Рабочая программа по литературе - 5 класс.
рабочая программа (5 класс) на тему

Мишанькина Таисия Викторовна

Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Данная рабочая программа ориентирована  на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина «Литература: 5 кл.»: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2013.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_5_klass.doc292.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Обсуждено на заседании МО                                                      «Утверждаю»

Протокол № 1    от  27.08.2014 г.                                       Директор МБОУ СОШ №3                          

Руководитель МО _____     Баркова О.М.                             __________  Сарычева С.Н.                                

                                                                                             

                                                                                     

Разрешено к применению

на заседании МС

Протокол № 2   от  05.09.2014 г.

Руководитель МС  _______Гудаева Н.П.

                               

Рабочая программа  

по литературе

для учащихся  5в  класса.

Учитель: Мишанькина Т.В.

2014- 2015 учебный год

                                                                       

г. Сасово Рязанской области

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Раздел I. Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. В ней также учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Кроме того, настоящая программа в определённой степени ориентируется на развитие идей «Примерной программы для начальной школы» (М.: Просвещение, 2009, 2010) и учитывает содержание «Примерных программ основного общего образования. Литература» (М.6 Просвещение, 2010, 2011). Данная рабочая программа ориентирована  на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина «Литература: 5 кл.»: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2013 и адаптирована для учащихся 5в класса.

Общая характеристика учебного предмета.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

5 - 6 классы.

В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII,  XIX,  XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального государственного стандарта общего образования, в рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения.

В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

 Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.

Учащиеся должны знать:

• авторов и содержание изученных произведений;

• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

• выявлять основную нравственную проблематику произведения;

• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)

• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы;

• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;

• создавать сочинения-миниатюры по картине.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература" в 5 классе.



Раздел II. Учебно-тематический план.

п/п

Содержание раздела

Количество часов

В том числе:

Развитие речи/ Внеклассное чтение

Контрольные работы

1

Введение. Книга в жизни человека.

1

2

Устное народное творчество

12

1/

3

Из древнерусской литературы.

1

4

Из литературы XVIII века.

1

5

Из литературы XIX века.

54

4/4

2

6

Из литературы XX века.

22

3/2

1

7

Из зарубежной литературы.

6

1/3

8

Итоговый урок

1

1

9

Резервные уроки

3

ИТОГО

105

9/9

4

Раздел I11. Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

Для учащихся:

1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2012.

3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2012.

4. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.

5. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.

Для учителя:

1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2011.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.

3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2010.

5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М: ВАКО, 2010.

6. Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

7. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

8. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2006.

9. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.

 


 Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе на  2014-2015 учебный год

П/П

Тема урока.

Основное содержание

Теория

Тип урока.

Основные виды деятельности учителя и учащихся

Предполагаемый результат

1.

Литература как учебный предмет. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Литература, титул, форзац, корректор, редактор

Вводный урок. Сопоставление художественных и научных описаний, работа со словарями, беседа.

Знать, что такое художественная и учебная литература, структурные элементы учебной книги

2.

Вн. чт. В мире книг.

Литература, художественные приемы, художественные образы.

 

Ответы на вопросы по прочитанному тексту, составление плана, пересказ, рассказ о художественных образах в литературе.

Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии.

Устное народное творчество (12 часов)

3.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

Понятие о фольклоре.

Жанры фольклора.

Чтение и обсуждение статьи. Рассказ учителя. Беседа. Использование загадок, пословиц, поговорок в речи.

Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки;

Уметь отгадывать загадки, давать определения малым жанрам; отличать друг от друга  малые жанры фольклора.

4.

Детский фольклор. Вариативная природа фольклора.

Жанры детского фольклора.

Анализ текстов всех жанров детского фольклора, создание считалок, небылиц, загадок.

Знать  жанры детского фольклора;

Уметь объяснять принадлежность конкретного текста к определённому жанру

5.

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.

 

Сказка. Виды сказок.

Урок знакомства с теоретическими понятиями. Чтение и изучение произведения. Беседа.

Знать жанровые особенности, виды сказок;

Уметь определять характерные для сказок обороты речи , использовать при сказывании сказок, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображении в живописи и графике.

6.

«Царевна-лягушка». Встреча с волшебной сказкой.

Волшебная сказка, сюжет и идея сказки.

Урок чтения и изучения произведения. Беседа, выборочный пересказ.

Знать, к какому виду сказок относится  сказка «Царевна-лягушка»;

Уметь определять особенности фольклорной  волшебной  сказки; истолковывать смысл «необычайной ситуации».

7.

Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.

Герои фольклорных сказок.

Рассказ о герое сказки, выразительное чтение, подробный пересказ.

Составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим), формулировать мораль сказки.

8.

Иван Царевич, его помощники и противники.

Герои фольклорных сказок, сказочные помощники.

Рассказ о герое сказки, выразительное чтение, подробный пересказ.

Составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим), формулировать мораль сказки.

9.

Художественный мир волшебной сказки. «Царевна-лягушка». Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика.

Элементы сказки. Постоянные эпитеты.

Сказывание волшебной сказки;

Выразительное чтение, пересказ сказки.

Уметь определять особенности фольклорной  волшебной  сказки, выявлять характерные для фольклорных сказок художественные приёмы.

10.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета  сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

Сюжет. Образ главного героя.

Рассказ, беседа, художественный пересказ, создание иллюстраций.

Уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды;

строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа.

11.

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.

Особенности сказок о животных, олицетворение, аллегория.

Обучение чтению, осмысление сюжета, ответы на впросы.

Уметь

объяснить отличие  сказки о животных от волшебной, давать связный монологический ответ.

12.

Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

Особенности бытовых сказок, аллегория.

Чтение по ролям, сопоставление бытовой и волшебной сказки.

Уметь

объяснить отличие  бытовой сказки от волшебной, давать связный монологический ответ.

13.

Вн. Чт. Мои любимые сказки.

Виды сказок, художественный пересказ.

Художественное рассказывание, устное словесное рисование, конкурс на знатока народных сказок.

Определять жанровые особенности сказок, обосновывать свою иллюстрацию и соотносить её с текстом произведения, отбирать материал для устного рассказа.

14.

 РР Классное сочинение по одной из тем: «Мой любимый герой русской народной сказки», «Почему я люблю читать народные сказки?», «Добро и зло в народных сказках».

Композиция сочинения

Творческая работа учащихся.

Создать сказку; оформить её письменно.

Древнерусская литература (1 час)

15.

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания.

Летопись

 Чтение по ролям. Составление цитатного плана. Обучение чтению. Беседа.

Знать определение понятия «летопись»;

Уметь коротко передать содержание статьи учебника, определять черты фольклора в летописи, объяснять жанровые особенности летописи

Литература XVIII века (1час)

16.

М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение.

Авторская литература. Нравоучение. Роды и жанры литературы.

Рассказ, работа с текстом, беседа.

Понимать значимость личности М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого  было «утверждение наук в отечестве».

Литература XIX века (54 часа)

17.

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра  (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.)

Жанровые особенности басни

Инсценирование басни, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями

Знать жанровые особенности басни; определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра.

18.

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягнёнок».

Развитие понятия о басне. Понятие об аллегории и морали.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

Устное словесное рисование.

Знать общую картину жизни И.А.Крылова;

Уметь составить план рассказа о баснописце, воспроизводить его, читать басню, объяснять её жанровые и языковые особенности, объяснять отношение автора к Волку и Ягнёнку, понимать характер его поведения.

19,20.

И.А.Крылов «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.

Аллегория. Мораль.

Инсценированное чтение, сопоставление текстов басен и иллюстраций, басен Крылова и Эзопа.

Понимать, что высмеивает автор в басне, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их;

21.

Аллегорическое отражение исторических событий в басне. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.

Эзопов язык

Урок развития речи. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни.

Знать творческую историю басни; понимать её драматический конфликт;

Уметь выразительно читать

22.

Внеклассное чтение

Басенный мир И.А.Крылова

Сатира, поэтическая и прозаическая басня.

Чтение по ролям; инсценирование басен, презентация иллюстраций, конкурс знатоков басен.

Знать основные мотивы творчества И.А. Крылова, объяснять переносные значения басенных выражений, комментировать мораль басен.

23.

Р.Р. Сочинение басни.

Рассказчик, диалог, мораль.

Сочинение басни на основе моральной сентенции одной из басен.

Создать на основе морали одной из басен свою, учитывая основные жанровые особенности.

24.

В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Черты народной сказки.

Литературная (авторская) и народная сказка.

Составление таблицы «Сходство и различие  русской народной сказки  и литературной», установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Знать историю создания сказки,

уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки, выявлять общее и отличительное

25.

Литературная сказка как авторское произведение. Сюжет и герои сказки.

Сюжет, композиция, литературный герой.

Ответы на вопросы, рассказ о литературном герое.

Знать сюжет и героев сказки, составлять рассказ о литературном  герое.

15.

В.А.Жуковский. Баллада «Кубок». Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

Понятие о балладе.

Чтение по ролям, словарная работа, выразительное чтение, беседа.

Знать сведения о поэте, историю создания баллады; определение понятия «баллада»; её жанровые особенности;

Понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям, уметь выразительно читать балладу

26.

А.С. Пушкин. Детские и лицейские года поэта. «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

Послание, лирика.

Работа с книгой, тренинг, просмотр видеофильмов.

Знать материал о лицейских и детских годах жизни писателя; поэтические средства художественной выразительности,

27

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

Поэма, пролог.

Работа над терминами “ритм”, “стихотворная и прозаическая речь”, выразительное чтение.

Уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила”, уметь определять ритм  

28.

К/Р №1 по теме: «Творчество русских писателей И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина»

Изученные в разделе термины.

Урок контроля.

Знать произведения и уметь выполнять их анализ.

29.

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета.

Литературная сказка, стихотворная сказка.

Художественный пересказ, осмысление сюжета.

Знать историю рождения  сюжета сказки, особенности стихотворной сказки.

30,

31.

Противостояние добрых и злых сил в сказке. Система образов сказки.

Антитеза.

Составление плана сообщения о герое, выразительное чтение. Составление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери. Выборочный пересказ эпизодов.

Понимать систему образов, основные мотивы;

Уметь отбирать материал для характеристики героев

32.

Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Обучение домашнему сочинению.

Стихотворная и прозаическая речь. Рифма. Ритм. Строфа.

  Сообщения:

  1. Рифма. Способы рифмовки.
  2. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь.

Иллюстрации ответов примерами из изученных произведений.

Знать определение понятий ритм, рифма, строфа.

Понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ.

33.

Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок.

Сказка.

Чтение по ролям; инсценирование сцен, презентация иллюстраций, конкурс знатоковсказок Пушкина.

Знать сюжеты и героев пушкинских сказок, комментировать прочитанное, давать монологический ответ.

34.

В.М.Гаршин. «Attalea princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Реальность и вымысел.

Выразительное чтение эпизодов сказки, ответы на проблемные вопросы.

 Знать факты биографии писателя, сведения о его творческом пути; содержание сказки.

З5.

Х.К.Андерсен

Сведения о жизни великого сказочника. Сказка «Снежная королева».  

Литературная сказка.

Аналитическое чтение статьи учебника, работа со справочной литературой.

Знать своеобразие Андерсена-сказочника,

 жанровые и композиционные особенности сказки.

36.

 Два мира сказки «Снежная королева».

Антитеза,  художественная деталь.

Рассказ о сказочнике, выборочный пересказ отдельных эпизодов, сопоставление со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне».

Определять признаки жанра, иметь представление о художественном мире сказки Андерсена, иллюстрировать свой ответ примерами из текста.

37.

Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом.

Сюжет, мораль.

Определение особенностей сюжета сказки, портретная характеристика героев, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос.

Уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг.

38.

Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

Авторская позиция.

Нахождение  особенностей выражения авторского отношения к героям, портретных характеристик.

Доказывать с опорой на текст, как проявляется выражение авторского отношения к героям.

39.

Р.р. Написание контрольного сочинения по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».

Рассуждение.

Создавать сочинение- рассуждение в соответствии с темой.

 Владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев.

40.

Внеклассное чтение

Писатели-сказочники и их герои.

Сказка, сказочник.

Комментирование прочитанных сказок,  инсценирование отдельных сцен, создание иллюстраций.

Знать сюжеты сказок, выбранных для самостоятельного чтения

41.

М.Ю Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.

Стихотворение. Патриотический пафос.

Выразительное чтение; самостоятельная  работа с текстом;  аргументированные ответы на вопросы.

Знать отдельные факты биографии поэта;

Уметь передать сюжет стихотворения

42,

43

Историческое событие, переданное устами его рядового участника. Особенность восприятия героического сражения молодым солдатом и современным читателем.

Эпитет. Метафора. Сравнение. Звукопись, аллитерация.

Устное словесное рисование, комментирование художественного текста

Уметь объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей, какие изобразительно-выразительные средства использует автор

44.

Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.

Тема, идея. Эпитет, сравнение.

Работа над словарём нравственных понятий, наблюдение над речью рассказчика, сопоставление текста с иллюстрациями художников.

Знать определения и уметь находить  в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения.

45.

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

Повесть.

Составление вопросов  к учебной статье.

Составление таблицы «Язык повести», план повести

Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сюжет повести «Заколдованное место»;

Уметь использовать текст повести

46.

Реальность и фантастика в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место».

Фантастика. Юмор. 

Составление таблицы «Способы достижения юмористического эффекта в повести»

Знать определение теоретических понятий: юмор, фантастика;

Уметь определять их роль в повести

47.

Вн.чт. Урок-презентация других повестей сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Цикл, сборник.

Обзор содержания, художественный пересказ, инсценирование эпизодов.

Уметь строить монологическое высказывание, иметь представление о содержании повестей и их художественном своеобразии.

48.

Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

Эпитет, словесное рисование.

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.

Знать биографические сведения о поэте, нашедшие отражение в стихотворении «На Волге», содержание стихотворения;

Уметь сопоставлять содержание стихотворения  с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»

49.

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».

Авторская позиция.

Чтение по ролям, комментирование текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Знать содержание стихотворения;

Уметь определять авторскую позицию

50.

Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

 

Эпитет.

Речевая характеристика персонажей

Выразительное чтение, монологический ответ «Как я отношусь к героине Некрасова?»

Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный

вопрос

51.

А.В. Кольцов. Слово о поэте. Стихотворение  «Песня пахаря».

Фольклор. Песня.

Устное сообщение, выразительное чтение, проблемный диалог.

Знать сведения из биографии поэта, понимать идею произведения, передавать в ходе чтения настроение автора.

52.

И. С. Тургенев Сведения о жизни писателя.  «Аннибалова клятва» Тургенева. «Муму». История создания рассказа.

Поверье, быличкА.

Изучение статьи учебника, работа со справочной литературой, составление таблицы.

Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

52.

И.С.Тургенев. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости  и унижению людей.  Влияние на человека барства и рабства

Рассказ. Пейзаж, интерьер

Составление цитатного плана рассказа. Выборочный пересказ эпизодов рассказа. Ответить на вопрос: как Тургенев изображает нравы барской усадьбы?

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию

53,

54.

И.С.Тургенев. Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

Характер героя. Сравнение. Гипербола.

Характеристика литературного героя, сравнительная характеристика, ответы на проблемные вопросы.

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию

55.

Авторская позиция  и способы её выражения  в рассказе «Муму».  

Авторская позиция.

Самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, индивидуальные сообщения, чтение наизусть.

Обосновывать авторское отношение  к главному герою

56.

РР. Р.р. Написание контрольного сочинения по рассказу

И.С. Тургенева «Муму».

Пейзаж. Портрет. Гипербола.

Создавать сочинение- рассуждение в соответствии с темой.

Уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

57.

К/Р №2 по теме: «Творчество русских писателей А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева» (письменные ответы на вопросы или тестирование).

Изученные в разделе термины.

Урок контроля.

Знать произведения и уметь выполнять их анализ.

58.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

Ритм. Звукопись. Эпитет. Олицетворение.

Практикум. Обучение выразительному чтению стихотворения

Знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения;

Уметь определять, какие художественные приёмы использует автор для описания природы, анализировать художественное произведение

59,

60.

Ф.И. Тютчев – великолепный певец природы.

Ямб, хорей, размеры стиха.

Выразительное чтение, анализ стихотворений, выражение собственной позиции.

Владеть навыками анализа поэтического произведения.

61.

Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Выразительное чтение наизусть стихотворений А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.С. Никитина, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова

Пейзаж, стихотворный ритм.

Выразительное чтение; анализ  стихотворений.

Владеть навыками анализа поэтического произведения.

62,63.

Л.Н.Толстой. Рассказ о писателе. Толстой на Кавказе. «Кавказский пленник».  Быль как литературный жанр.

Рассказ. Быль.Сюжет. Композиция. Литературный герой.

обучение анализу эпического произведения, продолжение работы с литературоведческими терминами.

Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий:
«рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»;
уметь ими оперировать при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра.

64, 65.

РР. Жилин и Костылин – два разных характера в рассказе «Кавказский пленник». Обучение сравнительной характеристике героев. Подготовка к домашнему сочинению.

Сравнительная характеристика.

Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению.

Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка),
уметь ими оперировать при 1 создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица
героев.

67.

Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни.

Завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Составление устного и письменного высказывания.

Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)

68.

Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Сюжет и герои художественного произведения

Языковые средства.

Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, наблюдения над языком рассказа, комментирование художественного произведения.

Анализировать прозаический  текст, развивать умение  давать устный и письменный  ответ на тему, совершенствовать речевые навыки.  

69.

А.П.Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Законы юмористического рассказа. Осмеяние глупости и невежества героев.

Юмор.

Чтение по ролям, инсценированное чтение.

.Знать автора и  биографические сведения о нём;

Уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа

70.

Вн.чт. Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Юмор, сатира.

Анализ художественного текста, работа с литературоведческой статьёй, защита иллюстраций.

Определять приёмы юмористической и сатирической оценки героев.

71.

И.Бунин. «Опять она, родная сторона...» Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе.

Пейзаж

Анализ текста.

Ответы  на проблемные вопросы.

Знать факты из жизни, положенные в основу рассказа, определять роль пейзажа в произведении.

Русская литература XX века (22 часа)

72.

В.Г.Короленко. Рассказ о писателе.  Повесть «В дурном обществе».

Повесть.

Работа со статьёй учебника, с другими биографическими источниками. Комментированное чтение.

Знать факты жизни  писателя; сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи

73.

Вася и его отец. Развитие их отношений.

Психологический портрет, средства создания образа.

Подробный и выборочный пересказы, заочная экскурсия по городу, комментирование текста.

Находить хужожественные средства, создающие образ одинокого ребёнка, понимать причины отчуждения ежду Васей и его отцом.

74,

75.

Жизнь детей  в повести «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция.

Портрет.

Антитеза.

Сравнительная характеристика

Сопоставительный анализ образов героев, составление плана, выделение ключевых эпизодов.

Уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми.

76.

Общение Васи с Валеком и Марусей. Счастье дружбы.

Символ, композиция.

Выразительное чтение, установление ассоциативных связей с иллюстрациями,  ответы на проблемные вопросы.

Определять особенности композиции, выявлять позицию автора, понимать изменения характера героя.

77,

78.

РР Сочинение –анализ эпизода из повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Композиция литературного произведения, эпизод.

Составление алгоритма анализа эпизода, устный монологический ответ, письменная работа.

Создавать письменный текст литературоведческого характера.

79,

80.

С.А.Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Пейзаж. Эпитет. Олицетворение.

Работа со статьёй учебника и справочной литературой, чтение и восприятие стихотворений.

Знать основные события  жизни  С.Есенина, факты его жизни. Понимать настроение стихотворения, передавать его при чтении.

81,

82.

П.П.Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера. Проблемы и тайны мастерства.

Понятие о сказе.

Определение особенностей сюжета сказки, портретная характеристика героев, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос.

Понимать систему образов, основные мотивы;

Уметь отбирать материал для характеристики героев

83.

Образ Хозяйки Медной горы. Реальность и фантастика в сказке «Медной горы Хозяйка»

Сказ и сказка.Фантастика.

Составление плана сообщения о герое, выразительное чтение. Составление сравнительной характеристики. Выборочный пересказ эпизодов.

Давать характеристику литературного героя, определять элементы фантастики и реальности в сказе.

46.

К.Г.Паустовский. Жизнь и творчество. «Теплый хлеб». Сказка о добре и труде. Народная мудрость и народная мораль в сказке писателя.

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.

47.

Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Народная мудрость и народная мораль в сказке.

Пейзаж

Урок чтения и изучения произведения. Практикум.

84.

К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Человек и природа.

Пейзаж

Выборочное чтение, краткий пересказ, устное словесное рисование.

Знать факты из жизни автора, сюжет рассказа, понимать взаимоотношения героев, объяснять смысл названия, роль зайца, роль описания природы в рассказе.

85.

С.Я.Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Драматургия. Пьеса. Драма.

Чтение по ролям; устное словесное рисование, сопоставление легенды и сказки.

Знать определение понятия  «драма», понимать особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки;

Уметь отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение

86.

Положительные и отрицательные герои. Столкновение добра и зла.

Антитеза, Мораль.

Характеристика литературных героев, составление плана, выборочное чтение.

Характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации.

87.

РР. Анализ картины  «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами».

Юмор. Диалог, монолог, ремарка.

Инсценирование, чтение по ролям, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы.

Понимать гуманистическую идею сказки, её связь с русским фольклором, сопоставлять со сказкой Андерсена «Снежная королева».

88.

А.П.Платонов. Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. Его отношения с природой. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Быль, фантастика.

Составление плана рассказа о главном герое, составление словаря для характеристики предметов и явлений, художественный пересказ фрагмента.

Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа, его героев;

охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику.

89.

К/Р № 3 по теме:  «Творчество русских писателей Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, П.П.Бажова,  К.Г.Паустовского»

Изученные в разделе термины.

Урок контороля.

Знать произведения и уметь выполнять их анализ.

90.

В.П.Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.

Автобиография.

Работа со статьёй учебника, выборочное чтение и пересказ.

Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа, его героев; историю создания произведения.

91.

Человек и природа в рассказе. Черты характера героя и его поведение в лесу.

Пейзаж, средства создания образа.

Устное словесное рисование, составление киносценария.

Понимать отношение Васютки к окружающему миру, объяснять поведение героя в лесу.

92.

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». «Открытие» Васюткой нового озера.

Понятие об автобиографическом произведении.

Словарная работа, установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментированное чтение.

Объяснять, как меняется отношение Васютки к окружающему миру, понимать авторское отношение к изображаемому.

93.

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; Дон Аминадо «Города и годы». Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём.

Лирическое стихотворение, изобразительно-выразительные средства.

Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений.

Урок – концерт.

94.

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня». Образ Родины в стихах о природе.

Лирическое стихотворение, изобразительно-выразительные средства..

Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

Знать авторов стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты,
Уметь находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль.

Из зарубежной литературы (6 часов)

95.

Р.Л.Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады.

Развитие понятия о балладе.

Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворения, словарная работа.

Знать автора баллады; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздает поэт;
Уметь находить художественные средства, помогающие автору передать свое настроение, уметь определить их роль.

96, 97.

Д.Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо» – произведение о силе человеческого духа. Характер главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Робинзонада.

Работа со статьёй учебника и справочной литературой, воспроизведение сюжета, сопоставление художественных произведений.

Знать биографические сведения о Д. Дефо и его творчестве, уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове.

98.

Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.

Рассказ, сказание.

Составление цитатного плана, беседа по вопросам.

Знать биографию Д. Лондона, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра “сказание”, уметь охарактеризовать образ героя

99.

М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера.

Герой и прототип.

Работа со статьёй учебника и справочной литературой, воспроизведение сюжета, инсценирование эпизодов.

Иметь представление о личности и творческой деятельности М. Твена; уметь составлять словесный портрет героев.

100.

Том Сойер и его друзья. Смелость и предприимчивость подростка. Мечты Тома и его затеи.

Сравнительная характеристика, средства создания образа.

Анализ текста, пересказ эпизодов, сравнительная характеристика.

Отобрать эпизоды, помогающие ярче увидеть характер Тома, его взаимоотношениями с друзьями.

102.

К/Р № 4. Итоговый тест.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Рекомендации для летнего чтения.

Изученные в разделе термины.

Урок контроля.

Знать произведения и уметь выполнять их анализ.

103-105.

Резервный урок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....