Критическое мышление как образовательная технология и технология учебной дискуссии
статья на тему

Кунаева Татьяна Викторовна

Выступление на заседании педагогического совета школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете учителя математики, руководителя естественно – математической кафедры Кунаевой Т. В.     МБОУСОШ №21 г. Тулы

Критическое мышление как образовательная технология и технология учебной дискуссии.


В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление»  связано с поиском недостатков, недочётов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что – либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причём не только со стороны учителя, но (что принципиально важно для образовательной технологии развития критического мышления)   со стороны ученика.

О важности целенаправленного развития критического мышления в образовании говорилось и раньше. Например, еще в начале двадцатого века князь Николай Жевахов писал о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание… заставить его критически отнестись к своим мыслям…» . Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д. Халперн, К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, С. Уолтер и др.), так и в России ( М.В. Кларин, С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, И.В .Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обуславливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя. Педагоги – практики особо выделяют ценность осмысленного обучения, о которой писал еще Л.С. Выготский в работе «Педагогическая психология».

Школьник, умеющий критически мыслить, владеет  разнообразными способами оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия, присутствующих в  нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно),  но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?

Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.

 В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Термин «технология» в данном случае не подразумевает алгоритмическую заданность, механистичность. В данном случае, это, скорее, открытая система стратегий, обусловливающих процесс формирования самостоятельного, критически мыслящего специалиста.

Критическое мышление – это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точкой зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

Важно уметь:

  • Выявить предубеждения;
  • Передавать знания друг друга;
  • Влияние этих знаний для решения этой проблемы;

Критически мыслящий человек задает вопросы:

  • Что я знаю?
  • Что я узнал нового?
  • Как изменились мои знания?
  • Что я буду с этим делать?

В настоящее время изменяются цели и задачи образования, так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке учащихся, и задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно.


Изменение целей и задач образования:

Старые

Новые

Учащийся

Приобретает знания и навык

Саморазвитие и самосовершенствование

Приобретает их как можно в большем объеме

Знания приобретают в деятельной форме с акцентом на будущую занятость

Ориентация на объем материала

Отсутствие возможности выбора

Наличие возможности выбора программ и даже предметов

Принятие целей образования и жизни в готовом виде

Постановка и формулирование своих собственных целей и способов их достижения

Стремление избежать контроля

Стремление к своевременному и объективному контролю

Процесс обучения

Передача опыта и знаний

Индивидуальное развитие учащихся, становления личности, самосовершенствования

Обучение на основе устоявшихся знаний

Обучение  на основе критического, аналитического, логического мышления

Использования методов воспроизводства, натаскивания, репетиторства

Обучение способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний

Жесткость учебных и образовательных программ

Гибкость учебных и образовательных программ

Результат

Подготовка обучающихся к будущей спокойной, размеренной, планируемой жизни

Создание условий для комфортной «жизни» сейчас в данной школе, в данном коллективе

Редкие нововведения сверху

Формирования инновационных потребностей самосовершенствования и совершенствования окружающего мира

Постоянный инновационный прогресс в образовательных программах, методах, технологиях, формах образовательного процесса

Три основные фазы в новой педагогической технологии

По технологии «Критическое мышление» используется модульной урок, состоящий из трех этапов:

  1. Вызов;
  2. Реализация (осмысление);
  3. Рефлексия;

В этом случае речь идет о базовой модели урока. Но не всегда на уроке удаётся реализовать все этапы, так например, один урок может быть полностью вызовом и т.д.

Сводная таблица целей и приёмов по технологии «Критическое мышление»

Этапы

Вызов

Реализация

Рефлексия

Цели

Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых

Получение обучаемыми нового знания

Присвоение нового знания

Активизация деятельности учащихся

Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение известного с новым

Создание целостного представления о предмете

Формирование мотивации на учебную деятельность

Освоение способа работы с информацией

Расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности

Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности

Поддержка целей, поставленных на стадии Вызова

Работа по оценке и самооценке развития обучаемых в предмете

Приёмы

«Мозговой штурм»

Чтение текста с маркировкой по методу insert

Маркировочная таблица insert

Прогнозирование (по портрету, картине)

Выделение ключевых слов подчеркиванием

Творческая работа - синквейн

Прогнозирование по ключевым словам

Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

Альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания)

Ведение дневника, письмо другу

Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте

Достраивание кластера из ключевых слов

Кластер
Таблица «З – Х – У»

Перепутанные логические цепи

Результаты

Актуализированный опыт

Систематизированное знание

Присвоенное знание

Активизированное знание

Укрепление целей, заявленных на стадии Вызова

Сформулированное целостное представление о предмете

Сформулированный мотив

Поставленные проблемы на дальнейшее продвижение

Основные методические приемы работы

  • Метод Инсерт (insert);
  • Разбивка на кластеры;
  • Интерактивная стратегия «Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)»;
  • Перепутанные логические цепочки;
  • Продвинутая лекция;

И т.д.

При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки ( желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

Пометки должны быть следующие:

V – если то, что вы читаете соответствует тому, что вы знаете;

 -  - если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+ - если то, что вы читаете, является для вас новым;

? - если то, что вы читаете,  непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Insert, состоящую из 4-х колонок. Причем, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.

V

-

+

?

 

Разбивка на кластеры

Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Она требует выделения лишь трех структур, которые дают возможность стимулировать размышления о связях между идеями. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры используется как на этапе Вызова, так и на этапе Рефлексии в основном для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определенная тема будет изучена более тщательно, но может применяться и в качестве средства для подведения итогов того, что учащиеся прошли.

Интерактивная стратегия « Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаём» (З – Х – У)»

З – знаем

Х – хотим узнать

У - узнаём


Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спросите, что они знают. Покажите им картинку или предмет, обсудите то, что знаете вы сами.

Творческая форма рефлексии – Синквейн

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно сущ.)
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прил.)
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
  • Четвертая строчка – это фраза из 4-х слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой)
  • Последняя строчка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Идеей внедрения  технологии учебной дискуссии  во внеклассную работу классного руководителя является соединение новых педагогических технологий с воспитательной деятельностью учителя, педагога, организатора. Данная технология нацелена на выполнение таких педагогических задач:

  1. Быть активным
  2. Уметь четко формулировать свои мысли
  3. Развивать навыки уверенного поведения
  4. Быть значимым для окружающих
  5. Развить умение бесконфликтно общаться
  6. Научиться грамотно отвечать на возражения
  7. Развитие логического мышления
  8. Формирование умений задавать вопросы
  9. Формирование умений отвечать в эмоционально – напряжённой обстановке
  10. Обучение уважительного отношения к оппоненту при разных точках зрения
  11. Развитие коммуникативных способностей учащихся
  12. Умение работать в малых группах

                 Учебная дискуссия – это форма сотрудничества, которая используется для изучения двух или нескольких различных точек зрения по какой – либо проблеме с целью установления истины (правильной точки зрения). Педагогические исследования показывают, что мышление в спросе интенсивно развиваются.

Дискуссия – как урок, а также дискуссия – как классный час являются процессом приобретения знаний и процессом формирования личности. Ученик в ходе дискуссии начинает восприниматься как личность.

Тематическое поле этой формы групповой деятельности безгранично: обсуждаться могут ситуативные вопросы, конфликтные коллизии, философские категории, эмоциональные отношения. Дети, попробовав такую форму общения, получение истины, рассмотрение вопроса с разных сторон, выдвигают свои вопросы для обсуждения.

Дискуссия – эффективное средство в разрешении групповых конфликтов методом анализа, т.к. снимает психологическое напряжение и представляет противника в свете достойной позиции. Эта методика помогает детям в ходе групповой работы осмыслить роль социальных норм жизни, роль общества для отдельного человека.

Данная педагогическая технология позволяет удовлетворить основные психологические потребности подростка – ощущение взрослости, самоутверждение, сравнительная самооценка. В ценностно – ориентированной деятельности для учеников привлекательна дискуссия, т.к. можно поспорить с одноклассниками и учителем, все подвергнуть сомнению, приводя свои доводы, отстаивать собственную точку зрения. Организационно дискуссия позволяет включить в работу весь класс и как воспитывающая форма имеет много достоинств:

  • Обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной форме
  • Класс делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения
  • Ведущие (подростки, а не учитель) направляют обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга
  • Мнение взрослого не навязывается, они свободны в своём нравственном выборе, и даже если они его сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнёт их на размышления, на поиск истины

Педагог, организующий учащихся, должен соблюдать ряд правил:

  • Поддерживается и одобряется любая, даже на первый взгляд кажущаяся нелепой идея
  • Запрещается критиковать, высмеивать какие – либо идеи, предложения
  • Поощряется стремление усовершенствовать свою или чужую идею, попытка комбинировать, моделировать идею

Применяя технологию учебной дискуссии, участники придерживаются свода правил ведения дискуссии. Он оформлен в виде буклета и используйте во время работы.

  • С уважением относиться друг к другу
  • Чтобы высказаться, поднимаем руку
  • Порядок выступлений определяет ведущий
  • Своё мнение или позицию аргументируем фактами, примерами
  • Признаем право каждого иметь свою точку зрения, свое особенное мнение
  • Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности

Учебную дискуссию целесообразно проводить придерживаясь технологической цепочки:

  • Формулировка темы
  • Постановка проблемы (противоречия)
  • Формирование малых групп и групп экспертов
  • Форум
  • Общегрупповая дискуссия
  • Выступление экспертов
  • Смена проблем у групп

Некоторые темы для работы с учащимися по технологии учебной дискуссии:

  1. Радиация – зло или благо?
  2. Что такое детский алкоголизм?
  3. Нужно ли высшее образование?
  4. Учиться на «отлично» - это легко?!
  5. Карманные деньги - роскошь или необходимость?
  6. Досуг – это организованное время или отдых? И т.д.

 Дискуссия не даёт единственно верного решения проблемы, однако, в коллективном поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа, уясняются нравственные основные принципы, соотносятся ценности учащихся с общечеловеческими ценностями.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: применение технологии "Развитие критического мышления" в образовательном процессе

Цели занятия:Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно-ориентированной технологии “Развитие критического мышления”: “Написание Синквейна”, “Мои предпочтения”, “Выставка плаката”.Охара...

Мастер-класс: применение технологии "Развитие критического мышления" в образовательном процессе на уроках биологии

В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые я чаще всего использую на своих уроках   Они универсальны  Их можно примен...

Использование технологии критического мышления на уроках технологии

Подробное описание технологии критического мышления....