Рабочая программа по литературе под ред. Коровиной В.Я. 8 класс
календарно-тематическое планирование (8 класс) на тему

                                                    

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа с.Липовка

 

«Рассмотрено» на заседании МО

Руководитель

 _______ Аверкина Н.А.

протокол №_____от ______________2015года

«Согласовано» заместителем

директора по УВР

______________Грачевой И.В.

Протокол №________от

________________2015 года

«Утверждено» директором

МОУ-СОШ с.Липовка

_____________Линьковой М.В.

Протокол №______от

_______________2015 года

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по литературе (8 класс)

учителя  1 квалификационной категории

Шуваловой Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 – 2016 учебный  год

 

 

 

 

 


 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2007 г.) и  учебника «Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2012г.).

На изучение курса отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю.

          В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

          Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

           Цель изучения литературы в 8 классе СОШ – помочь формированию и развитию личности подростка приобщением к идейно-художественному богатству русской, классической и современной литературы.

       Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

     - составление планов;

     - краткие и подробные пересказы текста;

     - изложение с элементами сочинения;

     - устные и письменные сочинения-характеристики героев;

     - анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

      - развитие художественной фантазии у детей; 

     - прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

     - придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

           Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

           Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

           Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы).

           Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

           Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.  

 

Количество часов – 70

Срок реализации программы -2014-2015 год

Рабочая программа составлена на основе программы

В.Я. Коровиной. « Программы общеобразовательных учреждений.

Литература 5-9 классы».- М.: Просвещение, 2007 г. 

 Учебник – В.Я. Коровина. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2012.

Программой предусмотрено проведение:

- классных сочинений – 4

- домашних сочинений - 4

- контрольных работ (или тестирование)- 4

Раздел II. Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Русская литература и история

1

Устное народное творчество

2

Из древнерусской литературы

4

Из литературы 18 века

5

Из литературы 19 века

31

Из литературы 20 века

20

Из зарубежной литературы

6

Выявление уровня литературного развития учащихся

1

ИТОГО:

70

 

 

 

Календарно-тематический план

№ урока

Содержание урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

1

Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся

1

 

Диагностика

2

Устное народное творчество. Выражение жизни народа в лирических песнях.

Лирические песни. «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночка темная…», «Вдоль по улице метелица метёт…». Исторические песни. «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».

Частушка как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика.

Особенности художественной формы фольклорных произведений

1

  

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве». «О покорении Сибири Ермаком».

Особенности содержания и художественной формы народных преданий

1

 

 

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития

1

 

 

5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.

Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести

1

 

 

6

Н. М. Карамзин. Сентиментализм. «Наталья, боярская дочь»

1

 

 

7

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

1

 

 

8

И. А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа.

1

 

 

9

 

 

 

 

 10

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей.

 

 

Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева.

РР Подготовка к домашнему сочинению

« Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 17-18 веков» (на примере 1-2 произведений)

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РР

11

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.

Стихотворения « Туча», « К***» (Я помню чудное мгновенье… ), « 19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы

1

 

 

12

А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах)

1

 

 

13

А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.

1

 

 

14

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

1

 

 

15

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

1

 

 

16

Семья капитана Миронова. Маша Миронова-нравственный идеал Пушкина

1

 

 

17

Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

1

 

 

18

Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении.

РР Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

 

РР

 

19

Контрольная работа (тест, викторина) по творчеству А.С.Пушкина. Урок контроля.

1

 

Контроль

20

А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

1

 

 

21

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного в 6 – 7 классах)

1

 

 

22

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы

1

 

 

23

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы

1

 

 

24

РР Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри», «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри». (По выбору учащегося).

1

 

РР

25

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношения к истории и исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5 – 7 классах)

1

 

 

26

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников

1

 

 

27

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе

1

 

 

28

Хлестаков. Понятие о миражной интриге. Хлестаковщина как нравственное явление.

1

 

 

29

РР Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.

РР Подготовка к домашнему сочинению

«Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя

« Ревизор»

1

 

РР

30

Н. В. Гоголь. « Шинель». Образ маленького человека в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

1

 

 

31

И. С. Тургенев. Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ 27.132героя – повествователя.

1

 

 

32

Роль 16 – ой главы в повести И.С. Тургенева «Ася». «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя

1

 

 

 

33

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык

1

 

 

34

РР Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению

1

 

РР

35

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина

1

 

Контроль

36

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

1

 

 

37

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделённости двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа

1

 

 

38

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа

1

 

 

39

Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество». (Вн. чтение)

1

 

 

40

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа

1

 

 

41

Рассказ А.П. Чехова «Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях. Любовь в рассказе.

(Для дом. чтения – рассказ А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда»

1

 

 

42

И.А Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина – прозаика

1

 

 

43

А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле

1

 

 

44

 

 

 

 45

А.М .Горький. Слово о писателе. Рассказ «Челкаш». «Явление босяка» в творчестве писателя.

 

 

Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье

2

 

 

46

Урок – диспут «Что значит быть счастливым?»

РР Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.М. Горького

1

 

Диспут

РР

47

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению

1

  

48

Образ Родины в лирическом цикле А.А. Блока «На поле Куликовом». Приёмы создания художественных образов. Обучение выразительному чтению

1

  

49

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме

1

  

50

 

 

 

 

 

51

Урок – конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.

 

 

РР Подготовка к домашнему сочинению

2

 

 

 

 

 

 

 

РР

52

М.А Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

1

  

53

И.С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

(Для дом. чтения – «Лето Господне» И.С. Шмелёва)

1

  

54

Контрольная работа по творчеству А.М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина, М.А. Осоргина, И. С. Шмелёва

1

 

Контроль

55

Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности. Теффи (Н.А. Лохвицкая). «Жизнь и воротник. М.М. Зощенко. «История болезни»

1

  

56

А.Т Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками

1

  

57

Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского. Обучение устному рассказу

1

  

58

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т. Твардовского в поэме

1

  

59

А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа

1

  

60

РР Урок – концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова («Москвичи»), М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянова «Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги») и др. (См. стихи О. Берггольц, Ю. Друниной, К. Симонова, А.Суркова, С. Гудзенко, В. Высоцкого

1

  

61

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

1

  

62

РР Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20-го века»

1

 

РР

63

Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды

1

  

64

 

 

 

 

 

 

 

 

65

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. « Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии « Ромео и Джульетта».

 

Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии

2

  

66

 

 

 

67

Ж.- Б. Мольер. « Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

 

 

 

Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии

2

  

68

Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

1

  

69

Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

1

  

70

Урок-зачет. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

Итоги года и задание на лето

1

 

Контроль

 

Содержание курса литературы 8 класса
Введение (1час)
Литература и история
Устное народное творчество (2 часа)
Исторические и лирические народные песни. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». частушки, предания.
Из дренерусской литературы(4 часа)
Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», «Шемякин суд».

Из литературы 18 века (5 часов)
Д. И. Фонвизин Основной конфликт комедии «Недоросль»
И.А. Крылов Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.

Из литературы XIX века (31 часов)
И.А. Крылов Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.
К.Ф. Рылеев Дума «Смерть Ермака». Связь с русской историей.
А.С. Пушкин «История Пугачевского бунта».
«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Жанровое своеобразие. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Пугачев и народ в повести. Отношение автора  и рассказчика к Пугачеву и к народному восстанию. Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга. Средства характеристики героев повести. Смысл названия повести. Роль  эпиграфов.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Идейное содержание поэмы.
Н.В. Гоголь
«Ревизор». История создания комедии. Приемы сатирического изображения. Мастерство композиции и речевых характеристик. Хлестаков и хлестаковщина. Значение авторских ремарок. Особенности композиционной структуры. «Ревизор» в театре и в кино.
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Сатирическая направленность.
Н.С. Лесков. Нравственные проблемы в рассказе в «Старый гений».
Л.Н. Толстой «После бала». История создания. Художественное своеобразие. Контраст как основной художественный прием рассказа. Социально-нравственные проблемы. Моральная ответственность человека за происходящее.
А.П. Чехов «О любви» — рассказ об упущенном счастье.

Из литературы XX века (20 часов)
И.А. Бунин Проблема счастья в рассказе «Кавказ».
А.И. Куприн Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»
М. Горький «Челкаш» — романтическое произведение. Герои и их судьбы.
А.А. Блок Историческая тема в творчестве Блока. Цикл стихотворений «На поле Куликовом»
С.А. ЕсенинПоэма «Пугачев».
М.А. Осоргин.«Пенсне». Сочетание реаль­ности и фантастики.
И.С. Шмелёв Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.
Тэффи. «Жизнь и воротник».
М. Зощенко. «История болезни».
А.Т. Твардовский «Василий Теркин». Герой и автор поэмы
А.П. Платонов «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне
В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».
Лирика русских поэтов о родине, родной природе.

Из зарубежной литературы (6 часов)
У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Проблемы трагедии.
Д. Свифт.«Путешествия Гулливера».
В. Скотт. «Айвенго».
Итоговые занятия (1 час)

 

Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VIII класса.

 

                             Учащиеся должны знать:

1.     Тексты художественного произведения.

2.     Основные темы и особенности композиции изученных произведений.

3.     Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

4.     Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.

5.     Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.

                            Учащиеся должны уметь:

1.     Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

2.     Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

3.     Различать эпические, лирические и драматические произведения.

4.     Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

5.     Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.

6.      Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.

7.     Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.

8.     Давать анализ отдельного эпизода.

 

Список литературы и средств обучения

Печатные издания.

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 8 класс. - М.: Просвещение, 2008.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 8 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Под редакцией В.Я.Коровиной.- М: Просвещение, 2007

Шадрина С.Б. Литература. 8 класс: Поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной.- Волгоград: Учитель,2008

 

Мультимедийные пособия.

Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа с.Липовка

«Рассмотрено» на заседании МО

Руководитель

 _______ Аверкина Н.А.

протокол №_____от ______________2015года

«Согласовано» заместителем

директора по УВР

______________Грачевой И.В.

Протокол №________от

________________2015 года

«Утверждено» директором

МОУ-СОШ с.Липовка

_____________Линьковой М.В.

Протокол №______от

_______________2015 года

Рабочая программа

по литературе (8 класс)

учителя  1 квалификационной категории

Шуваловой Е.В.

2015 – 2016 учебный  год


 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2007 г.) и  учебника «Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2012г.).

На изучение курса отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю.

          В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

          Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

           Цель изучения литературы в 8 классе СОШ – помочь формированию и развитию личности подростка приобщением к идейно-художественному богатству русской, классической и современной литературы.

       Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

     - составление планов;

     - краткие и подробные пересказы текста;

     - изложение с элементами сочинения;

     - устные и письменные сочинения-характеристики героев;

     - анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

      - развитие художественной фантазии у детей;  

     - прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

     - придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

           Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

           Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

           Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы).

           Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

           Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.  

Количество часов – 70

Срок реализации программы -2014-2015 год

Рабочая программа составлена на основе программы

В.Я. Коровиной. « Программы общеобразовательных учреждений.

Литература 5-9 классы».- М.: Просвещение, 2007 г.  

 Учебник – В.Я. Коровина. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2012.

Программой предусмотрено проведение:

- классных сочинений – 4

- домашних сочинений - 4

- контрольных работ (или тестирование)- 4

Раздел II. Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Русская литература и история

1

Устное народное творчество

2

Из древнерусской литературы

4

Из литературы 18 века

5

Из литературы 19 века

31

Из литературы 20 века

20

Из зарубежной литературы

6

Выявление уровня литературного развития учащихся

1

ИТОГО:

70

Календарно-тематический план

№ урока

Содержание урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

1

Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся

1

Диагностика

2

Устное народное творчество. Выражение жизни народа в лирических песнях.

Лирические песни. «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночка темная…», «Вдоль по улице метелица метёт…». Исторические песни. «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».

Частушка как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика.

Особенности художественной формы фольклорных произведений

1

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве». «О покорении Сибири Ермаком».

Особенности содержания и художественной формы народных преданий

1

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития

1

5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.

Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести

1

6

Н. М. Карамзин. Сентиментализм. «Наталья, боярская дочь»

1

7

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

1

8

И. А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа.

1

9

 10

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей.

Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева.

РР Подготовка к домашнему сочинению

« Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 17-18 веков» (на примере 1-2 произведений)

2

РР

11

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.

Стихотворения « Туча», « К***» (Я помню чудное мгновенье… ), « 19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы

1

12

А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах)

1

13

А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.

1

14

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

1

15

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

1

16

Семья капитана Миронова. Маша Миронова-нравственный идеал Пушкина

1

17

Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

1

18

Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении.

РР Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

РР

19

Контрольная работа (тест, викторина) по творчеству А.С.Пушкина. Урок контроля.

1

Контроль

20

А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

1

21

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного в 6 – 7 классах)

1

22

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы

1

23

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы

1

24

РР Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри», «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри». (По выбору учащегося).

1

РР

25

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношения к истории и исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5 – 7 классах)

1

26

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников

1

27

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе

1

28

Хлестаков. Понятие о миражной интриге. Хлестаковщина как нравственное явление.

1

29

РР Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.

РР Подготовка к домашнему сочинению

«Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя

« Ревизор»

1

РР

30

Н. В. Гоголь. « Шинель». Образ маленького человека в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

1

31

И. С. Тургенев. Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ 27.132героя – повествователя.

1

32

Роль 16 – ой главы в повести И.С. Тургенева «Ася». «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя

1

33

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык

1

34

РР Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению

1

РР

35

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина

1

Контроль

36

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

1

37

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделённости двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа

1

38

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа

1

39

Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество». (Вн. чтение)

1

40

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа

1

41

Рассказ А.П. Чехова «Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях. Любовь в рассказе.

(Для дом. чтения – рассказ А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда»

1

42

И.А Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина – прозаика

1

43

А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле

1

44

 45

А.М .Горький. Слово о писателе. Рассказ «Челкаш». «Явление босяка» в творчестве писателя.

Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье

2

46

Урок – диспут «Что значит быть счастливым?»

РР Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.М. Горького

1

Диспут

РР

47

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению

1

48

Образ Родины в лирическом цикле А.А. Блока «На поле Куликовом». Приёмы создания художественных образов. Обучение выразительному чтению

1

49

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме

1

50

 

51

Урок – конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.

РР Подготовка к домашнему сочинению

2

РР

52

М.А Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

1

53

И.С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

(Для дом. чтения – «Лето Господне» И.С. Шмелёва)

1

54

Контрольная работа по творчеству А.М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина, М.А. Осоргина, И. С. Шмелёва

1

Контроль

55

Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности. Теффи (Н.А. Лохвицкая). «Жизнь и воротник. М.М. Зощенко. «История болезни»

1

56

А.Т Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками

1

57

Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского. Обучение устному рассказу

1

58

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т. Твардовского в поэме

1

59

А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа

1

60

РР Урок – концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова («Москвичи»), М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянова «Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги») и др. (См. стихи О. Берггольц, Ю. Друниной, К. Симонова, А.Суркова, С. Гудзенко, В. Высоцкого

1

61

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

1

62

РР Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20-го века»

1

РР

63

Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды

1

64

65

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. « Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии « Ромео и Джульетта».

Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии

2

66

67

Ж.- Б. Мольер. « Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии

2

68

Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

1

69

Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

1

70

Урок-зачет. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

Итоги года и задание на лето

1

Контроль

Содержание курса литературы 8 класса
Введение (1час)
Литература и история
Устное народное творчество (2 часа)
Исторические и лирические народные песни. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». частушки, предания.
Из дренерусской литературы(4 часа)
Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», «Шемякин суд».

Из литературы 18 века (5 часов)
Д. И. Фонвизин Основной конфликт комедии «Недоросль»
И.А. Крылов Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.

Из литературы XIX века (31 часов)
И.А. Крылов Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.
К.Ф. Рылеев Дума «Смерть Ермака». Связь с русской историей.
А.С. Пушкин «История Пугачевского бунта».
«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Жанровое своеобразие. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Пугачев и народ в повести. Отношение автора  и рассказчика к Пугачеву и к народному восстанию. Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга. Средства характеристики героев повести. Смысл названия повести. Роль  эпиграфов.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Идейное содержание поэмы.
Н.В. Гоголь
«Ревизор». История создания комедии. Приемы сатирического изображения. Мастерство композиции и речевых характеристик. Хлестаков и хлестаковщина. Значение авторских ремарок. Особенности композиционной структуры. «Ревизор» в театре и в кино.
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Сатирическая направленность.
Н.С. Лесков. Нравственные проблемы в рассказе в «Старый гений».
Л.Н. Толстой «После бала». История создания. Художественное своеобразие. Контраст как основной художественный прием рассказа. Социально-нравственные проблемы. Моральная ответственность человека за происходящее.
А.П. Чехов «О любви» — рассказ об упущенном счастье.

Из литературы XX века (20 часов)
И.А. Бунин Проблема счастья в рассказе «Кавказ».
А.И. Куприн Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»
М. Горький «Челкаш» — романтическое произведение. Герои и их судьбы.
А.А. Блок Историческая тема в творчестве Блока. Цикл стихотворений «На поле Куликовом»
С.А. ЕсенинПоэма «Пугачев».
М.А. Осоргин.«Пенсне». Сочетание реальности и фантастики.
И.С. Шмелёв Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.
Тэффи. «Жизнь и воротник».
М. Зощенко. «История болезни».
А.Т. Твардовский «Василий Теркин». Герой и автор поэмы
А.П. Платонов «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне
В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».
Лирика русских поэтов о родине, родной природе.

Из зарубежной литературы (6 часов)
У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Проблемы трагедии.
Д. Свифт.«Путешествия Гулливера».
В. Скотт. «Айвенго».
Итоговые занятия (1 час)

Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VIII класса.

                             Учащиеся должны знать:

  1. Тексты художественного произведения.
  2. Основные темы и особенности композиции изученных произведений.
  3. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  4. Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.
  5. Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.

                            Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
  2. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
  3. Различать эпические, лирические и драматические произведения.
  4. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
  5. Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.
  6.  Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.
  7. Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.
  8. Давать анализ отдельного эпизода.

Список литературы и средств обучения

Печатные издания.

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 8 класс. - М.: Просвещение, 2008.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 8 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Под редакцией В.Я.Коровиной.- М: Просвещение, 2007

Шадрина С.Б. Литература. 8 класс: Поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной.- Волгоград: Учитель,2008

Мультимедийные пособия.

Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 6 класса

Рабочая программа по литературе поможет  учителю русского языка и литературы в работе, составлена по требованиям сегодняшних стандартов на основе программы под редакцией Коровиной...

Рабочая программа курса "Литература по УМК Коровиной В.Я. 5 класс"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 9 класса

Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной поможет учителям русского языка и литературы в работе...

рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 11 класса

Рабочая программа по литературе составлена для преподавателей литературы, работающих в 11 классе....

рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 10 класса

Рабочая программа поможет учителю, работающему по программе под редакцией Коровиной...

рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 10 класса

Рабочая программа поможет учителю, работающему по программе под редакцией Коровиной...

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 год, 9 класс, В.Я.Коровина

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 для 9 класса разработана на основе авторской программы под редакцией  В.Я.Коровиной...