Педагогический проект "Работа с одарёнными детьми"
проект по теме

Ульянова Мария Борисовна

Организация работы с одарёнными детьми - одна из центральных задач современного образования.

При обновлении содержания образования с одаренными детьми в условиях массовой школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности. Теоретический подход содержится в основных положениях концепции развивающего образования,  при котором:

  1. Обучающийся – субъект деятельности. Поэтому два субъекта одног процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнёрами, составлять союэ более старшего и опытного с менее опытным; ни один из них не доолжен стоять над другим.

  2. Сотрудничество в отношениях «педагог – обучающийся» реализуется в общей жизнедеятельности коллектива образовательных учреждений, принимая различные формы (содружества, соучастия, сотворчества).

  3. В рамках коллектива образовательного учреждения отношения сотрудничества устанавливаются между педагогами и администрацией; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений обучающихся, педагогов, руководителей с окружающей социальной средой ( родителями, семьёй, общественностью и трудовыми организациями ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      МКОУ    «Уралинская ООШ»

Организация работы с одарёнными детьми

в сфере  образования

                                                           Руководитель проекта:                                                      

                                                           Ульянова  Мария Борисовна  

                                                           учитель  русского  языка и литературы

                                                                           

                                                         

                                                                         

                                          Актуальность проекта     

    Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё на школьной скамье. В нашей стране в рамках президентской программы «Одаренные дети» предпринимаются попытки научных разработок концепции одаренности на государственном уровне, которая представляет собой теоретическую модель. На практике же российское образование соответствует единым государственным стандартам, вследствие этого школа дает усредненные знания, рассчитанные на среднего ученика. Но уровень развития детей различен. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из актуальных проблем совершенствования системы образования.

    Проведённые мною исследования детской одарённости (5) в 5   классе показали, что одарённые дети обладают преимуществами почти по всем параметрам развития.

  Цель проекта: организовать учебно-воспитательную работу с одарёнными учащимися  для  раскрытия и развития их способностей и дарований с последующей их реализацией в профессиональной деятельности.

Задачи проекта:

    1. Выявить одарённых детей.

    2.Создать условия для раскрытия творческой личности.

    3.Поддержать и развить индивидуальность одарённого ребёнка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей). 

Концептуальные основания заявленной системы работы:

- концепция одаренности в русле анализа дифференциальных различий, что связано с выделением общих и специальных способностей (Б. М. Теплов, Н. С. Лейтес, В. Д. Небылицын, Э. А. Голубева, В. А. Крутецкий и др.) (6 )                              

    - концепция развивающего образования (Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина) (5)

   - модели  развития индивидуальности одарённых  школьников (Гусева Е.В, Гурова Н.С,Землянской Е.Н, Савенков, А. И.) (1)

                                Этапы реализации проекта.

1. Диагностический

2. Создание  условий  для раскрытия творческой личности

3. Развитие  индивидуальности одарённого ребёнка

                                                 -1-

                                     Анализ этапов

 I этап.  Диагностический

Сроки проведения:  I четверть  2008г.

Задачи:

- провести тестирование родителей и педагогов по определению творческих способностей учащихся;

- выявить одарённых детей.

План действий:

  1. изучение литературы и исследование  диагностики  детской одарённости по методике Д. Хаана и М. Каффа (1). (Приложение № 1, 2);

2. определение степени выраженности различных видов одарённости и

   составление «Карты одарённости»;

   Рис.1. Результаты диагностики по оценке  степени развития вида одаренности учащейся  5  класса  2008г.

   

  1. оценивание сформированности девяти характеристик, характерных для одарённых детей, создание  диаграммы «паучок», дающую наглядное представление, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу (Приложение № 2)

Качество

Отметка

1

Любознательность

              5

2

Сверхчувствительность к проблемам

              4

3

Способность к прогнозированию

3

4

Словарный запас

5

5

Способность к оценке

5

6

Изобретательность

              4

7

Способность рассуждать и мыслить логически

4

8

Настойчивость

5

9

Перфекционизм

4

        Рис. 2. Результаты диагностики  сформированности девяти характеристик  

                                 одаренной учащейся  5  класса  2008 уч.г.

  1. составление характеристики одарённого ученика (Приложение № 3)

II этап. Создание условий для развития индивидуальности ученика

Сроки проведения:  ноябрь  2008г. – май  2013г

Задачи:

  1. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми

2.  Использование образовательных программ

3. Оборудование учебного кабинета

4. Повышение квалификации учителя

План реализации:

1. изучение педагогики сотрудничества и  организация  работы на равноправии субъектов педагогического процесса;

     2. преподавание русского языка по программе М.М.Разумовской, использующая идеи развивающего образования преемственно от начальной «Перспективной школы» до окончания общеобразовательной;

  3. реализация поддержки и развития одарённых детей через комфортные условия кабинета;

4. использование лозунга «учиться всю жизнь» как способ работы по самообразованию.

III этап. Развитие  индивидуальности одарённого ребёнка

Сроки проведения: ноябрь  2008г. – май  2013г

Задачи:

  1. организация урочной системы работы с одарёнными детьми;
  2. развитие  индивидуальности одарённого ребёнка во внеурочное время.

План  реализации:

1. разделение форм и методов работы   на урочные и внеурочные;

2 использование элементов личностно-ориентированной и дифференцированной  модели образования (Б. М. Теплов) (6);

3. распределение учащихся класса в три группы по уровню усвоения знаний:

с репродуктивным ,  с конструктивным и  творческим;

4.  составление разноуровневых заданий (Приложение №   );

5.использование активных форм познавательной деятельности: конференции, чтения, защита проекта, реферата, олимпиады, КВН, концерт по теме, познавательные игры (Приложение №   );

6.  применение системы  лекционно-семинарского обучения: проблемная лекция и проблемный семинар (Приложение №  );

7. использование  методов творческого характера – проблемных, поисковых, эвристических, исследовательскиех проектных – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы (5);

8. использование активных  методов  обучения (АМО) для каждого этапа урока (Приложение №  );

9. применение метода коммуникативной атаки (вызова к проблемному общению), позволяющий мгновенно  «включиться» в урок (Приложение №  );

10. применение педагогических технологий:

-  Технология проблемного обучения (4) (Приложение № 5);

- Технология проектного и исследовательского обучения (2) (Приложение № 6);

11. занятия    внеклассной воспитательной и исследовательской работой:

факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальные марафоны, олимпиады и конкурсы.

                       Результативность реализации  проекта. 

              I.  Полученные результаты за 2008-2010 уч.год.

В 2008 году из 2 учащихся 5 класса был был выявлен  один  одарённый ребёнок.

Школьные мероприятия

Муниципальные мероприятия

Региональные мероприятия

Всероссийские мероприятия

1.Олимпиады  по русскому языку и литературе, 2009г.–  победитель, уч-ся 6 кл.

2.Недели русского языка и  литературы.

3. Творческие проекты их презентации.

4. Гоголевские чтения. 2009г.-Диплом победителя лучших  знатоков произведений .Гоголя, уч-ся  5 кл.

5.Конкурс «Ученик года». 2009г. - Диплом победителя уч-ся 5 класса.

1.Конкурс «На благо края мы растём, читаем и умнем» 2009г.- 2 Благодарственных письма  активному читателю библиотеки.

2. 2009 год – диплом уч-ся 6 кл. в номинации «Земли своей достойный сын», посвященной 90-летию писателя-земляка М.И.Рассказова.

3.Научно-практическая конференция школьников. 2009г. – Грамота призёра уч-ся 5 кл, 2010г– свидетельство  участника.

4.Муниципальный этап областного фестиваля-конкурса детского творчества «Красота спасёт мир», посвящённого году учителя. 2010г.- уч-ся 6 кл. в  номинации «Литература» представила брошюру со стихами.

1.XLI региональная

научно-практическая конференция школьников 2009г. - Диплом Лауреата уч-ся 5 класса.

2. Фестиваль призёров Всероссийской олимпиады и лауреатов XLI-й  региональной  научно-практической  конференции. 2009г. – участница 5 класса.

3.Сибирская Летняя Школа НОУ «Поиск»-2009 по научному направлению– литература, уч-ся 5 кл. прошла обучение по исследовательской деятельности и созданию проектов.

4. Международная игра-конкурс «Русский Медвежонок». 2008-2009г  активный участник уч-ся 5,6 кл.

5. Научно-практическая конференция школьников

2010г - свидетельство  участника.

Конкурс «Сова» 2009г.- уч-ся 6 кл.

II.

        Перспективы работы над проектом:

  1. развития одарённых детей на всех предметах школьного цикла;

2. продумать пути взаимодействия с учителями – предметниками,;

3.разработать единые критерии по уровню одарённости школьников разных возрастных групп.

                                       Литература:

1. Гусева Е.В. , Гурова Н.С.,Землянская Е.Н. Управление начальной школой. Методическое пособие.-М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.- 240с.

2 Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Веребум–М, 2001. – 48 с.   .Клименко В.В. Психологические тесты таланта.-Харьков, 1996г.

3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — (Стандарты второго поколения).

4. Махмутов М. И. Проблемное обучение.

5. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М., 2000.

     6. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. –  М., 1961. 



Предварительный просмотр:

«Педагогическое сопровождение семьи в вопросах  духовно-нравственного воспитания детей»

Автор: Ульянова М.Б.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и  школы.

Почему возникла  необходимость  педагогического  сопровождения семейного  духовно-нравственного воспитания? 

 Это связано с кризисом в духовно-нравственной сфере современного общества. Главная причина  духовно-нравственного кризиса   -  разрушение традиционных устоев семьи.  И вот какие они:

1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:

- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.

2. Повреждены устои семьи:

– нарушены родовые и семейные связи между поколениями,

- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни.

3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:

- культ материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства.

4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:

- некоторые  родители  не  имеют специальных  знаний  в  области  воспитания и привития навыков здорового образа жизни,  испытывают  трудности  в установлении  контактов  с  детьми.

5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:

- в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников.

6. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии:

- массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений.

     Отсюда   и необходимость  педагогического сопровождения семейного  духовно-нравственного воспитания.

«Педагогическое сопровождение семьи» - «система деятельности государства и общества по оказанию опережающей, профилактической и оперативной помощи семье (осуществляемой через профессиональных педагогов, психологов и других специалистов) в вопросах воспитания детей, решения общих и индивидуальных педагогических проблем, возникающих на разных стадиях развития семьи и ребенка».

Цель  деятельности школы  по педагогическому сопровождению семьи: содействие повышению уровня педагогической компетентности и развития педагогической и духовной культуры родителей, выработку единого взгляда школы и семьи на сущность процесса воспитания для создания оптимальных условий развития личности ребенка.

В основу всей работы по педагогическому сопровождению семьи, несомненно, должен быть положен системный подход. Педагогическое  сопровождение  семьи на уровне образовательного учреждения позволяет выделить семь направлений:

I. Содержательное направление, включающее разработку содержания, форм и методов современного семейного воспитания.

II
. Социально-педагогическое направление, предполагающее реализацию системы просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей.

III.
Программно-структурное направление, предполагающее разработку содержания педагогического сопровождения семейного воспитания в рамках последовательных этапов: 1) просвещения родителей (этот этап предполагает в первую очередь осуществление всеобуча родителей в вопросах развития и воспитания детей); 2) организации совместной деятельности семей; 3) совместного воцерковления семей.

IV.
Направление кадрового обеспечения системы.

V. 
Организационно-политическое направление, оценивающее и реализующее возможности включение мер по просвещению родителей и поддержке семейного воспитания в различные существующие и вновь создающиеся программы регионального, муниципального и школьного уровней.

VI
. Экономическое направление, включающее определение объемов и источников материального стимулирования и финансирования деятельности по педагогическому просвещению родителей и комплексной поддержке семьи.

VII.
Управленческое направление. Управление системой дает возможность подготовить, привлечь к работе и объединить в решении общих задач содействия восстановлению культуры семейного воспитания все службы и отдельных специалистов, работающих с родителями (и семьей в целом) в конкретных образовательных учреждениях, при содействии учреждений здравоохранения, культуры, социальной защиты населения.


В духовно-нравственном воспитании, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, когда работа с  семьями  осуществлялась только за счет информирования родителей об успехах и проблемах ребенка, в лучшем случае - за счет психолого-педагогического просвещения родителей.  

   Сегодня  требуется переход от модели воспитания к модели развития психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей, создание условий и мотивации для межличностного, внутрисемейного и межсемейного взаимодействия, позволяющих решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения и социализации.


В этой связи предполагается, что взаимодействие образовательных учреждений и семьи окажется эффективнее, если будет реализовываться как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых формах совместных детско-родительских семинаров, общих активных занятий по развитию навыков взаимодействия, в формах проектной деятельности и иных вариантах сотрудничества в целях профилактики трудностей и разрешения конфликтов в воспитании.

Что должна сделать школа для восстановления  традиционного уклада жизни, воспитания семейных ценностей, традиций? 

Для школы  характерны  две  составляющие  педагогического сопровождения семьи:

- работа с родителями;

-работа  с обучающимися.

Работа с родителями

 В основу  работы  с родителями в школе  должна быть поставлена информационно - просветительская деятельность. Нужно показать родителям, что именно в семье ребенок осваивает основы  материальной и духовной культуры. Родители должны прививать с детства традиционные семейные ценности ( 5 составляющих):

-Обычаи (установления, привычные формы поведения);

- традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);  

- отношения (сердечные чувствования и настроения);  

-правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки доброй и благочестивой жизни);

-распорядок (установленный порядок в течении дел дня, недели, года).

 Необходимо  довести до родителей и средства воспитания духовности и нравственности:

-природа во всей ее красоте, величии и целесообразности;

-истинное искусство, дающее возможность испытать чувство радости;

-неподдельное сочувствие  страдающим;

-действенная любовь к ближним;

-мужество национального героя;

-творческая жизнь.

Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются групповые и индивидуальные. К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи. Консультации  могут быть тематическими.

К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Классные руководители нашей школы используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания,  встречи с учителями - предметниками, администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направлений:  врачей, юристов, социального педагога, психологов,  инспектора ГИБДД, ПДН.

Перечислим традиционные формы взаимодействия семьи и школы: родительский лекторий о традициях воспитания; подготовка печатных материалов для родителей; выпуск Листков для домашнего чтения; проведение «семейных гостиных»; клубы родительского опыта; организация совместной деятельности семей: оздоровительной, творческой; стенды о достижениях родителей; родительские собрания отцов; создание библиотеки социальных  видеопроектов о здоровом образе жизни; семейных ценностях.

Работа с обучающимися

Вторая составляющая педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания духовности и нравственности — работа с обучающимися. Ее девизом  могут стать такие слова «Без корней даже полынь не растет».

Организовывая различные коллективные дела и индивидуальные мероприятия, мы должны помнить: наша цель - убедить детей в том, что маленькие семейные праздники и традиции гораздо эмоциональнее  и глубже сближают членов семьи, чем те, которые непонятны и далеки.

Формы работы с детьми

-Разговор  о семье,  семейных взаимоотношениях,  традициях.

-Хороший воспитательный эффект дают сочинения о семейных праздниках, любимых блюдах членов семьи, об интересном проведении свободного времени всей семьей,  о том, чем гордятся в  семье, о семейных династиях.

- С большим удовольствием ребята выполняют проекты «Моя  родословная», «Карта семейных странствий».

- При подготовке различных мероприятий можно говорить о фотографиях, семейных реликвиях, поделках, которые хранят в семье.

-  Небывалый интерес у школьников вызывает разговор о том, в честь кого их назвали, презентации «Профессии моих родителей».

Приоритетным направлением духовно-нравственного  воспитания  обучающихся нашей школы  является  патриотическая направленность. .активное и ежегодное участие  дети с привлечением родителей  принимают  при проведении таких мероприятий как:

- День памяти и скорби по жертвам, погибшим в Беслане;

- День матери;

-День Конституции РФ

- День воина-интернационалиста, посвящённого  воинам чеченской и афганской воин;

-День Защитника Отечества.

В школе по традиции проводится   акция  «Забота о тружениках тыла»( участие в концертах,  посвящённых Великой Победе), обучающиеся принимают  участие в Вахте Памяти.

В нашей  школе  содержание духовно - нравственного воспитания детей и родителей в процессе педагогического сопровождения сориентировано  в сферу православной культуры  -   ведётся курс ОРКС. Многовековые традиции православного воспитания позволят вернуть в семью любовь, взаимопонимание, духовность.

Надо помнить о личной профессиональной ответственности, которая ложится на нас, педагогов. Ответственность эту мы можем понести лишь при условии постоянного собственного образования в сфере духовной культуры и  непрекращающегося труда над своей душой.

При такое взаимодействие семьи и школы планируются следующие результаты:

- повышение престижа семьи, отцовства и материнства;

- возрождение традиций семьи»;

-приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;

-бережное отношение к жизни человека, продолжение рода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми (выступление на педагогическом совете)

Цель доклада - представить первые положительные результаты в формировании индивидуального опыта творческой деятельности учащихся через профессионально направленное персонализированное обучение, выстро...

педагогический совет "Работа с одарёнными детьми в современных условиях"

данный материал поможет педагогам в работе детьми, раскрыть их способности и таланты...

Методическая разработка "Организация педагогического процесса с одарёнными детьми на предметах теоретического цикла ДШИ"

Методическая разработка об организации учебного процесса и формах работы с одарёнными детьми в ДШИ....

Педагогический проект: "Организация работы с одарёнными детьми на уроках математики"

При традиционном обучении нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, и одаренный ребенок оказывается вне поля зрения. И постепенно любознательность, познават...

Принципы педагогической деятельности с одарёнными детьми на уроках информатики

Мои мысли и мысли других педагогов по поводу воспитания одарённых детей....

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Особенности педагогической работы с одарёнными детьми в условиях ФГОС.

В статье изложены кратко подходы к диагностике детской одарённости,особенности организации урочной и внеурочной  деятельности и особенности взаимодействия педагога и обучающихся....