Возможности логопедичсекого массажа.
статья на тему

Хилай Марина Аркадьевна

Статья предназначена больше для педагогов, но будет интересна и родителям. В ней говорится о логопедическом массаже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности логопедического массажа.

     Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Он представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

     Актуальность логопедического массажа в коррекции артикуляторных расстройств вызвана тем, что в последние годы идет неуклонный рост количества детей с различными видами речевых нарушений. Логопедический массаж эффективен в преодолении многих расстройств в артикуляции: дизартрии, ряда форм дислалии и ринолалии. Логопедический массаж помогает расслабить губы, щеки, язык, лицо, чтобы была возможность правильно формировать произношение звуков. Кроме того, он способствует размягчению тканей, их гибкости и правильной артикуляции нужных звуков.
    Правильный подбор рекомендуемых массажных комплексов позволяет быстрее и более устойчиво нормализовать тонус мышц артикуляционного аппарата, координировать тонкие артикуляционные движения.
 Массаж делается для решения следующих задач:

• коррекция произношения звуков, когда они не соответствуют правильному звучанию, например, если ребенок не может научиться говорить шипящие или звук "р";

• когда необходимо улучшить состояние голоса - для этого необходимы медицинские показания;

• нормализация речевого дыхания - иногда ребенок не может правильно произнести слово из-за сбивчивого дыхания;

• уменьшение эмоционального напряжения;

• коррекция проблем с заиканием, дизартрией, ринолалией, нарушением голоса;

• увеличение тонуса мышц голосового аппарата и ротовой полости, когда нет необходимого напряжения для произношения звуков;

• уменьшение гиперсаливации (усиленного слюноотделения);

• укрепление рефлекса глотки при говорении;

• улучшение артикуляции.

     Ошибаются те, кто считает, что действие массажа сводится лишь к механическому влиянию на определенные участки тела. Он стимулирует организм в целом, усиливает обменные процессы в определенных тканях и органах, что способствует улучшению сна, увеличению силы и эластичности мышц. Массаж облегчает продвижение крови по капиллярам, ускоряет венозный отток, а значит, помогает скорейшему заживлению ран и созреванию рубцов. Массаж мягкого нёба может несколько удлинить его.

     Массаж в ротовой полости противопоказан при стоматитах, ангинах, острых респираторных заболеваниях, повышенной температуре тела. В этом случае его следует заменить (!) полосканием горла настоями трав (шалфей, ромашка, календула и др.) 2-3 раза в день. Обучить этому следует самого ребенка и окружающих его взрослых.

     Выполняется массаж только чистыми, сухими, теплыми руками с коротко остриженными ногтями, подушечками пальцев. Нагрузку увеличивают постепенно. Массаж может длиться от 2 до 10 минут. Проводить его необходимо ежедневно, а для органов ротовой полости – натощак.

     Не массируйте ребенка, если он в плохом настроении. Массаж и все виды ЛФК ребенок должен воспринимать как интересную игру.

 Приемы массажа

В логопедической работе с детьми применяют четыре приема массажа в такой последовательности: поглаживание; растирание; разминание; вибрация.

Поглаживание улучшает кожное дыхание, усиливает выделительную функцию кожных желез, повышает кожно-мышечный тонус, сократительную функцию мышц, способствует раскрытию резервных капилляров, от чего кожа становится гладкой и упругой.

Поглаживание артикуляционных органов проводят медленно, ритмично. А мягкое нёбо и подъязычную связку массируют только по направлению их удлинения. Существует прямолинейное, спиралевидное и комбинированное поглаживание. Именно поглаживанием начинают и заканчивают массаж.

Растирание производится в местах, склонных к застойным явлениям (например, область рубца). Кожа вместе с подлежащими тканями растягивается или смещается в различных направлениях. При растягивании усиливается кровообращение и происходит местное повышение температуры тела на 1-2 С. Существует прямолинейное, спиралевидное, кругообразное растирание и растирание «щипками».

 

Разминание - основной прием действия на мышечную ткань. Это пассивная гимнастика для мышц. Здесь происходит захватывание, оттягивание, отодвигание мышцы и попеременное давление на ткань. Производят разминание подушечками большого и указательного пальцев.

Вибрация делается кончиками пальцев, установленными перпендикулярно к массируемому участку. Движения выполняются с максимальной частотой. Вибрация стимулирует рефлексы, приводит к восстановлению угасших рефлексов, имеет выраженное обезболивающее действие.

 Детям необходимо постепенно привыкать к массажу, который не должен превращаться в истязание, поскольку его приходится делать очень длительное время (6-12 месяцев, а иногда и больше).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные виды развивающего массажа

В процессе логопедической работы мне стало очевидно, что детям со значительными речевыми расстройствами (алалия, стертая дизартрия; дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой и д...

Цикл логопедических занятий:"Обучение пересказу по серии сюжетных картин с использованием массажа фаланг пальцев" для детей 5-7 лет.

Авторами предлагается авторская разработка массажа фаланг пальцев,по десяти лексическим темам,являющаяся эффективной стимуляцией речевого развития.Подробное описание упражнений в конспектах занятий да...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей переферического речевого аппарата. Логопедический массаж предста...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 34.02.02  Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья   по зрению)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРАВА » по ППССЗ специальности 34.02.02 «Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)»

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы права» разработана на основе и согласно требованиям Федерального государственного стандарта(далее-ФГОС) по программе подготовки специалистов ср...

Карточки: " Массаж Су-джок, самомассаж, игровой массаж"

Данный материал будет полезен учителям-логопедам и родителям для организации помощи детям с речевыми проблемами....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по истории ОГСЭ.02 для специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)

Рабочая  программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 История (базовая подготовка) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее ФГОС) по специальностям...