Копилка активных приемов
методическая разработка на тему

Талалаева Светлана Владимировна

Учи без принуждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopilka_aktivnykh_priemov.doc452.5 КБ

Предварительный просмотр:

Копилка активных приемов

Данная копилка активных приемов составлена на основе материалов (техническое задание №1 и техническое задание №2), подготовленных на курсах повышения квалификации учителей-тьюторов «Подготовка педагогов к реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики», проходивших в БОУ ДПО «ИРООО» с 19 декабря 2011г. по 6 февраля 2012г. Описание и методический комментарий подготовлены педагогами Омской области, даны в авторской интерпретации.

Оглавление

Прием «Свободный аукцион знаний». Коробкова М.Э.        

Прием «Сокровищница культуры человечества». Степина С.А.        

Прием «Крестословица». Чванина Т.Л.        

Прием «Шпаргалки». Будникова Е.В.        

Прием «Выбери три слова». Мадеева Т.Ю.        

Прием «Автобусная остановка». Нетёсова Т.А.        

Прием «Лоскутное одеяло». Сухонос Н.А.        

Прием «Ролевой проект «Семейный совет». Мещерякова Е.Н.        

Прием «Какой дорожкой ты пойдешь?» Урбах И.П.        

Прием «Театр миниатюр». Бережная И.А.        

Прием «Ковер идей». Довженко Т.А.        

Прием «Творческая мастерская». Шушакова С.В.        

Прием «День семьи». Гарипова И.Н.        

Прием «Ассоциации». Нохрина М.И.        

Прием «Мудрые совы»        

Прием «Картинная галерея». Реброва Е.А.        

Прием «Лото». Реброва Е.А.        

Прием «Родовое дерево». Попова Г.А.        

Прием «Древо мудрости». Попова Г.А.        

Прием «Дерево мудрости». Шарова С.В.        

Прием «Путешествие по…» Кирикова О.Ю.        

Прием «Ажурная пила». Безбородова Т.Б.        

Прием «Занимательные карточки». Ефименко М.Э.        

Прием «Сибирский ислам. Региональный вариант религиозного синкретизма». Вахитов В.И., Уразалеев Р.Ф.        

Прием «Ромашка». Герт Е.А.        

Прием «Ромашка». Хвостова Г.В., Свенч Т.В.        

Прием «Ромашка». Безбородова Т.Б.        

Прием «Буклет. Что значит «быть нравственным» в наше время?» Попова Н.Ю.        

Прием «Буклет». Таужанова О.А.        

Прием «Буклет. Пословицы о дружбе». Потемкина Т.М.        

Прием «Коллаж». Шушакова С.В.        

Коллекция приемов для модуля «Основы светской этики». Герт Е.А.        

Коллекция приемов для модуля «Основы православной культуры». Безбородова Т.Б.        


Прием «Свободный аукцион знаний». Коробкова М.Э., учитель русского языка и литературы МКОУ «Кейзесская СОШ»

Название приема

«Свободный аукцион знаний»

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Коробкова М.Э.

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

Активный приём в переработанном и дополненном виде опирается на следующий источник: Научно-практический журнал «Завуч», №8, 2005. - С.115 (№184)

Цель активного приема

Формирование навыков самостоятельного поиска дополнительной информации по предложенной теме; умения выступать перед аудиторией; «проживание» ребёнком ситуации успеха.

Конечный продукт

Слушатели получают много интересной разнообразной информации, а выступающий – награду (диплом) за свою работу.

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

Листы для выставления баллов (по количеству обучающихся в классе), ручки. Дипломы (по количеству выступивших).

Описание приема

Заранее объявляется тема предстоящего занятия. Ребята собирают информацию об этой теме, дома готовясь к выступлению (достаточно просто рассказать о каком-то интересном факте или продемонстрировать иллюстрацию по теме со своим комментарием и т.п.). На уроке учитель предлагает поделиться результатами поисков. Желающие выходят к доске и рассказывают. Одноклассники в это время слушают всех выступающих и оценивают их, например, по 10-бальной шкале, ставя оценку на отдельный лист. После всех выступлений листы с баллами сдаются учителю, который подводит итоги. Следующий урок начинается с «Минуты славы»: учитель (может быть, кто-то из администрации или из родителей) вручает каждому ребёнку диплом об участии в «Свободном аукционе знаний», где указаны набранные школьником баллы. Данный диплом вкладывается в портфолио.

Методический комментарий

Выбор темы зависит от модуля и замысла учителя.

Прием «Сокровищница культуры человечества». Степина С.А., учитель истории и обществознания МОУ «Новотроицкая СОШ»

Название приема

Сокровищница культуры человечества

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Стёпина С.А.

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

Интерактивные подходы в курсе ОРКСЭ Иоффе А.Н., кандидат исторических наук доцент АПК и ППРО.

Цель активного приема

Умение объяснить, почему именно эти культурные традиции человечества внесены в общую сокровищницу.

Конечный продукт

Сокровищница культуры человечества

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

2-3 символа

2 важные идеи

3 понятия

2 имени

Описание приема

Обучающиеся в группах представляют одну из культурных традиций человечества. В течение 10 минут обсуждают, что из культурной традиции могли бы предложить для Сокровищницы культуры человечества.

Методический комментарий

Выбор культурных традиций человечества зависит от модуля, реализуемого учителем и его педагогического замысла.

Прием «Крестословица». Чванина Т.Л., учитель истории и обществознания МКОУ «Москаленская СОШ»

Название приема

Крестословица

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Чванина Т.Л.

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

Борзова Л.П. Игры на уроке истории. М.:Владос-пресс. 2001

Цель активного приема

Приём позволяет осуществить терминологическое повторение материала. Развивает смекалку, память внимание.

Конечный продукт

Кроссворд

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

Лист в клетку, карандаш. Массовый вариант использования приёма возможен с помощью проектора и компьютера.

Описание приема

Обучающиеся разбиваются на пары (объединяются учащиеся, сидящие за одной партой). Объявляется время (10 мин.). Первое слово записывается в середине листа по горизонтали, оно должно быть длинным( не менее 5 букв, причём каждая буква записывается в отдельной клетке). Затем каждый по очереди пишет слово по теме, которое пересекается с предыдущими словами по горизонтали и (или) по вертикали ( по типу кроссворда). При этом записываются очки по числу пересечений. Предположим, изучается тема «Священные сооружения» ( модуль Основы мировых религиозных культур). Первый участник записывает по горизонтали слово «Синагога». Второй пишет по вертикали слово «алтарь», записывая себе одно очко, так как получилось одно пересечение. Первый участник пишет по вертикали слово «фреска» и ставит себе одно очко. Второй участник записывает по горизонтали слово «минарет» и ставит себе два очка, так как получается два пересечения. Когда заканчивается время, подсчитываются очки, определяется победитель в паре и в классе.

 

Ф

Р

Е

С

И

Н

А

Г

О

Г

А

К

Л

М

И

Н

А

Р

Е

Т

А

Р

Ь

 

Методический комментарий

Выбор темы зависит от модуля, реализуемого учителем.

Прием «Шпаргалки». Будникова Е.В., учитель истории и обществознания МОУ «Хлебодаровская СОШ»

Название приема

Шпаргалки

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Будникова Елена Васильевна

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_7_658.pdf

Цель активного приема

Усвоение содержания обучения и творческое овладение информацией

Конечный продукт

шпаргалки

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

Листы бумаги, ручки, карандаши, тексты.

Описание приема

 Учащимся предлагается прочитать текст. Необходимо передать его содержание с помощью рисунков, условных обозначений или схем. Эти шпаргалки (подписанные) отдаются учителю. По желанию ученики подходят к учителю и извлекают шпаргалку. По этой шпаргалке нужно воспроизвести текст. Отмечаются лучшие шпаргалки и докладчики.

Методический комментарий

Выбор текста зависит от модуля, реализуемого учителем и его педагогического замысла.

Прием «Выбери три слова». Мадеева Т.Ю., учитель истории и обществознания КОУ «Чекрушанская СОШ»

Название приема

«Выбери три слова»

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Мадеева Т.Ю.

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

На основе материалов ( по аналогии) методиста Гилязовой Светланы Александровны

http://www.rusedu.info/Article639.html

Цель активного приема

Цель: Проследить за формированием навыка логического мышления и развитие этических чувств.

Конечный продукт

 Книжка-раскладушка по курсу.

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

Набор терминов по теме (на отдельных листочках каждый), скотч, лист картона (для наклеивания).

Описание приема

Обучающийся выбирает слова, объединенные общим смыслом (например, относятся к понятию «Добро» или «Честь»), прикрепляет на лист картона, а затем аргументирует свой выбор, приводя примеры.

Можно предложить это задание для пары, но тогда потребуется большее количество терминов.

Методический комментарий

Выбор терминов зависит от модуля, целей урока.

Прием «Автобусная остановка». Нетёсова Т.А., учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Исилькуля Омской области

Название приема

«Автобусная остановка»

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Нетёсова Татьяна Анатольевна

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

Интернет–ресурс http://www.openclass.ru/node/137638

Цель активного приема

научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Конечный продукт

Листы ватмана с ответами на поставленные вопросы

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

Листы ватмана большого формата, фломастеры

Описание приема

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Методический комментарий

Выбор названия и количества праздников зависит от модуля, реализуемого учителем и его педагогического замысла.

Прием «Лоскутное одеяло». Сухонос Н.А., учитель истории и обществознания МОУ «Красноярская СОШ»

Название приема

Лоскутное покрывало

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Сухонос Наталья Анатольевна

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

Мы и право. Бишкек «Массив - К». 2000г. Пособие для учителя.

Ф. Армор Уроки для воспитания характера. Издательство «День». 2007г.

Цель активного приема

Формирование ценностного отношения к гражданственности, осознание того, что быть гражданином или членом коллектива – значит следовать правилам и выполнять свои обязанности. Это также значит быть ответственным за самого себя, чтобы другим не приходилось выполнять твою работу

Конечный продукт

Лоскутное покрывало, посвящённое становлению высоконравственного, хорошего гражданина.

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

Листы бумаги или картона А4, клей-карандаш, ножницы, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, картинки с изображением хороших дел , открытки, для украшения покрывала узорами.

Описание приема

Обучающиеся в группах или самостоятельно создают лоскутное покрывало. Ребятам предлагается подумать о том, частью каких групп людей они являются. Для каждой группы обучающиеся определяют одну часть покрывала, и пишут в ней название этой группы и то, что они могли бы сделать, чтобы помочь этой группе быть лучше (можно использовать метод коллажа). В квадратах, которые ребята не заполнили, они рисуют красивые узоры. Необходимо украсить покрывало как можно красивее.

Методический комментарий

Название групп и их количество зависит от педагогического замысла учителя. «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их… и нитка, второе скрученная, не скоро порвётся».

СЕМЬЯ

ГОСУДАРСТВО

ШКОЛА

ГОРОД (СЕЛО)

КОМАНДА

Прием «Ролевой проект «Семейный совет». Мещерякова Е.Н., учитель истории МКОУ «Солянская СОШ»

Название приема

Ролевой проект «Семейный совет»

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Мещерякова Е.П.

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

На основе материалов И.С.Сергеева, кандидата педагогических наук Московского института развития образования «Как реализовать компетентностный подход в обучении»

Цель активного приема

Практическое знакомство с коллегиальным способом принятия решений на близком для учащихся материале; принятие обоснованного решения, касающегося всех участников группы, в ходе имитационной ролевой игры; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях

Конечный продукт

Мини-проект, решение

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

Карточки с указанием ролей и принадлежности к какой-либо семье (можно разного цвета);

задание – описание проблемной ситуации, которую необходимо обсудить на «семейном совете» и принять решение; листы для составления проекта; иллюстрации или фото с изображением различных вариантов школьной формы.

Описание приема

Обучающиеся в группах обсуждают проблемную ситуацию, аргументируют свои мнения с позиций соответствия выбранной роли, принимают решение. Группы-«семьи» описывают ситуацию, излагают принятые решения (мини-проекты), аргументируют его, отвечают на вопросы учеников, работавших в других группах, если есть «особые мнения» у членов презентующейся группы, их тоже представляют. Обсуждаются проекты всех групп.

Методический комментарий

Урок 27. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за» и «против» /Модуль «Основы светской этики»/

На «семейный совет» может выноситься как вопрос о том, должна ли быть школьная форма, так и вопрос о том, как она должна выглядеть, либо этот вопрос может стать основой домашнего задания, где учащиеся представят свои (индивидуальные, групповые, семейные) модели школьной одежды.

Прием «Какой дорожкой ты пойдешь?» Урбах И.П., учитель русского языка и литературы МКОУ «Новоильиновская СОШ»

Название приема

Какой дорожкой ты пойдёшь?

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Урбах И.П. 

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

El'chenko_ORKSE_Metodicheskoe_posobie_po_pravoslaviyu

http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php

Цель активного приема

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Конечный продукт

Маршрут нравственного выбора

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

1 лист А 4 со схемой-маршрутом; цветные карандаши; распечатанные предложения для выбора, которые надо вставить в квадраты маршрута (например, я хочу щенка и думаю о том:

- о том, что со щенком или котёнком весело играть, и я готов к этому

- о том, что от щенка или котёнка может быть много грязи, и я готов к этому

- о том, что щенка или котёнка можно ласкать или даже тискать, и я готов к этому

- о том, что за щенком или котёнком придётся убрать нечистоты, со щенком надо гулять, а котёнка приучить к туалету и я готов к этому

 - о том, что породистым красивым котёнком или щенком можно похвастаться, погордиться перед друзьями, и я готов к этому;

- о том, что собаки и кошки живут меньше людей, и придёт час, когда бывший щенок станет старой больной собакой, а котёнок – старым немощным котом, и они потребуют ухода и терпения от тебя, и я готов к этому)

Описание приема

Например, когда ты просишь у родителей щенка или котёнка, о чём следует думать? Какой дорожкой ты пойдёшь? Вычерти свою дорожку, закрасив квадраты цветными карандашами. Вставь текст в квадраты.

Методический комментарий

Выбор темы и количества предложений и квадратов для выбора зависит от модуля и темы, реализуемого учителем и его педагогического замысла.

Прием «Театр миниатюр». Бережная И.А., учитель истории МОУ «Оконешниковская СОШ»

Название приема

Театр миниатюр

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Бережная И.А.

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

На основе материалов сайта «Мой университет», «Копилочка АМО»

Цель активного приема

Формирование ценностного отношения к нормам поведения в обществе в отношении между мужчиной и женщиной

Конечный продукт

Миниатюра по сценарию на морально-этическую тему

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

Задание с ситуациями для каждой группы; элементы костюмов, атрибуты

Описание приема

Обучающимся в группах предлагаются ситуации на морально-этическую тематику. Каждая группа составляет сценарий развития ситуации, распределяет роли, выбирает необходимые элементы костюмов, атрибуты. Представляют «зрителям» варианты решения ситуации. «Зрители» дают оценку правильности решения заданной ситуации, мастерству игры «актёров».

Методический комментарий

Выбор ситуаций зависит от тех «болевых» проблем, наблюдаемых в конкретном классе.

Прием «Ковер идей». Довженко Т.А., учитель истории и обществознания МОУ «Русскополянская гимназия №1»

Название приема

«Ковёр идей».

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Довженко Т.А.

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00301721_0.html

Реферат по дисциплине «Методы активного социально-психологического обучения» на тему:

Использование методов активного социально-психологического обучения в средней общеобразовательной школе. Начальные классы Екатеринбург 2010

Цель активного приема

Пользуясь этим методом, можно выявить проблемы, найти пути их решения, индивидуализировать действия и оценить их.

Конечный продукт

«Ковер разноцветный» на доске

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Фломастеры

Описание приема

Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы.

Первый этап - понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».

Второй этап - поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.

Третий этап - индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.

Методический комментарий

Прием «Творческая мастерская». Шушакова С.В., учитель истории МОКУ «Тюкалинский лицей»

Название приема

Творческая мастерская

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Шушакова Светлана Викторовна

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

На основе материалов Вернер Л. Г., учителя начальных классов, МОУ СОШ № 93, Барабинского района Новосибирской области (статья http://pedsovet.su/load/145-1-0-4578)

Цель активного приема

Научить детей дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов. Бережно относиться к результатам чужого труда.

Конечный продукт

Мини- проекты –книги, газеты, рисунки, фото выставка и пр.

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

Цветная бумага, фломастеры, маркеры, ножницы, приготовленные детьми заранее книжки необычной формы, рисунки, фотографии, иллюстрации и пр. Магниты для доски.

Описание приема

К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные работы.

Методический комментарий

Данный прием подходит для обобщающих уроков любого модуля.

Прием «День семьи». Гарипова И.Н., учитель истории МОУ «Евгащинская СОШ»

Название приема

Праздник «День семьи»

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Гарипова И.Н.

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

Подгорная Римма Юрьевна, учитель начальных классов

Регион: Республика Карелия

Источник: Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Личный сайт учителя

Цель активного приема

Формирование ценностного отношения к государственным праздникам на основе изучения особенности и значения этих событий в жизни личности, семьи, общества и государства

  • Формировать нравственную культуру детей и родителей.
  • Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимоотношения в семье.

Конечный продукт

Сценарий праздника «День семьи».

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

Совместный творческий проект

Оборудование:

  • Мультимедийное оборудование

Подготовка:

  • Пригласительные для родителей.
  • На ромашке – «Что такое счастливая семья?» (записи учеников).
  • Звёздочки со словами.
  • Плакаты «Любовью и уступками достигается всё» (Жан Поль), «Отношения между родителями и детьми столь же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими» (А.Маруа), «Я+Я= счастливая и дружная, надёжная и верная Семья».

Описание приема

Выступление детей и родителей, семейные конкурсы «Собери пословицу», «Загадочный», «Пантомимика». «Устами младенца», «Рисовалка», исполнение песни «Родительский дом», конкурс рисунков, выпуск школьной стенгазеты.

Методический комментарий

Выбор праздника обоснован уважением мнения большинства участников (детей и родителей). Дата проведения праздника совпадает с окончанием учебного года.

Прием «Ассоциации». Нохрина М.И., учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 142» г. Омска

Название приема

Ассоциации.

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Нохрина М.И.

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

Учебно-методическое пособие для учителей средней школы.

«Мой выбор»

Цель активного приема

Формирование ценностного отношения к семье, своему роду, человечеству на основе изучения значения данных явлений в жизни личности, общества и государства

Конечный продукт

Словарь понятий по теме: Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

Иллюстрации понятий: род, семья, человек, человечество и др. иллюстрации.

Карточки с названием данных понятий и других понятий.

Описание приема

Обучающиеся в группах выбирают только те понятия или иллюстрации, которые относятся к изучаемой теме, объясняют значение понятий и выражают личностное отношение к данным явлениям. Группы на основе карточек составляют словарь по теме.

Методический комментарий

Выбор названия и количества понятий зависит от темы (или модуля), реализуемого учителем и его педагогического замысла.

Прием «Мудрые совы»

Название приема

«Мудрые совы»

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

?

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

Методические приемы технологии РКМЧП

http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm

Цель активного приема

Содействовать осознанию учащимися необходимости соблюдения социальных норм на основе развития умений работы с текстом

Конечный продукт

Иллюстрации, рабочий дневник

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

Учебник «Основы светской этики». Тема «Правила твоей жизни». Бумага, фломастеры, цветные карандаши. Журналы: таблица, где в первой графе вписаны задания (см. следующий пункт)

Описание приема

Работа в группах. 1. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.

2. Выберите из текста новую информацию, которая является для вас неожиданной, т.к. противоречит вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

3. Запишите ту информацию, которая является для вас новой.

4. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

5. Найдите в тексте ту информацию, которая является для вас известной.

6. Проиллюстрируйте основную мысль текста и, если возможно, вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

7. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни? Сформулируйте их.

8. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

Методический комментарий

Возможно индивидуальная работа, если группы небольшие

Прием «Картинная галерея». Реброва Е.А., учитель МХК БОУ города Омска «Лицей № 29»

Название приема

Картинная галерея

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Реброва Елена Анатольевна

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

На основе материалов «Педагогическая мастерская, всё для учителя», 1 выпуск, /Методические приёмы для работы на уроке. Копилка идей./

http:// www/e-osnova.ru/PDF/osnova_14_7_658

Цель активного приема

Вызвать у обучающихся учебную активность и учебную мотивацию в изучении предмета и темы занятия.

Конечный продукт

С помощью картинок, подготовленных самими ребятами, посредством размышления и обсуждения их на уроке, ребята самостоятельно приходят к осознанию новых терминов, понятий изучаемой темы.

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

Доска, на которой будет размещаться картинная галерея. Магниты, с помощью которых будут прикрепляться картинки. Мел (разного цвета) для написания понятий и главных их признаков.

Описание приема

1. Учитель задаёт задание, подобрать иллюстративный материал по следующей теме, которая планируется для изучения.

2.Учитель вывешивает на доске 4-5 картинок (фото), содержащие признаки основного понятия или явления.

3. Объединив учащихся в группы, он предлагает их представителям через некоторое время назвать признаки понятия, которые изображены на картинках.

4. После завершения работы в группах представители называют один признак, связанный с темой. Учитель записывает на доске, а ребята в тетрадь.

Методический комментарий

Учитель может дополнить картинную галерею ребят своими картинками. В том случае, если ребята подберут одноплановые картинки или их будет мало, для того, чтобы подойти к определённому понятию.

Прием «Лото». Реброва Е.А., учитель МХК БОУ города Омска «Лицей № 29»

Название приема

Лото

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Реброва Елена Анатольевна

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

На основе материалов «Педагогическая мастерская, всё для учителя», 1 выпуск, /Методические приёмы для работы на уроке. Копилка идей./ С небольшими моими добавлениями - усложнение задания*.

http:// www/e-osnova.ru/PDF/osnova_14_7_658

Цель активного приема

Получить информацию об уровне усвоения учебного материала со слабоуспевающими ребятами.

Конечный продукт

Составленное учащимся из отдельных фрагментов определение пройденного понятия.

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

Необходимы: плотная бумага или картон, фломастер, ножницы.

Описание приема

1.Учитель на листе плотной бумаги или картона большими буквами записывает формулировку определения понятия, которое было изучено на прошлом уроке (можно отпечатать на компьютере).

2. Учитель разрезает заготовку так, чтобы на каждой части остались отдельные слова, которые нужно собрать ученику за определённое время. В игру можно ввести судью, который оценит и прокомментирует результат.

Методический комментарий

*Учитель может усложнить задание, включив слова, не относящиеся к определению понятия, а значит, учащийся должен самостоятельно их исключить, сделав правильный выбор.

Прием «Родовое дерево». Попова Г.А., учитель истории МОУ «Большереченская СОШ №2»

Название приема

Работа в паре «Родовое дерево»

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Попова Галина Анатольевна

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

Бандяк О.А. «Истоки-2». Активные формы обучения. - Москва-2007.

Цель активного приема

Развитие интереса к истории своего рода, живого ощущения своих корней. Осознание своей ответственности перед потомками за память и престиж рода.

Конечный продукт

Восстановленное родовое дерево.

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

8 листов картона А 4 и 1 ватман с изображением дерева; напечатанные слова в виде листьев, разрезанных пополам. Слова подобраны по теме: «Род и семья». (прабабушка, прадедушка, бабушка, дедушка, дядя, тетя, двоюродный брат, двоюродная сестра, папин брат, сын твоей тёти, мама твоего дедушки, дочь твоего дяди, дедушка твоего отца, мама твоей мамы, мамин папа, мамина сестра). Клей-карандаш, соединительная лента (скотч).

Описание приема

Обучающимся предлагается соединить соответствующие друг другу понятия и, соединив листья, наклеить их на лист картона. Учащиеся внимательно выслушивают друг друга и приходят к единому решению. Необходимо напомнить ребятам, что общаться друг с другом нужно спокойно, не обижая человека, а помогая ему, слушая с интересом. Пары представляют свои результаты, восстановленные родовые деревья, и помещают их на большое дерево. Можно попросить детей назвать имена и фамилии своих предков.

Методический комментарий

Учитель спрашивает решение одной из пар, выражает своё согласие или несогласие и доказывает правильность выбора, показывает образец рассуждения. Необходимо выделить положительные моменты и вместе с ребятами определить, что необходимо изменить в общении. Дома каждый ученик составляет древо своего рода.

Прием «Древо мудрости». Попова Г.А., учитель истории МОУ «Большереченская СОШ №2»

1.

Название приёма

Древо мудрости.

2.

Ф.И.О. тьютера

Попова Галина Анатольевна

3.

Источник

Интернет-ресурс. Чуракова И.Б. учитель информатики (Москаленский район Омская область)

4.

Цель активного приёма.

Развитие критического мышления: умение видеть проблему, пути её решения, находить нужную информацию, сотрудничать, принимать мнение других, оценивать свою работу и работу своих товарищей.

5.

Конечный продукт.

Древо мудрости с вопросами.

6.

Материалы и оборудование.

Дерево (большой цветок), листочки разных цветов: жёлтые, зелёные, красные, скрепки с вопросами.

7.

Описание приёма.

Учитель ( или каждый ученик) записывает вопрос на листочке по тексту учебника, заворачивает его и крепит скрепкой к дереву. Вопросы распределены по уровням сложности: жёлтые – уровень знания, понимания и применения; зелёные – уровень анализа и синтеза; красные – уровень оценки. В конце урока обучающиеся по очереди подходят к дереву, «срывают» записку с вопросом, отвечают, а дома более полно готовят ответ на этот вопрос

8.

Методический комментарий.

Можно обучающимся на уроке составлять вопросы друг для друга, вывешивать их на дерево, а в конце урока отвечать на них. Использовать приём можно на всех этапах и видах уроков.

Прием «Дерево мудрости». Шарова С.В., учитель географии МКОУ «Еремеевская СОШ»

Название приема

Дерево мудрости

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Шарова С.В.

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

На основе материалов «Союз добрых сердец» МОУ СОШ №85

Цель активного приема

Привитие интереса к чтению и пониманию прочитанного через умение формулировать вопросы и задания.

Конечный продукт

Дерево мудрости

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

Для проведения понадобятся маленькие прищепки типа бельевых или какие-либо скрепки, с помощью которых можно прикрепить записки к заготовленному заранее дереву, листочки, вырезанные из цветной бумаги, фломастеры.

Описание приема

Сегодня мы с вами своими руками создадим древо мудрости. Сначала внимательно прочитайте, пожалуйста, текст.

(Учащимся дается время на чтение текста.)

Теперь каждый из вас должен написать записку. В ней нужно задать трудный вопрос по этому тексту. Пожалуйста, возьмите ручку, лист бумаги, придумайте и запишите свой вопрос. Для этого нужно еще раз прочитать текст. Подпишите под вопросом свое имя, чтобы мы поняли, кто его автор.

(Учащиеся придумывают вопрос и записывают его на отдельный листочек.)

Пожалуйста, прикрепите листок скрепкой к «дереву».

Теперь каждый по очереди подойдет к дереву, снимет записку, прочитает вопрос вслух и постарается дать как можно более полный ответ на вопрос. Остальные оценивают и вопрос, и ответ. Для того чтобы правильно оценить все ответы и выбрать победителя, нужно очень внимательно за всем этим наблюдать. Так что будьте внимательны и выбирайте победителя.

Методический комментарий

Ценность данного методического приема в том, что ученики узнают ответы на все поставленные вопросы к изучаемому материалу.

Прием «Путешествие по…» Кирикова О.Ю., зам директора по УВР МКОУ «Смирновская СОШ»

Название приема

Путешествие по (масленичной неделе)

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Кирикова О.Ю.

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

На основе материалов Теория и практика современного урока (Типы уроков и их структурные элементы) Рекомендации подготовлены на основе материалов: Манвелов С.Г.// Математика, 1997.№11/13, С. В.Кульневич, Т.П. Лакоценина Современный урок Учитель, 2006

Цель активного приема

Возродить интерес детей к обрядовым русским праздникам, способствовать пробуждению национального чувства, развивать воображение, творческие способности детей, формировать положительное отношение к традициям своего народа, побуждать детей к изучению обычаев и традиций предков.

Конечный продукт

Театрализованное представление, посвященное праздникам (Масленице)

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

Дети объединены в семь групп (по дням недели), каждая группа готовит представление своего дня недели(по материалам сценария). Изготовить таблички с названиями дней недели, вырезать из бумаги солнце, в одежде детей по возможности использовать элементы русского национального костюма, испечь блины.

Описание приема

Обучающиеся в группах готовят то, что требуется по сценарию, представляют свои сценки, песни.

Методический комментарий

Выбор названия и количества праздников зависит от модуля, реализуемого учителем и его педагогического замысла.

Прием «Ажурная пила». Безбородова Т.Б., учитель географии БОУ города Омска «Гимназия № 12»

Название приема

Ажурная пила

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Андреева В.П., учитель начальных классов, разработан данный прием профессором Э. Аронсоном в 1978г.

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

Официальный сайт В.П. Андреевой «Здравствуй, школа»

Цель активного приема

Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей.

Конечный продукт

Картины, газеты, книги – по выбору группы.

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

Работа в группах

Описание приема

Этапы работы:

  1. Новый материал разделить на равные части.
  1. Все учащиеся делятся на группы (групп столько, сколько частей материала). К по данному вопросу каждый участник получает одну из частей материала – он становится экспертом по данному вопросу. Каждый член группы находит материал по своей части и самостоятельно изучает ее – 10 мин.
  2. Эксперты по одному вопросу собираются в тематические группы, для обсуждения того, как этот материал можно преподнести другим (конспект, выводы, план ответа).
  3. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, обмениваются информацией как эксперты. Это называется «встреча экспертов».
  4. Затем все собираются в первоначальные группы и в необходимом порядке преподносят друг другу то, что изучили самостоятельно и в экспертной группе.
  5. Контрольный опрос. Учитель проводит опрос, чтобы выяснить: как усвоен материал, задать вопрос любому участнику, выставить итоговую оценку группе.

Методический комментарий

Метод Jigsan - в дословном переводе с английского "ажурная пила, машинная ножовка". На уроке использование этого метода заменяет объяснение нового материала.

Прием «Занимательные карточки». Ефименко М.Э., учитель МХК, ИЗО Гимназии №1 г. Калачинска

Название приема

«Занимательные карточки»

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Ефименко М.Э.

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

На основе материалов Гамулько И.М., учителя ИЗО и МХК, МОУ «СОШ № 17» Краснодарского края

Цель активного приема

  • развитие навыков сотрудничества, познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся;
  • формирование умения анализировать произведения искусства, узнавать изученные произведения и соотносить их с культурой определённой религии;
  • воспитание патриотических чувств, уважительного отношения к памятникам культуры.

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

Несколько видов карт (размер А5-А6) с вопросами и ответами.

Описание приема

«Занимательные карточки» предназначены для работы учащихся небольшими группами (2-6 человека).

Могут быть представлены различные темы, например «Священные книги религий мира», «Священные сооружения» и т.д.

На каждой карточке записан вопрос и краткий ответ на него.

Правила игры

  1. В игре участвует 2-6 человек.
  1. В основу игры положен принцип «Веришь — не веришь». Предложения строятся таким образом, чтобы на них можно было ответить: «верю» или «не верю». Например: «Коран является священной книгой мусульман». Если следует правильный ответ «верю», то карточка откладывается в сторону, если «не верю», то отвечавший берет карточку себе. Правильные утверждения можно сочетать с  заведомо неверными. Например: «Кааба – православный храм?»

Оценка результатов

Ученик, у которого не осталось карточек с вопросами, первым выбывает из игры и получает 5 баллов. Столько же баллов может получить игрок, выбывший вторым. Далее оценки распределяются следующим образом: если ученик не ответил на один вопрос, т.е. получил одну карточку, и покинул игру третьим или четвертым, он получает 4 балла. Ученики, не ответившие на вопрос дважды и более, получают по 3 балла. Последний игрок может под руководством учителя получать карточки любого желающего.

Методический комментарий

Карточки добавляются по мере изучения новых тем.

Прием «Сибирский ислам. Региональный вариант религиозного синкретизма». Вахитов В.И., учитель истории МОУ «Тевризская СОШ №2»; Уразалеев Р.Ф., учитель истории и обществознания МОУ «Кипская СОШ»

Название приема

Сибирский ислам: региональный вариант религиозного синкретизма

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Вахитов В.И., Уразалеев Р.Ф.

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

На основе материалов Селезнёва А.Г. и Селезнёвой И.А., сотрудников Омского филиала Объединённого института истории, филологии и философии СО РАН и Сибирского филиала Российского института культурологи.

Цель активного приема

Формирование ценностного отношения к элементам традиционного мировоззрения сибирских мусульман, к образам народного ислама. Рассмотрение компонентов и символики погребального обряда.

Конечный продукт

По выбору. 1 вариант. Разворот книги, посвящённой образам народного ислама. 2 вариант. Презентация представляемого материала.

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

1 вариант. 2 листа картона А4; слова-ассоциации, подобранные и распечатанные для характеристики традиционного мировоззрения сибирских мусульман и образов народного ислама (генеалогии –шежере, мифологические образы духов – покровителей, духи и души в традициях народного ислама и т.д.); можно тематические тисненные наклейки; клей-карандаш; ножницы; соединительная лента (скотч); маркеры; фломастеры.

2 вариант. Слайды , дополнительное техническое оборудование ( интерактивная доска, ноутбук)

Описание приема

1) Обучающиеся в группах конструируют разворот книги, посвященный традиционному мировоззрению сибирских мусульман и образов народного ислама. Выбирают только те слова, символы и иллюстрации, которые относятся к изучаемым традициям, передают смысл обрядов и личностное отношение обучающихся к верованиям и обрядам сибирских мусульман. Группы представляют свои книжные развороты, затем все листы объединяются в одну книгу по сибирскому исламу. Каждая группа рассматривает один региональный компонент.

2) Обучающиеся в группах подготавливают презентацию, посвященную традиционному мировоззрению сибирских мусульман и образов народного ислама. Выбирают только те символы и иллюстрации, которые наглядно показывают особенности регионального компонента сибирского ислама. Группы представляют свои презентации, затем более понравившиеся слайды объединяются в одну презентацию.

Методический комментарий

Тема «Сибирский ислам: региональный вариант религиозного синкретизма» может быть реализована в качестве дополнительного материала в модуле «Основы исламской культуры».

Прием «Ромашка». Герт Е.А., учитель истории и обществознания МУО «Элитовская СОШ» Москаленского МР Омской области

Название приема

Ромашка

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Герт Е. А.

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

Герт Е.А.

Цель активного приема

1. Формирование понятия Человек, как в первую очередь нравственной личности на основе детального анализа положительных качеств и их значения для жизни каждого человека. 

2. Определение одной из жизненных установок каждого человека – стать Человеком с большой буквы.

Конечный продукт

Ромашка.

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

Заготовки: 

1 вариант: 

1. яркая большая сердцевина ромашки;

2. отдельные лепестки ромашки (их количество зависит от количества заданий и понятий);

3. маркеры;

4. выдержки из Библии + текст с объяснением положительных качеств характера человека, представленные в книге «Уроки воспитания характера»;

5. карточки – задания;

5. скотч или магниты для того, чтобы крепить лепестки к сердцевине;

Описание приема

Дети работают или в парах, или по одному.

1 вариант работы в рамках курса «Основы православной культуры»:

1 шаг: детям раздаются выдержки из Библии, представленные в книге «Уроки воспитания характера» и чистые лепестки ромашки. Ребята внимательно читают текст и определяют о каком качестве характера идет речь, крупно фиксируют его на лепестке.

2 шаг: учитель раздает им текст (из той же книги) с объяснением тех положительных качеств характера человека, которые они определили для более полного представления о нем.

3 шаг: в центре доски учителем крепиться сердцевина ромашки, которая с помощью детей «обрастает» лепестками с качествами характера: по очереди, каждый ребенок крепит свой лепесток к сердцевине и одновременно объясняет смысл данного качества (передает смысл этого качества и его значение в жизни человека), другие ребята дополняют, исходя из своего опыта.

в итоге получается ромашка, состоящая из тех

качеств, которыми должен обладать человек.

4 шаг: учитель в целях обобщения предлагает детям дать имя ромашке, исходя из ее содержания, и оно крупно фиксируется в сердцевине ромашки. В данном случае уместно будет подвести ребят к тому, чтобы написать понятие Человек, именно с большой буквы, т.е. определить, что таковым является только тот, кто нравственен, и что каждый человек должен стремиться стать таковым.

2 вариант работы в рамках курса «Основы светской этики»

1 шаг: дети получают лепестки и отдельные задания к ним, выполняют их и определяют то, положительное качество, о котором идет речь. Крупно фиксируют его на лепестке.

Примеры заданий:

- решить несложный ребус или маленький кроссворд, в итоге должно получиться понятие - положительное качество;

- работа с пословицей (вставить пропущенное слово или определить о каком качестве идет речь);

- прочитать небольшой рассказ (например, «Волшебное слово») и определить качество, о котором идет речь;

- прочитать, вспомнить сказку и ответить на вопрос, который подведет ребенка вычленению качества и т.д..

Последующие шаги такие же, как в первом варианте, начиная с 3 шага.

3 вариант работы в рамках любого курса:

Ромашка будет содержать информацию о России как многонациональной стране и о принципах ее домостроительства.

На лепестках путем выполнения подобранных заданий фиксируются слова «дружба», «солидарность», «любовь к Родине», «мир», «согласие» и т.д. В сердцевине ромашки должно появиться ее имя, фраза,… в зависимости от предложений ребят и цели учителя (например, «Россия – общий дом», «Наша Родина - Россия»,…)

Методический комментарий

Данный прием дает следующие возможности:

  1. для дифференцированного подхода: задания можно подготовить для каждого индивидуально, учитывая учебные возможности детей, тем самым, делая работу ребят интересной и выполняемой;
  2. путем индивидуального и коллективного, детального анализа положительных качеств достигнуть более глубокого понимания их сути и значения для каждого человека;
  3. использовать индивидуальные, групповые, коллективные формы работы;
  4. для создания благоприятного психологического климата в классном коллективе (работа построена не на соперничестве, а на сотрудничестве, речь идет только о положительных качествах…);
  5. для получения общего результата работы: дети все вместе, сотрудничая, создают общую картину нравственного человека или основ правильного сосуществования российских народов.
  1. оставить ромашку как памятку в классе или на школьном стенде.

Прием «Ромашка». Хвостова Г.В., учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия № 140» г. Омска, Свенч Т.В., учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия № 75» г. Омска

Название приема

Ромашка

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Хвостова Г.В., Свенч Т.В.

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

На основе материалов Чернобровкиной Галины Петровны, учителя МОУ СОШ №9 Новокубанского района Краснодарского края (http://www.it-n.ru/)

Цель активного приема

Этот прием дает возможность ответить слабым детям, адаптироваться и комфортно чувствовать себя в классном коллективе.

Конечный продукт

Создание банка вопросов по теме, сформулированных обучающимися (в виде лепестков цветка Ромашки)

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

5 листов формата А3 (желательно разного цвета), ножницы; соединительная лента (скотч); маркеры; фломастеры.

Описание приема

На листиках ромашки готовятся учащимися несложные вопросы друг для друга по заданной теме, не требующие длительной подготовки, раздаются всем детям, 3 минуты на подготовку и ответ.

Методический комментарий

Количество лепестков Ромашки зависит от количества обучающихся и объёма изучаемого материала.

Прием «Ромашка». Безбородова Т.Б., учитель географии БОУ города Омска «Гимназия № 12»

Название приема

Ромашка

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Клюшина Елена Валентиновна

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

На основе материалов официального портала «Социальная сеть работников образования», статья «Активные методы обучения при работе с учащимися младших классов»

Цель активного приема

Помогает неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении, учебном процессе

Конечный продукт

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

Ватман или листы А-4; ножницы; соединительная лента (скотч); маркеры; фломастеры.

Описание приема

Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.

Методический комментарий

Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив данный метод

Прием «Буклет. Что значит «быть нравственным» в наше время?» Попова Н.Ю., учитель истории, обществознания МОУ «Суховская средняя общеобразовательная школа»

1.

Название приема

Буклет «Что значит «быть нравственным» в наше время?

2.

Ф.И.О. тьютора

Попова Н.Ю.

3.

Источник (литература, интернет-ресурс)

На основе материалов по обществознанию Боголюбова Л.Н., Кравченко А.И., Бегенеевой Т.П.

4.

Цель активного приема

Знакомство с понятием «нравственность», формирование позитивных нравственных ценностей.

5.

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

Слова-ассоциации, подобранные картинки с различными ситуациями, клей-карандаш, скотч, маркеры, фломастеры, ножницы, листы картона А4.

6.

Описание приема

Обучающиеся выбирают слова, иллюстрации, подходящие по смыслу к понятию «нравственность», наклеивают на листы картона, объясняют, почему они так считают, затем соединяют листы при помощи скотча.

7.

Методический комментарий

 Если класс небольшой, то можно работать всем вместе, а можно разделить на группы.

Прием «Буклет». Таужанова О.А., учитель истории, обществознания МОУ «Алексеевская средняя общеобразовательная школа»

Название приема

Буклет

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Таужанова О.А.

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

На основе материалов учебника, толкового словаря, Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

Цель активного приема

Формирование ценностного отношения к понятиям леди и джентльмен; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Конечный продукт

Разворот буклета, посвященный теме: »Леди и джентльмен»

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

2 листа картона А4; листы А4; слова-ассоциации, подобранные и распечатанные для характеристики леди и джентльмена; картинки-образы; словосочетания для составления правил поведения; клей-карандаш; ножницы; соединительная лента (скотч); маркеры; фломастеры.

Описание приема

Учащиеся в группах делают буклет. Выбирают только те слова, символы и иллюстрации, которые относятся к изучаемой теме, передают смысл понятий и личностное отношение к ним. Группы представляют свои буклеты, оценивая свою работу и своих товарищей.

Методический комментарий

Возможно выполнение как одного, так и двух буклетов.

Прием «Буклет. Пословицы о дружбе». Потемкина Т.М., учитель русского языка и литературы МОУ «Яманская СОШ»

Название приема

Буклет «Пословицы о дружбе»

Ф.И.О. тьютора, представляющего прием

Потёмкина Татьяна Михайловна

Источник (литература, Интернет-ресурс или др.)

Цель активного приема

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками; развитие творческой активности, умение работать с пословицами, развитие речи; формирование ценностного отношения к дружбе и дружеским отношениям; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Конечный продукт

Буклет, посвящённый пословицам разных народов о дружбе

Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема

Лист А4; словари пословиц (можно карточки с пословицами на разную тематику для выбора); толковые словари; карточки с названием стран; клей-карандаш; ножницы; маркеры; фломастеры.

Описание приема

Обучающиеся в группах конструируют буклет, посвященный пословицам о дружбе. Группы работают с пословицами разных народов. Выбирают только те пословицы, которые относятся к теме «Дружба». Группы представляют свои буклеты, комментируют пословицы. Делают общий вывод.

Методический комментарий

В конце урока можно встать в большой круг и произнести хором наиболее понравившуюся пословицу о дружбе. Буклеты можно поместить в классный уголок

Прием «Коллаж». Шушакова С.В., учитель истории МОКУ «Тюкалинский лицей»

Базовые

национальные ценности

Модуль (тема или № урока)

Методический прием

Семья, любовь

Основы светской этики. Урок № 5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти

Коллаж. Необходимо подготовить журналы с подходящими картинками, альбомные листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши, клей. Обучающие получают задание: составить рассказ о любимом семейном празднике, а сопровождаться он должен коллажем, изготовленным при помощи вырезок из журналов, расклеенных в необходимой последовательности (учитель показывает, каким может быть коллаж, объясняет технологию выполнения) Обучающиеся получают удовольствие, занимаясь творчеством, учатся защищать свои проекты, внимательно слушать друг друга. Можно предложить детям принести фотографии семейных праздников и оформить что-то вроде газеты (каждый оформляет свой листок, а затем все они размещаются на доске или большом ватмане).

Коллекция приемов для модуля «Основы светской этики». Герт Е.А., учитель истории и обществознания МУО «Элитовская СОШ» Москаленского МР Омской области

Баз. нац. ценности

Модуль «ОСЭ» (тема урока)

Методический прием

1. патриотизм

№7. Нравственный образец богатыря.

На основе анализа образов русского богатыря в русских сказках, на репродукциях,…

составляется «портрет» русского богатыря (защитника Родины, образец жертвенности и служения,…). В этом случае можно приготовить заготовку, изображение богатыря, на которой или рядом с которой будут прикрепляться или заполняться нравственные качества (в виде слов или символов, например, любовь к Родине в виде сердца, которое крепиться на рисунке там, где оно должно быть) русского воина. В итоге должно сложиться общее и наиболее полное представление о богатыре как образце нравственности.

2. социальная солидарность

№30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Подготовить бумажные фигурки – представителей некоторых народов, живущих в России, с корзиночками в руках

(корзиночки сделать так, чтобы в них можно было вложить листки – полосочки, на которых будут записываться достижения данных наций или народностей).

В ходе рассказа о многонациональности России учитель выстраивает фигурки на доске большим кругом. Вместе с детьми вспоминает (или работает с презентацией) достижения данных народов, записывают их на полосочках – листках, которые складывают в корзиночки. В итоге на основе получившегося рисунка можно сделать вывод о том, что каждый народ, живущий в России, вкладывает свою крупицу в домостроительство России, делая ее великой и могущественной.

3. гражданственность

№10. Государство и мораль гражданина.

1 вариант:

«Открытка для России».

Дети подписывают открытку, сделанную ими самими, с пожеланиями своей Родине. Данный прием можно использовать и на последних уроках курса. Открытки можно поместить на стенде в школе, в классе, а можно весной, прикрепив к воздушному шару, всем классом «отправить» свои добрые пожелания своей Родине.

2 вариант:

Подготовить с детьми и родителями концерт на тему «Наша Родина - Россия».

4. семья

№5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.

1. Семейные посиделки

 (с участием родителей).

2. Сообщения, презентации детей о традициях праздников в их семьях.

5. труд и творчество

№14. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства

Анализ русских поговорок и пословиц о труде. Выход на вывод о том, что труд должен основываться на морали и нравственности.

Возможно решение вопроса «Выгодно ли быть честным предпринимателем?»

6. наука

№17. Что значит «быть нравственным в наше время?

Моделирование ситуации или просмотр фрагмента из мультфильма (например, «Чип и Дейл»), художественного фильма, …, на основе которого рассмотреть нравственную ответственность ученого за свою деятельность, ее последствия для человечества.

7. традиционные российские религии

№6. Образцы нравственности в культурах разных народов.

 

 или

№18. Добро и зло.

Работа с текстом:

вставить пропущенные слова, опираясь на вспомогательные тексты – выдержки из религиозных источников (например, заповеди,…).

Выход на определение «добра» и «зла» (№18. Добро и зло).

 На то, что в культурах разных народов есть общие нравственные ценности

 (№6. Образцы нравственности в культурах разных народов), которые являются образцом нравственности.

8. искусство и литература

На любом уроке курса.

1. Виртуальные экскурсии с помощью Интернета по музею…

2. Обращение к произведениям изобразительного искусства, литературы, музыки … на всех уроках.

9. природа

№ 29. Человек – то, что он из себя сделал.

Методы нравственного совершенствования.

В рамках темы на основе слайдов определить:

1. ценность природы для каждого из нас;

2. что бережное отношение к природе, любовь к ней – один из методов нравственного совершенствования человека.

10. человечество

№22. Высшие нравственные ценности.

Работа по логической цепочке:

  1. определение понятия «ценность»;
  2. составление каждым ребенком своего, индивидуального набора ценностей в виде заполнения лепестков ромашки;
  3. анализ ромашек, определение одинаковых ценностей на лепестках и выход на понятие «общие ценности»;
  4. выделение тех ценностей, без которых существование человечества невозможно, выход на высшие нравственные ценности;
  5. определение их значения.

Коллекция приемов для модуля «Основы православной культуры». Безбородова Т.Б., учитель географии БОУ города Омска «Гимназия № 12»

Базовые

национальные ценности

Модуль «Основы православной культуры». Тема или № урока

Методический прием

Гражданственность, надежность, мужество, смелость

Тема: Россия - наша Родина

Урок 1

Видеоряд «Святая Русь»

Мнемотехника «Стольный град Москва». Необходимо в течение некоторого времени запомнить ряд слов и как можно более ярко представить образы, которые вызывает данное слово: увидеть картинку, озвучить ее, наполнить чувствами и ощущениями. Результатом работы будет ряд последовательных кадров – своеобразный мультфильм, «прокрутив», который вновь, учащиеся смогут вновь вспомнить все названные учителем слова.

Трудолюбие, уважение, вера

Тема: Культура и религия

Урок 2

Видеоряд «Святой лик иконы»

Метод «Восьми шляп» Цвета шляпы являются подсказками - составляющими нашу культуру: воспитание, архитектура, праздники, религия (православие), почитание, музыка, традиции и обычаи, живопись.

Духовный подвиг, покаяние, милосердие

Тема: Православная молитва

Урок 4

Аудиоряд «Храм души»

Ресурсный круг «Береги честь смолоду» (рефлексия)

Сострадание, преданность, доброта

Тема: Добродетель и порок

Урок 7

Прием моделирования:

- Что я должен делать?

- На что я могу надеяться? и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные приемы изучения басни в 5-7 классах

В данном учебно-методическом пособии рассматриваются жанровые особенности басни, приемы ее изучения с учетом возрастных особенностей учащихся....

АКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В данной статье рассмотрены приемы обучения, используемые в школьной программе при изучении нового материала на уроках математики. Проанализированы этапы изучения нового материала, возможности использ...

Работа с текстом учебника на уроках математики как один из активных приемов обучения

Современный урок – это не только набор технических средств обучение, но и умение учащихся работать с текстом, записывать лекцию, вдумчивое чтение учебника. Задача учителя при такой работе добить...

Мастер - класс на тему "Активные приемы на уроках истории"

С данными масер - классом я выступала на конкурсе "Учитель года - 2018" , где заняла 2 место. В нем представлены активные приемы на разных этапах уока. Тема "Восточные славяне" Но ...

Мастер-класс "Активные приемы и методы обучения на уроках биологии"

Успользование активных методов и приемов обучения биологии на примере урока в 5 классе "Первый шаг в биологию"...

Активные приемы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС второго поколения

В методическом пособии подробно описываются методжы и приемы, которые учитель  может использовать при подготовке к уроку в системе ФГОС, а также подробно рассматриваются характерные особенности у...