Применение технологии проекного обучения в преподавании математики.
методическая разработка на тему

Для того чтобы поддерживать у учащихся интерес к знаниям на уроках математики, необходимо  строить обучение на  imageактивной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Приоритет в этом отношении принадлежит проектно-исследовательскому методу.

 Я с 2008 года начала осваивать метод проектов.

Скажу сразу, что изучив соответствующую литературу, я тем не менее не совсем четко представляла себе, как на уроках математики можно с успехом использовать данную технологию. Поэтому я выбрала внеурочную деятельность.  Ясно было одно: процесс обучения по методу проектов — процесс двусторонний; для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, их желание овладеть передаваемыми учителем знаниями, их неугасающий интерес к обучению. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

Я бросила пробный шар, что явилось своеобразным вызовом: создала презентацию урока по теме «Теорема Эйлера. Правильные многогранники» в 11 классе, по которой, казалось, вообще ничего нового для учащихся этого класса представить невозможно. Презентация проводилась в течение всего урока  и перемежалась с деятельностью учеников.  Результат превзошел все мои ожидания — дети увлеклись, загорелись, и когда я сообщила им, что существуют другие доказательства теоремы и ее приложения и не хотели бы они сами попробовать узнать об этом и создать нечто подобное, то по выражению их лиц я поняла, что этот тайм остался за мной.

Так появился первый проект «Теорема Эйлера. Правильные многогранники». Готовили проект 4 месяца. Класс разбили на 4 группы по количеству гипотез. Ребята приносили материал, я им помогала отбирать нужный, советовала литературу, сайты из Интернета. Сделали макеты многогранников. Вся работа по созданию проекта проводилась во внеурочное время. Во время подготовки проектов, работая в группах по интересам, ребята смогли со всей изобретательностью, смекалкой проявить свои творческие дарования, учились и перенимали друг у друга то, чего не умели сами, делились своим опытом с товарищами. Ведь от успеха каждого в отдельности зависел успех всего проекта. Это очень важно! Это огромный стимул к активной познавательной деятельности, к прочному усвоению знаний и поиску новой информации. И вот этот день настал. На  факультативном  занятии ребята защищали свои презентации перед товарищами. Это был праздник знаний.
     Учащиеся, работая над проектом, убедились в главном: какую бы идею, носящую практическую направленность, они ни пытались воплотить в жизнь, без математических знаний не обойтись.

В 2009 году с учениками 9 класса разработали проект «Золотое сечение» и его применение в живописи, природе, искусстве, архитектуре, и в архитектуре города imageРославля."

Несколько по-другому начиналась работа по проектной деятельности с учащимися 9класса. И хотя тема для проектов у всех была одна, проекты оказались абсолютно непохожими друг на друга как по подбору информации, так и по исполнению. Среди проектов есть как групповые, так и индивидуальные, и трудно отдать какому-то предпочтение. В своих проектах 9-тиклассники смогли увидеть практическую направленность золотого сечения. Во время подготовки проектов к защите 9-тиклассники использовали не только дополнительную литературу и возможности Интернета, но и такие современные компьютерные программы, как

  •  программа Microsoft Power Point
  • коллекции картинок lang="EN-US" xml:lang="EN-US"> Microsoft Word
  • w w w.jandex.ru

Кроме того, ребята задумали положить музыку в презентацию "Золотое сечение в архитектуре". С этим им пришлось много поработать, но  все получилось. Сколько было радости. Вместе с ними и я постигала возможности этих программ. Действительно, мудрые слова: "Уча других, мы учимся сами".

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что уроки с использованием новых технологий, а именно технологии проектов, школьникам очень нравятся. На них ученики учатся не только применять умения и навыки, полученные на уроках математики, но и сами активно включаются в познавательную деятельность, знакомятся с реалиями современной жизни, учатся активизировать свое творчество и индивидуальность, учатся применять математические знания на практике.
Для учителя результат такой работы также немаловажен: его ученики самостоятельно добывают новые знания, учатся анализу нестандартных ситуаций, систематизируют поиск решений, закрепляют знания, полученные от учителя, развивают себя и учатся конструктивной коммуникации. На таких уроках происходит единение учителя и учеников. В связи с этим приходится регулярно заниматься совершенствованием своих знаний через методическую литературу, газеты, журналы и грамотно, умело и просто  ( ! ) преподносить всё учащимся.  Где – то получается и радостям нет предела;  где – то с трудом и приходится погружаться в поиск наиболее эффективного;  а где – то пока нет и начинаешь искать совершенно новое, незаметно для себя открывая новые возможности.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение технологии проектного обучения в преподавании математики Соловьева Галина Дмитриевна Учитель математики МОУ СОШ №8 г.Рославль 2009 г

Слайд 2

Цели современных методов обучения математике: формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемой проблеме, творческой деятельности учащихся, потребности в ней (мотивационно-потребностнып аспект); овладение систематизированными математическими знаниями, осознание социальной и личной значимости исследовательской деятельности в сфере математики и прикладных знаний, стремление и умение разрешать проблемные ситуации (когнитивный аспект); развитие следующих умений: распознавать, обследовать и разрешать проблемные ситуации из области математики, привлекая знания из разных областей науки; самостоятельно, рефлекторно (критически) мыслить; прогнозировать результаты ; устанавливать причинно-следственные связи; практически применять полученные знания (деятельностно-практический аспект).

Слайд 3

Проект – это 5 П п роблема роектирование оиск информации родукт резентация

Слайд 4

монопредметные, межпредметные информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные, ролевые краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные индивидуальные, групповые, коллективные Типы проектов

Слайд 5

Схема проектного метода 1.Постановка цели: выявление проблемы, противоречия, формулировка гипотезы. 2.Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов. 3.Самообразование при помощи учителя. 4.Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей. 5.Исследование: решение отдельных задач, компоновка. 6. Обобщение результатов, выводы. 7. Анализ успехов и ошибок.

Слайд 6

Пропедевтика проектной деятельности учащихся Сообщения на историческую тему Театральные инсценировки Иллюстрирован ное составление схем и опорных конспектов Задачи-сказки Сочинения Презентации

Слайд 7

Календарь работы проектно-исследовательской деятельности, позволяющий рационализировать учебное время № п./п Содержание Сроки Исполни тель Примечания 1. Установочная консультация: основной замысел, примерная тематика и жанры будущих проектов. Дом. задание: сформулировать «свое видение» проекта, идеи содержания, оформления, защиты т.п. 2. Анализ и коррекция идей учащихся в сотрудничестве. Окончательный выбор темы, жанра проекта. Формирование проектных групп, оформление заявок на осуществление проекта. 3. Постановка целей, задач проектных работ, формулировка гипотезы и проблемы исследования. Конспектирование требований к работам, сроки, график консультаций и пр. Составление индивидуальных планов работы над проектами. 4. 5. Утверждение индивидуальных планов. Поисковый этап. Изучение литературы, имеющей отношение к проблеме исследования, систематизация материалов, составление каталога по проблеме, подбор иллюстраций. 6. Промежуточные общие консультативные занятия: помощь в систематизации и обобщении материалов, текущие отчеты учащихся, сообщения о ходе работ и пр. Тестовый просмотр собранных данных. 7. Индивидуальные или групповые консультации по содержанию конкретных проектов. Помощь в оформлении, поиске индивидуального стиля проекта. 8. 9. Обобщающий этап. Проверка результатов. Оформление работы. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений. 10. Формирование групп оппонентов, рецензентов и "внешних" экспертов. Подготовка к публичной защите проектов. Защита/Презентация .

Слайд 8

Приложение (методические рекомендации по применению метода проектов в обучении математике): Примерные темы проектов В рамках изучения программного материала: Координаты точки и координаты вектора; Расстояние от точки до плоскости; Правильная пирамида; Перпендикулярность прямых и плоскостей. Среднесрочные проекты Решение уравнений 2-й, 3-й, 4-й степеней по формуле; Односторонние пределы; Как Архимед измерял объем шара? Непрерывность функции. Макропроекты (долгосрочные) Лента Мебиуса и ее свойства Цель: изучить разнообразные свойства ленты Мебиуса, найти, где они используются. План Краткая биография Августа Фердинанда Мебиуса. Представление о ленте Мебиуса. Топологические свойства. Свойства и теоремы.

Слайд 9

«Золотое сечение» и его применение в архитектуре родного города План Ввести понятие «золотого сечения». Рассмотреть применение «золотого сечения» в искусстве Древней Греции. Рассмотреть золотую пропорцию и связанные с ней отношения. Продемонстрировать и разобрать понятие золотой спирали в живой природе. Показать применение «золотого сечения» в эпоху Возрождения. Применение «золотого сечения» в архитектуре своего города . Построение комплексных множеств на плоскости Графическое решение систем уравнений и неравенств с параметром в комплексных числах План Понятие комплексного числа (геометрическая, тригонометрическая, показательная формы). Кратко о появлении комплексных чисел; Построение комплексных множеств на плоскости. Графическое решение систем уравнений и неравенств комплексных чисел, содержащих параметр.

Слайд 10

Теорема Пифагора вне школьной программы Цель: показать значение теоремы Пифагора в развитии науки и техники многих стран и народов мира. План Немного об истории. Способы доказательства теоремы: на использовании понятия равновеликости фигур; метод достроения; алгебраический метод; доказательство Мельманна; доказательство Гарфилда; a ддитивные доказательства; доказательства Евклида; древнекитайское доказательство; древнеиндийское доказательство; доказательство Аннариция значение и применение теоремы; задачи в стихах.

Слайд 11

Интернет-ресурсы по проблемам исследовательской деятельности www . researcher . ru - Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 "Лицея на Донской", Представительства корпорации Intel в России, "Физтех-центра" Московского физико-технического института. Публикуются статьи по методологии, методике и практике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие Интернет-ресурсы. www . vernadsky . dnttm . ru - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on - line представления работ на конкурс, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на заинтересовавшую работу. www . issl . dnttm . ru сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. www.konkurs.dnttm.ru - сайт-обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on - line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. Примеры и обзорные статьи исследовательских работ по математике: http :// guopolvsaevo . narod . ru / arc / summ 17. zip . http :// guopolysaevo . narod . ru / arc / cube 3 dl 7. zip http :// guopolysaevo . narod . ru / arc / alfal 7. zip http :// guopolysaevo . narod . ru / arc / cone . htm .

Слайд 12

План исследования Предварительно написанный план должен включать некоторые или все нижеследующие элементы: • Название проекта • Цель/польза от изысканий • Обзор литературы • Гипотеза • Проблемный вопрос исследования • Содержание работы (компоненты) • Контроль • Оборудование/ресурсы • Методика, процедуры • Временные рамки • План анализа данных, способ обработки • Первоначальные планы презентации исследования.

Слайд 13

Этап целеполагания Если ученик определился с целями, проверьте их качество следующими вопросами: • Релевантны ли они методической разработке или стандартам в области математики? • Написаны ли они простым и понятным языком? • Можно ли их оценить? • Основаны ли они на деятельности учащихся? • Можно ли их визуализировать? • Достижимы ли поставленные цели в рамках проекта? Формы исследований Способы презентаций • устные презентации с визуальной поддержкой • письменные отчеты • представление на стендах (презентационных досках) • мультимедийные презентации • портфолио • симпозиум в классе • участие в школьном и районном конкурсе/ выставке • ярмарки научных работ/проектов Возможности публикаций: гипертекстовая публикация, публикаия на веб-сайте, школьная газета, местная газета и пр.

Слайд 14

Проект многогранен! Проект эффективен! Проект перспективен! Проект неисчерпаем! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ"

Данная статья  предлагает методику модульного обучения в математике, с рассмотрением теории блочно-модульного обучения в 10 классе...

Тригонометрические уравнения. Показательные уравнения. Применение технологии модульного обучения на уроках математики

Вариативность учебных школьных планов, альтернативные учебники и программы по математике, достижение максимальных результатов при ограниченном учебном времени на изучение большого объёма учебного мате...

Включение педагогической технологии позиционного обучения в преподавании математики в условиях новых образовательных стандартов

В настоящее время развитие становится ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива понятию обучение. Чем обусловлено такое направление педагогической науки и практи...

Применение технологии проблемного обучения в преподавании математики 8 класса

Актуальность данной работы заключается в том, что при переходе к стандартам нового поколения меняется роль учителя и ученика, стиль их взаимодействия. Ученик должен быть активным, мыслящим, творческим...

Технология дифференцированного обучения в преподавании математики.

Проблема дифференцированного подхода не является новой, однако выдвижение и развитие идеи планирования обязательных результатов обучения, стандартов математического образования, позволило подойти к эт...

Применение технологии проектного обучения в преподавании математики

Данная статья рассматривает возможности использования технологии проектного обучения на уроках математики, значимость метода проектов для современного преподавания. Содержит практические рекомендации ...

Индивидуальная образовательная программа Применение технологий группового обучения в преподавании физики

В рамках курсов повышения квалификации «Основы тьюторского сопровожденияв учреждениях общего образования» мною была составлена индивидуальная образовательная программа сроком реализац...