием  инновационных обучающих технологий

        

 Контрольно-оценочная диагностика.

          Выявление одаренных и талантливых детей достаточно длительный временной процесс, связанный с динамикой развития детей. Эффективность диагностики возможна посредством применения разнообразных процедур тестирования. Следовательно, диагностические процедуры должны проводиться с определенной периодичностью, охватывая весь контингент обучающихся, и служить основой для корректировки  программ обучения.     Проблема диагностики музыкальных способностей - одна из самых актуальных в музыкальной педагогике и психологии, поскольку она связана с задачами профессионального и индивидуального отбора.

     Первым, кто высказал ряд серьезных суждений об индивидуальных различиях в музыкальных способностях и попытался разработать экспериментальные тесты для их определения, был К.Штумпф, один из основоположников музыкальной психологии (1883 г.).

    Одним из фундаментальных в психологии стало положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Способности не только развиваются в процессе обучения, но и формируются в ней (С.А.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов) Способности, таким образом, представляют собой процесс, прижизненно складывающееся образование. В связи с этим диагностика способностей тоже должна быть процессом, состоящим из взаимосвязанных ступеней познания.

     Именно так подходил к проблеме диагностики Л.В.Выготский. Он считал, что психологическая диагностика - это диагностика развития. Только по результатам многократных и систематических наблюдений за обучением можно судить о качественном своеобразии процесса психологического развития ребенка.

     Когда речь идет о сложном явлении музыкальности и музыкальных способностей, такой подход к диагностике является единственно правильным.

    Трудности, которые испытывает практика диагностики музыкальных способностей, связанны с недостаточной изученностью и не разработанностью диагностики. Педагоги-музыканты, пытаясь преодолеть эти трудности, создают собственные оригинальные методики диагностики музыкальных способностей.

     В своей работе я применяю принцип метода диагностики, который предлагает К.В.Тарасова в монографии "Онтогенез музыкальных способностей".[10]

   Форма диагностики следующая: проводится цикл занятий (5-8), каждое из которых посвящается изучению 1-2 способностей.  Диагностические методики были чисто музыкальными, давали возможность судить об уровне развития исследуемой способности:

выявление уровня:

  • эмоциональной отзывчивости
  • развития динамического слуха
  • развития тембрового слуха
  • звуковысотности
  • музыкального ритма
  • творческого мышления
  • музыкальной памяти
  • определение жанровой характеристики

      Для учащихся младшего возраста такая диагностика проводится в игровой форме, на лёгком музыкальном материале. Для учащихся среднего и старшего – на более сложном материале. Диагностика музыкальной одарённости учащихся д/о проводится  в начале учебного года, затем в конце – с целью выявления результатов по развитию музыкальной одарённости обучающихся по итогам учебного года.

           

                  Диагностика проводилась в группе первого года обучения

 д\о «Весёлые нотки» в период:  2013-2014 учебный год

Диагностика уровня музыкальных способностей

 По итогам диагностики:

у большинства воспитанников средний  уровень  по показателям:

эмоциональной отзывчивости, развитие тембрового и динамического слуха, звуковысотности, определение жанровой характеристики в начале года- 76,2%  и высокий уровень -  к концу года – 93%.

По показателям: чувство ритма и творческое мышление (музыкальная импровизация) низкий уровень в начале года – 49,5%, и средний  - к концу года – 79,5%

По показателю: музыкальная память  очень низкий уровень в начале года – 24% и низкий к концу года-  48%.

Выводы: больше внимания уделить развитию чувства ритма, творческого мышления, особенно музыкальной памяти. Использовать в работе музыкально-ритмические игры, театрализацию песен и др.

Также проведены исследования: на выявление уровня креативности

( по Торренсу и Джонсону)

Исследование уровня креативности выявило у большинства воспитанников средний уровень как в начале года  - 87%: 13 чел., так и в конце года  - 80%: 12 чел –

У  2 чел.-  13%  результаты исследования отразили высокий уровень развития креативности как в начале, так и в конце года. В конце года высокий уровень креативности выявлен у 3 чел.- 20%

Низкий уровень, очень высокий и очень низкий уровени креативности не выявлены.

                   очень              высокий                 средний           низкий            очень

высокий              уровень                 уровень           уровень          низкий

уровень                                                                                              уровень

Изучение уровня притязаний и самооценки.

                               Тест Д. Дембо и С. Рубинштейна

С целью изучения особенностей самооценки воспитанников д/о «Весёлые нотки» 1-го года обучения проведено диагностирование. Диагностика проводилась в два этапа (1-й в октябре 2013г., 2-й в мае 2014 года).

Результаты диагностики в начале года у 2 воспитанников 13% - отразили гармоничные пропорции между притязаниями оценкой собственных возможностей. У этих воспитанников притязания выполняют свою основную функцию – стимулируют личностное развитие.

        При вторичной диагностике число воспитанников с гармоничными пропорциями увеличилось на 2 человека 26% -

Если в начале года у 3 воспитанников (20%) первичная диагностика выявила неуверенность в себе, в своих возможностях, что свидетельствует о перестройке самооценки, то в конце года такие показатели выявлены у 4 воспитанников (26%) –Результат первичного обследования отразили у 10 воспитанников (67%) - удовлетворённость своим «средним» уровнем, нежелании что-то менять. Повторная диагностика такие показатели выявила у 7 человек (48%)

Рекомендации:

  • Формирование адекватного самовосприятия;
  • Развитие навыков эффективного общения: обучение способам выражения своих чувств и эмоций;
  • Развитие коммуникативных навыков; обучение способам поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях;  обучение способам саморегуляции.

 Если проследить изменения степени расхождения между уровнями притязаний и самооценки воспитанников, то можно увидеть, что количество ребят (20%( с умеренной степенью  в конце гола увеличилось на 6%(гармоничные пропорции между притязаниями и оценкой собственных возможностей)  притязания выполняют свою основную функцию – стимулируют личностное развитие.

В конце года у 48% воспитанников диагностика отразила слабую степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки (неблагоприятное отношение к себе, удовлетворённость своим средним уровнем, нежелании что - то менять, что на 19% меньше, чем в начале года.

III. Итоговая (заключительная) часть

3.1 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Проект еще не закончен, но на данный момент.

итоги 1 – го этапа реализации проекта:

-создан банк данных одарённых детей д/о «Весёлые нотки»

-внесены и доработаны изменения в учебно-воспитательной деятельности

-проведены первичные диагностики

-осуществляется внедрение инновационных образовательных технологий

-проведена итоговая диагностика по развитию художественной одарённости

  воспитанников д\о «Весёлые нотки» 1-го этапа  реализации проекта.

По итогам диагностики (2013-2014 учебный год):

  1. Повысился уровень самостоятельности
  2.  Повысилась оригинальность творческой фантазии, интерес к музыке, способность к музыкальному творчеству
  3. Появился творческий подход к решаемым задачам
  4. Развилась и повысилась эмоциональная отзывчивость  на музыку.
  5. Улучшились показатели в развитии музыкальных способностей (чувства ритма, интонирования, муз. памяти и др.)

  1. Проблемы и риски.

1. Неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;

2.        Рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к  последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.

  Две другие опасности, к сожалению, нередко исходят от педагогов:

1. это эксплуатация неординарных способностей ученика ради престижа учебного заведения, что часто идет во вред ребенку.

2.это неосознанное стремление руководителя реализоваться через учеников, что ведет к кажущейся успешности результата за счет нивелирования личного эстетического опыта и индивидуальности детей. В обоих случаях одаренный ребенок оказывается не целью, а средством для решения задач взрослых.

     По исследованиям биографий вундеркиндов выявляют  проблемы и отрицательные стороны, которые  проявляются в тех случаях, когда совпадают следующие факторы в их воспитании:
1) непомерная эксплуатация ранних достижений ребенка, частые выступления перед публикой, что связано с нарушением детского режима и истощением нервной системы;
2) привыкание и эмоциональное притупление от однообразного репертуара и механической тренировки;
3) отсутствие систематических занятий и правильного общего и музыкального развития, порожденные увлечением взрослых ранним успехам, которые достигнуты без особого труда;
4) неумение трудиться и получать от этого удовольствие.

Ресурсное обеспечение

  • Дидактическое обеспечение:  тесты, викторины, тренинги, сборники нотной и текстовой литературы,
  • Научно-методическое обеспечение:
  • каталог музыкальных произведений для самостоятельного прослушивания, рекомендации по их применению;
  • разработки уроков  с презентациями: «Зима в музыке», «Настроение» и др.
  • календарно тематическое планирование.
  • авторская  программа  музыкально-эстетического воспитания детей в дополнительном образовании «Гармония».
  • мастер-классы, выступления на педсоветах, семинарах.
  1. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся: консультации психолога, психологические тренинги, анкетирование.
  2. Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, фортепиано, инструменты шумового оркестра, комплекты дисков по музыкотерапии, раздаточный материал.

Список информационных  источников: 

Использованные источники:

Нормативно-правовая база

  1. Концепция общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов 3 апреля 2012 г
  2. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утв.  Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271)
  3. Федеральная целевая программа «Одаренные дети»  

Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости, изд 2-е, 2003

Основная литература

  1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 6.
  2. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С.  Лейтеса.  М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
  3. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя.- М.: Центр "Пед.поиск", 2001.
  4. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.- М.: Пед. общ-во России,1999.
  5. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1988
  6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.
  7. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя.- М.: Владос,2000.

Дополнительная, рекомендованная литература.

  1. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.:
  2. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 1997.
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1968.
  4. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? Издание 3. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Костюк А.Г. Восприятие мелодии. - Киев, 1990.
  6. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка,1972.
  7. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. - Киев, 1975.
  8. Римский – Корсаков Н.А. Избранные статьи. – М., 1966.
  9. Терентьева Н.А. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1 – 4 классы. - М.: Просвещение. 1994.

Приложении №1

Используя диагностику, педагог  должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствоваться определенными правилами.

Правило 1. Если родители поделились информацией с педагогом, она не должна стать доступной всем.

Правило 2. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия педагога по изученной проблеме.

Правило 3. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.

Правило 4. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с педагогом

Правило 5. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал

Методики  А.И.Савенкова.

1.Методика оценки общей одаренности

Методика адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Любознательность (познавательная потребность). Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.

 Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Способность к оценке. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.

Изобретательность 

Способность рассуждать и мыслить логически 

Настойчивость (целеустремленность) 

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Результатом станет график, который дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.

1.Анкета одарённости А. И. Савенкова

Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).

Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»):

Инструкция: Уважаемый родитель  в  начале теста перечень характеристик, которые обычно наблюдаются у одарённых детей в разных сферах (изобразительно–художественной, музыкальной одарённости,  литературной, артистической, технической, лидерской, спортивной, интеллектуальной). Для того чтобы  определить в какой сфере у вашего ребёнка одарённость поставьте «+» напротив  утверждений, который соответствует особенностям вашего ребёнка.

1. В сфере изобразительно-художественной одаренности:

  • в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;
  • становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;
  • способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  • любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;
  • охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды);
  • обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;
  • любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;
  • может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

  1. В сфере музыкальной одаренности:
  • проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
  • чутко реагирует на характер и настроение музыки;
  • хорошо поет;
  • вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;
  • любит музыкальные записи;
  • стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;
  • хорошо играет на каком-нибудь инструменте;
  • в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
  • сочиняет собственные оригинальные мелодии.

  1. В сфере литературной одаренности:
  • любит писать и сочинять рассказы и стихи;
  • может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;
  • рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
  • придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет главное, наиболее характерное;
  • выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания, чувства;
  • умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;
  • склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;
  • умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

  1. В сфере артистической одаренности:
  • легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;
  • интересуется актерской игрой;
  •  меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;
  • разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;
  • склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;
  • стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает;
  • с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;
  • любит игры–драматизации.

  1. В сфере технической одаренности:
  • интересуется механизмами и машинами;
  • может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов;
  • любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск»;
  • любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;
  • читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;
  • любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;
  • проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей);
  • быстро и легко осваивает компьютер.

  1. В сфере лидерской одаренности:
  • Инициативен в общении со сверстниками;
  • сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;
  • легко общается с детьми и взрослыми;
  • улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное;
  • часто руководит играми и занятиями других детей;
  • склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста;
  • другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
  • обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

  1. В сфере спортивной одаренности:
  • энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;
  • любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;
  • часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;
  • бывает быстрее всех в детском саду, в классе;
  • движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;
  • любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;
  •  предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);
  • физически выносливее сверстников.

  1. В сфере интеллектуальной одаренности
  • хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
  • обладает хорошей памятью;
  • легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;
  • задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
  • любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;
  • обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;
  • гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.);
  • обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
  • очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Обработка данных: То, в какой сфере у вас большее количество плюсов, именно этот вид одарённости у вашего ребёнка. Если у вас одинаковое количество плюсов по разным видам одарённости (например, художественно-эстетическая  и артистическая), то у вашего ребёнка есть большие творческие  возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический совет "Работа с одарёнными детьми в современных условиях"

данный материал поможет педагогам в работе детьми, раскрыть их способности и таланты...

Педагогический проект "Работа с одарёнными детьми"

Организация работы с одарёнными детьми - одна из центральных задач современного образования.При обновлении содержания образования с одаренными детьми в условиях массовой школы речь должна идти о созда...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Педагогические технологии работы с одарёнными детьми

В работе представлен опыт деятельности с одарёнными учащимися. Показаны работы детей, их достижения....

Статья " Наиболее эффективные педагогические приёмы работы с одарёнными детьми в основной школе."

Статья содержит описание опыта работы с одаренными детьми -и приемы и достижения....

Презентация к августовской районной педагогической конференции "Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы"

Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки показывает, что не все дети таковы.Статистика утверждает, что только 4% детей являются одаренными, т.е. яркие детские таланты...

Педагогический проект "Работа с одаренными детьми"

Данный проект направлен на индивидуальную работу с учениками по русскому языку...