Научно-исследовательская работа педагога.
статья на тему

Терешина Татьяна Михайловна

В контексте широкого внедрения инноваций в образовательные учреждения значительно возрастает роль педагога как непосредственного носителя новаторских идей и процессов. Это требует от него психолого-педагогической готовности осуществлять свою изыскательскую деятельность в инновационной информационно-образовательной среде, творческого подхода к решению педагогических задач в меняющихся обстоятельствах и специальной подготовки к проведению научно-исследовательской и научно­экспериментальной работы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauch.issled.deyat_.pedagoga.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

 Научно-исследовательская работа педагога

  В контексте широкого внедрения инноваций в образовательные учреждения значительно возрастает роль педагога как непосредственного носителя новаторских идей и процессов. Это требует от него психолого-педагогической готовности осуществлять свою изыскательскую деятельность в инновационной информационно-образовательной среде, творческого подхода к решению педагогических задач в меняющихся обстоятельствах и специальной подготовки к проведению научно-исследовательской и научноэкспериментальной работы.
  Психолого-педагогическая готовность педагога к проведению названной выше работе рассматривается как:
  а) интегративно-личностное образование, включающее мотивационно-ценностное отношение к этому виду деятельности;
  б) профессионально-личностные качества, обеспечивающие успешность научноисследовательской и научно-экспериментальной деятельности;
  в) сформированность системы методологических знаний и исследовательских умений и навыков;
  г) физическое и умственное состояние человека, позволяющее эти знания, умения и навыки продуктивно применять при решении различных изыскательских работ.
  Кроме того, И.П. Павлов к ведущим качествам личности исследователя относил: научную последовательность; прочность познания азов науки и стремление от них к вершинам человеческих знаний; сдержанность, терпение; готовность и умение делать черновую работу; умение терпеливо накапливать факты; научную скромность; готовность отдать науке всю жизнь [12].
  Наш опыт показал, что успешное осуществление научно-исследовательской и научно-экспериментальной деятельности обеспечивается при условии, если педагог- исследователь владеет знаниями специфики и технологии целенаправленного научного экспериментирования и исследовательского поиска, методологии и технологии организации педагогического эксперимента, а также технологий педагогического измерения, оценки и интерпретации результатов научно-педагогических изысканий.
  При всем многообразии инновационных технологий обучения (дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и др.) реализация ведущих педагогических функций остается за педагогом. Он может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, эксперта, консультанта, пользователя и маркетолога.
  Для формирования у педагога таких качеств необходима разносторонняя подготовка в области педагогики, психологии, средств информатизации, управления, эргономики и других наук. На этой базе формируется компетентность педагога в области проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы, готовность к восприятию, экспертизе и реализации инноваций в педагогической практике. Авторами предлагается учебно-методический комплекс «Основы психолого-педагогических исследований», позволяющий осуществлять такую подготовку. Использование в реальной практике комплекса позволяет формировать совокупность качеств, характеризующих творческую личность: направленность, эрудиция, педагогические способности и умения, черты характера и др. [6].
  Особую роль в развитии качеств педагога-исследователя играет самообразование. Оно представляет собой целенаправленную деятельность, управляемую самой личностью, с целью повышения своей компетентности в какой-либо области науки, техники, культуры и т. п. Направление и содержание самообразования определяются самим педагогом в соответствии с его потребностями и интересами (например, видом решаемой научно-исследовательской задачи, формирование исследовательских умений и др.).
  Овладение навыками процесса самообразования педагогом, как показывает практика, свидетельствует об уровне сформированности его изыскательской культуры, которая включает в себя: целенаправленное применение мыслительных операций; умения и навыки творческого решения различных исследовательских задач; умение сосредоточиться на наиболее важных в данный момент времени проблемах; владение рациональными приемами и методами осуществления научного поиска; целесообразный перенос полученных знаний в новые условия; владение в совершенстве устной и письменной речью; соблюдение гигиены умственного труда и его педагогически целесообразную организацию; разумное расходование своих физических и духовных сил; адекватную самооценку качества результатов выполненного исследования; критичность и самокритичность, умение работать со средствами информатизации и др.
  Важная роль принадлежит педагогу при руководстве научно-исследовательской и научно-экспериментальной работой обучающихся. Она выражается в: помощи в поиске необходимых источников информации для выполнения изыскания; консультировании обучающихся по разным направлениям; координации процесса выполнения научноисследовательской и научно-экспериментальной работы; морально-психологической поддержке и ободрении обучающихся; осуществлении непрерывной обратной связи с обучающимися, с целью оказания методической помощи быстрее выполнить исследовательскую работу и др.
  Наш опыт показывает, что результативность осуществления научноисследовательской и научно-экспериментальной работы педагогом возможна только при систематическом повышении его уровня теоретической подготовки, развитии навыков поисковой деятельности, умении осуществлять прогноз последствий внедрения той или иной инновации в педагогический процесс, формировании толерантности и др. Кроме того, при решении исследовательских задач необходимо в комплексе применять мыслительные операции. Такой подход позволит исследователю выработать стратегический план своей изыскательской деятельности.
  Основными направлениями научно-исследовательской и научноэкспериментальной деятельности педагога образовательного учреждения могут быть следующие: выполнение бюджетных научно-изыскательских работ, коллективных договоров; написание и подготовка научных статей, докладов выступления на методических и методологических семинарах, конференциях; участие в работе советов, предметно-методических комиссий; руководство научно-исследовательской работой студентов; консультации обучающихся, участвующих в научно-исследовательской работе; обучение в аспирантуре, магистратуре; соискательство; работа в аспирантских семинарах вуза и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...

Научно-исследовательская деятельность как способ личностного роста детей и раскрытия их творческого потенциала. (Из опыта работы педагога- психолога МБОУ гимназии «Перспектива» Кривенковой Е.В.)

Доклад посвящен актуальной на сегодняшний день проблеме развития научно- исследовательской деятельности детей как эффективного способа раскрытия личностного потенциала и  способствующего их дальн...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: «Информатизация на уроках английского языка в формировании навыков научно-исследовательской проектной работы у студентов»

В статье рассматриваются причины информатизации на уроках английского языка, развитие проектной деятельности студентов в колледже. Раскрываются вопросы общеучебных умений и межпредметных связей.Описыв...

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Совместная, педагог+незрячий воспитанник, Научно исследовательская работа "Неизвестный известный Бах"

Данный материал является частью большой работы. Нами создан продукт в виде презентации не требующий присутствия педагога при просмотре, так как презентация с автоматическим озвучиванием и музыкальным ...