Выступления
проект на тему

Романова Татьяна Михайловна

В папке представлены доклады, проекты из опыта работы учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inform_tekhnol.doc127.5 КБ
Microsoft Office document icon proekt.doc130.5 КБ
Microsoft Office document icon sotsialnyy_proek_16.02.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные технологии при обучении иностранному языку в современной школе

1. Понятие информационных технологий

Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо разобраться с сутью этого понятия.

Говоря об информационной технологии, в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других же - конкретный способ работы с информацией: это и совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.

В контексте образования мы будем руководствоваться последним определением. В современном понимании информационная технология обучения (ИТО) - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией [5,16].

Таким образом, ИТО следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса. А главная цель информатизации образования состоит в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества [5, 22].

2. Основные свойства информационных технологий

Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:

а) предметом (объектом) обработки (процесса) являются данные;

б) целью процесса является получение информации;

в)  средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;

г)   критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность, полнота [6, 10].

Использование информационных технологий обеспечивает интенсификацию и актуализацию учебно-воспитательного процесса на основе решения таких основных задач:

•    выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности путем применения различных информационных технологий, выбираемых в зависимости от типа личности обучаемого;

•    углубление межпредметных связей при решении задач из различных предметных областей за счет использования таких современных средств обработки информации, как компьютерное моделирование, технологии локальных и сетевых баз данных и знаний;

•    активное участие обучаемого в проектировании и дальнейшей актуализации его образовательной траектории, что обеспечивает личностно-ориентированный подход в организации процесса обучения [6, 14].

Для применения ИТО в школе необходимо провести анализ нескольких аспектов учебно-воспитательного процесса - программы, форм учебных занятий, особенностей взаимодействия обучаемых и преподавателя, используемых критериев и методов оценки знаний и т.д. Требуется также анализ имеющихся ресурсов: от времени, отведенного для изучения данной дисциплины и квалификации преподавателей до необходимого оборудования и программного обеспечения. Этот анализ должен идти с позиции - имеются ли ресурсы не просто для применения ИТО, а для развития на их основе личности обучаемого. И если педагог просто хорошо подготовлен в области информационных технологий, но не владеет приемами развивающего обучения, то его квалификацию нельзя признать достаточной

для внедрения ИТО.

Не менее важными являются анализ и оценка характеристики обучаемых. Ряд позиций вполне очевиден - это возраст обучаемых, направление их специализации, предшествующая подготовка в области информационных технологий, их знакомство с различными формами учебной работы, способности и навыки самостоятельной поисково-исследовательской работы.  Целесообразно проанализировать предпочтительность для обучаемых тех или иных методов обучения, их мотивацию в отношении изучаемой дисциплины и общепрофессиональной подготовки в целом. Например, очень часто именно благодаря использованию ИТО гуманитариев (учащихся   профильных   классов)   можно   заинтересовать   естественнонаучными дисциплинами, и наоборот. Нельзя обойти стороной и изучение особенностей политики руководства учебного заведения по организации учебно-воспитательного процесса и использования в нем ИТО, поскольку указанный фактор может и способствовать, и препятствовать принятию адекватных решений. Централизованная закупка и внедрение программных средств ИТО, с одной стороны, очень эффективны, поскольку в этом случае обеспечивается технологическая и методическая поддержка, организуется подготовка педагогов. С другой же стороны, в этой ситуации волевым путем происходит «внедрение сверху». И если педагог вынужден применять технологию, это немедленно ощущают обучаемые [13, 42].

Начиная с 60-х гг., в научных центрах и учебных заведениях США, Канады, Западной Европы, Австралии, Японии, России (ранее - СССР) и ряда других стран было разработано большое количество специализированных компьютерных систем именно для нужд образования, ориентированных на поддержку разных сторон учебно-воспитательного процесса [11,142].

3. Направления информационных технологий обучения

В настоящее время развиваются следующие направления ИТО:

•    универсальные информационные технологии;

•    компьютерные средства телекоммуникаций;

•     мультимедийные программные продукты;

•     компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники [6,20].

Охарактеризуем перечисленные категории программного обеспечения более подробно.

а) Универсальные информационные технологии

Инструментальные средства универсального характера. Универсальные программные продукты - это, например, изучаемые в школе и вузе графические и текстовые редакторы, электронные таблицы и т.п., не относящиеся к разряду специальных, предназначенных для педагогических целей.  Однако возможности этих программных средств таковы, что при умелом подборе заданий, создании на занятиях атмосферы творчества использование этих программ помогает развивать у обучаемых воображение, фантазию, интуицию, инициативность, т.е. те личностные качества, которые и относят к разряду творческих. Их целенаправленное использование позволяет расширить возможности образовательной среды и вывести на новый уровень продуктивную поисково-исследовательскую и творческую

деятельность обучаемых [6, 22].

Так, текстовые редакторы стимулируют работу по выполнению различных письменных заданий: сочинений, эссе, рефератов и др. Они облегчают как их первоначальное оформление, так и последующие изменения и дополнения. Работа с такой программой, с одной стороны, прививает обучаемым чисто технические навыки электронного набора и оформления текста. С другой - это мощный инструмент, мотивирующий обучаемых к совершенствованию первоначальных результатов. Если же работа выполняется на компьютере, включенном в сеть, то появляется также возможность совместной работы обучаемых и педагога - внесение последним своих замечаний непосредственно в текст по ходу его создания. Современный текстовый редактор, хотя и называется «текстовым», позволяет использовать в документах различные графические изображения. Это просто цветные или черно-белые иллюстрации, карты, схемы, графики, диаграммы. Электронная форма представления материалов позволяет организовать коллективную работу группы над общим проектом с расчетом на продолжительное время: летопись учебного заведения, периодическая электронная газета или журнал. Очень полезно также сформировать своеобразный электронный банк творческих работ, который может использоваться как педагогом для анализа и обобщения результатов обучения, так и обучаемыми, например, для выполнения сквозных, преемственных исследований [6,23].

Использование графических редакторов выводит на качественно новый, профессиональный уровень оформления творческих работ, способствует возможности самовыражения обучаемых и, соответственно, их положительной мотивации к выполнению самой работы и использованию компьютера. Программы для создания компьютерных презентаций играет аналогичную роль для устного представления результатов работы. Кроме того, они очень эффективны для наглядных иллюстраций (графических текстовых, видео, аудио) при чтении лекций, проведении семинаров, уро-

ков, конференций.

Работа обучаемого в графическом редакторе выявляет уровень развития образного мышления и помогает его совершенствованию, развивается пространственное воображение [17,112].

б) Компьютерные средства телекоммуникаций

Инструментальные средства для обеспечения коммуникаций. Новый импульс информатизации образования дает развитие информационных телекоммуникационных сетей. Инструментальные средства компьютерных коммуникаций включают несколько форм: электронную почту, электронную конференцсвязь, видеоконференцсвязь, Internet. Эти средства позволяют преподавателям и обучаемым совместно использовать информацию, сотрудничать в решении общих проблем, публиковать свои идеи или комментарии, участвовать в решении задач и их обсуждении [13, 104].

Электронная почта (e-mail) - это асинхронная коммуникационная среда, что означает: для получения сообщения не требуется согласовывать время и место получения с отправителем, и наоборот. Электронная почта может использоваться как для связи между двумя абонентами, так и для соединения одного - многих получателей.

Необходимо заметить, что образовательные возможности электронной почты (e-mail) наиболее доступны из всех информационных и телекоммуникационных технологий и в то же время наиболее недооценены. Специальные почтовые программы основаны на сходных принципах, и, соответственно, для пользования электронной почтой не требуется серьезной профессиональной подготовки. Электронная почта имеет очень широкие возможности для улучшения качества образовательного процесса. Это и средство дополнительной поддержки учебно-познавательной деятельности дающее прекрасные возможности общения обучаемых с преподавателем и друг с другом (причем - конфиденциального общения), и средство управления ходом образовательного процесса.

 В заключение отметим, что из перечисленных типов ресурсов именно электронная почта должна стать обязательным инструментом каждого педагога. В учебном заведении ее молено обеспечить и без выхода в Internet, в рамках локальной сети. Ее простота, «безобидность» по сравнению с другими ресурсами, высочайшие возможности как по индивидуализации работы с обучаемыми, так и организации их коллективной деятельности, позволяют назвать эту технологию обязательной ИТО для современного учебного заведения [14].

Электронная конференцсвязь - асинхронная коммуникационная среда, которая подобно электронной почте может использоваться для плодотворного сотрудничества обучаемых и педагогов, являясь пользователям неким структурированным форумом, на котором можно в письменном виде изложить свое мнение, задать вопрос и прочитать реплики других участников. Участие в тематических электронных конференциях сети Internet очень плодотворно для самообразования педагогов и обучаемых. Электронные конференции могут быть организованы и в пределах локальной сети отдельного учебного заведения для проведения семинаров,  протяженных по времени дискуссий и т.п. Асинхронный режим работы обучаемого способствует рефлексии и, соответственно, продуманности вопросов и ответов, а возможности использования файлов любого типа (графика, звук,   анимации)   делают  такие   виртуальные        семинары        весьма

эффективными.

Видеоконференцсвязь - в отличие от предыдущей формы имеет синхронный характер, когда участники взаимодействуют в реальном времени. Здесь возможно общение типа один на один (консультация), один ко многим (лекция), многие ко многим (телемост). Основное препятствие для широкого использования — дорогое оборудование, которое не всегда доступно в школах [13,105].

Компьютерные коммуникации выступают также как средство доступа к такой технологии Internet, состоящей из сотен миллионов информационных сайтов. Internet поддерживает, наряду с текстами и графикой, и мультимедийные страницы. С точки зрения образовательных возможностей это отнюдь не пассивный ресурс, а среда, стимулирующая активность и самостоятельность обучаемых. В ней можно заниматься поиском информации, но результаты зачастую непредсказуемы и зависят от находчивости и инициативности пользователя. Internet позволяет вступать в контакт с другими людьми (в синхронном или асинхронном режиме) или интерактивными программами, отвечая на вопросы или заполняя специальные формы на Web-страницах. Наконец, можно стать одним из миллионов «строителей» Всемирной Паутины, создавая web-страницы и размещая их в Internet.

Средства телекоммуникации, включающие электронную почту, глобальную, региональные и локальные сети связи и обмена данными, открывают перед обучаемыми и педагогами широчайшие возможности: оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида; интерактивность и оперативную обратную связь; доступ к различным источникам информации; организацию совместных телекоммуникационных проектов; запрос информации по любому интересующему вопросу через систему электронных конференций [3].

в) мультимедийные программные продукты

Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа.

Действительно, современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа (англ. multimedia - многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы.  Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет [17, 201].

г) компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники.

Обучающие и тренировочные системы. Создание собственно учебных компьютерных средств шло на основе идеи программированного обучения. И в настоящее время во многих учебных заведениях разрабатываются и используются автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. Наиболее распространены АОС по естественно-научным и техническим дисциплинам [5, 27].

АОС включает в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационные, теоретические, практические, контролирующие) и компьютерные программы, которые управляют процессом обучения. Материал предлагается в структурированном виде и обычно включает демонстрации, вопросы для оценки степени понимания, обеспечивающие обратную связь. Современные АОС позволяют корректировать процесс обучения, адаптируясь к действиям обучаемого [5, 28].

В системе общего образования разработано множество обучающих программ по отдельным учебным дисциплинам, отличающихся оригинальностью, высоким научным и методическим уровнем. Например, в рамках проекта «Гармония» учителями из различных регионов России и стран СНГ (Горно-Алтайска, Бийска, Гродно, Новокузнецка, Одессы, Омска и др.) были разработаны электронные учебные пособия по информатике, истории, литературе и другим предметам. В сети Internet в настоящее время представлены различные авторские разработки этого плана [5, 29].

В 80 - 90-е гг. XX в. массовое производство относительно недорогих и в то же время обладающих постоянно улучшающимися техническими характеристиками персональных компьютеров обусловило резкое увеличение темпов информатизации.

В сфере обучения с появлением операционной системы Windows открылись новые возможности. Главными из них стали доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах и возможность широкого использования графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшать ее понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.

Дальнейшее развитие компьютерных технологий в последнее десятилетие предоставило технические и программные новинки, очень перспективные для образовательных целей. В первую очередь - это устройства для работы с компакт-дисками, позволяющие сосредоточить большие объемы информации на небольшом и недорогом носителе [5, 29].

Распространены в образовании также и электронные издания: учебники, справочники, словари, энциклопедии (энциклопедические и учебные издания фирмы «Кирилл и Мефодий» и др.). Использование в электронных изданиях различных информационных технологий (АОС, мультимедиа) дает весомые дидактические преимущества электронной "книге" по сравнению с традиционной:

•     в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для школьников;

•     осуществляется интеграция значительных объемов информации (до 700 Мб) на едином носителе;

•     упрощенная навигация предоставляет возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала;

•     на основе моделирования процесса обучения становится возможным дополнить учебник тестами, отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь [5, 31].

Тренировочные системы являются частным случаем обучающих систем. Подобные системы предназначены для закрепления предварительно изученного материала, отработки определенных навыков и умений, а также тех способов деятельности, которые должны воспроизводиться обучаемым на уровне, доведенном до автоматизма. Они могут быть как самостоятельным средством, так и входить в качестве подсистемы в АОС. В их основе - предоставление обучаемому вопросов, заданий, упражнений и обработка ответов с обеспечением соответствующей обратной связи. Подобные системы могут включать специальные модули для автоматизированного формирования заданий на определенную тему [5, 32].

Контролирующие системы. Применение информационных технологий для оценивания качества обучения дает целый ряд преимуществ перед проведением обычного контроля. Прежде всего, это возможность организации централизованного контроля, обеспечивающего охват всего контингента обучаемых. Далее, компьютеризация позволяет сделать контроль более объективным, не зависящим от субъективности преподавателя. В настоящее время в практике автоматизированного тестирования применяются контролирующие системы, состоящие из подсистем следующего назначения:

•     создание тестов (формирование банка вопросов и заданий, стратегий ведения опроса и оценивания);

•     проведение тестирования (предъявление вопросов, обработка ответов);

• мониторинг качества знаний обучаемых на протяжении всего времени изучения темы или учебной дисциплины на основе протоколирования хода и итогов тестирования в динамически обновляемой базе данных.

С подсистемой создания тестов работает непосредственно или педагог, или оператор, который вводит информацию, предоставленную педагогом. Обучаемому, работающему с подсистемой проведения тестирования, может быть предложен индивидуально подобранный набор вопросов и алгоритм их предъявления. По результатам тестирования с помощью подсистемы мониторинга будет сформирована база данных, обеспечивающая необходимой информацией педагога, обучаемых и администрацию учебного заведения [5, 26-27]. 4. Информационные технологии при обучении иностранному языку

В последнее время всё чаще обсуждается проблема использования современных информационных технологий в обучении иностранным языкам в средней школе. Возможности применения новых технологий в обучении существенно расширились, компьютеры перестали восприниматься в качестве «умной» печатной машинки, а Интернет-классы стали активно использоваться не только для преподавания информатики. Согласно новым требованиям, ученик должен овладеть навыками использования информационных технологий для расширения языковых и страноведческих знаний. Выполнение этой задачи невозможно без применения компьютера и компьютерных программ как неотъемлемой части современного языкового образования.

а) Мультимедийные приложения к учебным и справочным материалам

По отношению к урокам иностранного языка можно говорить об объединении компьютерных учебников с мультимедийными программными ресурсами. Разработано множество учебных пособий по иностранному языку, дополненных мультимедийными приложениями. Это продукция таких издательств как Oxford, Macmillan, Longman, Cambridge.

Одними из самых интересных и в то же время доступных мы считаем учебно-методические комплексы (УМК) издательства «Макмиллан». Они дополнены интерактивными мультимедийными приложениями, которые могут быть использованы как во время урока, так и для самостоятельной работы школьников. Например, в УМК всех уровней для младших школьников Way Ahead (авторы Mary Bowen и Printha Ellis) входит интерактивный CD-ROM. Диск каждого уровня содержит сорок разнообразных интерактивных заданий: игры, кроссворды, шарады, песни и считалки, упражнения, направленные на закрепление пройденного материала в увлекательной форме. Таким образом, с помощью данного приложения можно решать целый ряд дидактических задач: отрабатывать произношение, формировать развивать навыки чтения, совершенствовать умения письменной речи, пополнять словарный запас учащихся, отрабатывать грамматические навыки, и самое главное - формировать и поддерживать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка [8].

Интерактивным приложением дополнено и пособие для подготовки к новому формату итогового экзамена Ready for FCE (авторы Roy Norris и Hilary Thomson). Учащиеся имеют возможность выполнять занимательные задания, направленные на развитие лексических навыков и на формирование навыков правильного произношения; познакомиться с разделами экзамена Listening и Use of English, прочитать комментарии к выполнению разного типа заданий. С помощью мультимедийных приложений достигается индивидуализация обучения, так как каждый ученик может работать в удобном для него темпе, выбирая оптимальную для себя скорость усвоения материала [8].

Неограниченными возможностями обладают компьютерные версии словарей Macmillan English Dictionary и Macmillan Essential Dictionary. Для удобства пользователей также предлагается сетевая версия. Словарь содержит информацию о новых устойчивых словосочетаниях и идиомах современного английского языка. Школьники могут прослушать правильное произношение слова, как в британском, так и в американском вариантах английского языка и совершенствовать свои фонетические навыки, используя раздел Pronunciation Practice [4].

Использование интерактивного атласа, игр и упражнений не только пополнит словарный запас и расширит знания о предмете, но и превратит обучение в увлекательную игру.

б) Использование аудиовизуальных технологий при обучении иностранному языку

Одна из основных задач обучения иноязычной речи - развитие навыков говорения. Но овладение этим видом деятельности сопряжено с большими трудностями, которые обусловлены сложностью самого процесса порождения речевого высказывания. Чтобы создать мотивацию общения на иностранном языке в учебных условиях, необходимо использовать ситуацию, т.е. обстоятельства, в которые ставится говорящий, что вызывает у него потребность говорить. В процессе просмотра на уроках видеофильмов на иностранном языке создаются такие условия, когда ученики вступают в разговор, обсуждение. Кроме того, они слушают речь носителя языка, знакомятся с историей, культурой, географией страны. В общеобразовательных школах далеко не все ученики хорошо владеют иностранным языком. Тем не менее и для такой аудитории в качестве повышения интереса к предмету, а также с целью расширения кругозора, стоит проводить показ видеофильмов [7].

В процессе работы с художественными и образовательными фильмами происходит активизация информационной деятельности, формирование сознания и мышления посредством иностранного языка, развитие познавательной активности, обучение осмысленному восприятию иностранной речи на слух, формирование навыков аудирования и говорения [18].

Так же специфично использование аудиозаписей на уроках иностранного языка. На данный момент самым доступными записями являются записи в формате МРЗ. МРЗ -файлы - вариант, позволяющий в 1Мб уместить 4-5 минуты звучания, по качеству приближающегося к хорошему радиоприемнику.

Звуковые файлы могут выполнять на уроке английского языка различные функции:

•    демонстрировать правильное произношение;

•    использоваться для диктовки;

•    использоваться для проверки качества восприятия учеником изучаемого языка на слух и т.п.;

•    чисто музыкальные файлы применяют при хоровом или индивидуальном пении на изучаемом языке («караоке»), причем компьютер позволяет записать и воспроизвести получившуюся в результате песню [17,215].

•    аудиозаписи, как и видеофильмы, могут использоваться для активации процесса говорения. Прослушивание современных песен, имеющих актуальную проблему в тексте, заинтересовывают учащихся, порождая желание высказаться по этой проблеме [12].

в) Использование возможностей сети интернет при обучении иностранному языку на уроке

В настоящее время использование интернет-технологий на уроках иностранного языка стало очень популярным и доступным.

Основная цель изучения иностранного языка в средней школе -формирование коммуникативной компетенции, что подразумевает обучение общению и развитие способности к межкультурной коммуникации -основе функционирования глобальной сети интернет.

Итак, какие же виды деятельности может осуществлять ученик в сети с целью лучшего овладения иностранным языком?

Интернет предлагает неограниченные ресурсы, которые могут быть использованы на уроке английского языка, для самостоятельной исследовательской работы, как школьника, так и учителя. Интернет-технологии -совокупность форм, методов, способов, приемов обучения ИЯ с использованием сети Интернет. Иными словами, Интернет-технологии - использование сети Интернет в обучении иностранному языку.

В дидактическом плане сеть Интернет включает в себя, по меньшей мере, два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы. К наиболее распространенным формам телекоммуникации (т.е. коммуникации посредством Интернет-технологий) относятся электронная почта, чат, форум, ICQ, видео-, веб-конференции и т.п. Первоначально они были созданы для реального общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга и лишь потом стали использоваться в учебных целях в обучении иностранному языку. Большинству школьников и учителей не понаслышке знакомы многие из этих форм Интернет-общения.

Необходимо отметить, что в России особый импульс появлению исследований, посвященных интеграции Интернет-технологий в процессе обучения иностранному языку, дала Лаборатория дистанционного обучения Российской академии образования и научная школа дистанционного образования, возглавляемая доктором педагогических наук, профессором Е.С.Полат [15].

Если в больших городах у учащихся есть возможность общения с носителями языка, просмотра фильмов на языке оригинала, участия в международных проектах, то в мелких населенных пунктах одной из самых серьезных проблем обучения английскому языку является проблема мотивации, так как о «живом» общении не может быть и речи. Насколько легко эта проблема может быть решена с помощью Интернет, понятно каждому: это и переписка по электронной почте со школьниками других стран, создание и проведение совместных телекоммуникационных проектов, участия в разнообразных конкурсах и олимпиадах, текстовых и голосовых чатах, публикации творческих работ детей на образовательных и художественных сайтах и получения отзывов на них из всех стран мира. При этом создается не имитации общения, а идет интересный, захватывающий диалог двух или нескольких культур, а если проекты затрагивают страноведческий аспект, то расширяются общие знания школьников, возрастает заинтересованность не только в изучении английского языка, но и других предметов. Все учащиеся, не зависимо от возраста и уровня обучения, принимают участие в любых видах связанной с использованием Интернет деятельности с истинным азартом, при этом интерес не угасает в течение нескольких лет. Исчезают языковые и культурные барьеры, улучшается успеваемость, школьники становятся уверенными в своих силах.

Говоря о конкретных способах использования телекоммуникационных возможностей Интернет в обучении английскому языку, следует выделить следующие, как наиболее эффективные:

  1. Переписка по электронной почте со сверстниками-носителями языка и изучающими английский язык как иностранный в других странах

(современный, живой язык, оперативность информации, возможность изучения другой культуры, получать знания из «первых рук»).

2.   Участие в телекоммуникационных международных проектах (повышение уровня владения языком, развитие общего кругозора, получение специальных, необходимых для выполнения конкретного проекта знаний).

3.   Участие в текстовых и голосовых чатах (хотя этот вид деятельности и вызывает наибольший интерес у учащихся, но, к сожалению, этот пункт не всегда работает в местах с недостаточно хорошей связью).

4.   Участие в телекоммуникационных конкурсах, олимпиадах, тестировании (возможность получить объективную оценку знаний, самоутвердиться, подготовиться к экзаменам, участию в других видах конкурсов и олимпиад).

При выполнении подобных заданий у большинства учащихся наблюдается отсутствие отрицательного психологического момента, чувства страха, присущих учащимся в реальных ситуациях.

5.   Возможность оперативной бесплатной публикации творческих работ учащихся (повышение мотивации, так необходимая подросткам возможность самоутверждения).

6.   Получение самообразования на курсах бесплатного или платного дистанционного обучения, включая обучение в ведущих иностранных учебных заведениях,

7.   Для учителя - обилие языкового и страноведческого материала, подробное описание новейших обучающих технологий, советы авторов аутентичных учебных комплексов, возможность постоянно повышать собственный уровень владения языком, обмениваться опытом с зарубежными и Российскими коллегами (Виртуальные методические объединения), общаться самим на английском языке и приобщать к этому своих учеников [12].

Информационные ресурсы сети интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках. Однако для того, чтобы учащиеся не захлебнулись в изобилии информации разного содержания и разного качества, а наиболее продуктивно использовали ее для удовлетворения образовательных и профессиональных интересов и потребностей, появилась необходимость в разработке специальных учебных Интернет-материалов, направленных на обучение учащихся работать с ресурсами сети Интернет. В отличие от форм телекоммуникации учебные Интернет-материалы созданы исключительно для учебных целей. Они могут быть разработаны по различным предметам, включая иностранный язык.

Использование в учебном процессе как форм телекоммуникации, так и ресурсов сети Интернет способствует развитию познавательной деятельности учащихся и достижения основных целей обучения предмету [16].

Приведем примеры использования Интернета как ресурса информации:

1.   Обсуждение на уроке последних событий из мира экономики, политики, искусства и науки. Готовые уроки, разработанные на основе публикаций в газете The Guardian Weekly, можно найти на сайте www.onestopenglish.com. Каждая тема разработана для школьников с разным уровнем подготовки.

2.   Также выходит ежемесячный MED Magazine с множеством статей о новых словах и их использовании в языке. Знакомство с разделом Word of the Week дает возможность познакомиться с неологизмами, которые не зарегистрированы в современных толковых словарях английского языка.

3.   Индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, формированию или совершенствованию грамматических, лексических навыков. С этой целью очень полезно предложить ребятам использовать либо программы English Club net, English-to-Go, др., курсы дистанционного обучения на отечественных сайтах (http://www.ioso.iip. net/distant). Такая работа может проводиться и с домашнего компьютера. В настоящее время в сети много возможностей организовать индивидуальную самостоятельную деятельность школьников по совершенствованию тех или иных знаний, умений, навыков в овладении иностранным языком;

4.   Работа с on-line словарями [8].

5.   Конечно, на уроках иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.

5. Формирование информационной культуры личности учителя иностранного языка.

«Все технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их эффективно использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!» Крейг Барретт, главный исполнительный директор корпорации Intel.

К сожалению, как в зарубежной, так и в отечественной школе уже ставший весьма значительным новый информационный ресурс системы образования остается пока мало востребованным. Это характерно для всех образовательных областей, в том числе и для области гуманитарного образования. В рамках федеральных и региональных программ информатизации образования ведется планомерная работа по решению данной проблемы. Много внимания в этой связи уделяется вопросам подготовки и пере подготовки учителей-предметников по вопросам образования ИТО в предметном обучении [10].

Программа Intel «Обучение для будущего» разработана американскими авторами из Института компьютерных технологий (www.ict.org), Она направлена на скорейшую подготовку учителей школ к организации эффективной учебной работы по использованию учащимися на уроках информационно-коммуникационных технологий.

На основе текста учебника, переведенного на русский язык, учеными Российской академии образования было разработано учебное пособие, содержание которого полностью соответствует существующим в России методикам. Программа «Обучение для будущего» в России синтезирует преимущества проектно-исследовательского метода и возможности компьютерных технологий, главным действующим лицом в ней стал учащийся [1],

Программа проводится в России Институтом развития образовательных технологий (http://irot.iatp.ru). Высокую оценку эта программа получила со стороны министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко: «Учебную программу Intel «Обучение для будущего» мы рассматриваем как своевременную поддержку в нашей работе над повышением качества образовательных услуг, включая информатизацию образования. Программа Intel интересна тем, что ориентирована, в первую очередь, на освоение преподавателями эффективных образовательных технологий. Современному учителю необходимо предоставлять ученикам возможность пользоваться передовыми информационными технологиями в самостоятельных исследовательских работах. Ведь учитель сегодня должен не просто учить, но учить учиться».

Цели подготовки учителя иностранного языка к использованию ИТО

Определяются следующие основные цели курса по подготовке учителя иностранного языка к использованию ИТО.

Первая цель - систематизация электронных и сетевых ресурсов по иностранному языку, прикладной лингвистике и страноведению. В результате учитель должен уметь ориентироваться в предметных средствах ИТО, подбирать из них необходимое в соответствии с собственным педагогическим стилем, особенностями класса и поставленной целью конкретного

урока.

Вторая цель - овладение методикой применения ИТО на уроке иностранного языка. Предполагается, что учитель освоит основные способы использования возможностей, предоставляемых ИТО: сможет спланировать урок работы учеников с лингвистическими базами данных в интерактивном режиме, определить место мультимедийной презентации в системе урока и т.п. Следующий этап обучения учителей иностранного языка информационно-коммуникативным технологиям.

Формой контроля успешности овладения учителем ИТО, наряду со стандартным тестированием, является творческое задание: создание мультимедийной презентации, сайта, творческие работы в программах Word и Excel (в виде карточек и кроссвордов) [9].

Методическая подготовка учителя

Включение ИТО в урок требует не только соответствующей технической оснащенности, но и изменения структуры урока, методики его проведения. Использование ИТО предполагает перераспределение времени между индивидуальной и коллективной деятельностью учеников, разработку гибкой системы контроля результатов деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что сами по себе информационные технологии не оптимизируют обучение, а также ни в коей мере не вытесняют традиционные методы и приемы. Использование ИТО, как, впрочем, и любого другого метода, не может быть самоцелью. Новые информационные технологии лишь позволяют приблизить школьную методику к требованиям сегодняшнего дня.

Библиографический список

1.     Intel® «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): учеб. пособие. - 5-е изд., испр. - М: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005. - 368 с.

2.     Беляева, Л.А., Иванова, Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2008. - №4. - С.36-41.

3.     Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения // Информационные технологии. - 2007. - №8. - С.187-188.

4.     Ёфременко, В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2007. - №8. -С.18-21.

5.     Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 192с.

6.     Коджаспирова, Г.М., Петров, К.В. Технические средства обучения и методика их использования; Учеб. пособие для студ, высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с.

7.     Мятова, Т.С. Использование видеофильмов при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе // Иностранные языки в школе. - 2006. - №4. - С.31 -36.

8.     Нестерова, Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. - 2005. - №5. - С.102-103.

9.     Овчинникова, И.Г. Подготовка учителей к использованию ИКТ в преподавании русского языка // Информатика и образование. - 2004. -№12.-С. 35-38.

10.   Оспенникова, Е.В. Подготовка учителей физики к внедрению новых информационных технологий в практику школьного обучения. // Информатика и образование. - 2004. - №12. - С.25-30.

11.   Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/Под общей редакцией В.С.Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»: - Ростов-н/Д: издательский центр «МарТ», 2006. - 336 с. (Серия «Педагогическое образование»).

12.   Петрова, Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка - потребность времени // Иностранные языки в школе. - 2005. -№5.-С.57-60.

13.   Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.

14.   Селеменев, С. Информационные технрлогии в школе: проблемы и поиски решения // Информатика и образование. - 2005. - №5. -С.97-100.

15.   Сысоев, П.В. Учебные Интернет-ресурсы в системе языковой подготовки учащихся // Иностранные языки в школе. - 2008. - №8. -С. 11-15.

16.   Сысоев, П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2008. - №6. - С.2-9

17.   Трайнев, В.А., Трайнев, И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкова и К», 2006. - 280 с.

18.   Шаташвили, Л.Я. Видеоурок по теме «Homes» // Иностранные языки в школе. - 2008.-№ 4. - С.70-74.



Предварительный просмотр:

Тема педагогического проекта:

   

ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ В ОБУЧЕНИИ      ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ

 

                Разработала учитель английского языка

               Романова Т.М

         

Комсомольск-на-Амуре

2014

                                                   Содержание

Введение…………………………………………………………………….........3

Глава 1. Игровые приемы как средство повышения интереса к иностранному языку……………………………………………………………………................5

  1. Понятие «интерес» и средства повышения интереса………………............5
  2. Понятие «игра» и её возможности для повышения интереса учащихся к предмету………………………………………………………………….........8
  3. Классификация игр……………………………………………………..........11

Заключение………………………………………………………………........….18

Библиографический список………………………………………………..........20

Введение

Образование современного человека невозможно представить без такой ее составляющей, как знание иностранных языков. Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку как средству международного общения. Он уже признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, а появление компьютеров поставило использование английского языка в особое положение по сравнению с другими языками. Владение иностранными языками является и одним из самых продуктивных способов получения необходимой информации. Знание иностранного языка  позволяет получить максимум полезных сведений за минимальное количество усилий и времени.  Обучение английскому языку, в соответствии с современными программами,  начинается в младших классах и продолжается до выпуска из средней школы.

Учитывая психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления школьников, в учебном процессе большое место отводится игровым формам работы.  Особенно плодотворным и перспективным направлением  в учебном процессе являются приёмы активного обучения. Они обеспечивают более высокую, по сравнению с традиционной методикой, степень проявления обучаемыми познавательной самостоятельности, перевод его с позиции объекта на уровень субъекта деятельности и общения. В этой связи данный проект посвящен теме:  «Игровые приёмы в ОИЯ как средство повышения интереса учащихся к предмету».

Актуальность работы:  

Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, т.к. игра невозможна без включения активности, внимания,  воображения, мышления. Игра  способствует общему развитию личности и является мощным стимулом к овладению иностранным языком. В этой связи, исследование игровых приемов в обучении иностранному языку, представляется актуальным.

Цель: выявить, как игровые приёмы способствуют повышению интереса к изучению иностранного языка и как игровые формы работы на уроках английского языка повышают эффективность  обучения.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие «интерес» в обучении и средства повышения интереса
  2. Обозначить понятие «игра» с педагогической и психологической стороны
  3. Классифицировать игровые приемы в обучении

Объект исследования – обучение иностранным языкам  в средней школе.

Предметом исследования являются игровые приёмы в обучении иностранным языкам.

Интерес к игровым формам работы уделяли отечественные педагоги и психологи: А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Кукушин, С.А. Шмакова, а также методисты: Рогова Г.В., Пассов Е.И., Новгородова Е.С., Мишура Н.П., Казакова Е, Рыбак Г.Ф.

Глава 1.  Игровые приёмы как средство повышения интереса к иностранному языку.

1.1. Понятие «интерес» и средства повышения интереса

Особенно плодотворным и перспективным направлением в педагогическом процессе являются приемы активного обучения в силу того, что они обеспечивают более высокую по сравнению с традиционной методикой степень проявления обучаемым познавательной самостоятельности, перевод его с позиции объекта на уровень субъекта деятельности и общения.

Среди различных психологических феноменов, принимаемых за мотив или побуждение к деятельности, большое внимание уделяется интересам. «Психологический словарь» дает следующее определение: интерес определяется как потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности.  Психолог А.В.Петровский пишет, что интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания [5,165].            Интерес – это эмоциональное проявление познавательных потребностей человека. Б.И.Додонов считает, что интерес – это специальный психический механизм, побуждающий человека к деятельности, приносящий эмоциональное насыщение [5, 169]. Наконец, в «Словаре по этике»  говорится, что «в человеческой психике интерес проявляется как побуждение, волевой импульс, направляющий действия человека» [7,  94]. Интерес, как отмечал И.Кант,  принадлежит только человеку, а не животным. Он предполагает целеобразование, волю, чувства. Л.С.Выготский под интересами понимал целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности реакций человека. Он считал, что интересы не приобретаются, а развиваются. Психолог А.Г.Ковалев отмечает, что одни психологи сводят интерес к осознанной потребности, другие - к направленности внимания, большинство же склоняется к определению интереса как познавательного отношения личности к действительности. Характеризуя интерес как один из компонентов учебной мотивации, необходимо обратить внимание на то, что в повседневном бытовом, да и в профессиональном педагогическом общении термин «интерес» часто используется как синоним учебной мотивации. Такое смещение понятий связано, во-первых, с тем, что в  теории учения именно  интерес был первым объектом изучения в области мотивации (И.Герберт). Во-вторых, оно объясняется тем, что сам по себе интерес - это сложное неоднородное явление [5, 166]. Интерес, согласно А.К.Марковой, «может быть широким, планирующим, результативным, процессуально-содержательным, учебно-познавательным и преобразующим» [9, 14].

        Различные виды  интереса, например, результативный, познавательный, процессуальный, учебно-познавательный  могут быть соотнесены с мотивационными ориентациями (Е. И. Савонько, Н. М. Симонова). Продолжая исследования Б.И. Додонова, эти авторы на материале изучения мотивации в овладении иностранным языком  выявили четыре мотивационные ориентации (на процесс,  результат, оценку преподавателем и на «избегание неприятностей»), некоторые, наряду с другими компонентами учебной мотивации, определяют направление, содержание и результат учебной деятельности. По их мнению,  особенности связей между мотивационными ориентациями позволяют выделить две существенные характеристики: во-первых, стабильность связей (по критерию плотности) между ориентациями на процесс и результат, с одной стороны, и ориентациями на «оценку преподавателем» и «избеганием неприятностей», с другой, т.е. относительную независимость их от условий обучения; во-вторых, вариативность связей (по критерию доминирования и «удельному весу») в зависимости от условий обучения (тип школы - профильная или общая, неязыковая), сетка часов, особенности учебной программы.

Учебная деятельность мотивируется прежде всего внутренним мотивом, когда познавательная потребность «встречается» с предметом деятельности - выработкой обобщенного способа действия - и «опред-мечивается» в нем и в то же время самыми разными внешними мотивами - самоутверждения, престижности, долга, необходимости,  достижения и др. Существенное, но неоднозначное влияние обучения оказывает потребность в общении и доминировании. Однако для самой деятельности особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного плана. Мотивы интеллектуального плана сознаваемы, понимаемы, реально действующие. Они осознаются человеком как жажда знаний, необходимость в их присвоении, стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний.

 Важность создания условий возникновения интереса к учителю, к учению и формирования самого интереса отмечалась многими исследователями. На основе системного анализа были сформулированы основные факторы, способствующие тому, чтобы учение было интересным для ученика. Согласно данным этого анализа, важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности,  понимание ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности.

Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к  самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности -  важнейшее условие возникновение интереса к ней.  

Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столкновением учащихся с различными объектами в ходе  обучения, но и тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны. Один из приемов возбуждения у учащихся познавательного  интереса - «отстранение», т. е. показ учащимся нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном. Новизна материала - важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся у школьника знания. Использование прежде усвоенных знаний - одно из основных условий появления интереса. Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу - его эмоциональная окраска, живое слово учителя [1, 251].

1.2 Понятие «игра» и её возможности для повышения интереса учащихся к предмету

Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [15, 86].

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, СЛ. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин;  методике преподавания иностранным языкам игре как активной форме обучения большое внимание уделяли Е.И Пассов, Г.А.Китайгородская, Г.Лозанов, А.А. Деркач.

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

  • целеполагания;
  • планирования;        

• реализации цели;

   • анализа  результатов, в которых личность полностью реализует себя как                           субъект.                     

        Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

         В структуру игры как процесса входят:

  - роли, взятые на себя играющими;

  - игровые действия как средства реализации этих ролей;

  - игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных  вещей            игровыми, условными;

  - реальные отношения между играющими;

  - сюжет (содержание) - область действительности, условно  воспроизводимая в игре.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

 Педагог С.А.Шмаков выделяет следующие черты игровой    деятельности:

- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь
по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

- творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности;

    - эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;

    - наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

По мнению С.Л. Шмакова, как феномен педагогической культуры, игра выполняет следующие важные функции:
1. Функция социализации

Игра - есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

2. Функция межнациональной коммуникации

Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей.

3. Функция самореализации ребенка в игре

Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой - выявить недостатки опыта.

4. Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра - деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

5. Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

6. Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.

7. Функция коррекции - есть внесение позитивных изменений, дополнений  в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

8. Развлекательная функция игры [8,86].

        

1.3. Классификация игр

Игры могут характеризоваться учебными целями и задачами, формой проведения, способом организации, степенью сложности, количественным составом участников. Так, по количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные (для одного человека) и парные, групповые, коллективные. Причем первые нацелены на общение с текстом, письменным или звучащим, а последние три также и на общение с партнерами (помимо текста). По характеру и форме проведения выделяют игры предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные (тесты, ребусы, кроссворды, чайнворды и др.), взаимодействия (коммуникативные), комплексные и др. По способу организации игры бывают компьютерные, имитационно-моделирующие, письменные, на досках и др. По степени сложности выполняемых действий (или композиционного построения сюжета) различают простые и сложные (моноситуационные и полиситуационные) игры, по длительности проведения  - непродолжительные и продолжительные.

По целям и задачам обучения игры, используемые на занятиях по иностранному языку подразделяются на языковые (или аспектные), речевые (видо-речевые) и для обучения общению.

Языковые игры, помогая усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику, стилистикy) делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические и стилистические. Важно подчеркнуть, что деление языковых игр в зависимости от аспекта языка условно, ибо невозможно изучить лексику без фонетики, грамматику без лексики, а стилистику без того и другого вместе. Выделяя языковые (аспектные) игры, прежде всего акцентируется внимание на достижении конкретных учебных целей, которые призвана обеспечить конкретная игра.

Вместе с тем можно говорить и о смешанных языковых играх на этапе контроля усвоения определенного языкового материала. Применение языковых (аспектных) игр в чистом виде возможно лишь на начальной ступени обучения (или на этапе введения определенного материала).

Главная цель фонетических игр — постановка (коррекция) произношения, тренировка в произнесении английских звуков в словах, фразах, предложениях, отработка интонации. Используются они регулярно, большей частью на начальном этапе обучения иностранному языку (вводно-коррективный курс) в качестве иллюстрации и упражнения для отработки наиболее сложных для произнесения звуков и звукосочетаний, интонации. Они отличаются непродолжительностью и строятся, как правило, на основе имитации (подражания, воспроизведения по аналогии), могут содержать элемент соревнования.

Работа с отдельными (изолированными) звуками (если в этом есть необходимость) предполагается лишь на начальной ступени обучения, когда у учащихся еще недостаточно языковых знаний (например, малый лексический запас). По мере продвижения вперед фонетические игры реализуются на уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок, пословиц и поговорок, стихов и песен. При этом последние шесть могут использоваться в качестве фонетической зарядки и на последующих этапах обучения. Полезным является их обыгрывание (театрализация). Опыт, приобретенный в играх этого вида, может быть использован учащимися в дальнейшем на занятиях по иностранному языку (при обыгрывании, например ситуаций), а также в естественных условиях во внеаудиторное время (конкурсы, концерты, встречи с зарубежными друзьями). На продвинутых и завершающей ступенях обучения данные игры могут послужить для хорошей разрядки на занятии, создав атмосферу непринужденности.

Лексические игры сосредоточивают внимание учащихся исключительно на лексическом    материале и имеют целью помочь им в приобретении и расширении словарного запаса,  проиллюстрировать и отработать употребление слов в ситуациях    общения, а также «активизировать речемыслительную    деятельность учащихся и развивать их речевую реакцию». Помогая решать задачи фонетических, грамматических и стилистических игр, они на определенном этапе могут быть отнесены и к смешанным (вернее, стать их частью), поскольку лексика составляет материальную основу всех других игр, как языковых, так и речевых.

Грамматические игры призваны обеспечить умение учащихся практически применять знания по грамматике иностранного языка, активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических моделей (конструкций) в естественных ситуациях общения.

На начальной ступени обучения, а также при введении определенного грамматического материала на последующих этапах они могут быть чисто грамматическими. Однако, как показывает практика, этот вид игр наиболее эффективен в том случае, если деятельность вокруг какого-либо грамматического явления сопряжена с другой, например речевой (чтение, аудирование, говорение, письмо) или коммуникативной (общение, взаимодействие), деятельностью.

Разнообразные виды этих игр описаны рядом методистов (М. Ф. Стронин, Т. Б. Клементьева, Ли и др.). Среди них - игры на отработку грамматических структур и явлений, игры с предметом, по правилам, игры на карточках, на узнавание, имитационные, на конструирование, творческие, функциональные, игры-соревнования и др. Так же как и лексические, они носят индивидуальный, парный, групповой или коллективный (фронтальный) характер. В старших классах наиболее эффективными являются игры аналитического характера, а также функциональные игры на досках и игры взаимодействия. Это объясняется тем, что они содержат ярко выраженную учебную задачу, решение которой требует серьезной работы мысли, и тем, что это решение может быть достигнуто лишь на основе взаимодействия с товарищами по группе (коммуникативная задача).

Стилистические игры преследуют цель научить школьников различать официальный и неофициальный стили общения, а также правильно применять каждый из них в ситуациях официально-делового и неофициального общения. Как чисто стилистические используются лишь на начальном этапе обучения. Позже, на завершающем этапе, они входят в состав смешанных или являются частью речевых (видо-речевых) и коммуникативных имитационно-моделирующих игр. Наиболее типичными для этого круга являются ролевые игры.

По усмотрению учителя и по мере необходимости на занятии может использоваться любой из видов, перечисленных выше.

Речевые (видо-речевые) игры учат умению пользоваться языковыми средствами в процессе совершения речевого акта (монологического и диалогического, письменного и устного) и отталкиваются от конкретной ситуации, в которой осуществляется речевое действие. Каждому виду речевой деятельности будет соответствовать и определенный вид игры: игры для обучения чтению, для обучения аудированию, для обучения говорению, для обучения письму, а также смешанные.

На занятии не всегда существуют реальные условия, необходимые для общения (совершения РД) в рамках определенной тематики. Поэтому необходимо создание искусственных условий, максимально приближенных к естественным, которые будут стимулировать у обучаемых уместные и характерные для данной ситуации речевое высказывание и манеру поведения. В этом будут полезны различные виды имитационо-моделирующих игр.

Существует несколько видов имитационно-моделирующих игр (ИМИ): театрализация (драматизация, инсценирование), ролевая игра (приложение 8, 9, 10), деловая игра  и комплексная.

Театрализация (Т) подразумевает обыгрывание диалога (полилога, сцены, спектакля) по уже готовому образцу, сценарию, написанному литератором, преподавателем или автором учебника. При этом текст читается учащимися по ролям, заучивается наизусть, а затем воспроизводится дословно или близко к тексту. Основной акцент здесь падает сначала на активизацию и закрепление лингвистического материала, а затем на выработку определенного типа поведения, заданного сценарием. Это первый вид ИМИ, обеспечивающий возможность перехода к другому, более сложному виду - обыгрыванию ситуаций социального общения, при которых задается только сама ситуация, а стратегия и тактика вырабатываются и осуществляются самими участниками на основе их языкового и практического опыта. Здесь появляется  момент спонтанности и самостоятельности в решении мини-проблем, связанных как с самой ситуацией, так и с овладением иностранным языком. Особое внимание уделяется формированию у учащихся  навыков и умений применять свои знания практически, в конкретных условиях. Это частный случай  ролевой игры, основу которой могут составить одна или несколько взаимосвязанных ситуаций, раскрывающих логику событий и в совокупности представляющих собой более целостную и логически завершенную модель ситуации реального общения; она сложнее по сюжету и продолжительнее по времени. Этот вид ИМИ может использоваться в процессе изучения одной или нескольких тем.

Следующим по сложности видом ИМИ являются обыгрывание ситуаций делового общения и учебная деловая игра. Главное отличие их от предыдущего вида - обязательное наличие профессионально-направленной проблемы, решение которой связано с владением иностранным языком. В этом случае развиваются, закрепляются и контролируются навыки и умения будущего специалиста, его способность мыслить творчески, принимать самостоятельные решения, а также умение привлекать и использовать знания и опыт, полученные ранее (на занятиях по иностранному языку и по другим предметам, в процессе самообразования, а также в других видах игр и т. п.). Учебная деловая игра на занятиях по иностранному языку чаще всего полиситуационна. Это один из самых сложных видов ИМИ. Он используется как заключительный этап работы над одной или несколькими темами, является переходным  этапом, соединяющим учебный процесс с реальной жизнью. Далее следует реальная практика общения. Это позволяет отнести их к разряду так называемых рубежных игр  (по терминологии А. Н. Леонтьева)[2,23].

Внедрение предлагаемой системы игр осуществляется на всех этапах обучения. Наиболее интенсивное использование различных видов игр оправдано на начальной ступени. По мере продвижения вперед, к достижению целей обучения иностранному языку в рамках одного этапа, а также  от этапа к этапу будет наблюдаться тенденция к уменьшению и постепенному исчезновению языковых (аспектных) и речевых (видо-речевых) игр, поскольку должно произойти научение, то есть полное овладение программными языковыми и речевыми знаниями, умениями и навыками. Что касается коммуникативных ИМИ, то они сохранятся на всех ступенях обучения. Особенность же их в том, что они будут варьироваться по количеству (от большего к меньшему), по продолжительности (от менее продолжительных к более продолжительным) и по сложности (от моноситуационных к комплексным, полиситуационным).

Учитывая требование сегодняшнего дня о непрерывности образования, а также принцип интенсивности практики речевой деятельности, представляется целесообразным вводить творческие упражнения, а особенно задания игрового характера, которые делают процесс обучения интересным и стимулируют учащихся к изучению языка.

        Вывод:

Одним из приемов повышения интереса к изучению иностранного языка можно считать использование в учебном процессе игр. Создавая неформальную, доброжелательную атмосферу, обстановку условности, юмора и соревнования, игра снимает напряжение, повышает двигательную и речевую активность обучаемых, поднимает их настроение. Это важный психологический фактор, обеспечивающий успех в обучении и высокую результативность.

Современные методики обучения иностранным языкам широко используют игру в учебном процессе. Полифункциональность игры способствует успешному усвоению нового и закреплению изученного ранее материала, помогает раскрыться индивидуальности ребенка, развить творческий подход к  учению.

Заключение

 Владение иностранным языком как средством общения требует умения ориентироваться в определенной ситуации, находить наиболее эффективные пути и средства решения возникающих задач, прогнозировать результаты своей коммуникативной деятельности, т. е. требуется активная мыслительная деятельность субъекта. Поэтому перед преподавателем иностранного языка встает необходимость поиска таких форм, методов и средств обучения, которые позволили бы решить весь комплекс учебно-методических задач.

Психолого-педагогические особенности и обучающие возможности игры, а также оптимистичное отношение к ней школьников позволяют включить игру в учебный процесс и сделать ее средством  коммуникации.

Превосходство игры над другими средствами обучения обнаруживается в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную формы работы на занятии, что позволяет каждому обучаемому максимально эффективно использовать учебное время. Главным же при этом является то, что она дает возможность успешно решать основную задачу - обучение общению на иностранном языке посредством общения. Общение в процессе совершения игрового действия предполагает использование учащимися комплекса знаний, навыков и умений, а это значит, что игра создает условия для соблюдения двух основных принципов обучения иностранному языку: соответствие  содержанию предмета «Иностранный язык» и учет  потребностей и интересов учащихся.

Использование игры как педагогического   средства коммуникации и повышения интереса к иностранному языку основывается    на том,    что она в учебном процессе является  творческим заданием, которое побуждает к импровизации. Компетентное и квалифицированное использование  ее при    соблюдении    психологических и педагогических   требований способно оказать позитивное  воздействие на обучаемых. При этом важно подчеркнуть, что не существует универсальной игры, пригодной абсолютно для всех обучаемых и групп. Экспериментально подтверждено, что система игр по игровой методике: предметных, сюжетных, ролевых, деловых, имитационных, - повышает интерес к предмету и делает процесс формирования и развития   интеллектуальных умений у обучаемых более интенсивным, по сравнению с традиционной  системой обучения [2,23]. При этом условия оптимизации требуют сочетания игровых и неигровых методических приемов    и   средств обучения.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что  игры являются очень перспективной формой обучения, так как они

  • способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке;
  • усиливает мотивацию и активизирует деятельность учащихся;
  • дает возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях.

Использование игр на уроках повышают, в целом, эффективность учебного процесса, помогают пробудить и сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения.

Библиографический список

  1. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении. //Вопросы алгоритмизации и программирования обучения/ под ред. Л.Н.Ланды,  М., Вып.2. -  1977. - с.251.
  2. Деркач А.А., С.Ф. Щербак.  Педагогическая эвристика – искусство овладения иностранным языком, М., «Педагогика» - 1991. -  с.23.
  3.  Зеленцов Б. П. Активные формы работы в старших классах // Иностранные языки в школе. – 1999. -  № 4. -  с. 23.

4. Зимняя И.А.  Психология обучения иностранным языкам в школе. -  М.: Просвещение. - 1991. – с. 210.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. -  СПб. - 2000. – с.165.

6. Казакова Е.  Овладение иностранным языком в игре. // Высшее образование в России. -  1999. -  № 6. - с.72.

7. Кон И.С. Словаре по этике. -   М. -  1975. - с.94.  

8. Кукушин В.С Педагогические технологии./ Учеб.Пособие для студентов. -  М. – 2006. – с.86.

9. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников. - М. – 1986. – с.14

10. Мишура Н.П. Игра как средство формирования положительной мотивации к самостоятельному изучению иностранного языка. // Наука и школа. -  2002. -   № 1. - с.14.

11. Олейник Т.И. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку. // Иностранные языки в школе. -  №2. -  2004. -  с.66.

12.  Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. -  Пособие для учителей ин.яз. - М., Просвещение. – 1985. - с.86.

13. Семенова  И.К. В обучении иностранным языкам.  //  Иностранные языки в школе. -  №1. -  2005. -  с.16.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31»

2015 год - год литературы в РФ

Центральная городская библиотека имени Н. Островского - достопримечательности Комсомольска-на-Амуре

Автор: Романова Т.М., учитель МОУ СОШ№31

Организаторы: Романова Татьяна Михайловна, учитель МОУ СОШ№31,  

Власова Ирина Васильевна, зав. читальным залом библиотеки им. Н. Островского,

Сударева Любовь Алексеевна, педагог дополнительного образования МОУ СОШ № 31

       

г. Комсомольск-на-Амуре

2015 г.

Информационная карта проекта:

Автор и руководители проекта

Романова Т.М., учитель МОУ СОШ№31  

 Адрес: пр. Ленина, 85/4 Тел.: 27-96-63, 89622981187

Сударева Л.А, педагог дополнительного образования МОУ СОШ№31,   ул.Гамарника 20-31, 55-16-14

Власова И.В, зав. читальным залом библиотеки им. Н. Островского,

Адрес: Сидоренко, 1 «А», Тел.: 55-48-86

Тема проекта

«Сквер литературных героев» у библиотеки им.Н.Островского»

Сроки реализации:

февраль 2015 г.- июнь 2015г

Целевая аудитория:

Учащиеся, жители города Комсомольска-на-Амуре и гости города

География участников:

Учащиеся МОУ СОШ №31, гимназии №9, сотрудники библиотеки, читатели библиотеки

Цели проекта: 

Формирование эстетической культуры учащихся, воспитание ценностного отношения к культурно-историческим местам г. Комсомольска-на-Амуре 

Задачи проекта:

  • развить навыки исследовательской и проектной деятельности.
  • получить первоначальный опыт участия в социально значимой деятельности.
  • сформировать ценностное отношение к культурным объектам города и окружающей их природной среде.
  • сформировать у учащихся представление о значимости культурного пространства в жизни человека.
  • напомнить учащимся и жителям города о ценности литературного образования, о роли книги в воспитании личности.

Этапы реализации проекта:

  • Спланировать проект (сроки, конкретные задачи для пошаговой реализации проекта);
  • Согласовать реализацию данного проекта с руководством библиотеки и отделом архитектуры города
  • Провести презентацию проекта учащимся школ №31, 27, 14, гимназии №9;
  • Разработать план-схему по установлению указателей литературных аллей
  • Разработать Положение о конкурсе наименований аллей сквера
  • Провести конкурс наименований аллей  сквера библиотеки им. Н. Островского среди школьников
  • Привлечь спонсоров для изготовления табличек-указателей с названиями аллей парковой зоны библиотеки
  • Привлечь учащихся, педагогов, родительскую общественность МОУ СОШ № 31 и гимназии № 9, а также спонсоров  для приобретения материалов, необходимых для реализации проекта.
  • Провести мероприятия по открытию сквера литературных героев.

Наименование проекта:

Социальный проект «Сквер литературных героев»

 библиотеки им. Н.Островского.

Процесс социализации учащихся неразрывно связан с общением, совместной деятельностью, приносящей пользу обществу. Школа как социальный институт должна развивать в учащихся социальную и личную ответственность, самостоятельность, толерантность, личностный позитивизм, активную жизненную позицию и др.

На развитии таких качеств и построен наш социальный проект. Он имеет не только социальное значение, но и воспитательное.  Городская культурная среда способствует формированию общей культуры социально ответственной личности, развитию  чувств уважения и гордости за свой город  и бережного отношения  к его достопримечательностям и культурным объектам. Создание культурной городской среды  особенно актуально  для таких сравнительно молодых провинциальных городов, каким является Комсомольск-на-Амуре, который позиционируется как один из культурных центров Дальнего Востока, и для этого есть все основания.

Библиотека им. Н. Островского – один из значимых культурно-просветительских объектов города Комсомольска-на-Амуре,  ее история начинается в 1934 году. В фондах библиотеки хранится более полумиллиона экземпляров книг, ежегодно она обслуживает более 25 тыс. читателей. Здание библиотеки было построено в 1973 году по специальному проекту ленинградских архитекторов и стало украшением одной из самых красивых улиц города Юности – проспекта Первостроителей. Библиотека находится на небольшой площади, в центре которой возвышается памятник писателю Н. Островскому. Ежегодно силами сотрудников библиотеки благоустраивается центральная площадь: разбиваются клумбы с цветами, оформляются травяные газоны. Площадь перед библиотекой является одним из любимых мест отдыха комсомольчан, именно на ней в летний период сотрудники библиотеки проводят открытые мероприятия для школьников и взрослых. Площадь находится в удовлетворительном состоянии.

Вокруг библиотеки располагается небольшая парковая зона с двумя центральными аллеями, выходящими к проспекту Первостроителей. К сожалению, аллеи сквера, сама парковая зона давно нуждаются в благоустройстве: восточная сторона сквера зарастает травой, яблоневые деревья давно не обрезались. С правой и левой стороны сквера, рядом с центральными аллеями, находятся заросшие площадки с полуразрушенными скамейками, на которых в летний период часто собираются взрослые и подростки, но не для чтения книг, а для асоциального времяпрепровождения (распивают спиртные напитки, курят), в сквере жители близстоящих домов выгуливают собак. Такое состояние сквера вокруг культурного объекта – библиотеки им. Н. Островского – является недопустимым и требует внимания администрации и общественности города.

Проект «Сквер литературных героев» призван обратить внимание общественности, руководителей библиотеки, учащихся школ, всех жителей города на состояние прилегающего к библиотеке паркового пространства.

Цель проекта:

Формирование эстетической  культуры учащихся путем включения их в деятельность по поддержанию городской культурной среды, воспитание ответственного социального поведения и ценностного отношения к культурным объектам города Комсомольска-на-Амуре через благоустройство территории, прилегающей к библиотеке им. Н. Островского.

Задачи проекта:

  • развить навыки исследовательской и проектной деятельности.
  • получить первоначальный опыт участия в социально значимой деятельности.
  • сформировать ценностное отношение к культурным объектам города и окружающей их природной среде.
  • сформировать у учащихся представление о значимости культурного пространства в жизни человека.
  • напомнить учащимся и жителям города о ценности литературного образования, о роли книги в воспитании личности.

Этапы реализации проекта:

  • Спланировать проект (сроки, конкретные задачи для пошаговой реализации проекта);
  • Согласовать реализацию данного проекта с руководством библиотеки и отделом архитектуры города
  • Провести презентацию проекта учащимся школ №31, 27, 14, гимназии №9;
  • Разработать план-схему по установлению указателей литературных аллей
  • Разработать Положение о конкурсе наименований аллей сквера
  • Провести конкурс наименований аллей  сквера библиотеки им. Н. Островского среди школьников
  • Привлечь спонсоров для изготовления табличек-указателей с названиями аллей парковой зоны библиотеки
  • Привлечь учащихся, педагогов, родительскую общественность МОУ СОШ № 31 и гимназии № 9, а также спонсоров  для приобретения материалов, необходимых для реализации проекта.
  • Провести мероприятия по открытию сквера литературных героев.

Целевая аудитория

Учащиеся, жители города Комсомольска-на-Амуре и гости города 

География   проекта

География проекта: сквер возле библиотеки им. Н.Островского

Механизм реализации проекта

Проект планируется осуществлять  в 3 этапа. Каждый этап подразумевает комплекс мероприятий, направленных на достижение результатов проекта.

Задача

Вид деятельности

Ожидаемый результат

Сроки

1 этап - подготовительный

Провести презентацию проекта учащимся, родителям, учителям образовательных учреждений МОУ СОШ №31 и гимназии №9

1.Согласовать действия по осуществлению проекта с руководством библиотеки.

2. Выступить с предложением по организации проекта на заседании  Совета юниоров МОУ СОШ №31 и гимназии №9.

3. Разместить данные о планируемой акции на информационных стендах школ.

Формирование активной группы учащихся, отвечающих за реализацию проекта.

Февраль 2015

Привлечь учащихся к конкурсу наименований литературных аллей

Разработать Положение о конкурсе, объяснить его цели и задачи учащимся и общественности города, сформировать жюри конкурса, на сайтах школ и библиотеки провести голосование за отобранные членами жюри наименования аллей.

Выбор наименований аллей сквера литературных героев

Февраль 2015г.

Привлечение  спонсоров, учащихся, педагогов, родительской общественности для приобретения материалов, необходимых для реализации проекта

Организовать сбор необходимого оборудования и материалов

Приобретениенеобходимого инвентаря и материалов

Март 2015

2 этап - основной

Проведение конкурса наименований аллей сквера

Март  2015

Подведение итогов конкурса наименований аллей сквера

Апрель 2015

Изготовление табличек-указателей аллей

Апрель 2015

Проведение субботника по благоустройству территории сквера

Май 2015

Установка указателей с названиями аллей

Июнь 2015

                                                   3 этап - заключительный

Активизировать познавательную деятельность школьников, расширяя представления учащихся о культурной организации окружающего пространства

  1. Проведение мероприятия по открытию аллей литературных героев
  2. Привлечение СМИ в процесс освещения результатов проекта.
  3. Обеспечение ухода за указателями  (сформировать группу активистов, которые будут поддерживать эстетический вид табличек).

Формирование у учащихся социально- ответственного отношения к родному городу; благоустройство территории сквера

6 июня 2015

Кадровое обеспечение проекта

Руководители проекта: Романова Т.М., учитель МОУ СОШ №31

Участники проекта: учащиеся МОУ СОШ №31и гимназии №9

Необходимые ресурсы для реализации проекта

Ресурсы

Собственные средства (руб)

Запрашиваемые средства (руб)

Итог (руб)

светоотражающая краска (1литр желтой, 1 литр зеленой)

6 стальных труб d 50мм и L=3м

6 листов металла толщиной 3мм 500*300

Бумага для проведения рекламной кампании и конкурса «Аллеи литературных героев»

Кисти

итого

Сроки реализации

Февраль 2015 – июнь 2015

Предполагаемые итоги проекта

Данный проект позволит:

  • сформировать эстетическую  культуру учащихся;
  • включить учащихся в деятельность по поддержанию городской культурной среды;
  • воспитать ответственное социальное поведение и ценностное отношение к культурным объектам города Комсомольска-на-Амуре;
  • благоустроить территорию, прилегающую к библиотеке им. Н. Островского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...