работа учителей иностранного языка по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости
консультация на тему

Койкова Светлана Валерьевна

Работа учителей иностранного языка по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа учителей иностранного языка по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости

Наряду с причинами общего характера неуспеваемости выделяют специфические факторы негативно влияющие на успешность обучения иностранного языка:

  • отсутствие языковой среды;
  •  потребность в контроле и помощь наставника;
  •  отсутствие возможности организовать обучение в необходимо малых группах в условиях современной общеобразовательной школы;
  •  психологический барьер;
  •  негативные влияния родного языка;
  •  чрезмерная загруженность детей в школе и дома;
  •  неспособность родителей помочь своим детям в изучении иностранного языка.

Признаки неуспеваемости

Общие признаки

  • интеллектуальная пассивность;
  • низкий уровень развития мышления;
  •  негативная направленность отношения к учению;
  •  несформированность навыков учебной работы.

Признаки неуспеваемости применительно к иностранным языкам

  •  незнание базовой лексики;
  •  непонимание вопросов;
  •  длительное обдумывание простейших фраз, как признак отсутствия автоматизма;
  •  неумение употреблять знакомый материал в новой ситуации;
  •  нестабильность результатов, как следствие недостаточной осознанности действий;
  •  выполнение упражнений наугад;
  •  пассивность на уроке;
  •  высокая отвлекаемость, постоянные переходы на родной язык.

При опросе преподавателей иностранного языка выявлено, что наибольшие трудности у школьников вызывает овладение следующими  ЗУН:

  • произношение межзубных звуков;
  • чтение сложных иностранных слов;
  • правописание;
  • понимание речи на слух;
  • распознавание слова в изменённой форме;
  • использование притяжательных и возвратных местоимений;
  • образование степеней сравнения имён прилагательных;
  •  построение спонтанного диалога в предложенной ситуации с опорой на известные речевые клише;
  •  употребление отрицательных и вопросительных предложений;
  •  распознавание различных времён глаголов.

Сами подростки выделяют следующие причины:

  •  отсутствие каких –либо способностей («плохая память», «слабое внимании», «неумение думать»);
  • младшие подростки отмечают, что им не хватает знаний, что они не могут учиться;
  •  старшие подростки жалуются на лень, безволие.

    Установлено, что наличие сильных вне учебных  интересов в сочетании с отрицательным отношением к школе характеризует длительно неуспевающих школьников.

 

   При эпизодической неуспеваемости характерно равнодушие к школе. Ученик воспринимает учебные занятия как неизбежную повинность, выполняет требования учителей, участвует в какой-то степени в работе и проявляет даже иногда активность, но всё это только для того, чтобы не иметь неприятности, не привлекать к себе внимание взрослых.

Плодотворными представляются следующие педагогические приёмы профилактики неуспеваемости школьников при изучении иностранного языка:

  • ставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. С этой целью используют игровую и практическую деятельность;
  • рекомендуется соблюдать особые условия опроса для неуспевающих учеников:

- давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты;

- опрос рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения;

  •  в ходе самостоятельной работы на уроке задание полезно разбивать на этапы;
  •  необходима дифференциация и домашней работы учащихся:

- хотелось бы отметить полезность программированных пособий для домашних заданий отстающим;

- отметить эффективность создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий;

  •  в практике школы необходимо использовать разного рода дополнительные занятия  с отстающими.

Отсюда следует вывод, что если учитель своевременно проведет  профилактику неуспеваемости школьников (подростков) при изучении иностранного языка, то можно повысить успеваемость.

Помимо коррекционной работы необходимо ещё проводить различного рода тренинги программы по повышению  самооценки и укреплению самоуважения учащихся, это могут быть также упражнения включающие в себя различного рода вопросы и задания.

Упражнения, способствующие повышению самооценки и укреплению самоуважения слабоуспевающих учащихся:

  1. Упражнение «Позитивные мысли».
  2. Упражнение «Школьные дела».
  3. Упражнение «Я в своих глазах, я в глазах окружающих».
  4. Упражнение «Воображение успеха».
  5. Упражнение «Поделись успехом».
  6. Упражнение «Афоризмы».

Верьте в свой успех. Верьте в него твёрдо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха (Д.Карнеги).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интересные результативные предметные методики: из опыта работы учителя иностранного языка».

Данная статья посвящена  теме Школа цифрового века и личному опыту  В 2001 году появился новый термин, введенный Марком Пренски-"уроженцы и иммигранты цифрового мира" , который сравнива...

Аналитическая справка работы учителя иностранного языка Крылосовой Елены Леонидовны МОУ "Еловская СОШ"

При написании аналитической справки учитель всегда испытывает затруднения. Может быть мой опыт поможет кому - нибудь. А может умные доктора педагогических наук дадут свою рецензию и дадут советы....

Статья « Применение ФГОС в работе учителя иностранного языка».

Статья освещает вопросы внедрения требований ФГОС в работу учителя английского языка. Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...

Дифференциация и индивидуализация в обучении иностранному языку (из опыта работы учителя иностранного языка)

Технология дифференцированного и индивидуального обучения на примере УМК, форм работы на уроке иностранного языка и внеклассной работе в школе с углубленным изучением английского языка...

Использование дистанционного обучения в работе учителя иностранного языка

Для работы с одаренными детьми полезно использовать дистанционное обучение. Оно также пригодится вам в процессе подготовки ваших учащихся к итоговой аттестации. В работе автор делится своим опытом раб...

Современные педагогические технологии обучения английскому языку детей с ОВЗ (из опыта работы учителей иностранных языков МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары)

Данный материал является обобщением опыта в области инклюзивного образования и обучения детей с ОВЗ английскому языку, который может использовать учитель с любым опытом работы. Применяя новые педагоги...