Роль планирования в деятельности педагога-организатора
статья по теме

Жугина Елена Викторовна

  Педагог-организатор в современных условиях должен уметь гра­мотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать вос­питательную деятельность с детьми, учитывать в своей работе воспи­тательный потенциал среды, самостоятельно искать пути взаимо­действия с разными социальными институтами, привлекать широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения, интегрировать воспитательные воздействия в социальной системе, а также адекватно оценивать и анализировать результаты воспитательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль планирования в деятельности педагога-организатора

  Педагог-организатор в современных условиях должен уметь грамотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать воспитательную деятельность с детьми, учитывать в своей работе воспитательный потенциал среды, самостоятельно искать пути взаимодействия с разными социальными институтами, привлекать широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения, интегрировать воспитательные воздействия в социальной системе, а также адекватно оценивать и анализировать результаты воспитательной деятельности.
   Анализ документации педагогов-организаторов показал, что многие из них, особенно те, кто только начинает свою трудовую деятельность, испытывают затруднения в планировании своей работы. Нередки
   факты, когда простой перечень массовых мероприятий без указаний целей, форм проведения, возраста их участников выдается за план работы педагога-организатора.

  Осуществляя планирование, педагог-организатор должен учитывать следующие общепедагогические требования к планам:

1.научную обоснованность,

2.целесообразность,

3.социальную направленность,

4. актуальность,

5.реальность выполнения,

6. гласность,

 а также не забывать, что    план воспитательной работы и его осуществление являются результатом сотворчества руководителя (воспитателя) и детского коллектива (класса, кружка, клуба, школы).

В связи с этим педагогу-организатору необходимо планировать и осуществлять воспитательную работу совместно с детским коллективом школы как полноправным субъектом процесса воспитания с учетом социальных умений и навыков, возраста учащихся, их постоянно растущих потребностей, изменяющихся интересов, стремления к самоутверждению и самореализации.

   Процесс планирования, как и любая деятельность, предполагает определенную последовательность :

Первый этап. Приступая к планированию, педагог-организатор должен уточнить перечень своих обязанностей, которые указаны в приказе директора школы   о приеме его на работу. Они определяются на основании нормативно-правового документа  

Второй этап. Изучение основополагающих, нормативных правовых документов   по вопросам образования, молодежной политики, инструктивно-методических писем и методических рекомендаций Министерства образования  , нормативных документов  районных отделов образования, комитетов, советов детских и молодежных общественных объединений . Изучение данных документов   поможет правильно определить цели, задачи воспитательной деятельности, планируемые результаты (промежуточные и конечные).
Третий этап. Ознакомление с итогами работы за предыдущий учебный год и планом учебно-воспитательной работы (программой развития) школы на новый учебный год.
Четвертый этап.
 Проведение анкетирования, собеседований, деловых, организационно - деятельностных игр с целью диагностики досуговых интересов, увлечений учащихся, а также привлечения их к участию в планировании различных интересных, полезных дел.
Пятый этап. Изучение и использование календаря государственных, народных праздников, знаменательных событий в жизни школы, города (села), событий международного значения, а также планов, графиков проведения районных,  городских  конкурсов, смотров, выставок, фестивалей, других массовых мероприятий, что поможет определить формы, сроки участия школьников в социально значимой, общественной деятельности.

Чтобы перспективный годовой план не был слишком громоздким, можно оформить как приложения к нему:

а) перечень массовых мероприятий в виде календарных планов(с учетом сроков), а также указать цели, формы проведения, организаторов, участников и их возраст;

б) перспективные планы учебы избранного актива детских организаций; кружков, клубов, классов;

в)   планы проведения мероприятий в период осенних, зимних, весенних каникул.

Результат работы педагога-организатора проявляется в реализованных целях его деятельности и отражает степень эффективности воспитательного процесса. Результаты выражаются:

  • в наличии личностно ориентированной воспитательной системы в образовательном учреждении;
  • в сформированных у школьников потребностях в самовоспитании, самообразовании, самоуправлении;
  • в развитости у детей умений делать нравственный выбор, регулировать свое поведение и поступки, анализировать, оценивать и контролировать свои действия;
  • в осмыслении учащимися своего личностного достоинства, самоценности, осознании жизни как высшей ценности, оптимистическом мировосприятии, умении ставить цели и достигать их, в развитом стремлении определить смысл своей жизни, сопоставлять ее с духовно-нравственными идеалами;
  • в усвоении воспитанниками этических образцов поведения, элементов культуры, овладении социальными ролями, а также в отсутствии правонарушений;
  • в адекватном эмоциональном отклике детей на воспитательные воздействия.

Педагогу-организатору необходимо научить детей и подростков самостоятельному выбору видов общественно полезной деятельности, качественному выполнению поручений, умению видеть, кому нужна их помощь, оценивать результаты своего участия в конкретных делах. Чем больше будет у педагога-организатора помощников, единомышленников среди учащихся, педагогов, родителей, представителей общественных объединений, тем лучше будут результаты воспитательной работы.
   Данные советы, рекомендации, как и любые методические материалы, предполагают творческий подход к их использованию, учет местных условий, особенностей и возможностей учреждений образования.   

Примерная структура годового плана воспитательной работы педагога –организатора

 Программу деятельности  следует понимать как модель совместной деятельности педагога и ребенка, отражающую процесс обучения, воспитания и творческого развития.
    Содержание Программы должно быть направлено на:
· создание условий для творческого развития личности ребенка;
· развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
· обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
· приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; создание условий для личностного и профессионального самоопределения обучающихся;
· профилактику асоциального поведения.

     Структура программы состоит из:
-  пояснительная (объяснительная) записка;
-  учебно-тематический план;
-  содержание Программы;
-  методическое обеспечение.
-  список литературы, используемой педагогом;
-  список рекомендуемой литературы для детей и родителей.
-  перечень оборудования, необходимого для реализации Программы (в расчете на количество обучающихся).

    Пояснительная (объяснительная) записка
 призвана кратко раскрыть цели образовательной деятельности, обосновать отбор содержания и логику последовательности его изложения.
    Исходя из вышеуказанного, в пояснительной (объяснительной) записке рекомендуется отразить:
- вопросы обучения, воспитания и развития обучающихся;
- особенности возрастной группы детей, которым адресована программа, а также содержание и объем стартовых знаний, необходимых для начального этапа освоения Программы;
- краткое описание основных методов, обеспечивающих, с точки зрения автора, сознательное и прочное усвоение детьми материала, воспитывающие и развивающие навыки их творческой работы, умение фиксировать и обобщать материалы наблюдений, исследований, традиции коллектива;
- краткое описание разнообразных форм работы с детьми (экскурсии, походы, практические и лабораторные занятия, массовые мероприятия и т.п., которые дают возможность детям максимально проявлять свою активность и изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал, развивают их эмоциональное восприятие);
- прогнозируемые результаты и критерии их замера (что будут знать и уметь обучающиеся, где они смогут продолжить расширять свои знания по профилю объединения, какие качества личности могут быть развиты у детей в результате занятий и каким образом это определяется);
- средства, необходимые для реализации Программы (учебно-методическое, материально-техническое обеспечение и др.).

    Учебно-тематический план
     Учебно-тематический план включает в себя основные темы Программы и их продолжительность.
    Оформить его рекомендуется в виде таблицы, в которой указываются: тема, общее количество часов, в том числе теоретические и практические. В нижней части таблицы часы суммируются.

      Содержание Программы
    Тема, обозначенная в учебно-тематическом плане, здесь раскрывается достаточно полно с указанием форм занятий по каждой теме, описанием приемов и методов организации образовательного процесса, технического оснащения занятий.

При анализе Программы необходимо учитывать:
· преемственность и согласованность её с образовательными программами общеобразовательной школы;
· возрастные особенности обучающихся;
· практическую значимость, технологичность Программы (доступность для использования ее в педагогической практике);
· структуру Программы;
· наличие логики в изложении материалов;
· сроки реализации Программы (должна быть апробация полного курса и результат).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по написанию программы деятельности педагога-организатора

Программа деятельности педагога-организатора - это локальный акт, в котором отражена вся профессиональная деятельность педагога-организатора в соответствии с функциональными обязанностями. Нормативног...

Методические рекомендации по написанию программы деятельности педагога-организатора

Программа деятельности педагога-организатора - это локальный акт, в котором отражена вся профессиональная деятельность педагога-организатора в соответствии с функциональными обязанностями. Нормативног...

Деятельность педагога – организатора на примере МОУ ДОД «Красноселькупский центр дополнительного образования детей» Л.Ф. Речкина.

Важной особенностью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей и обучающейся молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и с...

Деятельность педагога-организатора в детском творческом коллективе

В данном методическом пособии представлен новый подход к деятельности  педагога-организатора системы дополнительного образования, который способствует:  формированию современного,  цело...

Анализ педагогической деятельности педагога- организатора Рамазановой Милвары Мугуддиновны Изобразительная деятельность 2019-2020 уч. год

Анализ педагогической деятельности педагога- организатора Рамазановой Милвары МугуддиновныИзобразительная деятельность2019-2020 уч. год «Мир состоит из множества соединенийкрасок и света. И...

«Планирование деятельности педагога-организатора»

В статье описывается полезный материал по вопросам проектирования, моделирования, прогнозирования и планирования воспитательной деятельности с детьми.Учитывание в работе педагога-организатора воспитат...

«Задачи и планирование деятельности педагога-организатора, его роль в организации ученического самоуправления».

Роль педагога-организатора в развитии ученического самоуправления велика. Имея недостаточный опыт организаторской и самоуправленческой деятельности, учащиеся не могут сами, без помощи и поддержки взро...