методический семинар
методическая разработка на тему

методический семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_seminar.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар

«Формирование читательских компетенций на основе активных форм обучения»

Люди перестают думать, когда перестают читать.

Д.Дидро.

Читательская компетенция - качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее

возможность решения возникающих учебно-академических, социальных,

а впоследствии и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно-профессиональной деятельности.

Актуальность темы

1. Бедный кругозор и речевое развитие 

Бедный кругозор связан с бедным опытом. Отсутствие в речи нужного слова не дает также возможности воспринять смысл понятий, добиться ясности в учебных вопросах. Многие слова и понятия ребята слышали,  но у них не возникает никакого образа предмета. Поэтому материал не воспринимается, хотя взрослому кажется, что он говорит просто и объясняет понятно. Возникает также проблема неясного, смутного, примерного понимания, абсолютно недостаточного для закрепления знаний. Трудно представить, сколько сложностей возникает перед учениками, готовящимися к ГИА, если им не ясны даже обычные разговорные слова (их приходится запоминать как термины), в этом случае не ясен для них сам предмет беседы.

2.Способность учиться «добывать» знания 

Учащиеся заучивают часто термины и целые схемы наизусть.

Однако после урока они не в состоянии воспроизвести пройденные термины и схемы правильно.

3.Отсутствие навыка работы со словарём и справочной литературой. 

Многие дети не понимают половины того, что читают. Именно книжная (бумажная) форма словарей при поиске слова дает возможность увлечься словарной работой.

4. Отсутствие умения сопоставлять 

Нет навыков работы с составными текстами, когда информация представлена разными по жанру фрагментами, т.е. необходимо сравнивать, сопоставлять и соединять.

5. Слабое умение анализировать 

Нет привычки видеть детали; не выработано умение сформулировать и переформулировать вопрос.

Цель:

создание педагогических условий для  успешного формирования читательских компетенций учащихся.

Задачи: 

  • выявить педагогические условия оптимизации процесса обучения на уроках русского языка и литературы для формирования читательских компетенций учащихся;
  • проверить на практике позитивное влияние  данных условий на повышение качества  читательских компетенций;
  • скорректировать пробелы в работе с применением новых методов и форм работы.

Предполагаемые результаты 

1.Положительная динамика мониторинга читательской компетенции.
2.Сформированность читательской эрудиции и художественного вкуса.
3.Развитие логического и критического мышления посредством использования различных техник и приемов.

Теоретическая часть 

Для повышения уровня читательских компетенций обучающихся  использую  педагогические технологии:
-
Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек);
-
Система филологических задач по пониманию текста (Л.Г.Борисова);
-
Методика развития информационной грамотности (О.Н.Мяэотс, О.Громова);
-
Методика развивающего чтения (И.И.Тихомирова);
-
Технология формирования информационной культуры личности (Н.В.Збаровская, Н.И.Гендина); 
-
Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения (Э.А.Орлова).

Формирование читательских компетенций невозможно представить без работы с текстом, особенно при  подготовке к ОГЭ И ЕГЭ.

Работа с текстом формирует

- способы концентрации внимания при чтении;

- интеллектуальные приёмы, обеспечивающие понимание читаемого текста (дифференциация содержания, выделение существенных структурных и смысловых элементов);

- приёмы, способствующие освоению учебных материалов (составление плана, ответы на вопросы. интерпретация смысла);

- понимание текста (выделение его уровней).

 Основными приёмами работы с художественными и учебными текстами являются составление плана интерпретации текста, выписки и цитаты в соответствии с планом, составление тезисов, выделение проблемы, выявление авторской позиции, составление конспекта, сопоставительный анализ однотипных текстов.

В каждом тексте существует 3 вида информации:

  • фактуальная,
  • подтекстовая,
  • концептуальная.

Поэтому, задавая вопросы к тексту, нужно помнить, что они должны быть трёх видов:

лежащие на поверхности (Кто…? Где…?),

находящиеся между строк (Почему…? Как…?),

связывающие текст с жизнью, с опытом учащихся (В чём актуальность…?).

В 5-6 кл. это образно-оценочно-информационные тексты развлекательного, юмористического, сказочного характера: они вызывают у учащихся интерес. Активизируют мыслительную деятельность.

В 7-9 кл. это оценочно-информационные тексты публицистического характера.

В 10-11 кл. текст должен касаться этических, нравственных и других социально или личностно значимых проблем, содержать материал для раздумий и вызывать желание высказать своё мнение по поводу прочитанного.

Использование исследовательских технологий (проблемно - поисковые). «Данная технология требует реализации педагогической модели - «обучение через открытие» Ведущий метод – проблемное обучение».

 Проблемное обучение составляет основу развивающего обучения, но задания,  преподнесенные в одной и той же форме,  теряют свой положительный эффект, поэтому я стараюсь их разнообразить так, чтобы они будили мысль учеников, пробуждали желание узнать что–то новое, побуждали к самообразованию, саморазвитию. Это могут быть задания на сравнение,  группировку, классификацию и т. д. Часто использую задания разной степени проблемности. Сначала задание предлагается на боле трудном уровне. Тем, кто не сможет справиться с заданием самостоятельно, даю карточки, которые предлагают различную меру  помощи при выполнении задания, т. е. его индивидуализацию. Выполняя подобные задания, учащиеся сравнивают, сопоставляют, анализируют, делают самостоятельные выводы. При этом могут обращаться к справочной литературе, что делает процесс обучения наиболее эффективным. При такой организации проблемного урока нет изначального деления на «сильных», «слабых» - задачи всем одинаковые. Конечный результат - формулировка правила на одном из уровней проблемности – показатель самостоятельности и активности мыслительной деятельности учащихся. 

Использование информационных технологий 

Считаю, что важная роль  по формированию у детей определенного набора знаний, в пробуждении их стремления к самообразованию, реализации своих способностей отводится новым информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс, начиная с его самых ранних этапов.

Если грамматический разбор, редактирование текста могут быть относительно независимыми компонентами урока, то орфографическая работа на компьютере находится в тесной взаимосвязи с непосредственным письмом в тетради.

Компьютер помогает быстро и эффективно самостоятельно работать с объемным текстом. Используя возможность выделения из текста

главного, ключевых фраз, ребенок учится на основе отобранной

информации  составлять короткий  конспект, у него формируются

навыки рационального запоминания материала.

С помощью компьютера учащиеся с удовольствием создают свои текста, отрабатывают навыки работы с информацией, сопоставляют тексты.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - современная « надпредметная» педагогическая технология.

Она решает следующие задачи:

- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.

- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров.

  • информационной   грамотности:  
  •  развития   способности  
  •  к самостоятельной аналитической и
  • оценочной работе с информацией
  • любой сложности.

-социальной компетентности:

 формирование

коммуникативных навыков

 и ответственности за знание.

Система филологических задач позволяет школьнику получить опыт самостоятельного анализа (рефлексии), учителю – планировать ситуации актуализации ценностного опыта ученика. Цель работы по этой системе – формирование духовной культуры, потребности в самореализации,

начитанности, навыков анализа и синтеза, творческого мышления, способности к диалогу, критического мышления, адекватности самооценки.

В представленном опыте описаны педагогические условия, позволяющие формировать читательскую компетентность обучающихся. При использовании указанных  методик педагог предстает как партнер, то есть тот, кто дает возможность обучающимся проявлять, порождать личные переживания, новые смыслы и проявляет их сам.
Обучающиеся формируют на уроке навыки мышления и рефлексии. При этом учитель должен выступать организатором учебной деятельности, быть способным предоставить необходимую информацию, предположить различные способы анализа какой-либо ситуации. Его собственная точка зрения должна представлять собой равноправную позицию по отношению к членам группы. Только в этом случае возможно формирование личностной позиции каждого участника коллектива, в котором возникает равноправный полилог, а ученик и учитель становятся единомышленниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...