Фильмы о православии и православное кино в системе работы по духовно-нравственному воспитанию
план-конспект на тему

Байса Любовь Георгиевна

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи – подчеркнуто в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к самобытной культуре и «к самобытным культурным ценностям».

Для нашего Отечества – самобытные культурные ценности это, прежде всего ценности православные, ценности «Православия», а поэтому сотрудничество, соработничество государства и Церкви в поисках эффективных путей в работе по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи как никогда актуально. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.bajsa_l.g.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Байса Любовь Георгиевна,

г. Приморско-Ахтарск,

учитель истории, обществознания и  ОПК

МАОУ СОШ №18

«Фильмы о православии и православное кино в системе работы по духовно-нравственному воспитанию»

Слайд №1

«Современный период в российской истории и образовании, - время смены ценностных ориентиров», -  указано в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.                                                                  

                                                                                             Слайд №2

Именно в такой период нарушается духовное единство общества, а «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность». Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи – подчеркнуто в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к самобытной культуре и «к самобытным культурным ценностям».

Для нашего Отечества – самобытные культурные ценности это, прежде всего ценности православные, ценности «Православия», а поэтому сотрудничество, соработничество государства и Церкви в поисках эффективных путей в работе по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи как никогда актуально.

Слайд №3

Эти пути определены и на уровне международных Рождественских чтениях, на краевых Кирилло-Мефодиевских чтениях, Благовещенском форуме, Екатерининских чтениях, краевых совещаниях и семинарах по ОПК и в каждом благочинии, в школах края через классные часы, факультативы, кружки, уроки ОПК, родительские собрания, различные программы по ОПК

Слайд №4

Педагогам известно, какую большую роль играет в формировании личности  искусство кино, телевидении, видео. Именно поэтому важно активно использовать их воспитательный и духовно-образующий потенциала процессе учебной и внеурочной деятельности учащихся в формировании их мировоззрения. Эмоциональное нравственно эстетическое воздействие кино, видео помогает расширить границы миропонимания, формировать духовную культуру, эстетическое развитие личности. Для того чтобы не только научить школьника видеть фильм, но и воспитать самостоятельность суждений, при обсуждении просмотренных произведений. В школе создан клуб учащихся «ДОБРОЕ КИНО»- как одна из форм по духовно-нравственному воспитанию личности. Задача педагога при организации этого вида работы состоит в том, помочь учащимся увидеть христианские добродетели в героях просмотренных произведений, помочь направить на путь приобретения этих добродетелей, в себе самом. Очень важно при формировании мировоззрения приобретение такой добродетели, как ЛЮБОВЬ.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь  не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадует истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит (1. Кор. 13,4,5,6,7). Так свидетельствует апостол Павел о красоте Божьего мира,  о Любви.

Слайд №5-6 (дети)

Не так легко юной душе встретить широкую беспредельную любовь ко всем и ко всему, они легче воспринимают не слово о Любви, а образ.

В наше непростое время – время смены ценностных ориентиров понятие любви размывается не только у подрастающего поколения, но и их родителей.

Вот почему важно объединить усилия школы со всеми институтами общества и прежде всего с Церковью по духовно-нравственному воспитанию личности. Именно Церковь даёт человеку Образ, Образ, Который сам есть Любовь.

Этот образ раскрыт в фильмах о православии и православном кино

                                                                                             Слайд №7

  1. «Паломничество в Вечный город».
  2. «Святой Георгий».
  3. «Крест против свастики».
  4. Сталин и «Третий Рим»
  5. «Конец Византийской империи».
  6. «Страшный суд».
  7. «Смутное время».
  8. «Остров».                                                                                                              

                                                                                                   Слайд №8

  1. «Чудо».
  2. «Стена».
  3. «Поп».
  4. «За имя моё».
  5. «Хористы».
  6. «Нарицаешься Верою…».
  7.  «Хрустальный мальчик»
  8. «Притчи»
  9. «Слово о святом»
  10. «На мосту»
  11.  «Серёжа»
  12.  «Чертогон» и др.

Всего в 2010 году в рамках международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел» было показано более 200 фильмов. Это и научно-популярные фильмы, фильмы-проповеди, фильмы-путешествия, фильмы - исследования, документальные фильмы.                      

 Слайд №9

Доброе кино – это кино, созданное на основе нашей православной культуры. Кино – как одно из видов искусства дает уникальную возможность понимания истинного смысла жизни, это жизнеутверждающее кино. Оно несет совсем забытую для нашего времени идею жертвенной любви, понять которую, раскрыть смысл которой нам помогает совместная работа со священнослужителями.

Слайд №10

На классных часах, родительских лекториях, часе Православия для учителей, везде, где идет просмотр и обсуждение православного фильма, мы стареемся, чтобы обязательно присутствовал отец Иоанн (Феер) со своими рекомендациями, подведением итогов с позиций Церкви, что не всегда может увидеть светский человек.

Я остановлюсь на некоторых фильмах, что позволили нам показать Красоту Божьего мира, людей живущих рядом с нами или чуть раньше нас, обыкновенных кажется на первый взгляд людей, но Любовь этих людей наполнила их жизнь особым светом. Она освещала, возвышала и согревала каждое их дело, и всех что и кто окружал их и передается нам через их образ.

Фильм «Остров» - на просмотр фильма учащимися 10-х, 11-х классов были приглашены учителя, общественность, священнослужители.

Слайд №11

Необычность сюжета заставила молчать первые минуты после просмотра. О том, что увидели, почувствовали, пережили  разговор начался только через несколько минут, разговор о смысле жизни, о любви к ближнему, а вот о покаянии, важности покаяния, для героя фильма, для самих себя … к такому выводу учащиеся не смогли прийти самостоятельно. Отец Иоанн раскрыл тему о покаянии как главную суть христианского учения отметил, что прийти к покаянию не просто любому человеку.

Для этого нужно, как герой фильма знать правду о себе, знать правду о своем несоответствии Образу и стремиться жить в соответствии с  этим Образом, т.е. выполнять заповеди Божьи, а это труд великий, надо к нему быть готовым каждому из нас.

Слайд №12 (За имя твое)

Фильм «За имя моё» заканчивался слезами на глазах у любой аудитории. Просмотр был организован на часе Православия для учителей школы, на общешкольном родительском собрании, и по просьбе родителей на классных часах. В 6-х – 11-х классах.

И здесь нам необходимо было слово священнослужителей.

Молодой режиссер, поставивший фильм с чувством любви к Божьему миру раскрывала эту божественную любовь в образе священнослужителя так умно, так умело, что данный фильм может быть использован иллюстрацией тому, как научиться любви. Эту задачу решают все православные фильмы.                          

                                                                       Слайды №13-20( к фильмам)

- «Любовь долготерпит» -                                                        Слайд №13

- «Любовь не завидует» -                  

- «Любовь не превозносится» -  

- «Любовь не гордится» -

- «Любовь не бесчинствует» -                                               Слайд №14

- «Любовь не ищет своего» -                                                 Слайд №15

- «Любовь не раздражается» -

- «Любовь не мыслит зла» -                                                   Слайд №16

- «Любовь не радуется неправде» -                                       Слайд №17

- «Любовь сорадуется истине» -                                            Слайд №18

- «Любовь всё покрывает» -

- «Любовь всему верит» -                                                      Слайд №19

- «Любовь всего надеется, всё переносит»                          Слайд №20

При просмотре этих фильмов становится «холодно» и «страшно» от мысли, что мы находящиеся в аудитории, «легко отпадаем от настоящей Божественной Любви»: раздражаемся, превозносимся, ищем только своего, мыслим зло, завидуем, гордимся и так во всем не терпеливы, осуждаем, сплетничаем, праздно проводим время.

Всё что нам, в том числе и учащимся и их родителям и учителям ранее казалось ничтожным, скучным или отталкивающим, действительно приобретает другую окраску и другое значение.

Отзывы о том, что увидели, над, чем задумались, что почувствовали при просмотре Доброго кино таковы:                                               Слайд №21

- «открывается неведомый мир»;

- «даёт остро почувствовать свои собственные страсти»;

- «нужно трудиться над самим собой»;

- «учит тому, что без Любви нельзя жить»

Итак, все у нас «да будет с любовью», которая согреет нашу душу и зажжет в ней ту искру любви, которая разгораясь, наполнит всё наше существо и с помощью Божьей прольётся на всё окружающее.

Как Библия – книга книг одна для всех, а толкуют её христиане по - разному так и фильмы о Православии можно по – разному понимать.

Церковь в лице священнослужителей поможет нам, учителям, познать Истину, и довести её до всех кто в ней нуждается учащихся, их родителей, учителей.

Слайд №22

На одном из фильмов остановимся подробней. это фильм «ХРУСТАЛЬНЫЙ МАЛЬЧИК»   Для работы с учащимися помогут методические рекомендации «Использование потенциала фильмов духовно-нравственной направленности в современной школе», авторы Астраханова Е.В.. Ксенофонтов И. В. (стр. 52-53, стр. 59-61). Согласно рекомендациям обязательно проводится предварительная работа с конкретной аудиторией. А после просмотра фильма- обсуждение по вопросам.

  1. О чем данный фильм?
  2. Что значит жить нормальной человеческой жизнью?
  3. Почему не так то  просто сломить хрустального мальчика?
  4. Какое  значение для человека имеет обретение ВЕРЫ?
  5. В чём истинное назначение человека?
  6. В чем смысл фильма?
  7. В чём смысл жизни человека?

Вместе с аудиторией приходим к выводу- что смысл жизни в том, чтобы любить её, радоваться каждому дню и верить в то, что ты пришёл в этот мир, значит в этом есть высший смысл. Понять этот смысл, исполнить своё назначение - вот главная задача человека. Выполнение её поможет одна из трёх главных  добродетелей ХРИСТИАНСТВА- Любовь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РОЛИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЫ РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ...

презентация к выступлению "Краеведение в системе патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников"

презентация к выступлению "Краеведение в системе патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников" посвящена значимости изучения истории родного края,воспитанию любви к своей малой родине...

«Особенности работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в рамках преподавания внеурочного курса «Православная культура» в 1-4 классах и Духовного краеведения Подмосковья в 8 классе»

Работа посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания школьников. Автор раскрывает своё понимание этого процесса и приводит различные приёмы преподавательской и воспитательной деятельности в рамк...

Основные направления работы по духовно - нравственному воспитанию учащихся на уроках литературы, «Основ православной культуры»» и во внеклассной деятельности в рамках образовательной организации

Настоящий педагогический опыт имеет практико-ориентированную направленность, предметный результат которого ориентирован на интересы и особые потребности обучающихся. Он основан на глубоком и всесторон...

Выступление на педвыставке с опытом работы развития духовно-нравственного воспитания детей через ОПК "Воспитание добродетелей"

Рецензия      Лепяхова Анна Николаевна является учителем ОПК в 5-8-х классах МБОУСОШ №3. Учителем было подготовлено выступление по теме «Воспитание добродетелей – ...

Духовно-нравственный потенциал уроков « Истории православной культуры земли Смоленской» и « Основ духовно-нравственной культуры народов России» как средство раскрытия способностей школьников

Тема одаренности детей,  их поддержка является в педагогике особенно важной в последнее время. Одаренные дети-это наше будущее, и от них мы ожидаем больших достижений....