«Задачи и планирование деятельности педагога-организатора, его роль в организации ученического самоуправления».
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Тельпиш Елена

Роль педагога-организатора в развитии ученического самоуправления велика. Имея недостаточный опыт организаторской и самоуправленческой деятельности, учащиеся не могут сами, без помощи и поддержки взрослых, организовать свою школьную жизнь. Суть педагогической деятельности по развитию ученического самоуправления заключается в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся смогут проявить творческие способности, лидерские качества, ответственность, самостоятельность, активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление педагога-организатора

на семинаре-практикуме

«Задачи и планирование деятельности педагога-организатора,

 его роль в организации ученического самоуправления»

Роль педагога-организатора в развитии ученического самоуправления велика. Имея недостаточный опыт организаторской и самоуправленческой деятельности, учащиеся не могут сами, без помощи и поддержки взрослых, организовать свою школьную жизнь. Суть педагогической деятельности по развитию ученического самоуправления заключается в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся смогут проявить творческие способности, лидерские качества, ответственность, самостоятельность, активность. Для реализации деятельности я использую  такие формы работы, как

  • заседания Координационного совета школы;

  • массовые мероприятия;

  • коллективные творческие дела;

  • рейды;

  • тренинги;

  • практические занятия;

  • экскурсии;

  • игры;

Вообще я стараюсь отдавать предпочтение  активным и интерактивным формам работы.

Какие же методы работы ученического самоуправления я использую в своей работе? Это

  • словесный;

  • наглядный;

  • вовлечение;

  • стимулирование;

  • сотрудничество;

  • поручение;

  • соревнование;

  • анализ

Да, роль педагога-организатора по развитию ученического самоуправления велика.  Велика и роль возложенных на него функций.

  1. Воспитательная (обеспечение положительных мотивов в процессе развития личности и коллектива)

  2. Диагностическая (изучение индивидуальных особенностей учащихся и внутриколлективных отношений)

  3. Развивающая (обеспечение развития организаторских  умений и навыков каждого учащегося)

  4. Регулирующая (своевременная корректировка организаторской деятельности учащихся)

  5. Обучающая (сообщение знаний учащихся о самоуправлении в коллективе, организаторской деятельности и выполнение ими работы)

  6. Организаторская (помощь учащимся в организации работы органа самоуправления, проведении коллективных дел)

  7. Контролирующая (организация контроля за деятельностью учащихся, выполнение ими поручений)

  8. Стимулирующая (побуждение детей к творческому, самостоятельному выполнению порученной работы)

Но самая важная, конечно, функция – выявление и подготовка лидеров.

Я отчетливо уясняю, что ученическое самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания. Оно дает возможность участвовать школьникам в управлении делами коллектива своего класса и школы, помогает руководству школы, педагогическому коллективу в осуществлении поставленных организаторских и воспитательных задач. Оно способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности, самостоятельности, готовности участвовать в различных проектах. А привлечение к работе ученического самоуправления  как можно большего количества учеников дает только положительный результат.

По моему мнению, для развития ученического самоуправления и его становления наиболее приемлема и эффективна методика коллективных творческих дел (КТД), что я постоянно использую в работе. Поэтому в нашей школе возросла  активность и интерес учащихся к различным творческим делам. Ребята сами проявляют инициативу, участвуют в составлении собственных сценариев.

Детская организация «РОСТок», как и во всех школах нашего города, у нас была создана в 2015 году. В основу её положена  детская организация «Созвездие», существовавшая в школе. Поэтому опыт работы многих ребят-активистов помог довольно быстро перестроится на работу в новой школьной детской организации.

Первым шагом в создании новой детской организации была конференция, в подготовке и проведении которой помогали мне бывшие члены Совета лидеров. Многие  ребята из Совета лидеров стали членами Координационного Совета школьной ячейки ДОО «РОСТок». На первой конференции мы познакомили учащихся школы с Уставом, символикой ДОО «РОСТок», а также была предложена кандидатура на пост Главы КС. Позже были проведены классные собрания по развитию организации классного самоуправления и выбором командиров отрядов (то есть классов). Из командиров отрядов и руководителей центров был создан Координационный Совет школы, на котором голосованием Главой КС была избрана Белимова Ольга. Оля была первой Главой организации. На данный момент она  является студенткой Донецкого Государственного университета и активным членом студсовета.

В данный момент Главой нашей организации является учащаяся 10 класса Ермилова Кристина, которая постоянно принимает активное участие в работе органа школьного самоуправления.

Ежемесячно мы проводим заседания КС, на которых планируются и организуются общешкольные мероприятия и акции, подводятся итоги проделанной работы, выражаются благодарности за работу самым активным классам или отдельным ребятам.

На заседаниях КС часто присутствуют координаторы (то есть учителя, отвечающие за работу центров), а также представители администрации школы.

Ежемесячно у нас проходит учеба актива Координационного совета. Проходит она в основном в форме практических занятий, игр, тренингов.

Уже стало традицией отмечать День рождения нашей детской организации «РОСТок». Ребята с большим энтузиазмом готовятся к этому празднику, вносят свои предложения. Особенно важным этот праздник является для учащихся тех классов, которые переходят на новую ступень роста.

Традицией стали и  Дни самоуправления. Ребята очень ответственно подходят к подготовке и проведению этого мероприятия.

Наши ребята из центра «Альтруист» с удовольствием занимаются волонтерской работой. Мы тесно сотрудничаем с ДОУ № 140 «Солнышко», помогаем в проведении мероприятий (День Святого Николая, Новогодние утренники, выпускной). Активно работает Тимуровский отряд с ветеранами ВОВ. Их осталось мало и по состоянию здоровья они уже не могут посещать школьные мероприятия, поэтому в преддверии празднования Дня Победы, Дня освобождения Донбасса, Дня защитника Отечества  ребята с мини-концертами приходят к ветеранам, которые с нетерпением ждут этих встреч.

В школе проводится много мероприятий патриотической направленности, организовать и провести которые помогают члены центра «Патриот». В прошлом году ребята активно участвовали в оформлении Комнаты боевой Славы, Уголка Славы, уголка «Память», стены памяти «Я помню, я горжусь».

Члены центра «Эколенд» - активные участники городского эколого-краеведческого фестиваля «Зеленая планета», помогают в проведении мероприятий и акций экологической направленности, участвуют в общешкольных и городских конкурсах и выставках.

Центр «Креатив» - это организация и проведение всех общешкольных праздников и развлекательных мероприятий. Ребята помогают писать сценарии, сами распределяют роли. Естественно под моим руководством. Очень важно умело направить инициативу ребят в нужно русло.

Центр «Спортленд» - это наши спортсмены, которые занимают призовые места на многих школьных, городских, республиканских соревнованиях. Они с удовольствием проводят в школе различные спортивные соревнования, мероприятия по здоровому образу жизни, перемены здоровья для учащихся начальной школы.

Члены Инфоцентра освещают деятельность нашей детской организации в школьной  газете «Пятерочка», на школьном  сайте, в группе «ВКонтакте».  

Тесный контакт у меня не только с детьми, но и с классными руководителями. На совещаниях при директоре,  заседаниях методических объединений классных руководителей постоянно рассматриваются вопросы организации детского самоуправления в школе, обсуждаются все проводимые в школе мероприятия.

В заключение своего выступления хочу сказать, что особенно благоприятными для развития ученического самоуправления являются отношения творческого сотрудничества педагогов и детей. Наш орган школьного самоуправления тесно сотрудничает с администрацией школы, с педагогическим коллективом и, конечно же, с родительской общественностью. Позиция педагогов в данном случае – не «над», не «рядом», а «вместе с детьми». Такая система самоуправления в школе повышает уровень воспитательной работы. Ребята становятся добрее и отзывчивее к окружающим их людям, к живой природе. Результат работы – личность свободная, гуманная, духовно богатая, творчески и социально активная, мобильная в условиях современности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация ученического самоуправления в 6 "А" классе (из опыта работы)

Презентация и выступление на педагогическом совете из опыта работы классного руководителя....

Организация ученического самоуправления в школе

В статье рассматриваются формы организации ученического самоуправления, более подробно я останавливаюсь на организации пресс-службы школы...

Организация ученического самоуправления в коррекционной школе 8 вида

  Проблема организации взаимоотношений внутри коллектива является одной из центральных в воспитательном процессе. И это не случайно. В детском коллективе существуют организованные пе...

Программа дополнительного образования "Организация ученического самоуправления в классном коллективе"

«Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей». ...

Роль планирования в деятельности педагога-организатора

Педагог-организатор в современных условиях должен уметь гра­мотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать вос­питательную деятельность с детьми, учитывать в своей работе воспи...

Педсовет на тему " Роль педагогического коллектива в организации ученического самоуправления"

Цель педсовета: Обсуждение и решение актуальных проблем школьного самоуправления; обмен мнениями, изучение и распространение педагогического опыта; вовлечение участников педсовета (педагогов и де...

«Планирование деятельности педагога-организатора»

В статье описывается полезный материал по вопросам проектирования, моделирования, прогнозирования и планирования воспитательной деятельности с детьми.Учитывание в работе педагога-организатора воспитат...