Доклад на школьном методическом объединении воспитателей по теме: «Позитивная концепция»
материал на тему

Лукичёва Марина Анатольевна

     Процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания, которое является сознательной, целенаправленной, самостоятельной деятельностью, ведущей к более полной реализации, развитию и совершенствованию личности.

     Собственная деятельность ребёнка по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса. В.А. Сухомлинский говорил, что «никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает». Необходимо разбудить внутренние силы ученика, направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-_shmo_-_noyabr_2014_goda.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад  на школьном методическом объединении   воспитателей  по теме:  «Позитивная концепция»  

I. Вступление

     Процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания, которое является сознательной, целенаправленной, самостоятельной деятельностью, ведущей к более полной реализации, развитию и совершенствованию личности.

     Собственная деятельность ребёнка по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса. В.А. Сухомлинский говорил, что «никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает». Необходимо разбудить внутренние силы ученика, направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся.

II. Позитивная концепция

2.1. Работа с учащимися по развитию «Я – концепции» в начальной школе.

     В работе мною используются сообщения знаний по самовоспитанию, организация коллективной и индивидуальной деятельности по самовоспитанию, консультирования, поощрения.

     С 8 лет дети активно проявляют способность к оценке своей успешности в разных областях. Наиболее значимые критерии:

- школьная успеваемость,

- внешность,

- физические способности,

- поведение,

- социальное принятие.

     Большое значение имеет оценка педагога.

     До прошлого года у нас в группе проходили занятия по личностному развитию. Дети открывали себя (думали о себе, обсуждали себя, свои поступки).

     С помощью психологических игр, сюжетно-ролевых игр учащиеся отвечали на вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «Что я люблю?», «Когда мне горько и обидно?»

     Способы самопознания: самонаблюдение, самотестирование, самооценка.

     Способы самосозидания: коррекционно-развивающие упражнения, самоконтроль, самопохвала.

     Использовались в работе приёмы игр, игровых диагностик, которые способствовали личностному росту и позитивному развитию «Я – концепции» («Развитие характера» - методика Слабинского).

     В прошлом году учащиеся начали заниматься по программе «Все цвета, кроме чёрного» (занятия «Для чего нужна улыбка», «Умеешь ли ты дружить», «Как научиться разговаривать с людьми», «Как понять друг друга без слов»).

     На занятиях формируются умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение) и других людей; представления об особенностях своего характера, навыках управления своим поведением, своим эмоциональным состоянием.

     Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях (прислушивается, присматривается, сравнивает).

     Образ «Я» и самосознание складывается постепенно в процессе опыта общения и деятельности.

2.2. Роль семейных отношений.

     Главным фактором,  обеспечивающим  установление в семье диалогического климата общения является ориентация взаимодействия с ребёнком на духовно-нравственные ценности добра, любви, красоты, истины, искренности, открытости, поощрения, принятия, доверия, признания уникальности и неповторимости ребёнка, его самоценности.

     Родители и другие значимые для ребёнка люди оказывают влияние на жизнь детей. Необходимо вовлекать их в школьную жизнь, в участие во внеклассных мероприятиях. Одобрение их создаёт позитивный образ «Я».

     Тип взаимоотношений, который складывается между ребёнком и родителями является важным фактором развития «Я – концепции», так как родители имеют уникальную возможность влиять на развитие  «Я – концепции» ребёнка, поскольку он зависит от них физически, эмоционально и социально.

     Родительские собрания, беседы с родителями, консультации со специалистами, участие родителей в делах класса оказывают влияние на атмосферу в семье, на отношения между ребёнком и родителями, формирование более высокой самооценки.

     Атмосфера взаимного доверия, когда каждый человек чувствует себя включённым в общий круг и в классе и в семье, когда в семье и в классе  сплочённость -  очень важна.  Ребёнок чувствует уверенность в своих силах, решает задачи встающие перед ним, меньше подвержен стрессам, тревожности, доброжелательно воспринимает окружающий мир и себя самого.

     Важное значение имеют:

  1. представление свободы и наложение запретов родителями;
  2. тепло или отчуждённость в отношениях;
  3. заинтересованность или безразличие родителей.

     Без совместной работы с родителями не справиться.

III. Заключение

     Весь воспитательный процесс опирается на принципы:

- общественная направленность воспитания;

- связь воспитания с жизнью, с трудом;

- опора на положительное в воспитании;

- гуманизация;

- личностный подход;

- единство воспитательных воздействий.

     Личностный подход (изучение внутреннего мира человека) имеет особенное значение. Без изучения индивидуальных особенностей, темперамента, черт характера, взглядов, вкусов, привычек своих воспитанников, диагностики сформированности личностных качеств невозможен воспитательный процесс.

      Чрезвычайно важно научить воспитанника узнавать себя, свои возможности, силу и слабости.

      Нормально развивающаяся личность ребёнка с позитивной позицией по отношению к себе способна к более лёгкой и быстрой адаптации и социализации в школе, в жизни.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документация школьного методического объединения

1. Положение о методическом объединении. 2. Банк данных об учителях МО. 4. Задачи МО на текущий учебный год. 5. Тема методической работы, её цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный...

В помощь руководителю школьного методического объединения

 В помощь руководителю школьного методического объединения...

Методические рекомендации по планированию деятельности школьного методического объединения. Составитель : методист Чупина Л.А.

Руководство по работе ШМО, которое мы используем в нашем лицее №329 Невского района Санкт-Петербурга....

Районный конкурс школьных методических объединений «Лучшее методическое объединение учителей физической культуры»

Добрый день, уважаемые  коллеги!Я рада приветствовать вас на районном конкурсе методических объединений.Слайд№2           Школ у нас в районе мно...

Анализ методической работы школьного методического объединения гуманитарного цикла за 2015-2016 год.

В анализе подведены итоги работы членов ШМО учителей гуманитарного  цикла по разным  направлениям. Определены задачи  работы на новый уебный год...

2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»

2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»...

Методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга на пути совершенствования работы школьных методических объединений в условиях реализации инновационной деятельности

В 2018-2019 учебном году методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга много внимания уделяло на развитие инновационного образования, на совершенствование образовате...